ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

Продолжение. См. № 27–28, 29, 30, 31/2004

Национальная Стратегия сохранения биоразнообразия России

– Разработка научных основ сохранения биоразнообразия агроценозов и урбанизированных территорий.

В области разработки научных основ восстановления биоразнообразия.

– Разработка научных основ восстановления нарушенных природных экосистем.
– Разработка технологий восстановления популяций отдельных видов и многовидовых сообществ на деградированных территориях и акваториях.
– Разработка технологий рекультивации и создание аналогов природных экосистем на техногенно нарушенных землях.

В области научно-правовых исследований для сохранения биоразнообразия.

– Разработка научных основ использования экосистемного подхода и биологических принципов сохранения биоразнообразия в законодательстве.
– Разработка научных основ законодательства в области стандартизации, лицензирования, сертификации, нормирования и аудита.
– Разработка научных основ законодательства в области доступа к генетическим ресурсам.

В области экономических механизмов сохранения биоразнообразия.

– Разработка методов экономической оценки биоразнообразия с учетом его средообразующей функции, совершенствование методов экономической оценки ущерба живой природе с учетом отдаленных последствий.
– Разработка взаимосвязанных макроэкономических и специальных экономических инструментов (экологизация налогообложения, создание экологически ориентированных национальных счетов, стимулирование создания рынков экологически чистой продукции, технологий и оборудования и т.п.).
– Выявление областей и условий эффективного и подчиненного применения экономических методов (оптимизация комплекса экономических и административных методов).

В области образования, просвещения и формирования общественного сознания.

– Разработка методов мониторинга экологических аспектов общественного сознания.
– Социологический анализ связей экологического сознания (в отношении сохранения биоразнообразия) с характеристиками разных социальных групп населения и деятельностью политических партий, объединений, религиозных конфессий и общественных организаций.
– Разработка принципов работы с разными социальными и возрастными группами населения в области экологического просвещения и пропаганды идей сохранения биоразнообразия.
– Корректировка методик экологического и биологического образования на всех уровнях с учетом проблем сохранения биоразнообразия.
– Создание междисциплинарного толкового словаря терминов и понятий, связанных с проблемами сохранения биологического разнообразия.

4.7. Мониторинг биоразнообразия и процессов, воздействующих на него

В России сложились отраслевые системы сбора информации о состоянии используемых биологических ресурсов в сельском, лесном, рыбном, охотничьем, водном хозяйствах, государственной санитарно-эпидемиологической службе, службе земельного учета, системе особо охраняемых природных территорий. Однако, отраслевые системы учета биоресурсов охватывают биоразнообразие не полностью, они разобщены, используют различные параметры и методы сбора данных. Эффективность работы многих из них в последние годы сильно снизилась.

Мониторинг должен обеспечивать органы управления, научные, общественные организации, коммерческие структуры и население информацией о состоянии биоразнообразия и тенденциях его изменения. Оперативная информация о состоянии биоразнообразия должна позволять своевременно корректировать управляющие воздействия, направленные как непосредственно на биосистемы, так и на социально-экономические процессы, влияющие на них. Наиболее общая информация о биоразнообразии должна входить в национальную отчетность о состоянии среды.

Основные задачи

Инвентаризация биоразнообразия на популяционном, видовом и экосистемном уровнях, а также инвентаризация почв. Выявление и оценка состояния особо ценных, редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов биоразнообразия и почв. В первую очередь инвентаризацию биоразнообразия необходимо провести в регионах, где наиболее высока опасность его разрушения, что даст возможность максимально быстро приступить к разработке и реализации программ по сохранению биоразнообразия в этих регионах.

Формирование системы мониторинга биоразнообразия, его реализация, обеспечение системы управления данными, необходимыми для принятия решений.

Многообразие и сложность объектов мониторинга, различия условий в регионах не позволяют строить систему мониторинга в России по единому образцу. Эффективную единую государственную систему мониторинга биоразнообразия (как подсистему ЕГСЭМ – Единой государственной системы экологического мониторинга) необходимо создавать путем организации единого информационного пространства и развития распределенной системы относительно самостоятельных региональных, отраслевых и других информационных структур.

В систему мониторинга биоразнообразия должны быть включены следующие взаимосвязанные подсистемы.

– Федеральный информационно-аналитический центр по биоразнообразию, координирующий работу по сбору, хранению и анализу данных и ориентированный на обеспечение управленческих действий федерального уровня, а также выполнение международных обязательств России в области сохранения биоразнообразия.
– Региональные системы мониторинга биоразнообразия на базе региональных центров мониторинга при обязательном участии заповедников и биологических станций. Эти системы ориентированы на информационную поддержку управленческих решений регионального уровня, а также на сбор и обработку информации, запрашиваемой федеральным центром мониторинга.
– Отраслевые системы мониторинга биоресурсов в сельском, лесном, рыбном, охотничьем, водном хозяйствах, санитарно-эпидемиологической службе, системе особо охраняемых природных территорий.
– Информационная система по генетическим ресурсам.
– Система анализа данных о состоянии земель и почв.
– Система анализа данных о состоянии абиотических компонентов окружающей среды в аспекте сохранения биоразнообразия.
– Система анализа данных дистанционного зондирования.
– Системы анализа данных общей госстатистики (для учета воздействий человека на живую природу) и данных мониторинга общественного мнения (для выявления отношения различных общественных групп к биоразнообразию).

Для формирования системы мониторинга необходимы следующие действия.

– Организация федерального и региональных информационно-аналитических центров по биоразнообразию.
– Разработка системы индикаторов биоразнообразия, включая показатели состояния популяций, видов, сообществ и экосистем, а также показатели состояния здоровья организмов в природных популяциях; разработка схемы территориального размещения наблюдения, методик использования современных технических средств, включая дистанционные системы сбора информации.
– Разработка единых стандартов сбора, хранения и представления информации о биоразнообразии с учетом существующих отраслевых традиций.
– Корректировка в соответствии с целями сохранения биоразнообразия традиционных отраслевых систем учета биоресурсов, включая систему мониторинга на особо охраняемых природных территориях.
– Организация информационной системы по генетическим ресурсам.
– Организация связи с системами мониторинга состояния абиотических компонентов окружающей среды.
– Организация связи с системой государственного мониторинга земельных ресурсов; создание системы мониторинга охраняемых почв.
– Организация системы сбора данных о состоянии не используемого в экономике биоразнообразия вне особо охраняемых территорий. Существенный объем данных в этой области может быть получен от научных организаций, любителей природы, учащихся.
– Разработка методов и систем учета данных о деятельности хозяйственных структур для оценки их воздействия на состояние биоразнообразия.
– Организация использования данных дистанционного зондирования для мониторинга биоразнообразия.
– Согласование и информационная интеграция региональной и отраслевой информации о биоразнообразии.
– Организация подготовки данных мониторинга биоразнообразия для их использования в системах принятия решений на всех уровнях государственного управления и во всех секторах экономики.
– Обеспечение подготовки технико-оперативного персонала и руководителей информационных центров по биоразнообразию.

5. Приоритеты действия на федеральном уровне

5.1. Основы системы критериев для определения приоритетов действия

Система критериев для определения приоритетов действия по сохранению биоразнообразия должна соответствовать цели и принципам Стратегии.

Эта система на федеральном и региональном уровнях должна включать следующие группы качественных и количественных критериев:

– критерии для выбора приоритетных объектов биоразнообразия (экосистем, сообществ, видов, популяций);
– критерии для выбора приоритетных территорий (регионов – на федеральном уровне и участков – на региональном);
– критерии для определения необходимых направлений действий и мер;
– критерии для оценки проектов по сохранению биоразнообразия.

Объекты биоразнообразия и территории должны оцениваться по трем группам критериев:

– критериям оценки состояния и тенденций изменений объектов или территории (численность и ареал вида, площадь сохранившихся экосистем данного типа, степень антропогенной трансформации территории и т.д.);
– критериям важности объекта или территории для устойчивого сохранения биоразнообразия в целом (например, уровень возможных генетических потерь при утрате вида, роль вида в экосистеме, роль местообитания для сохранения вида и т.д.);
– социально-экономическим и технологическим критериям (хозяйственная и культурная ценность вида или экосистемы, угрожающие социально-экономические процессы, действующие меры охраны, наличие разработанных природоохранных технологий, необходимые затраты, экономическая эффективность и т.д.).

Направления действия, меры и проекты по сохранению биоразнообразия должны оцениваться по трем группам критериев:

– критериям соответствия цели и принципам Стратегии;
– критериям осуществимости (возможность успешной реализации действия или проекта в период действия Стратегии);
– критериям эффективности (соотношение затрат и экологического эффекта).

Последовательность выбора приоритетов должна быть следующей:

– выбор приоритетных объектов биоразнообразия и территорий и определение необходимых для их сохранения мер;
– определение приоритетных направлений действия в социально-экономической сфере и определение конкретных мер по их реализации;
– оценка и выбор проектов для Плана действий и формирование заказа (поиск) на недостающие проекты.

В тех случаях, когда выбор одного приоритетного объекта или направления действия невозможен (неэффективен), следует исходить из задачи одновременной реализации группы приоритетных действий, которые в комплексе определяют устойчивость системы в целом (на уровне страны или региона, в зависимости от уровня принятия решения). Распределение имеющихся средств между этими приоритетными действиями или объектами следует проводить с учетом их взаимного влияния (отказ от реализации одного проекта может сильно снизить эффективность других проектов и, наоборот, реализация какого-то одного проекта может существенно облегчить выполнение других; то же верно и для объектов сохранения – отказ от сохранения одного может сильно снизить устойчивость других).

5.2. Объекты биоразнообразия и меры их сохранения

5.2.1. Охрана видов

Задача сохранения разнообразия видов животных и растений решается в рамках популяционно-видового подхода.

Общее состояние видового разнообразия России относительно благополучно. Россия продолжает оставаться одним из важнейших регионов, поддерживающих глобальное видовое разнообразие. В то же время методы хозяйствования второй половины XX в. привели к существенному нарушению флористических и фаунистических комплексов в ряде регионов, многие виды оказались в критическом состоянии и были занесены в Красную книгу Российской Федерации.

5.2.1.1. Основные угрозы для видового разнообразия России

Основными угрозами для видового разнообразия России являются следующие:

– уничтожение и нарушение местообитаний;
– химико-технологическое направление развития сельского хозяйства;
– загрязнение среды;
– чрезмерная эксплуатация природных популяций животных и растений;
– акклиматизация и интродукция чужеродных видов, саморасселение инвазийных видов, распространение болезней животных и растений;
– широкое введение в хозяйственную практику трансгенных, как правило, более продуктивных сортов растений и пород животных, которое может привести к вытеснению и исчезновению традиционных разновидностей, сортов и пород.

Основными результатами негативного воздействия человека на биологические характеристики видов являются:

– прямое сокращение численности;
– ухудшение физиологического состояния организмов;
– нарушение воспроизводства;
– повышение смертности организмов на начальных стадиях развития и взрослых особей;
– нарушение жизненных циклов, в том числе миграционных;
– нарушение половой и возрастной структуры популяции;
– нарушение генетической структуры популяций, утрата генетического разнообразия;
– нарушение популяционной структуры вида;
– неадаптивное изменение поведения животных.

Эти последствия могут быть различными в зависимости от сочетания факторов воздействия и конкретных условий среды. Но в конечном итоге все они ведут к сокращению численности и исчезновению отдельных популяций и вида в целом.

5.2.1.2. Приоритетные меры по сохранению видов и популяций

Приоритетную роль в программах сохранения видов следует отдавать методам их сохранения in situ, поскольку только в природной среде возможно полноценное и долговременное сохранение видов живых организмов и продолжение их естественной эволюции. Приоритетными способами в общем случае являются те, которые сводят к минимуму любые воздействия, нарушающие объект биоразнообразия, и сохраняют его в типичной среде обитания.

Сохранение видов ex situ не следует рассматривать как самостоятельную задачу. Эти методы всегда должны быть частью программ по восстановлению видов и возвращению их в природу. Применение этих методов необходимо в следующих случаях:

– если в настоящее время невозможно блокировать действие основных лимитирующих факторов;
– при критически низкой общей численности, обусловливающей недопустимо высокую вероятность случайного исчезновения вида (популяции) из природы;
– при сильных нарушениях генетической структуры популяций (включая снижение генетического разнообразия), приводящих к инбредной депрессии, снижению жизнеспособности особей и проявлению нетипичных для вида признаков;
– при разрушении механизмов самовосстановления популяции и необходимости ее искусственного воспроизводства.

Параллельно с сохранением вида ex situ необходимо решать задачи восстановления его природных местообитаний и блокирования основных негативных антропогенных воздействий на вид.

Исключением из этого правила является представляющее собой самостоятельную задачу сохранение ex situ видов, которые исчезли из природы и в ближайшем обозримом будущем их реинтродукция не представляется возможной. Эти виды могут сохраняться в научных и образовательных целях, а также как носители потенциально полезной для человека в будущем генетической информации.

Анализ социально-экономических условий сохранения вида определяет конкретные формы реализации избранных способов сохранения вида, экономические и правовые механизмы блокирования антропогенных факторов, а также необходимые мероприятия в области образования, просвещения и формирования общественного сознания.

5.2.2. Охрана экосистем

Экосистемы полярных пустынь, тундр и лесотундр

Арктика является ключевым регионом для обеспечения национальных интересов России и устойчивого развития всего циркумполярного региона. Россия ответственна за сохранение биоразнообразия арктического региона и за нормальное развитие коренных народов Севера Евразии.

Состояние биоразнообразия российской Арктики в настоящее время в целом можно считать относительно благополучным – сохранились большие пространства тундр и акваторий с коренными типами экологических сообществ, не подверженных прямому воздействию человека.

Однако в последние десятилетия очаговое размещение промышленных предприятий начало переходить в фазу фронтального или сплошного освоения территорий и акваторий, что чревато полным разрушением арктических экосистем на обширных площадях. Негативные антропогенные воздействия здесь проявляются в особенно острой и опасной форме, что вызвано аккумуляцией на относительно небольшой площади Арктики загрязнений с огромных пространств в результате действия Гольфстрима, стока крупных рек на север и глобального атмосферного переноса загрязнений; высокой чувствительностью и слабой способностью арктических экосистем к самовосстановлению из-за низкой интенсивности биоценотических процессов. В настоящее время популяции некоторых арктических видов животных и растений, а также ряд уникальных сообществ, экосистем и их территориальных комплексов регионального масштаба находятся в критическом или даже катастрофическом состоянии и требуют незамедлительных мер на федеральном уровне.

Основные угрозы для биоразнообразия арктических экосистем.

Загрязнение среды следующими источниками:

а) комбинаты цветной металлургии (Норильский, Печенганикель, Североникель и др.);
б) нефтегазодобыча, транспортировка нефти и газа, разведка месторождений нефти и газа в прибрежных районах и на арктическом шельфе;
в) глобальные загрязнения (Гольфстрим, сток сибирских рек, атмосферный перенос);
г) последствия новоземельских ядерных испытаний в атмосфере и на море;
д) атомные флотилии и береговые базы;
е) сбросы твердых и жидких отходов военных и промышленных объектов на шельфе.

Промышленное освоение арктических территорий, неконтролируемое использование вездеходного транспорта в летнее время.
Крайнее ослабление государственного контроля за состоянием биоразнообразия в Арктике, ослабление режима охраны заповедных территорий.
Неконтролируемая эксплуатация природных популяций животных и растений – промысел, охота, коммерческий сбор коллекционных материалов (эта особенно опасная для редких и находящихся под угрозой исчезновения видов форма воздействия стремительно усиливается в последние годы).
Вытеснение и уничтожение добывающими компаниями экологически сбалансированных систем традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера.

Результаты антропогенных воздействий на арктические экосистемы.

Уничтожение, изменение и фрагментация природных экосистем.
Процессы криогенной эрозии в результате нарушений естественного растительного покрова и загрязнений.
Инвазии чужеродных видов, вытеснение аборигенных арктических видов пришельцами из более южных природных зон, космополитными или синантропными формами, имеющими преимущества в антропогенно преобразованных ландшафтах.
Нарушения биоценотической структуры и подрыв кормовой базы животных вследствие загрязнения и перевыпаса.
Неблагополучное состояние мест зимовок и путей миграции ряда видов животных.

Приоритетные меры по сохранению арктических экосистем.

Выделение Арктики в область с особым режимом природопользования. Разработка Арктической доктрины и принципиально нового федерального законодательства в отношении арктических регионов.
Повышение эффективности работы охраняемых территорий и акваторий Арктики. Больше внимания необходимо уделять малым формам территориальной охраны (памятникам природы, микрозаповедникам, заказникам) в целях сохранения отдельных уникальных урочищ и мест обитания узкоареальных эндемичных видов, подвидов, популяций. Важным фактором повышения эффективности системы особо охраняемых природных территорий является широкое привлечение к их работе коренных народов Севера.
Восстановление сети и реорганизация работы полярных станций, включение в их функции элементов биомониторинга, обновление и расширение научно-исследовательского и разведывательно-патрульного флота в целях слежения за состоянием и исследования биоразнообразия Арктики.

Регионы и объекты биоразнообразия, требующие особого внимания:

– регионы, наиболее активно осваиваемые человеком, где велика опасность полного разрушения арктических экосистем: Кольский полуостров, низовья Печоры, Большеземельская тундра, полуостров Ямал, Обская губа, юго-запад Таймыра, горнодобывающие районы севера Якутии и Чукотки;
– приоритетные экосистемы и сообщества:

а) сообщества лугового или разнотравно-кустарничкового типов на южных склонах;
б) марши и приморские солончаковые луга;
в) зоогенные (в первую очередь орнитофильные) биоценотические комплексы на птичьих базарах, колониях, других местах постоянного или длительного пребывания животных;
г) острова леса и зарослей высокоствольных кустарников, проникающие на север по поймам и иным элементам ландшафта, лесные форпостные сообщества на крайнем пределе лесной полосы – Большеземельская тундра, Ямал, Чукотка;
д) тундростепные сообщества – плейстоценовые реликты северо-востока Азии.

Экосистемы лесов

Леса – важнейший фактор поддержания биосферных процессов, в том числе регуляции газового состава атмосферы и климата, мощнейший возобновляемый источник сырья. Леса всегда были одним из основных богатств России. Наша страна была и остается самой многолесной державой мира.

Несмотря на интенсивную эксплуатацию, лесные экосистемы России сохранились лучше, чем в других странах мира. За последнее десятилетие в связи с резким сокращением лесозаготовок и сельскохозяйственного производства покрытые лесом территории увеличились. Однако интенсивное лесопользование в прошлом, особенно в Европейской части России, привело к существенному ухудшению качественного состава лесов, изменению их возрастной и породной структур, смене лесных формаций и уменьшению биоразнообразия.

Основные угрозы для биоразнообразия лесных экосистем.

Лесные пожары и связанные с ними нежелательные изменения экосистем (пирогенные сукцесии), особенно в Сибири и на Дальнем Востоке.
Биологически не обоснованные системы рубок и заготовки недревесной продукции леса.
Методы лесовосстановления, не учитывающие задачи сохранения биоразнообразия.
Отторжение лесных земель для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства: под промышленное и городское строительство, добычу полезных ископаемых, линейные инженерные сооружения.
Техногенная деградация лесов под воздействием выбросов предприятий металлургического, химического, энергетического комплексов, транспорта.
Нелегальные рубки и другие виды несанкционированного лесопользования, ведущие к изъятию из лесных сообществ популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения видов.
Негативные антропогенные воздействия на объекты полезащитного лесоразведения и естественные лесостепные сообщества (интенсивное и долговременное лесо- и сельхозпользование, гидромелиорация, пастьба скота, применение пестицидов).
Нерегулируемая рекреация.

Результаты антропогенных воздействий на лесные экосистемы.

Снижение лесистости и утрата типичных ландшафтов.
Сокращение площади ненарушенных лесов.
Увеличение фрагментации лесных массивов.
Изменение возрастной и породной структуры лесов, рост доли лиственных молодняков и многократных порослевых генераций.
Утрата коренных лесных сообществ, сокращение видового разнообразия древесно-кустарниковых пород и видов-консортов, нарушение биоценотической структуры лесных экосистем.
Снижение и утрата способности к самовосстановлению.
Снижение углерододепонирующих свойств лесов.
Снижение устойчивости лесов к неблагоприятным внешним факторам, массовое распространение грибных болезней и насекомых-вредителей, увеличение числа и интенсивности лесных пожаров.
Заболачивание и задернение обширных вырубок, нарушение природного равновесия болотно-лесных, лугово-лесных комплексов, деградация почвы, нарушения гидрологического режима.
Уничтожение или деградация городских лесопарков и лесов пригородных и зеленых зон городов в результате непродуманного градостроительного развития территорий и нерегулируемой рекреации.

Приоритетные меры по сохранению лесных экосистем.

Разработка долгосрочной национальной государственной лесной политики, понятной и выгодной обществу. Ее главной целью должно быть обеспечение устойчивого лесоуправления для достижения баланса экологических, социальных и экономических выгод.
Разработка стратегии лесоуправления, ориентированной на сохранение биоразнообразия; разработка и внедрение адаптированных к региональным особенностям систем ведения лесного хозяйства, обеспечивающих сохранение и воспроизводство биоразнообразия.
Развитие экономических механизмов (в том числе международных), делающих выгодными улучшение экологических характеристик лесных экосистем и сохранение биоразнообразия.
Развитие сети особо охраняемых природных территорий, обеспечивающей сохранение разнообразия лесных ландшафтов, экосистем, видов.
Завершение полной инвентаризации старовозрастных лесов и законодательное закрепление за ними особого природоохранного статуса.

Регионы и объекты биоразнообразия, требующие особого внимания:

– широколиственные леса центра Европейской части России;
– коренные леса таежной зоны, в том числе крупные массивы мало нарушенных хвойных лесов Севера Европейской части России и Урала;
– хвойно-широколиственные леса Южного Урала;
– темнохвойные горные леса Западной и Восточной Сибири (Енисейский кряж, Салаир, Алтай, Саяны, Хамар-Дабан);
– хвойно-широколиственные леса Хабаровского и Приморского краев;
– кедровые леса (Алтай, Тува, Хакасия, Томская область);
– городские леса и леса зеленого пояса городских поселений.

Экосистемы лесостепей, степей и полупустынь

Степи и лесостепи в наибольшей степени трансформированы или уничтожены человеком. Это крупномасштабный природный объект, оказавшийся на грани исчезновения в России. Сегодня степи сохранились в виде мелких разрозненных участков среди ландшафтов, занятых пашнями, залежами, скотобойными пространствами и инфраструктурными комплексами. Степи и лесостепи Европейской части России освоены с древнейших времен, и сейчас они видоизменены практически полностью (40–90% степей – распахано). К востоку освоенность территорий снижается – в Сибири 20–30% площади степей пока остаются малоизмененными. В регионах интенсивного освоения степень антропогенной трансформации степных экосистем настолько высока, что они уже утратили способность к самовосстановлению – при прекращении использования их человеком развиваются сообщества, не типичные для природных степей. Без активных управляющих действий степные сообщества в этих регионах не восстанавливаются.

Критическое состояние лесостепных, степных и полупустынных экосистем усугубляется высокой плотностью населения и концентрацией сельскохозяйственного производства, а также тем, что в регионах интенсивного сельскохозяйственного освоения среди населения отсутствует представление о степи как о самоценном природном и культурном феномене, требующем сохранения (в отличие от имеющихся представлений о лесах).

Без принятия экстраординарных мер возможности восстановления лесостепей, степей и полупустынь могут быть полностью утрачены уже в первой половине XXI в. Сохранение биоразнообразия (как природных экосистем, так и устойчивых природно-культурных комплексов) является необходимым условием сохранения плодородия этих земель, являющихся основной продовольственной базой России.

Основные угрозы для биоразнообразия степных экосистем.

Химико-технологическое направление развития сельского хозяйства, в том числе:

а) тотальная распашка земель и широкомасштабный выпас чрезмерно больших поголовий скота;
б) неадекватность сельскохозяйственных технологий конкретным агроклиматическим и ландшафтно-экологическим условиям;
в) многолетнее использование монокультур в агроэкосистемах;
г) приоритетное использование химических мер защиты растений и химических удобрений;
д) потеря разнообразия сортов культурных растений и пород домашних животных;
е) распространение вредителей сельскохозяйственных культур и возбудителей болезней животных, инвазии сорных растений.

Сведение байрачных и колковых лесов в лесостепной полосе, приводящее к иссушению почвенного покрова и аридизации луговых степей.
– Чрезмерная эксплуатация природных популяций животных и растений (браконьерская охота, бесконтрольный сбор дикорастущих пищевых и лекарственных растений, особенно их подземных частей – корневищ, луковиц и пр.); прямое уничтожение ключевых видов животных и растений.
Радиоактивное загрязнение (в Курской, Липецкой, Воронежской и Тамбовской областях – из-за последствий Чернобыльской катастрофы; в Челябинской и на юго-западе Новосибирской области – на участках падения ступеней ракет).
Случайный занос и преднамеренная интродукция чужеродных видов животных и растений, новых для этих экосистем вредителей и возбудителей болезней животных и растений.
Крайне слабое развитие сети особо охраняемых природных территорий в степной зоне. Здесь заповедные территории охватывают лишь доли процента территории. Малые размеры охраняемых территорий, их изолированность друг от друга и нарушенная биоценотическая структура не позволяют развиваться естественным процессам самовосстановления степей. Происходит олуговение степей, приводящее к потере ими ключевых видов, структура сообществ все больше удаляется от первоначального состояния.
Несвоевременные и слишком частые неконтролируемые палы.

Результаты антропогенных воздействий на степные экосистемы.

Деградация почв, расширение площадей, охваченных процессами водной и ветровой эрозии, деградации из-за перевыпаса скота. В европейской части эрозия поразила около 60% пашни, в азиатском секторе степей из-за необдуманного перенесения сюда технологий сельского хозяйства из европейского сектора эрозия развивается исключительно быстро.
Сокращение видового разнообразия, потеря разнообразия типов степных сообществ и экосистем; разрушение биоценотической структуры степных сообществ, утрата ими способности к саморегуляции и самовосстановлению.
Аридизация степей в результате сведения лесов и распашки земель.
Вспышки численности саранчовых и других насекомых-вредителей, провоцирующие применение химических веществ для борьбы с ними.
Вспышки эпизоотий природно-очаговых болезней и бешенства диких животных.

Приоритетные меры по сохранению степных экосистем.

Устойчивое развитие в степной зоне возможно только на основе создания комплексов природных экосистем и агроэкосистем, способных к саморегуляции или требующих минимальных управляющих воздействий для сохранения экологического равновесия. Конкретные мероприятия необходимо разрабатывать с учетом специфики Европейского, Западно-Сибирского, Средне- и Восточно-Сибирского секторов степной зоны.

Необходимы следующие действия.

Внедрение экологически безопасных технологий в сельское хозяйство, переход от химико-технологического к экологически сбалансированному направлению развития сельского хозяйства:

а) разработка и выполнение способов ведения сельского хозяйства, адаптированных к региональным и локальным особенностям почв и климата;
б) изменение структуры землепользования, включающее перевод нерентабельной пашни в другие типы угодий, строгая регламентация распашки;
в) переориентация сельскохозяйственного использования степей на возрождение традиционного пастбищного животноводства с учетом региональной специфики природных и социально-экономических условий;
г) использование адаптированных к местным экологическим условиям видов и сортов растений, а также видов и пород животных; оптимизация породной и видовой структуры поголовья домашнего скота;
д) оптимизация пастбищных нагрузок с учетом сохранения биоразнообразия диких растений и животных;
е) развитие инфраструктуры, лабильной и рациональной системы сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции;
ж) восстановление историко-экологических центров традиционного сельского хозяйства; оценка эффективности и экологической безопасности традиционных методов ведения сельского хозяйства;
з) развитие экологически устойчивых агроландшафтов, повышение их структурного разнообразия.

Развитие сети особо охраняемых природных и историко-культурных территорий. Сохранившиеся участки природных экосистем могут быть устойчиво сохранены только в виде целостной системы особо охраняемых территорий, связанной «экологическими коридорами» (их роль могут играть полезащитные и придорожные лесополосы и кустарниковые полосы, полосы отчуждения около инженерных сооружений, другие неудобья). Сеть особо охраняемых территорий должна включать как существующие заповедники, так и вновь создаваемые особо охраняемые территории. Заповедники должны носить кластерный характер, причем расположение участков должно сочетаться с ландшафтно-экологическим разнообразием биотопов. Необходимо создание новых заповедников в пограничных районах (административных единиц или соседних государств) и трансграничных заповедников (с Казахстаном, Китаем, Монголией). Резервирование земель для последующего создания особо охраняемых природных территорий, особенно на месте расформировываемых военных полигонов. Учет структуры агроландшафта при планировании мероприятий по сохранению биоразнообразия.
Поддержание и восстановление существующих лесополос (Ставрополье, Краснодарский край, Ростовская область); создание новых полезащитных лесополос (Западно-Сибирский сектор, Центрально-Селенгинская впадина в Бурятии), противоэрозионных лесо-кустарниковых полос (Центрально-черноземные районы).
Закрепление развеваемых песков в сухих степях и полупустынях (Бурятия, юго-восток Ставрополья, Калмыкия).
Сохранение участков степных экосистем и их видового разнообразия на территориях военных полигонов.
Введение правовых механизмов защиты степных экосистем на землях сельскохозяйственного назначения.
Экологическая реставрация степных ландшафтов, в том числе восстановление типичных степных и кустарниковых экосистем, байрачных, колковых и пойменных лесов, водно-болотных угодий.
Создание условий для извлечения дополнительных экономических выгод от альтернативного (не сельскохозяйственного) использования степей.
Охрана водных экосистем и естественных источников воды, восстановление традиционных источников водоснабжения.
Формирование в общественном сознании положительного образа степи и представлений о необходимости ее сохранения.

Приоритетные регионы и объекты охраны:

– европейский сектор настоящих и луговых степей – регион, максимально преобразованный человеком;
– южный сектор европейских сухих степей и полупустынь (Калмыкия и юг Поволжья) с сохранившимися популяциями сайгака;
– центрально-сибирский и забайкальский комплексы сухих степей и полупустынь (Тува, Бурятия, Даурия).

Экосистемы гор

Приблизительно четверть территории России приходится на горные регионы: из 89 субъектов Российской Федерации 43 субъекта имеют в своем составе горные территории.

Горные экосистемы играют уникальную роль в поддержании биоразнообразия в целом. Они отличаются чрезвычайно высоким разнообразием экосистем и видов, в том числе эндемичных. Для биоты гор характерны повышенные темпы эволюции и более высокая скорость образования новых видовых форм. Таким образом, горные экосистемы – это хранилище огромной части биологического разнообразия и место его активного формирования.

В горах сосредоточено большое разнообразие исторических этно-культурных комплексов с уникальными традициями неистощительного природопользования. Горы обладают особой привлекательностью для туристов и дают превосходные возможности для развития экологического туризма.

Горные экосистемы отличаются повышенной уязвимостью и чувствительностью к антропогенным воздействиям, обусловленной высокими скоростями переноса вещества сверху вниз и высокой опасностью природных и техногенных катастроф. Именно биотическая компонента горных ландшафтов служит важнейшим стабилизирующим фактором, снижает риск возникновения бедствий и катастроф и дает возможность устойчивого развития этих регионов. Современная практика освоения горных территорий ведет к утрате биоразнообразия, разрушению биоты и дестабилизации горных экосистем и ландшафтов.

Угрозы для биоразнообразия горных экосистем.

Добыча полезных ископаемых, развитие горнодобывающей промышленности.
Разрушительные способы лесопользования, сведение лесов для нужд сельского хозяйства.
Нерациональное сельское хозяйство, перевыпас скота.
Чрезмерная эксплуатация промысловых видов, в первую очередь млекопитающих.
Инвазия широкораспространенных видов в горы.
Широкое распространение неорганизованного туризма.
Изменения климата.

Результаты негативных антропогенных воздействий на горные экосистемы.

Эрозия горных склонов, катастрофические оползни, сели.
Деградация почвенного покрова.
Сокращение биоразнообразия на видовом и экосистемном уровнях, вытеснение специализированных горных форм инвазийными видами, разрушение биоценозов, утрата ими способности к саморегуляции и самовосстановлению.
Разрушение и утрата исторически сложившихся экологически сбалансированных природно-культурных комплексов и экологически безопасных форм традиционного природопользования в горах.

Приоритетные меры по сохранению биоразнообразия горных экосистем.

Формирование государственной политики устойчивого развития горных регионов России с учетом их региональной специфики и задач сохранения биоразнообразия.
Создание общероссийского и региональных координирующих центров по устойчивому развитию и сохранению биоразнообразия гор. Такая координация необходима для проведения единой политики в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия в силу того, что многие горные системы относятся к нескольким субъектам Российской Федерации.
Дальнейшее развитие системы особо охраняемых природных территорий горных регионов. Придание особого статуса территориям проживания коренных малочисленных народов и субэтносов, ведущих традиционное хозяйство в соответствии с экологической емкостью горных экосистем, и развитие сети историко-культурных территорий.

Приоритетные регионы и объекты: Кавказ; Хибины; Урал; горы юга Дальнего Востока; Алтай.

Экосистемы морей и побережий

Россия омывается водами 13 морей: Каспийского, Азовского, Черного, Балтийского, Баренцева, Белого, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского, Чукотского, Берингова, Охотского, Японского. Значительная часть прибрежных и морских экосистем России подвержена антропогенным нарушениям. Ряд прибрежных районов Баренцева моря (Кольский залив), Арктических морей (устья рек: Обь, Лена, Енисей, Колыма) и Дальневосточных морей (залив Петра Великого, ряд районов Сахалинского шельфа Охотского моря и др.) значительно загрязнен, в то же время открытые части этих морей довольно чистые. Значительное трансформирующее влияние на экосистемы Каспийского, Азовского и Черного морей оказало зарегулирование стока крупных рек: Волги, Дона, Днепра. Разрушительное воздействие на экосистемы Черного, Азовского и Каспийского морей оказали антропогенные инвазии видов-вселенцев, в том числе гребневика Мнемиопсис.

При разработке мер по сохранению биоразнообразия морей необходимо учитывать многолетние колебания видового состава гидробионтов, обусловленные природными процессами.

Основные угрозы для биоразнообразия морских и прибрежных экосистем.

Загрязнения:

а) нефтепродуктами и буровыми растворами от добывающих предприятий, а также в результате аварий трубопроводов (юго-восточная часть Баренцева моря, северная часть Каспийского моря, северо-восточный шельф Сахалина);
б) выбросами морского транспорта и морских портов;
в) отходами промышленных предприятий и бытовыми стоками (тяжелые металлы, фенолы, поверхностно-активные вещества и другие загрязнители);
г) отходами сельского хозяйства (соединения фосфора, азота, пестициды и др.);
д) радиоактивными и токсическими веществами в результате военных испытаний, функционирования военных полигонов и баз, захоронения отходов.

Строительные работы и добыча полезных ископаемых в прибрежной зоне, приводящие к сносу в море большого количества осадочного материала.
Инвазии чужеродных видов.
Чрезмерная легальная и нелегальная эксплуатация природных популяций морских организмов (рыб, морских беспозвоночных, водорослей); использование орудий и методов лова, нарушающих сообщества.
Недостаточное количество морских заповедников и крайне малая площадь охраняемых акваторий.

Результаты негативного антропогенного воздействия на прибрежные и морские экосистемы.

– Нарушение морских и прибрежных экосистем в результате загрязнений, трансформации речного стока и сноса осадочных материалов в море, эвтрофикации.
Снижение численности и биомассы ценных видов гидробионтов в результате их переэксплуатации.
Резкое снижение численности аборигенных видов морских организмов в результате вторжения чужеродных видов.

Приоритетные меры по сохранению биоразнообразия морских и прибрежных экосистем.

Предотвращение загрязнения прибрежной морской среды отходами промышленности и нефтепродуктами при их добыче и транспортировке из районов морских шельфов.
Разработка и реализация методов борьбы с опасными интродуцентами.
Регулирование эксплуатации морских биологических ресурсов; организация комплексного промысла морских гидробионтов с учетом сохранения естественного разнообразия видов и экосистем; разработка и использование экологически безопасных способов и орудий лова.
Организация морских природных резерватов (заповедников и заказников), в первую очередь распространение на прибрежные области морей охранных зон заповедников, расположенных в прибрежных районах суши.

Приоритетные регионы и объекты охраны: Каспийское море; Азовское море; Черное море; Балтийское море; прибрежные районы Баренцева моря; районы лежбищ морских млекопитающих на побережьях и островах Северного Ледовитого и Тихого океанов; птичьи базары на побережьях и островах Северного Ледовитого и Тихого океанов; прибрежные районы Японского моря (южное Приморье и о. Сахалин).

Экосистемы пресных водоемов

Качество пресных вод большинства водоемов России, несмотря на спад производства и уменьшение объема сброса загрязняющих веществ, по-прежнему не отвечает нормативным требованиям. Особенно тяжелое положение – в бассейне Волги, Северо-Западном регионе, в некоторых районах Севера, в бассейнах Дона, Кубани, Оби, Енисея, Печоры, воды которых оцениваются как «загрязненные», а их притоки – как «сильно загрязненные». Общий объем сточных вод, ежегодно сбрасываемых в водоемы России, составляет в целом 55 км3, в том числе загрязненных без очистки и недостаточно очищенных сточных вод 20,3 км3. Продолжается негативное антропогенное воздействие на уникальный природный объект всемирного значения – озеро Байкал. В целом современная ситуация такова, что без снижения антропогенной нагрузки на водные экосистемы их состояние будет ухудшаться.

Основные угрозы для пресноводных экосистем.

Гидростроительство – причина деградации природных комплексов крупных рек и озер. Зарегулирование стока рек нарушает процессы воспроизводства и миграции гидробионтов, строительство плотин ведет к утрате нерестилищ осетровых, колебания уровня водохранилищ приводят к обсыханию нерестилищ. Из-за плохого технического состояния гидросооружений повышается риск аварий.

Загрязнение:

а) выбросами и стоками промышленных предприятий;
б) бытовыми и муниципальными стоками;
в) в результате сельскохозяйственной деятельности;
г) в результате нефтедобычи и при транспортировке нефти (Сахалин, север Западной Сибири, Каспий);
д) в результате лесохозяйственной деятельности и лесоразработок;
е) выбросами транспорта и транспортных предприятий;
ж) вторичное загрязнение водохранилищ и озер вредными веществами, накопившимися в донных отложениях;
з) в результате глобального и трансграничного атмосферного переноса загрязнений, в том числе вызывающих кислотные дожди, что особенно опасно для малых и средних озер Севера России.

Экологически непродуманное хозяйственное освоение и прямая трансформация природных пресноводных экосистем.
Нерациональное хозяйственное освоение водосборов, включая ведение сельского и лесного хозяйства; эрозия почв на территории водосборов.
Чрезмерные и неурегулированные нормы водозабора для промышленных, сельскохозяйственных и бытовых нужд.
Инвазии чужеродных видов, в том числе завозимых с балластными водами судов.
Чрезмерный вылов промысловых гидробионтов, браконьерство.
Разрушение местообитаний гидробионтов при углублении русел рек для судоходства и добыче песка и гравия.
Судоходство.
Взрывные работы при разведке полезных ископаемых и строительстве.
Региональные и глобальные изменения климата.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru