ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

В.Р. НАБИУЛЛИНА,
учитель биологии и естествознания ОУ № 5,
г. Невьянск, Свердловская обл.

Окончание. См. № 31/2004

Экологический практикум по биологии и естествознанию для учащихся 5–7-х классов

Задание 3-й группе: деревья и кустарники (тема «Биосфера»)

Цель: познакомиться с растительным сообществом леса.

Оборудование (на группу): блокноты, ручки, карандаши, линейка, лупа, фломастеры, фотоаппарат, планшет, рулетка.

ХОД РАБОТЫ

1. Определите, какие деревья и кустарники встречаются в данном сообществе.
2. Сосчитайте количество деревьев и кустарников на участке 10 х 10 м.
3. Заполните таблицу.

Деревья и кустарники

Название растения

   

Примерная высота, м

   

Цвет коры

   

Фенофаза*

   

* Начало распускания листьев, полное распускание листьев, имеются бутоны, имеются цветки.

4. Зарисуйте форму листьев нескольких видов деревьев и кустарников, измерьте величину нескольких листьев и запишите данные в полевой дневник.
5. Зарисуйте силуэт одного из деревьев и подпишите название дерева.
6. Каких птиц вы заметили на деревьях? Есть ли на деревьях гнезда или искусственные гнездовья?

Задание 4-й группе: водоем (тема «Гидросфера»)

Цель: познакомиться с особенностями водоема как составной части гидросферы.

Оборудованиена группу): бинокль, компас, блокноты, карандаши, ручки, планшет, фотоаппарат, фломастеры.

ХОД РАБОТЫ

1. Узнайте название данного водоема (ручья, реки, озера, пруда).
2. Составьте план местности, обозначив на нем: стороны горизонта, водоем, населенные пункты, природные сообщества.
3. Какие воды подпитывают водоем (речные, талые, дождевые, ключевые). Сточный он или бессточный?
4. Каков характер берегов водоема (заболоченные, поросшие кустарником, луг)?
5. Каково хозяйственное использование водоема?
6. Какие природоохранные мероприятия вы можете предложить?

Заполняется итоговая ведомость экологического практикума по естествознанию для учащихся 6-го класса

Задание 5-й группе: птицы (тема «Биосфера»)

Цель: познакомиться с птицами леса.

Оборудование (на группу): бинокли, блокноты, ручки, фотоаппарат, планшет.

ХОД РАБОТЫ

1. Каких птиц вы наблюдали? Узнайте у учителя названия птиц. Обратите внимание на внешнее строение птиц, их размеры, окраску, отметьте, как они передвигаются.

2. Опишите встреченных птиц, заполнив таблицу.

Птицы

Название птицы

   

Размеры (по сравнению с голубем)

   

Окраска:

– головы
– спины
– крыльев
– хвоста

   

Длина хвоста по сравнению с телом

   

Особенности внешнего строения

   

Как передвигается по земле (прыгает, шагает, бегает)

   

Чем питается

   

Какие звуки издает

   

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru