КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ЛЕРНЕР Г.И.

Курс «Педагогическая теория – современному учителю»

Цикл лекций по дидактике и методике преподавания биологии адресован тем учителям, которые изъявят желание заочно повысить свою квалификацию с помощью еженедельника «Биология» Объединения педагогических изданий «Первое сентября».
Рассматривается максимально возможный в 8 лекциях круг проблем: основы дидактики и методики преподавания, проблемы школьного учебника, основы проектной деятельности, проблемы интеллектуального развития средствами учебного предмета, нравственные аспекты биологического содержания, стандарты образования. Курс знакомит с классическими и с современными идеями педагогической науки, различными методическими подходами к взаимодействию с учащимися.
Важна инструментальность предлагаемого материала, цель которого – помощь учителю в его повседневной практике.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА

№ газеты

Учебный материал

33

Лекция № 1. Дидактика как универсальный инструмент педагогического творчества

35

Лекция № 2. Содержание биологического образования в современных условиях и его состав

37

Лекция № 3. Методы обучения, их специфика.
Контрольная работа № 1 (срок выполнения – до 15 ноября 2004 г.)

39

Лекция № 4. Проблемное обучение на уроках биологии

41

Лекция № 5. Проектная деятельность.
Контрольная работа № 2 (срок выполнения – до 15 декабря 2004 г.)

43

Лекция № 6. Структура и типы уроков

45

Лекция № 7. Интеллектуальное и нравственное развитие на уроках биологии

47

Лекция № 8. Методологические аспекты науки на уроках биологии

Итоговая работа – разработка урока в соответствии с 4-компонентной теорией целей обучения и содержания образования.
Итоговые работы, сопровождаемые справками из учебного заведения (актами о внедрении), должны быть направлены
в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2005 г.

Введение

Прежде, чем начать цикл лекций, предназначенных учителям для повышения их квалификации, я хотел бы отметить важность и своевременность инициативы Издательского дома «Первое сентября», открывающей возможности для профессионального роста самому широкому кругу читателей. Это тем более важно в условиях и дефицита новой педагогической литературы, и относительно слабой дидактической подготовки учителя-предметника, и ограниченных возможностей для поездок учителя на курсы, семинары, конференции. Эти и многие другие обстоятельства привели к тому, что подавляющее большинство современных учителей лишь интуитивно понимают суть и смысл процесса обучения.

Результатом такого ограниченного понимания многостороннего и объединенного множеством взаимосвязей явления становятся те самые ошибки и просчеты в профессиональной деятельности, которые позволяют инспекторам, методистам, комиссиям различного рода критиковать учителя и его методику работы. Эта критика может быть вполне обоснованной, но она всегда затрагивает профессиональное самолюбие учителя. Избежать такой критики, получить возможность аргументированно противостоять ей, а при убедительности оппонента согласиться и постараться изменить что-то в своей профессиональной деятельности как раз и позволяет то теоретическое знание, основы которого будут изложены в предлагаемом цикле лекций.

В основу этого цикла положены идеи и исследования видных отечественных ученых, которых уже давно нет с нами. Они оказались почти последними представителями отечественной классической педагогики и дидактики. Работы М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.Я. Зориной, И.К. Журавлева и других педагогов-дидактов и психологов, оказали огромное влияние на развитие и становление современной российской школы. Именно в конце прошлого и в начале нынешнего веков стали по-настоящему востребованы идеи проблемного обучения, развития творческих способностей каждого учащегося, формирования не только предметных, но и надпредметных умений у школьников.

Кто только из администраций разного уровня не говорит сейчас о необходимости интеллектуального развития школьника, о личностно ориентированном подходе, об индивидуальной образовательной траектории учащегося. А ведь было время, когда маститые ученые не верили в возможность таких подходов и такого обучения. Было время, когда усвоение школьниками знаний и умений ограничивалось репродуктивным уровнем, а выйти за пределы этого уровня удавалось достаточно ограниченному кругу способных детей, у которых были талантливые учителя.

Результатом такого обучения стали интеллектуальные и экономические проблемы страны. Большинство населения привыкло исполнять чужую волю, а не проявлять свою собственную. Большинство предпочитает инструкцию и приказ, а не здравый смысл и свободное, но ответственное творчество. Это вина образования, не прививавшего детям умения самостоятельно искать информацию, ориентироваться в ней, ставить проблемы и активно искать пути их решения. Сегодня этому надо учить. Растет новое поколение людей, которые могут научиться и самостоятельно думать, и принимать ответственные решения. Задача школы – научить их этому.

Многие современные педагогические теории и технологии выросли из теорий проблемного обучения, четырехкомпонентного содержания образования и методов обучения, теории развивающего обучения и ряда других педагогических систем. Вот почему в предлагаемом цикле лекций вы сначала познакомитесь с исходными теоретическими положениями о существе учебного процесса, затем узнаете, как эти положения реализуются на уроке, и, в заключение, самостоятельно разработаете урок, включающий все компоненты современного содержания образования и способы организации их усвоения, т.е. методы обучения.

Лекция 1. Дидактика как универсальный инструмент педагогического творчества

Дидактика, как наука; объект и предмет дидактики. Цели обучения. Общая характеристика содержания образования. Компоненты содержания образования.

Дидактика

Дидактика (от греч. didasko – учу) – наука об образовании и обучении. Трудно представить себе современного учителя, не владеющего основами этой науки. Дело в том, что профессиональной задачей учителя вообще и учителя-предметника в частности, является не только и не столько научение ребенка основам своего учебного предмета, сколько позитивное развитие интеллектуальных, нравственных и гражданских качеств человека. Только в случае успешного выполнения этой задачи можно ожидать и позитивного развития общества, в котором его граждане принимают осмысленные и ответственные решения.

Дидактика, как одна из областей педагогической науки, изучает процесс обучения вместе с тем содержанием, которое передается учащимся. Задача дидактики как науки – теоретически обосновать практику обучения и предоставить учителю возможность преобразовывать и совершенствовать эту практику.

Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования. Объектом исследования дидактики, областью, на которую направлен интерес этой науки, является процесс обучения. Но следует понимать, что процесс обучения состоит из преподавания и учения. Даже в том случае, когда между учеником и источником информации нет посредника – учителя, все равно, оба процесса – преподавание и учение – присутствуют в действительности, с той только разницей, что другой источник информации реализует функцию обучения не всегда целенаправленно и с другим уровнем эффективности.

Ведущий телепередачи или учебник, кинофильм или приключенческий роман выполняют функцию обучения, но по-разному и с разной мерой ответственности. В этом смысле только для целенаправленного и специально организованного процесса характерно возникновение единства преподавания и учения. Это единство организует познавательную деятельность ученика и призвано это делать с максимальной эффективностью.

Практически в такой организации учебной деятельности и заключается смысл профессиональной работы всех участников процесса обучения, начиная с министерских работников, выпускающих приказы и инструкции, определяющих объем и структуру содержания образования, авторов учебных программ и учебников и заканчивая учителем. Эффективная организация усвоения содержания образования определяется характером взаимосвязей и взаимозависимостей между учителем, учеником и учебным материалом.

Предметом дидактики является связь, взаимодействие преподавания и учения, их единство. Преподавание и учение – это два социально обусловленных вида деятельности, ибо необходимость обучения и учения определяется социальным заказом общества. А связь этих процессов, место методов, организационных форм, средств обучения – это дидактические категории, рассматриваемые дидактикой в единстве процессуальной и содержательной сторон. Здесь следует отметить, что обучение рассматривается и в единстве с воспитанием, ибо без воспитания обучения не бывает. Приведенная ниже схема 1 отражает эту связь обучения и учения, показывая место и характер взаимовлияния участников учебного процесса, их мотивов и результатов деятельности.

Схема 1. Взаимосвязь преподавания, учения и содержания образования

Схема практически отражает весь процесс обучения. Некоторая ее неполнота объясняется только необходимостью сконцентрировать внимание читателя на необходимости понимать, что полноценная деятельность учителя невозможна без мотивированности ученика; что мотивы ученика могут (и должны) создаваться учителем, либо существовать априори, могут отсутствовать вообще или по отношению к данному предмету. Если ученик заинтересован в сотрудничестве с учителем, в активной учебе, то он принимает решение действовать, и тогда включаются механизмы, обеспечивающие различную степень усвоения учебного материала. Результаты такого усвоения определяют мотивы и дальнейшую деятельность учителя: возврат к ранее изученному материалу, продвижение вперед, поиск дополнительных средств и приемов обучения.

Цели обучения

Являясь условием выживания каждого, образование является условием выживания общества в целом.

Прежде, чем говорить о целях обучения, необходимо договориться о том, что понимается под обучением. Это понятие достаточно многозначно и в применении к человеческому обществу является понятием социальным.

В процессе исторического развития и становления человечества человек не только создавал новые продукты своей деятельности (машины, орудия, знания), но и вступал с ними в определенные взаимоотношения. Накопленный в процессе этой деятельности опыт передавался из поколения в поколение и становился достоянием огромного количества людей. Таким образом, обучение стало специфическим видом общественной деятельности – средством передачи социального опыта от старших к младшим.

Но раз обучение – вид человеческой деятельности, определенная форма социальных отношений, то и цели обучения сначала необходимо рассматривать как общественные, как социальный заказ.

Социальный заказ разных общественных устройств отличается друг от друга и диктуется политическими, экономическими, этическими и другими нормами, принятыми в конкретных странах. Именно поэтому общественные цели обучения в разных социумах могут быть различными. Пусть читатель сам попытается сформулировать различные общественные цели обучения. Я же остановлюсь на некоторых из них, провозглашенных нашей страной. Таким образом, образование должно обеспечивать:

– готовность к принятию решений в ситуации меняющихся внешних условий;
– укрепление физического и психического здоровья учащихся;
– видение и понимание ценности образования, мотивацию к его продолжению независимо от конкретных особенностей выбираемого жизненного пути;
– определенный социальный опыт, позволяющий человеку более или менее осознанно ориентироваться в окружающем мире;
– умение делать осознанный выбор на уровне той информации и того опыта, который имеется у выпускника, и нести за него ответственность.

Несмотря на некоторую размытость формулировок и неясность путей достижения некоторых из этих целей, понятно, что основными целями образования в демократическом государстве являются следующие:

– умение адаптироваться к жизни;
– развитие интереса к непрерывному образованию и самообразованию;
– развитие мышления и самостоятельности в принятии решений;
– подготовка к будущей профессиональной и семейной жизни;
– воспитание ответственности, независимости в суждениях, гражданской позиции.

Можно назвать еще ряд целей образования и обучения, но все они пока выражены языком общественных, социальных категорий. Однако общественные цели обучения должны быть выражены языком педагогическим – языком, в значительной мере, дидактическим. Что это означает?

Дело в том, что учитель имеет дело с реальными программами, учебниками, учебными пособиями. Это те средства обучения, с помощью которых он обеспечивает достижение общественных целей образования, но не прямо, а через свой учебный предмет. Следовательно, цели обучения основам определенной науки, в том числе и биологии, должны предусматривать как формирование предметных знаний и умений, так и достижение тех общеобразовательных целей, которые поставлены перед школой государством. Это означает, что, планируя систему уроков по определенной теме, необходимо предусматривать использование таких средств, форм и приемов обучения, которые бы постепенно формировали и способность самостоятельно думать, и принимать ответственные решения, и пробуждали интерес к учению, и т.д, и т.п.

В реальной практике учителя такое планирование предусматривает понимание им соотношения дидактических, методических и психологических аспектов в учебном процессе. Как дидакт, учитель должен обратить внимание на методы, которые он применяет, на включаемые в урок компоненты содержания и их соотношение, на виды деятельности учащихся, которые он актуализирует. Как методиста, учителя должна интересовать адекватность методов и содержания учебного материала, соответствие поставленных целей обучения и способов их достижения. Наконец, как психолога учителя могли бы заинтересовать вопросы, связанные с закономерностями усвоения и с индивидуальными особенностями учеников класса.

В этом месте лекции следует сказать о некоторых серьезных противоречиях, возникающих во взглядах на цели обучения определенному предмету.

Очень часто попытки объяснить вышестоящим руководителям от образования, некоторым ученым, да и учителям, что формирование биологических знаний и умений не является самоцелью учебного предмета «Биология», не встречают понимания. Ссылаясь на недостаток учебного времени, на призывы к разгрузке учебного плана, противники высказанной точки зрения говорят, что биологию изучать некогда, поэтому на формирование таких общеучебных умений, как осмысленное чтение, аргументированное изложение материала, постановку разноуровневых вопросов к тексту, конспектирование, реферирование и др. времени не хватает. Именно поэтому в стандарте биологического образования формирование и развитие этих умений не нашло своего отражения. Однако квалифицированный учитель должен понимать, что своевременное внимание к формированию названных и ряда других общеучебных умений сэкономит время впоследствии и создаст те самые условия для развития тех качеств человека, о которых заявлено в целях образования.

От обсуждения вопроса о целях образования мы естественным путем перейдем к обсуждению вопроса о том, каким образом общественные цели обучения находят свое отражение в реальном учебном процессе. В чем они воплощаются? Каким образом они достигаются?

Содержание образования

Общественные цели обучения воплощаются в содержании образования.

Содержание образования – это педагогически адаптированная часть социального опыта, предназначенная для усвоения младшим поколением и отраженная в программах, учебниках, учебных пособиях и других средствах обучения.

Главная социальная функция образования – передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей. А что представляет собой этот опыт? Он представляет собой деятельность, воплощенную в знаниях, умениях, творчестве и отношении к миру. Все вместе составляет то, что называется материальной и духовной культурой.

Но человек не в состоянии усвоить весь накопленный человечеством опыт. Он способен усвоить только некоторую часть этого опыта, которая станет достоянием его личности и позволит развиваться дальше. Вот эта часть и является сначала содержанием образования, отраженным в документах, нормативах и учебных программах и пособиях, а затем личностно значимым и присвоенным конкретным учеником содержанием его образования.

Понимание этого обстоятельства очень важно для учителя. Как часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда учитель пытается дать как можно больше учебного материала, не считаясь ни с индивидуальными возможностями учащихся, ни с психологическими закономерностями усвоения, ни с особенностями самого материала. Ни программа, ни объем отдельного параграфа и учебника, ни методические указания не должны являться категорическим императивом для учителя. Только здравый смысл, чувство меры и понимание закономерностей процесса усвоения позволят ему избежать так часто встречающихся ошибок. Именно поэтому квалифицированный учитель уделяет больше внимания организации самостоятельной работы учащегося с помощью всех доступных и оправданных в данный момент средств обучения.

Ограниченность газетного пространства, с одной стороны, и объем материала с другой – не позволяют автору детализировать некоторые особенности процесса обучения и иллюстрировать их достаточным количеством примеров.

Но если читатель обратится к своей памяти, то наверняка вспомнит уроки, на которых он, стоя у доски, стремился дать как можно больше учебного материала, находясь в полной убежденности, что дети все понимают и усваивают. Конечно же, на следующем уроке учителя постигало разочарование, и опыт подсказывал ему необходимость дозирования предъявляемого содержания.

Каковы же компоненты культуры и, следовательно, содержания образования? Выше уже было сказано о том, что это: знания о мире; репродуктивные умения; творческие умения; эмоционально-ценностный опыт (отношения).

Эти четыре компонента составляют основу человеческой культуры, а следовательно, и человеческого опыта. Они воплощаются в сжатом виде в содержании образования и подлежат усвоению школьником, студентом, учащимся ПТУ, любым обучающимся чему-либо. Эти компоненты связаны и взаимодействуют между собой, они обладают определенными, только им присущими функциями и могут быть усвоены только при надлежащей организации усвоения.

Ниже приводится интегральная схема процесса обучения, которая отражает взаимосвязь целей обучения, компонентов содержания образования, их функций, способов усвоения, методов, организационных форм и результатов обучения (схема 2). Анализ этой схемы, проведенный читателем, позволит ему сконструировать урок любого типа, грамотно проанализировать собственную деятельность и деятельность коллег, профессионально провести беседу с любым проверяющим инспектором.

Схема 2. Учебно-воспитательный процесс (УВП) в единстве его образовательной, воспитательной и развивающей функций

Схема 2. Учебно-воспитательный процесс (УВП) в единстве его образовательной, воспитательной и развивающей функций

Мы уже договорились, что множество педагогических целей образования призвано обеспечить усвоение части социального опыта. Усвоенный учеником опыт позволит ему не только репродуцировать его в своей социальной и профессиональной жизни, но и обеспечит ему возможность создавать новый опыт, т.е. опыт творческой деятельности. На схеме показаны функции каждого из компонентов образования, способы их усвоения, способы организации усвоения или методы обучения и, наконец, формы реализации этих методов и организационные формы.

Здесь нет нужды подробно расшифровывать каждую строку схемы. Хочу только обратить внимание читателя на стрелочки, показывающие связи между отдельными элементами учебного процесса. Внимательное прочтение этой схемы позволит вам обнаружить и осознать эти связи, их многообразие и многозначность. Умение объяснять эту схему и применять ее в своей практической деятельности станет одним из проверяемых умений в ваших будущих контрольных работах.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Каково теоретическое и прикладное значение дидактики?
2. В чем проявляется связь дидактики и методики? В чем их различие и единство?
3. Попытайтесь проанализировать свой урок с точки зрения дидакта, методиста и психолога.
4. Зачем учителю дидактика?

Литература

Дидактика средней школы /Под ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1982.

Леднев В.С. Содержание образования. –М.: Высшая школа, 1989.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru