Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №34/2004
Крылатый вестник

ЭТО ИНТЕРЕСНО

В.ЯРХО

Крылатый вестник

Голландец по происхождению, господин Ван-Роозе родился и всю жизнь прожил во Франции. В Париже у него было башмачное заведение, в котором работал он сам и несколько наемных работников, а свой досуг мсье Ван-Роозе посвящал птичкам. Был он заядлый голубятник, и прямо над его мастерской помещалась чистенькая и хорошо оборудованная голубятня, где в неге и довольстве жили породистые голуби, на которых он не жалел никаких средств.

Среди птенцов, вылупившихся в 1869 г., опытный глаз Ван-Роозе сразу выделил одного, обещавшего стать украшением его стаи. Он холил и лелеял птенца, и тот не подвел его, вполне оправдав все честолюбивые надежды: на первой же международной выставке почтовых голубей, состоявшейся в Париже в июле 1870 г., питомец Ван-Роозе получил первую премию, выиграв соревнование среди почтарей.

Мсье Ван-Роозе уже мечтал о том, как он, переезжая с выставки на выставку по всем европейским столицам, соберет уникальную коллекцию наград и наживет целое состояние, продавая потомство своего чемпиона, но тут в дело вмешалась политика: началась франко-прусская война. Спустя всего два месяца после триумфа Ван-Роозе прусские войска нанесли ряд поражений французам, пленили императора Наполеона III, вплотную подошли к Парижу и, окружив его со всех сторон, отрезали столицу от остальных провинций.

В городе было спешно сформировано временное правительство, названное «Общество национальной обороны Парижа». По его приказу, чтобы хоть как-то поддерживать связь с остальными частями страны и командованием армии, из осажденного города стали отправлять пилотируемые воздушные шары, благо несколько фабрик по их производству находилось непосредственно в городе. Запуски были начаты 23 сентября 1870 г., и таким образом осажденный город покинули несколько выдающихся политических деятелей, способных организовать сопротивление завоевателям. Именно на воздушном шаре из окруженного врагами Парижа 17 октября 1870 г. выбрался знаменитый депутат и оратор Леон Гамбетта (1838–1882), создавший администрацию Национального сопротивления Франции и бывший министром внутренних дел и военным министром во временном правительстве.

Главным недостатком такого способа связи была его односторонность и зависимость от ветров. Аэронавтов, случалось, уносило в совсем дальние страны: шар с двумя гонцами, посланными к Гамбетте с планом совместной атаки изнутри и снаружи кольца осады, подхваченный сильным ветром, унесло в северную Норвегию.

Нужно было наладить двусторонний контакт, и первым, кто додумался, как это сделать, был мсье Ван-Роозе. Он явился к начальнику Общества национальной обороны Парижа, мсье Гарнье-Пажэ, и предложил ему использовать старинный способ связи, который веками практиковали оказавшиеся в подобных обстоятельствах. Получив разрешение от Гарнье-Пажэ, ВанРоозе отобрал на своей голубятне лучших «почтарей», посадил их в клетку и отнес к Итальянской заставе, где готовился к полету очередной воздушный шар.

Спустя несколько часов, после того, как шар покинул Париж, на голубятню Ван-Роозе, к своей голубке, сидевшей на яйцах в гнезде, вернулся тот самый чемпион, что летом получил приз на выставке. Он доставил депешу, в которой сообщалось о том, что шар благополучно добрался до лагеря французской армии в 115 км от Парижа. Такая мобильность голубиной почты потрясла всех причастных к этому делу. Голубя, принесшего первую весточку, окрестили «Крылатым вестником», а его хозяину от лица временного правительства выразили глубокую благодарность.

Руководители обороны Парижа собрали всех голубятников города и предложили им принять участие в благородном деле. Парижское общество голубеводов «Надежда» предоставило в распоряжение властей своих лучших голубей. Для того, чтобы и с той стороны кольца осады находились люди, умеющие обращаться с птицами, через линию вражеской осады на воздушных шарах были отправлены специалисты. Сам председатель «Надежды», мсье Кассье 27 октября 1870 г. улетел на шаре «La Vauban», стартовавшем с площади у Орлеанского вокзала.

В корзину «La Vauban» погрузили 270 кг почты и клетки с 23 почтовыми голубями. Управлял полетом шара бывший моряк Гильом, а в качестве пассажира, кроме Кассье, летел адвокат Рейтмингер, посланный с важным поручением в Англию. Кассье приказано было наладить голубиную почту, для связи со штабом генерала Бурбаки, располагавшимся в Лилле. Он должен был передать генералу секретные письма, а главное – таблицы шифров, которые следовало употреблять при составлении депеш, отправляемых с голубями.

После старта шар был подхвачен юго-западным ветром, но после часа полета в заоблачных высях, стал вдруг резко снижаться. Никакие манипуляции с балластом не помогали: аэронавтов несло над дремучим лесом, пока оболочка не зацепилась за ветви, корзину сильно ударило, и она повисла на одном из могучих деревьев.

Выбравшись из корзины, путешественники стали держать совет, решая, как им поступить дальше. В конце концов Гильома оставили караулить почту и голубей, а Рейтмингер и Кассье пошли на разведку.

На опушке леса они повстречали трех местных крестьян, от которых узнали, что находятся в Веньемском лесу близ Коммеджи в департаменте Маас. Один из крестьян пошел к месту приземления, чтобы помочь Гильому разгрузить корзину, а двое других вызвались проводить адвоката и голубевода к местному начальству.

Сельский мэр поведал им, что весь край занят неприятелем: на всех дорогах посты, и разъезды прусской кавалерии шныряют по всей округе. Услышав это, Кассье немедленно уничтожил секретные бумаги и сжег шифровальные таблицы. С помощью мэра аэронавты раздобыли повозку с хорошей лошадью и нашли возницу. В лесу на повозку погрузили клетки с голубями и тюки с почтой, которые отдали местной смотрительнице почтового отделения, взявшейся переправить пакеты к месту назначения.

Аэронавтам надо было поскорее убраться из этих мест, пока пруссаки не нашли остатки шара – снять с ветвей корзину и оболочку не удалось, слишком крепко засели, запутавшись в ветвях. Они отправились в соседний городок Монмеди, и в качестве провожатых с ними поехали двое крестьян. На прусских постах Рейтмингер и Кассье назвались коммерсантами, едущими по своим делам, а Гильома выдали за своего слугу.

До Монмеди они добрались лишь около 8 ч вечера и явились к тамошнему коменданту. Туда же через некоторое время прибежали люди, с сообщением о том, что разъезд пруссаков наткнулся на остатки воздушного шара, разбившегося возле Виньема, и теперь немцы ищут аэронавтов по всей округе. Комендант Монмеди поспешил переправить беглецов к бельгийской границе, которую с помощью контрабандистов они в ту же ночь перешли. Дальше все было проще: около 10 ч утра Рейтмингер, Кассье и Гильом добрались до бельгийского города Виртон, сели на поезд и выехали в Брюссель. Здесь их пути разошлись: Рейтмингер отправился в Лондон, а Кассье и Гильом в Лилль, в штаб генерала Бурбаки.

Пруссаки довольно быстро догадались, что французы для связи используют голубей. Чтобы прервать эту связь, они доставили на линию фронта охотничьих соколов, которые стали перехватывать голубей прямо в небе над Парижем. После того, как вывезенные из Парижа голуби понесли тяжелые потери, потребовалось существенно пополнить их численность при армейских штабах. Мсье Ван-Роозе предложено было отправиться в путь вместе с его «Крылатым вестником», уже четырежды совершавшим перелеты из Парижа и обратно.

Башмачника наскоро обучили управлению воздушным шаром, и вместе с почтой и клеткой с голубями он отправился в путь на шаре «Вашингтон». Недостаток опыта управления шаром обернулся тем, что «Вашингтон» рухнул в лесу, не добравшись до места назначения. При падении Ван-Роозе сильно ударился о край корзины и потерял сознание, однако голуби при аварии не пострадали. Очнувшись, Ван-Роозе забрал голубей и пошел пешком по лесной дороге, приведшей его к какой-то деревне. Там он узнал, что до Тура, куда был направлен «Вашингтон», всего 30 км, а до ближайшей станции железной дороги не более трех.

Крестьяне помогли Ван-Роозе добраться до станции, где он сел в поезд и благополучно прибыл в Тур. Его приезд очень обрадовал Гамбетту и других членов руководства Общества национальной обороны. Ценность связи с Парижем была такова, что был принят закон военного времени, по которому убийство почтового голубя приравнивалось к шпионажу и виновный в этом подлежал смертной казни.

Через несколько дней Ван-Роозе выпустил первых голубей, приберегая своего чемпиона для особых случаев. Вскоре таковой представился. Готовилась большая военная операция по деблокаде Парижа. Это должен был быть удар по кольцу немецких войск снаружи, скоординированный с вылазкой парижан. Секретные сведения об этом в Париж должен был доставить «Крылатый вестник».

Ван-Роозе получил от командования депешу с самыми секретными сведениями, укрепил ее на своем питомце и выпустил «Крылатого вестника» на волю. Он любовался полетом птицы, глядя ей в след, пока та делала круг над Туром, и вдруг грянул выстрел, голубь белым комочком рухнул вниз. Когда Ван-Роозе добежал до места, где упал голубь, там уже волновалась толпа народа, и все кричали, что пойман прусский шпион, убивший почтового голубя. Пробравшись в самый центр толпы, Ван-Роозе увидел избитого в кровь мужчину, а на земле перед ним окровавленный трупик своего чемпиона. Горю Ван-Роозе не было предела. Глядя на него, слыша его стоны, толпа распалилось еще больше, и убийцу «Крылатого вестника» спасло от расправы лишь вмешательство полиции.

В тот же день, когда «Крылатый вестник» погиб на боевом посту, в Париж отправили еще трех голубей, из которых только один сумел добраться до места. Но к тому времени пруссаки уже знали все подробности французской операции из депеш, которые были сняты с перехваченных их сокольничими птиц, и план прорыва блокады Парижа провалился в самом начале.

На суде человек, убивший «Крылатого вестника», клялся и божился, что не знал о том, какую важную роль играл голубь в деле спасения Франции. Он-де просто охотился и хотел подстрелить дичину на обед. Этот точный выстрел дорого обошелся «турскому охотнику»: его признали пособником пруссаков, приговорили к смерти и в тот же день повесили.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru