И.В. КЛИМАКОВ,
учитель математики,
Рязанская обл.
Математика и экология
Урок-путешествие (5-й класс)
Ежегодно в конце апреля в нашей
средней школе с экологическим уклоном
организуются мероприятия, связанные с
Международным экологическим праздником «Марш
Парков». В рамках этих мероприятий и проводится
предлагаемый вашему вниманию урок. Он рассчитан
на 2 академических часа и, в зависимости от
обстоятельств, может быть проведен как единый
(сдвоенный) или разбит на два этапа.
Наша школа расположена всего в 5 км от
Окского биосферного государтвенного
заповедника, и хотя «путешествуем» мы не выходя
из класса, все упоминающиеся объекты и
достопримечательности (центральная усадьба и
музей заповедника, журавлиный питомник,
зубропитомник) хорошо знакомы нашим школьникам.
Естественно, урок может быть проведен и на другом
экологическом материале. Математическая часть
урока включает действия с целыми и дробными
числами и элементы наглядной геометрии.
Оборудование: карта территории
Окского заповедника, схема «путешествия»,
Красная книга России, вспомогательные таблицы,
иллюстрации, справочный материал; магнитофон,
запись голосов птиц (скворца, ласточки, синицы);
яйцо журавля (или любое другое), штангенциркуль.
ХОД УРОКА
(Учитель включает фонограмму птичьих
голосов и предлагает всем мысленно перенестись в
окрестности поселка Брыкин Бор – центральной
усадьбы Окского заповедника.)
Мы будто слышим голоса просыпающегося
леса, ощущаем первые ароматы весны, нас окружает
первая распускающаяся зелень, звенящая
голубизна неба и разлившихся вод Пры… Собираясь
в любое путешествие, мы всегда к нему готовимся.
Так давайте сейчас проведем необычную
математическую разминку, чтобы лучше
подготовиться к встрече с Окским заповедником и
его обитателями.
Задание 1. Определить
последовательность выполнения действий в
приведенных примерах, вычислить правильный
ответ и запомнить соответствующую ему букву. При
работе используются сигнальные карточки.
(54 + 24 – 3 х 8) : 6
Варианты ответов:
9 – O
42 – A
1 – Д
10 х 4 – (9 + 9) : 6
Варианты ответов:
37 – Б
21 – H
45 – М
41 – (3 х 4 : 6 + 21)
Варианты ответов:
18 – Г
30 – Р
12 – Ц
27 + 37 – 18 : 9 х 10
Варианты ответов:
44 – П
8 – У
45 – М
(72 – 52) х 3 : 8 + 12 : 2
Варианты ответов:
15 – 3
9 – O
12 – Ц
Что получили?
(ОБГПЗ – Окский биосферный
государственный природный заповедник. Эта
аббревиатура хорошо знакома нашим ребятам.)
Задание 2. Продолжаем устный
счет, отгадываем новое слово. Решаем примеры по
порядку и составляем слово из букв,
соответствующих правильным ответам.
(0,72 – 0,32) х 4 + 4,8
(1,3 + 3,6) : 7 х 0,8
(1,1 + 7,9) : 9 х 6,4
Из трех значений х:
х = 36/11
х = 28/11
х = 5/11
в каждом случае выберите то, при
котором равенство или неравенство будет верным.
х + 4/11 = 1 –1 +32/11
х + 1/11 < 1 – 3/11
х + 1 > 1 +13/11 + 2
Ответы:
28/11 – У
0,56 – О
5/11 – Л
36/11 – Я
6,4 – Х
Что получили?
(При правильном порядке из букв,
соответствующих ответам, складывается слово
«хохуля».)
О чем вы можете рассказать, используя
слова-ответы «ОБГПЗ» и «хохуля» и еще число «1935»?
(Учащиеся должны высказаться примерно так:
«ОБГПЗ – Окский заповедник – был создан в 1935 г. и
носил первоначальное название Выхухолевый
Окский заповедник». Хохуля – народное название
выхухоли.)
Задание 3. Теперь после такой
серьезной устной работы можно двигаться дальше.
На пути у нас шлагбаум. Мы входим в Охранную зону
заповедника. И без решения следующего задания
нас дальше не пропустят.
На какие части подразделяется
территория заповедника? (Ядро заповедника,
биосферный полигон, охранная зона.)
Ядро заповедника занимает площадь 22,9
тыс. га, биосферный полигон – 32,8 тыс. га, охранная
зона – 21,4 тыс. га. Какова общая площадь
заповедника? (77,1 тыс. га, или 771 км2.)
Сравните ее с площадью малых европейских стран:
Княжество Лихтенштейн – 160 км2, Республика
Мальта – 316 км2, княжество Андорра – 467 км2.
(территория заповедника – это примерно две
территории Республики Мальта и территория
Княжества Лихтенштейн, или две территории
Княжества Лихтенштейн и территория Княжества
Андорра вместе взятые.)
Задание 4. Теперь наш путь к
Музею Природы. Здесь представлены растения и
животные Мещеры – на красочных стендах, на
картинах и фотографиях или в виде чучел,
помещенных в витрину-диараму. Лесные, болотные и
водные обитатели заповедника не любят
показываться на глаза человеку, многие из них
ведут ночной или сумеречный образ жизни. А в
музее мы можем, не нарушая покой природы, увидеть
как обычных, так и редких животных.
Итак, мы в музее. Здесь мы узнаем, сколько видов
растений и грибов и сколько видов позвоночных
животных встречается на территории заповедника.
Высших растений здесь 852 вида, грибов – 500 видов,
лишайников – 150 видов, мхов – 150 видов. Сколько
всего видов растений и грибов?
В заповеднике встречается 57 видов млекопитающих,
250 видов птиц, 6 видов пресмыкающихся, 10 видов
земноводных и 36 видов рыб. Сколько всего видов
позвоночных животных встречается на территории
заповедника? Используя полученные числа, с
помощью таблицы, составьте слово.
1600 – АНИМА 359 – ДЕРМИСТ
1652 – ТАКСИ 400 – ТОЛОГ
1750 – МАНГА 375 – ЗИТОР
(Ответ: 1652 и 359 – «таксидермист».)
Что означает это слово? Кто был
основателем Музея Природы, талантливым
художником-таксидермистом? (Владимир
Александрович Корсаков.)
В музее богатая коллекция насекомых. Какие
бабочки и жуки, которых можно встретить в Мещере,
занесены в Красную книгу России? (Аполлон,
мнемозина, жук-олень – демонстрируются рисунки.)
А почему они такие красивые? (Они обладают
осевой симметрией. Школьники демонстрируют
заранее сделанных ими из бумаги красочных
бабочек с проведенной осью симметрии.)
Задание 5. Вот слышатся крики
журавлей, это мы подходим к питомнику.
В 1999 г. в заповеднике праздновался
20-летний юбилей журавлиного питомника. В каком
году он был образован? С какой целью? (В 1979 г. Для
сохранения и разведения в неволе одного из самых
редких видов журавлей – стерха.)
А теперь творческая работа. В
питомнике есть молодая самка стерха Агидель. В 2000
г. она снесла 5 яиц, все разных размеров и веса
(табл. 1).
Таблица 1. Размеры яиц
Яйцо |
Длина, мм |
Ширина, мм |
Масса, г |
1
2
3
4
5 |
97,9
99,6
98,4
95,7
95,0 |
66,0
63,8
63,3
63,1
61,1 |
227,1
220,6
213,4
202,9
191,6 |
Учитель демонстрирует, как с помощью
штангенциркуля измеряют длину (большой диаметр)
и ширину (малый диаметр) яйца.
Задача: найти средние
арифметические значения длины, ширины и массы
яиц, снесенных Агидель в 2000 г.
Выполнение этой работы –
частично или полностью – можно поручить в
качестве домашнего задания. (Ответы: средняя
длина – 97,32 мм; средняя ширина – 63,46 мм; средняя
масса – 211,12 г.*)
При обсуждении результатов работы
обращаем внимание на разные размеры яиц,
снесенных в разное время, пробуем
проанализировать эти данные. (Каждое
последующее снесенное яйцо меньше предыдущего.)
Психологическая разгрузка. Включается
запись голосов птиц: скворца, ласточки, синицы.
Дети должны постараться определить птиц по
голосу и вспомнить, в каких годах эти птицы были
Птицами Года. (Скворец – в 2001, деревенская
ласточка – в 1999, большая синица – в 2000 г.)
Ну вот, мы немного отдохнули, теперь
можно двигаться дальше. Вперед, к зубровому
питомнику!
Задание 6. Зубровый питомник
был образован в 1959 г. В каком году он праздновал
свой сорокалетний юбилей? (В 1999 г.)
Условия задачи, которую мы будем решать в
питомнике, составлены на основе нескольких томов
«Летописи Природы». Уже вышло 50 томов – по одному
в год. В эту важную книгу заносятся все изменения
в природе, которые произошли в заповеднике за
год. В том числе туда вносятся новости зубрового
питомника. Давайте определим общее число
животных по годам и построим график роста их
численности в питомнике за период с 1991 по 1999 г.
(табл. 2.)
Таблица 2. Число зубров в питомнике
ОБГПЗ
Год |
Самки |
Самцы |
Всего |
1991
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999 |
16
18
19
20
19
16
22
15
22 |
14
16
14
12
10
7
5
8
13 |
|
Выполнение этой работы – частично или
полностью – можно поручить в качестве домашнего
задания.
«Золотое сечение» – деление отрезка
АС на две части таким образом, что большая его
часть АВ относится к меньшей ВС так, как весь
отрезок АС относится к АВ (т.е. АВ:ВС=АС:АВ). Это
отношение равно примерно 5:8. На основе данного
правила существуют различные способы построения
гармоничных композиций. – Прим.ред. |
Задание 7. Мы на
экологической тропе. Это тоже музей природы, но
под открытым небом. Конечно, все виды животных
увидеть на ней невозможно. С растениями легче –
они же убежать не могут! Подходим к остановке
«Смешанный лес». Здесь во втором ярусе
смешанного леса (а, кстати, сколько всего ярусов в
лесу и какие растения в них входят?) мы находим
очень интересный кустарник... (Демонстрируется
веточка бересклета). Как он называется?
Правильно, бересклет. Он нам сегодня интересен с
математической точки зрения. Дело в том, что у
бересклета побеги расположены супротивно и
расстояния между парами побегов подчиняются
правилу «золотого сечения». Этому же правилу
подчинено расположение побегов у бузины,
жимолости, клена, калины – практически у всех
растений с супротивным расположением побегов.
Задание 8. Заросли бересклета –
любимое место обитания мелких пернатых, например
синиц. Отметьте на рисунке точки с указанными
координатами, соедините их. Чье изображение
получилось? (Синицы.)
Для построения рисунка отметьте точки
с координатами и последовательно соедините их.
[–2; 10], [–1; 11], [0; 11,5], [2; 11,5], [3; 11], [4; 7], [5;
–1], [6; –3], [13; –7], [10; –8], [10; –10], [5; –6],
[3; –6], [–5; –4], [–6,5; –1], [–6; 3], [–5; 5], [–1,5;
8], [–3,5; 8,5], [–2,5; 9].
Глаз: [-1; 9].
Крыло: [–1; 5], [2; 3] [2; –2], [–2; 1].
Подведение итогов путешествия.
* Приведенные ответы верны с
точки зрения математики, но неверны с точки
зрения биологии – точность вычисленного
значения не может превышать точности измерения.
В данном случае правильные ответы: 97,3 и 63,5 мм, 211,1
г. – Прим.ред.
|