Окончание. См. № 27–28,
29, 30, 31, 32, 34/2004
Национальная Стратегия сохранения
биоразнообразия России
Приоритетные регионы и экорегионы
–
Уникальные природные комплексы, центры
эндемизма и регионы, имеющие ключевое значение
для сохранения глобального и национального
биоразнообразия, включая объекты природного и
культурного наследия ЮНЕСКО.
– Регионы с особыми условиями
сохранения биоразнообразия, отличающиеся
комплексностью проблем и возможных решений, в
которых существенный эффект могут дать лишь
крупные комплексные программы – региональные
стратегии сохранения биоразнообразия с планами
действий.
Уникальные природные комплексы,
центры эндемизма и регионы, имеющие ключевое
значение для сохранения глобального и
национального биоразнообразия:
– российская часть Куршской косы;
– прибрежные районы Баренцева моря;
– российская часть Западного Кавказа;
– коренные леса Севера Европейской части России
и Сибири, включая девственные леса Коми,
– дельта Волги;
– северная часть Каспийского моря;
– плато Путорана;
– Алтай;
– озеро Байкал;
– Забайкалье;
– юг Дальнего Востока (Приморье);
– полуостров Камчатка;
– полуостров Чукотка и Корякская Земля;
– остров Врангеля.
Регионы с особыми условиями
сохранения биоразнообразия
Регионы с доминированием в хозяйстве
добычи полезных ископаемых (Европейский Север,
Западная Сибирь, север Красноярского края,
Сахалин, потенциально – золотодобывающие
регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока).
Региональные особенности:
доминирование одной-двух отраслей; преобладание
среди населения работников добывающих компаний,
временно проживающих на этих территориях и не
проявляющих заинтересованности в сохранении
природы; сильная деградация экосистем
вследствие загрязнения и их разрушения при
добыче ископаемых.
Необходимые меры:
совершенствование технологий; выделение зон
традиционного природопользования коренных
малочисленных народов и законодательное
запрещение на этих территориях разработки
ископаемых; пропаганда необходимости реального
вклада добывающих компаний в сохранение
биоразнообразия для повышения их экологического
имиджа.
Юг Европейской части России.
Региональные особенности: крайне
высокая степень трансформации экосистем,
снижение или
утрата их способности к самовосстановлению;
ресурсоемкое интенсивное сельское хозяйство;
недостаток воды; высокая доля среди населения
людей с низкими доходами и низким
образовательным уровнем, высокая доля
религиозных людей; малая обеспокоенность
населения экологическими проблемами.
Необходимые меры: охрана всех
сохранившихся участков естественных сообществ;
формирование сетей особо охраняемых природных и
историко-культурных территорий, организация
экологических коридоров; активное управление
экосистемами на особо охраняемых территориях;
вывод из хозяйственного использования наименее
продуктивных в сельскохозяйственном отношении
земель для восстановления естественных
экосистем; проекты по рационализации
водопользования и охране водоемов.
Регионы с высокой концентрацией
промышленного производства (Москва и
Московская область, Южный Урал, Кузбасс и др.).
Региональные особенности: высокий
уровень трансформации экосистем; мощный
хозяйственный комплекс; высокая энергоемкость
хозяйства, высокая опасность роста
экологических издержек; благоприятные
социальные условия для природоохранных
проектов.
Необходимые меры: снижение
загрязнений и уровня ресурсоемкости
производства; развитие сети особо охраняемых
природных территорий, создание экологических
коридоров.
Регионы, расположенные вдоль морских
и сухопутных границ страны.
Региональные особенности: перенос
загрязнений и угрозы биоразнообразию со стороны
территорий других пограничных государств.
Необходимые меры: создание и
поддержание особо охраняемых природных
территорий; межгосударственное сотрудничество;
мероприятия по поддержке традиционных форм
природопользования; методическая помощь армии и
пограничной службе по сохранению
биоразнообразия; усиление карантинного
контроля.
5.4. Основные направления действий по
хозяйственным и иным структурам
– Развитие экологически безопасных и
малоотходных технологий, снижение энерго- и
ресурсоемкости (в т.ч. водоемкости)
промышленности и транспорта. Развитие
технологий повторного использования ресурсов и
рециклирования. Предотвращение экологически
опасных проектов захоронения отходов.
– Предотвращение загрязнений среды и
минимизация разрушения природных экосистем при
добыче полезных ископаемых, особенно в зоне
вечной мерзлоты. Рекультивация нарушенных
экосистем после окончания добычи. Сохранение
традиционных форм природопользования коренных
малочисленных народов в регионах интенсивного
развития добывающих отраслей. Минимизация
ущерба промысловым и хозяйственным угодьям этих
народов.
– Переход от химико-технологического
направления развития сельского хозяйства к
экологически сбалансированному подходу.
Внедрение экологически безопасных технологий в
сельское хозяйство. Сохранение разнообразия
пород и сортов растений и животных. Учет
разнообразия региональных и локальных условий,
применение разнообразных методов
хозяйствования, использование пород и сортов,
адаптированных к местным условиям; повышение
комплексности сельскохозяйственных угодий и
пространственного разнообразия агроэкосистем.
Создание комплексов природных экосистем и
агроэкосистем, требующих минимальных
управляющих воздействий для поддержания
экологического равновесия, оптимизация
пространственной структуры
природно-хозяйственных комплексов.
– Соблюдение принципа
предосторожности при использовании живых
измененных (генно-инженерно-модифицированных) организмов
– продуктов современной биотехнологии,
представляющих потенциальную опасность для
окружающей среды или здоровья человека – в
особенности при использовании их в открытых
системах и центрах происхождения конкретных
растений или животных.
– Развитие системы карантинного
контроля для предотвращения проникновения из-за
рубежа чужеродных видов живых организмов с
сельскохозяйственными и другими грузами, с
балластными водами судов.
– Изменение концепции развития
лесного хозяйства, важнейшими элементами
которой должны быть сохранение биоразнообразия
как необходимого условия устойчивого развития
лесов и учет их средообразующей роли. Технологии
лесозаготовок, лесовозобновления и ухода за
лесами должны обеспечивать сохранение
разнообразия как отдельных видов лесных пород,
так и биоразнообразия лесных экосистем в целом.
– Переход к экосистемным
неистощительным методам эксплуатации
промысловых видов в охотничьем, рыбном
хозяйстве, промысле морепродуктов. Учет при
планировании промысла и мероприятий по
искусственному воспроизводству не только
численности популяций и видов, но и
необходимости сохранения их внутренней
структуры – генетической, пространственной,
половой, возрастной, социальной, а также
сохранения их местообитаний. Учет при
планировании промысла его возможных воздействий
на другие виды данных экосистем. Жесткий
контроль за промыслом.
– Проектирование инженерных
сооружений (гидросооружения, дороги,
нефтепроводы, ЛЭП и т.п.) с учетом
пространственной структуры природных экосистем,
видов и популяций, а также с учетом требований
предотвращения гибели животных на этих
сооружениях.
– Меры по исследованию, мониторингу и
сохранению биоразнообразия на территориях
(акваториях) военных баз и полигонов, их
резервирование в качестве потенциальных особо
охраняемых природных територий в случае
высвобождения из ведения ВС и МО РФ. Меры по
сохранению биоразнообразия в приграничной
полосе. Предотвращение загрязнения среды
военными и космическими объектами и
технологиями. Предотвращение (минимизация)
уничтожения биоразнообразия во время военных
учений.
– Развитие экологически безопасных
технологий удаления и переработки бытовых и
муниципальных отходов. Развитие систем очистных
сооружений и технологий очистки сточных бытовых
и муниципальных вод.
– Развитие экологически безопасного
туризма, не наносящего вреда природным системам.
Учет требований сохранения биоразнообразия при
планировании рекреационных комплексов.
5.5. Развитие системы особо охраняемых
природных и историко-культурных территорий
– Развитие сетей особо охраняемых
природных территорий, территорий традиционного
природопользования.
– Приоритетное расширение системы
особо охраняемых природных территорий в зоне
степей.
– Приоритетное увеличение
представленности в системе особо охраняемых
территорий пресноводных и морских экосистем.
– Расширение функционального
разнообразия типов особо охраняемых территорий,
в том числе:
– территорий традиционного
природопользования и территорий проживания
коренных малочисленных народов и субэтносов,
ведущих традиционное хозяйство в соответствии с
экологической емкостью экосистем;
– территорий ненарушенных старовозрастных
лесов как резерватов биоразнообразия
климаксовых лесных сообществ;
– территорий для сохранения ценных почвенных
объектов;
– водно-болотных угодий международного
значения;
– территорий для сохранения исторически ценных
и экологически сбалансированных
историко-культурных комплексов и ландшафтов;
– территорий для сохранения особо ценных
локальных объектов биоразнообразия (колоний
птиц, нерестилищ, мест отела копытных, лежбищ
моржей, мест щенения тюленей, песцовых нор и т.п.);
– территорий, резервируемых для перспективной
организации на них особо охраняемых природных
или других территорий.
– Использование дифференцированного
подхода к планированию системы особо охраняемых
природных территорий в зависимости от степени
антропогенной трансформации региона. В сильно
измененных регионах, где сохранились лишь
разрозненные участки природных экосистем,
необходима организация экологических коридоров,
связывающих мелкие особо охраняемые природные
территории в единую систему. В регионах, слабо
освоенных человеком, необходимо планировать
оптимальную пространственную структуру их
освоения (коридоры проникновения), с целью
сохранения наиболее ценных объектов
биоразнообразия.
– Выбор режимов охраны в зависимости
от региональной специфики: для малонарушенных
территорий, где природные комплексы занимают
обширные площади, важно невмешательство в
естественные процессы развития и восстановления
природных комплексов; для экосистем в районах со
средним уровнем хозяйственного освоения,
занимающих небольшие по размерам площади,
необходимо сочетание форм строгой и выборочной
охраны и регламентация природопользования; в
отношении малых островных территорий с сильно
нарушенными природными комплексами,
расположенных в освоенных районах, возможно
применение специальных мероприятий,
направленных на сохранение и/или восстановление
природных объектов.
– Интеграция особо охраняемых
природных и историко-культурных территорий в
социально-экономическую структуру регионов,
формирование их активной положительной функции
в жизни региона, создание заинтересованности
местных жителей в существовании особо
охраняемых территорий, привлечение к совместной
работе представителей коренных народов и
местного населения.
– Обеспечение проведения
полномасштабных научных исследований на особо
охраняемых природных территориях.
6. Выполнение Стратегии
6.1. Механизмы выполнения Стратегии, контроль и
корректировка выполнения
План действий
Для реализации Национальной Стратегии
сохранения биоразнообразия России и достижения
ее целей формируется Национальный План действий
по сохранению биоразнообразия. Согласно
Конвенции о биологическом разнообразии (статья
6), каждая Договаривающаяся Сторона в
соответствии с ее конкретными условиями и
возможностями разрабатывает национальные
стратегии, планы или программы сохранения и
устойчивого использования биологического
разнообразия или адаптирует с этой целью
существующие стратегии, планы или программы.
Исходя из этого, формирование Национального
Плана действий предполагает следующие действия:
– координацию существующих в России
государственных программ (федеральных,
региональных, отраслевых и межотраслевых) и
проектов неправительственных организаций
(российских и международных фондов, общественных
организаций) в области сохранения
биоразнообразия;
– выявление существующих пробелов в
деятельности по сохранению биоразнообразия;
– разработку недостающих планов и программ и их
включение в План действий.
Пополнение Плана действий должно
происходить за счет свободной подачи проектных
заявок от любых субъектов Стратегии и их
последующего отбора. Работа по сбору проектных
заявок, их экспертной оценке, корректировке
Плана действий должна проводиться гласно с
публикацией результатов в открытой печати.
Реализация Национального Плана
действий происходит за счет партнерского
взаимодействия всех субъектов Стратегии. Для
федеральных и региональных государственных
органов власти Национальный План действий по
сохранению биоразнообразия России является
источником приоритетных мероприятий при
формировании проектов бюджетных заявок и
целевых программ, в том числе обоснованием при
определении направлений бюджетного
финансирования. Проекты, содержащиеся в Плане
действий, открыты для финансирования
государственными органами или
неправительственными природоохранными
организациями, коммерческими структурами,
международными природоохранными организациями
и другими национальными и зарубежными
партнерами.
План действий разрабатывается на
короткий период, и его необходимо корректировать
по мере изменения экологической и
социально-экономической ситуации в стране,
возможностей финансирования работ по
предложенным проектам, появления новых, более
перспективных, технологий и методов работ.
Для формирования Национального Плана
действий и обеспечения представительства разных
секторов общества при подготовке рекомендаций
по проектам сохранения биоразнообразия
необходимо создание Координационного
Экспертно-консультативного совета из
представителей федеральных органов
исполнительной и законодательной власти,
научных учреждений, структур бизнеса,
общественных организаций, гражданского
общества, природоохранных фондов, средств
массовой информации.
Контроль и критерии оценки
эффективности выполнения Стратегии
Оценка результатов выполнения
Стратегии осуществляется в ходе ее реализации и
после завершения отдельных проектов на
основании следующих критериев:
– показатели, характеризующие
качественные и количественные изменения
состояния объектов биоразнообразия разных
иерархических уровней – популяций, видов,
сообществ, экосистем;
– изменения в области общественного сознания,
права и экономики, влияющие на биоразнообразие;
– изменение концепций и технологий
использования природных ресурсов;
– развитие системы особо охраняемых природных
территорий;
– критерии эффективности мероприятий Стратегии:
оценка экологического эффекта на единицу
затраченных ресурсов.
Состав показателей и методы их расчета
могут корректироваться в зависимости от
имеющейся информации и степени точности
обоснований.
Одним из условий успешности
реализации Стратегии является четко
организованная система контроля за ее
выполнением, отслеживающая ход ее реализации и
регулярно информирующая о завершенных и
реализуемых проектах Плана действий,
возникающих трудностях и путях их преодоления.
Обобщенная оценка выполнения
Стратегии должна лечь в основу разработки
направлений действий и мероприятий на следующий
период.
Информационно-аналитическая поддержка
выполнения Стратегии
Информационно-аналитическое
обеспечение выполнения Стратегии, формирования
Плана действий и его реализации – одно из
основных условий эффективной организации
стратегического процесса.
Необходимым шагом при этом является
создание Межведомственного
информационно-аналитического центра, который
также будет выполнять функции национального
звена более общего механизма посредничества,
формируемого в рамках Конвенции о биологическом
разнообразии.
Важная задача указанного Центра
заключается в обеспечении информационной
поддержки принятия управленческих решений
разного уровня и условий доступа к информации, ее
использования и распространения для всех
пользователей.
Источники финансирования природоохранных
программ
– Реформа налогообложения. Получение
государством адекватных рентных доходов от
использования природных ресурсов. Россия –
ресурсная держава, и от экологизации
налогообложения можно ожидать оживления
экономических процессов.
– Увеличение поступления рентных
доходов в бюджеты разных уровней может быть
основным источником финансирования сохранения
биоразнообразия из расходной части бюджетных
средств.
– Средства из международных
экологических фондов, включая компенсации за
природоохранные ограничения хозяйственной
деятельности, например, на Байкале, в
старовозрастных лесах Карелии, на Каспии.
– Доходы от приватизации с учетом
экономической оценки объектов биоразнообразия в
составе стоимости приватизируемых объектов;
требование увеличения природоохранных
инвестиций в приватизируемые объекты.
– Средства от экологического
страхования.
– Средства от штрафов и исков за
причиненный биоразнообразию ущерб.
– Доходы от продажи лицензий и других
подобных услуг.
– Механизм «обмена долгов на природу»
– вложение бюджетных средств в охрану природы
России должно идти в зачет долга другим странам и
международным финансовым организациям.
– Рыночные механизмы Киотского
протокола по продаже квот на выбросы парниковых
газов.
– Целевые инвестиционные фонды,
создаваемые в том числе за счет отчислений от
доходов высокорентабельных хозяйственных
структур. Многоцелевые предпринимательские
средства на основе учета жестких экологических
нормативов для инвестиционных проектов. Часть
средств инвестора неизбежно будет связана с
выполнением экологических требований.
6.2. Подходы к разработке региональных
стратегий и планов действий по сохранению
биоразнообразия
Сильные различия природных и
социально-экономических условий в разных
регионах определяют необходимость
регионального подхода к реализации Стратегии.
Региональные стратегии должны
основываться на принципах, определенных
Национальной Стратегией сохранения
биоразнообразия России. В то же время они должны
учитывать специфику своих природных и
социально-экономических условий. Региональные
стратегии могут разрабатываться как для
отдельных субъектов Российской Федерации, так и
для экорегионов (бассейнов рек, озер и морей,
горных систем и других природных комплексов).
Разработка региональных стратегий включает
следующие основные стадии
– Инвентаризация биоразнообразия региона
и анализ его состояния. На этом этапе прежде
всего необходимо оценить достаточность
имеющихся данных о биоразнообразии в регионе и
наличие необходимой научной базы для разработки
стратегии. Эффективная стратегия может быть
разработана только на основании конкретных
сведений о состоянии биоразнообразия,
тенденциях и причинах его изменения,
распределении объектов по территории. Если
таковые данные отсутствуют, необходимо провести
специальные обследования региона.
– Выделение приоритетных объектов
охраны. Центральный вопрос, встающий при
разработке региональных стратегий: с чего надо
начинать и на что следует направить основные
усилия? Попытки сохранять все сразу и везде, как
правило, приводят лишь к распылению средств и не
дают желаемого результата. Высший приоритет
охраны в региональных стратегиях должны иметь
редкие виды и природные комплексы федерального и
международного значения. Для определения
природоохранных приоритетов среди объектов
биоразнообразия используется соответствующая
система критериев. На основе анализа функций и
состояния природных систем разного
иерархического уровня (популяций, видов,
биоценозов, экосистем) необходимо определить
объекты, исчезновение или изменение которых
представляет угрозу для сохранения
биоразнообразия региона в целом, и направить
приоритетные усилия на них. Правильный выбор
объекта является необходимым условием
достижения цели управления и позволяет сделать
это с минимальными затратами средств.
– Анализ природных и антропогенных
факторов прямого и опосредованного воздействия
на объекты биоразнообразия. Важно
проанализировать максимально широкий спектр
действующих на объекты факторов и определить,
каково их происхождение – являются ли они
исключительно природными (например,
климатические или геологические явления) или
вызваны деятельностью человека, хотя и
проявляются в изменениях природной среды
(например, сокращение численности кормовых
ресурсов или увеличение численности врагов). На
этом этапе необходима инвентаризация
землепользователей и природопользователей,
определение имеющихся в регионе источников
загрязнения среды.
– Анализ социально-экономических
условий – региональных особенностей экономики,
правовой системы, социальных процессов и
общественного сознания, влияющих на
биоразнообразие.
– Определение причин
неблагополучного положения объектов сохранения
– важнейшее звено в разработке стратегии. Если
ведущие причины неблагополучного состояния
объектов не будут установлены, любые меры по их
сохранению будут неэффективными. Прежде всего,
необходимо проанализировать две группы причин:
природные факторы, негативно влияющие на объект,
и антропогенные факторы. Природные факторы
необходимо учитывать, но их блокирование
нецелесообразно, а в большинстве случаев и
невозможно. Из антропогенных факторов
необходимо блокировать прежде всего те, которые
наиболее сильно влияют на состояние объекта или
являются для него критическими.
– Оценка соответствия имеющейся
системы охраны биоразнообразия и необходимых
для его сохранения действий, включая оценку
репрезентативности и эффективности
существующей региональной системы особо
охраняемых природных и историко-культурных
территорий.
– Определение приоритетных
социально-экономических механизмов, необходимых
для сохранения биоразнообразия в регионе,
включая направления совершенствования системы
региональных нормативно-правовых документов,
разработку мер в области экономических
механизмов, формирования общественного мнения и
образования.
– Проведение пропагандистской
кампании в поддержку мероприятий по сохранению
биоразнообразия и общественного обсуждения
мероприятий по сохранению биоразнообразия
параллельно с процессом их разработки,
обеспечение общественного консенсуса в
отношении планируемых мероприятий.
– Выбор способов сохранения объектов
биоразнообразия. Предпочтительными в общем
случае являются те методы управления, которые
сохраняют объект минимально нарушенным и в
естественной для него среде. Использовать методы
сохранения, приводящие к изменению объекта или
среды его обитания, следует только в тех случаях,
когда его современное состояние и имеющиеся
возможности его контроля не гарантируют его
сохранения в природе.
– Территориальное планирование
мероприятий по сохранению биоразнообразия с
учетом пространственной структуры биосистем,
зонирование территории, включение задач
сохранения биоразнообразия в территориальное
планирование развития региона. Устойчивое
сохранение природных биосистем (популяций,
видов, биоценозов, экосистем) требует не только
достаточной общей площади, на которой они
существуют, но и сохранения их пространственной
структуры. Необходимость сохранения
разнообразных биосистем на одной и той же
территории требует учитывать сложный комплекс
условий, в том числе:
– минимальные площади для устойчивого
существования природных сообществ и экосистем, с
учетом разнообразия стадий их развития;
– минимальные площади для
существования отдельных особей и семей
(индивидуальные участки) и популяций охраняемых
видов, включая требование сохранения
разнообразия сезонных биотопов (места
размножения, зимовки и т.п.);
– предотвращение фрагментации или
искусственного слияния природных систем с
помощью сохранения или организации
экологических коридоров или барьеров;
сохранение пространственной структуры
популяций и видов.
Территориальный подход реализуется с
помощью методов экологического планирования
территории, зонирования землепользования,
организации сети особо охраняемых природных
территорий с разным режимом охраны, создания
экологических коридоров в сильно освоенных
человеком регионах и планирования коридоров
проникновения человека в ходе развития
хозяйства в малоосвоенных регионах.
– Определение конкретных форм
реализации избранных способов сохранения
(включая разработку мероприятий и устройств),
необходимых мер в области образования,
просвещения и формирования общественного
мнения, а также экономических и правовых
механизмов блокирования антропогенных факторов
на основе анализа социально-экономических
условий в регионе и имеющихся ресурсов и
возможностей. Оценка эколого-экономической
эффективности выработанных мероприятий.
– Разработка регионального Плана
действий включает в себя определение источников
финансирования, конкретных исполнителей и
сроков его реализации.
6.3. Международное сотрудничество
Международное сотрудничество – один
из важнейших механизмов достижения цели
Стратегии. Система международного
экологического права строится на балансе
международных обязательств по сохранению
окружающей природной среды и суверенном праве
государств на использование своих природных
ресурсов. Система международного сотрудничества
по сохранению окружающей среды включает целый
ряд глобальных, региональных и двусторонних
конвенций, соглашений, программ и организаций, а
также информационные сети, базы и банки данных.
В соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 4.02.94 г. № 236 «О
государственной стратегии Российской Федерации
по охране окружающей среды и обеспечению
устойчивого развития» сохранение
биоразнообразия является одним из основных
направлений деятельности России по участию в
решении глобальных экологических проблем.
Россия осуществляет международное
сотрудничество по многосторонним конвенциям и
соглашениям, касающимся проблемы сохранения
биоразнообразия, общеевропейской стратегии по
биологическому и ландшафтному разнообразию,
двусторонним конвенциям по охране перелетных
птиц, двусторонним соглашениям по проблемам
охраны окружающей среды, сотрудничает по
проблемам сохранения биоразнообразия с рядом
правительственных и неправительственных
организаций, а также участвует в значительном
количестве международных программ. Особую роль
играет сотрудничество по сохранению
биоразнообразия в рамках СНГ.
Наличие огромных, слабо затронутых
хозяйственной деятельностью территорий
определяет место России в международных
процессах как крупнейшего региона планеты, где
обеспечивается существование биоразнообразия
Северной Евразии. Существенный вклад России, по
этой причине, в предотвращение глобальных
экологических угроз должен находить адекватную
поддержку со стороны мирового сообщества и
учитываться в развитии международных
экономических и финансовых механизмов.
Основная задача международного
сотрудничества России в области сохранения
биоразнообразия – оптимизация международной
деятельности по сохранению биоразнообразия для
обеспечения приоритетных с национальной точки
зрения мероприятий.
Развитие международного
сотрудничества России по сохранению
биоразнообразия должно осуществляться по
следующим основным направлениям.
– Выполнение международных
обязательств, вытекающих из членства Российской
Федерации в международных договорах и участия в
международных организациях в сфере сохранения
биоразнообразия. В этой области необходимо
решение следующих задач:
– организация на национальном уровне
эффективной межведомственной координации
деятельности по выполнению международных
обязательств по сохранению биоразнообразия, в
частности по Конвенции о биологическом
разнообразии и другим глобальным и региональным
природоохранным договорам, а также деятельности
в рамках международных организаций,
предусмотрев на первом этапе согласование
отчетности и информационных систем;
– создание механизма посредничества, в том числе
в целях оперативного информирования
заинтересованных национальных организаций и
поддержки принятых решений и их распространения;
– разработка и реализация планов мероприятий в
рамках действующих международных договоров,
относящихся к проблеме сохранения
биоразнообразия;
– привлечение субъектов Российской Федерации к
реализации международных обязательств в области
сохранения биоразнообразия.
– Максимальное использование всех
каналов сотрудничества с целью его развития и
привлечения необходимых ресурсов для охраны и
устойчивого использования биоразнообразия в
России. Задачи этого направления следующие:
– взаимодействие с международными
агентствами по развитию и финансовыми
организациями в целях привлечения
международного опыта и ресурсов для сохранения
биоразнообразия;
– использование возможностей и финансовых
ресурсов международных доноров для обеспечения
приоритетных с национальной точки зрения
мероприятий;
– использование возможностей совместного
выполнения проектов по сохранению
биоразнообразия и тиражирование полученных
позитивных результатов.
|