О.А. БОРЗУНОВА,
учитель биологии МОУ «Самульский лицей
им. акад. В.В. Пекарского», Томская обл.
Зачетные листы по биологии
Для 11-х классов химико-биологического
профиля
Опыт показал, что одним из наиболее
удачных вариантов тематического контроля в
10–11-х классах, а тем более в профильных
химико-биологических классах, являются
письменные зачеты. Предлагаю некоторые варианты
разработанных мною зачетных листов.
Зачетный лист – это подбор заданий,
требующих определенных мыслительных операций:
1. Сравнение биологических объектов, и
явлений.
2. Структурирование (установление взаимного
расположения частей, составляющих целостный
биохимический процесс, выявление связей и
закономерностей между частями).
3. Классификация (распределение каких-либо
биологических понятий, явлений по группам на
основе определенных общих признаков).
4. Перекодирование (преобразование информации:
схема – текст – анализ – решение).
5. Достраивание.
6. Анализ.
7. Синтез.
Выполнение заданий требует знания
биологических терминов. В зачетный лист могут
быть включены биологические задачи.
1. Теоретический вопрос, требующий
развернутого ответа.
2. Тестовые задания.
3. Определения биологических терминов.
4. Обоснование правильности или неправильности
научного суждения.
5. Биологическая задача (проблемная ситуация).
6. Заполнение пробелов в фразах, объясняющих
биологические процессы или явления.
Тема: «Энергетический и пластический
обмен в клетках»
I вариант
I.
1. Рассмотрите рис. 1. Назовите этапы
биосинтеза белка (I, II) и место их протекания в
клетке (А, Б, В). Какие вещества обозначены
цифрами 1–5?
II. Выберите правильные ответы на
вопросы.
1. Последовательность нуклеотидов иРНК
комплементарна последовательности нуклеотидов
в:
а) одной цепи ДНК;
б) двух цепях ДНК;
в) молекулах тРНК.
2. Метаболизм (обмен веществ)
складывается из двух взаимосвязанных и
противоположно направленных процессов:
а) жизни и смерти;
б) синтеза и распада;
в) поглощения О2 и выделения СO2.
3. Структурной единицей, ответственной
за синтез одной молекулы белка, является:
а) молекула ДНК;
б) ген;
в) триплет.
4. Фотосинтез осуществляется в:
а) лейкопластах;
б) хромопластах;
в) хлоропластах;
г) цитоплазме.
III. Что такое гликолиз? Напишите
уравнение реакции гликолиза в животной клетке
IV. Назовите:
а) пигмент растительных клеток,
участвующий в фотосинтезе;
б) совокупность реакций биосинтеза;
в) источник водорода в процессе фотосинтеза.
V. Правильны ли следующие
утверждения:
а) структура белка определяется тРНК;
б) суммарная реакция фотосинтеза:
6СО2 + 6Н2О = С6Н12О6 + 6О2?
VI. Исходя из определений, впишите
соответствующие термины:
а) синтез органических соединений,
идущий за счет энергии солнечного излучения,
называется ... ;
б) процесс переписывания информации с ДНК на
молекулу иРНК называется ... ;
в) отрезок ДНК, содержащий информацию о первичной
структуре одного определенного белка,
называется ... .
|
II вариант
I.
Рассмотрите рис. 2. Назовите основной
источник энергии на Земле. Как аккумулируется
эта энергия? На какие две группы делятся все
живые организмы по характеру используемой
световой или химической энергии и источнику
неорганического или органического углерода
(рис. 2 А, Б)? Назовите процессы
(рис. 2, 1–5), в результате которых происходят
превращения веществ и энергии. Какой из
процессов называют «первичным синтезом»? Почему?
II. Выберите правильные ответы.
1. Универсальным источником энергии
является:
а) глюкоза;
б) жир;
в) АТФ.
2. Антикодон тРНК УУЦ соответствует
коду ДНК:
а) ААГ;
б) ТТЦ;
в) ТТГ.
3. В процессе фотосинтеза кислород
образуЕтся при расщеплении:
а) СО2;
б) Н2О;
в) АТФ.
4. Структурной единицей, ответственной
за синтез одной молекулы белка, является:
а) молекула ДНК;
б) ген;
в) триплет.
III. Запишите любую
последовательность триплетов в двуспиральной
цепи ДНК. Постройте одну цепь, а затем вторую по
принципу комплементарности.
IV. Исходя из определений, впишите
соответствующие термины:
а) синтез белков происходит на ... ;
б) органеллы клетки, имеющие две мембраны и
запасающие энергию в виде молекул АТФ,
называются ... ;
в) несколько сотен нуклеотидов, соединенных в
цепь, – это ... .
V. Назовите:
а) клетки, не способные синтезировать
органические вещества из неорганических
соединений;
б) конечное органическое вещество, образующееся
при фотосинтезе.
VI. Дана полипептидная цепь:
ала-тре-лиз-асп ...
Определите последовательность
нуклеотидов в соответствующей цепи ДНК.
VII. Какой процесс отображает реакция:
2Н2О ® 4Н+ + 4е + О2?
Каково его значение? |
III вариант
1. Рассмотрите схему синтеза иРНК
(рис. 3). Назовите этот процесс. Что обозначено
цифрами 1–3? Какой фермент катализирует данную
реакцию? Опишите по рисунку процесс биосинтеза
иРНК. По какому принципу идет сборка нуклеотидов
в иРНК? Какие еще виды РНК синтезируются на ДНК?
3. Определите структуру фрагмента иРНК,
синтезированной по данной цепи ДНК (рис. 3).
Запишите ее в тетрадь.
4. Используя таблицу кодов ДНК,
определите аминокислотный состав фрагмента
полипептидной цепи, синтезируемой на данной
иРНК.
II. Выберите правильные ответы.
1. Ферментативное расщепление и
окисление глюкозы называют:
а) диссоциацией;
б) фотосинтезом;
в) гликолизом;
г) транскрипцией.
2. Геном называют:
а) молекулу ДНК;
б) участок молекулы ДНК, на котором содержится
полная информация о первичной структуре одного
белка;
в) участок молекулы ДНК, состоящий из трех
нуклеотидов.
3. В процессе фотосинтеза кислород
образуется при расщеплении:
а) Н2О;
б) СО2;
в) АТФ.
III. Как называется процесс синтеза
полипептидной цепи. В каких органеллах клетки он
протекает?
IV. Правильны ли следующие
утверждения:
а) универсальным биологическим
аккумулятором энергии является молекула АДФ;
б) квант света выбивает электрон из молекулы
гемоглобина, лежащей в толще мембраны
хлоропласта.
V. Какие аминокислоты соответствуют
кодонам?
VI. Назовите:
а) русского ученого, внесшего большой
вклад в изучение фотосинтеза;
б) конечные вещества, образующиеся при
фотосинтезе;
в) клетки, не способные синтезировать
органические вещества из неорганических
соединений.
VII. Продолжите фразы:
а) пигмент растительных клеток,
участвующий в фотосинтезе, – это ... ;
б) основной источник энергии в клетке – ... ;
в) глюкоза в животных клетках в процессе
гликолиза превращается в ... . |
IV вариант
I.
1. Рассмотрите схему фотосинтеза
(рис. 4). Что является источником энергии Е?
Назовите вещества, обозначенные цифрами 1–5.
Как иначе называются световая и темновая фазы
фотосинтеза? Охарактеризуйте процессы,
протекающие в этих фазах.
2. В каких органеллах клетки идет
процесс фотосинтеза? Из каких структур они
состоят?
3. Напишите общее уравнение реакции
фотосинтеза.
II. Каково значение ДНК, иPНK, тРНК в
биосинтезе белков, обусловливающих
индивидуальную специфичность организмов.
III. Какие аминокислоты закодированы в
данном отрезке ДНК, в цепях а и б?
IV. Выберите правильный ответ.
1. В процессе фотосинтеза H+ образуется
при расщеплении:
а) СО2;
б) Н2О;
в) АТФ.
2. Процесс переписывания информации с
ДНК на иРНК называется:
а) трансляцией;
б) транскрипцией;
в) диссоциацией.
3. Расщепление глюкозы до этилового
спирта – это:
а) гликолиз;
б) фотолиз;
в) брожение.
4. Универсальным источником энергии
является:
а) глюкоза;
б) жир;
в) АТФ.
V. Какой процесс отображает данная
реакция:
С6Н12О6 + 2АДФ + 2H3PO4
--> 2C3Н6O3 + 2АТФ + 2Н2О?
В растительных или животных клетках
происходит данная реакция?
VI. Назовите:
а) совокупность реакций синтеза и
распада;
б) фазу фотосинтеза, в которой участвует СО2;
в) РНК, которая доставляет аминокислоты к
рибосомам.
VII. Дайте определение терминам:
а) фототрофы – это ... ;
б) транскрипция – это ... . |
Тема: Биохимия клетки
I вариант
I. Выберите правильный ответ.
1. Молекулы ДНК содержатся в:
а) митохондриях;
б) комплексе Гольджи;
в) хлоропластах;
г) ядрах клетки.
2. Мономером белка является:
а) аминокислота;
б) нуклеотид;
в) рибоза;
г) глицерин.
3. Фермент – это:
а) углевод;
б) белок;
в) липид;
г) нуклеиновая кислота.
II. На фрагменте одной цепи ДНК
нуклеотиды расположены в последовательности:
А–А–Г–Т–Ц–Т–А–Ц–Г–Т.
Какова соответствующая
последовательность нуклеотидов в другой цепи
молекулы ДНК? Какова длина (в нанометрах) этого
фрагмента ДНК (каждый нуклеотид имеет
длину 0,34 нм)?
III. Рассмотрите строение молекулы
АТФ. Перепишите структурную формулу АТФ, в
которую вместо цифр 1 и 2 впишите
соответствующие названия веществ:
IV. Что такое денатурация белка?
Приведите примеры денатурации белков
в природе, быту. Нарисуйте схему денатурации
белковой глобулы.
V. Каково значение углеводов для
организма?
VI. Дайте определение терминам:
а) полимер;
б) пептидная связь. |
Продолжение
следует
|