Я ИДУ НА УРОК

Н.В. СОКОЛОВСКАЯ,
с.ш. № 2, г. Мегион,
Ханты-Мансийский АО

Взаимоотношения человека и рыб.
Охрана, разведение и значение рыб

Оборудование: задания для каждой группы, таблички с названиями групп, дополнительная литература, учебники (Б.Е. Быховский, В.Р. Дольник, М.А. Козлов «Биология. Животные. 7–8 классы»).

Сегодня мы будем вести разговор о взаимоотношениях рыб и человека. И работать будем не совсем обычно. У нас сформированы группы: «Эксперты»; «Наблюдатели»; «Ихтиологи»; «Гидрологи»; «Экологи»; «Партия «зеленых».

Состав первых двух групп постоянный, в качестве членов других групп вы побываете все, меняясь местами за столами в классе. В составе каждой группы вам предстоит ответить на два вопроса. Время работы в каждой группе – 5 мин.

Наблюдатели в экспертных листах отмечают наиболее активных учеников,отвечающих за столом, после смены групп передают в группу «экспертов» ответы каждой группы.

Вопросы группе «Партия «зеленых»

1. Перед вами лежит карта Нижневартовского района. Предложите место для организации прудового хозяйства по разведению:

а) теплолюбивых рыб (карпа, белого амура, толстолобика, линя и др.);
б) холодолюбивых рыб (форели, сига, лосося и др.).

Ответ обоснуйте.

2. Предложите меры по охране рыб на разных стадиях развития: икринка, личинка, малек, взрослая особь.

Правильные ответы

1. Критерии выбора места для организации прудового хозяйства по разведению теплолюбивых видов рыб: удаленность от промышленных предприятий, наличие подъездных путей, заболоченный участок около реки или озера с проточной водой, хорошая кормовая база, небольшая глубина водоема. Для разведения холодолюбивых видов рыб основные требования те же, только сам водоем должен быть проточным или в нем должен быть приток чистой воды от впадающего лесного ручья или ключей. Глубина водоема должна быть больше, чем для теплолюбивых рыб.

2. Меры по охране.

– На стадии икры: очистка воды, создание водоохранной зоны, аэрация воды, приток чистой воды в водоем.

– На стадии малька: те же мероприятия и еще подкормка (зоопланктоном, донными животными); ликвидация лишней растительности; отсутствие животных, питающихся данными видами рыб и их мальками.

– На стадии взрослой особи: те же меры и еще регуляция видового состава фитопланктона, щадящая агротехника в данной местности (правильное использование минеральных удобрений или вообще отказ от них), удаление избытка органических веществ.

Вопросы группе «Экологи»

1. Поступление в воду канализационных отходов снижает в ней концентрацию кислорода. Как это может отразиться на жизнедеятельности рыб?

2. В 1993 г. была проведена международная акция по очистке морских побережий от твердых отходов. Около 160 тыс. добровольцев в 33 странах мира «прочесали» более 8 тыс. км побережий. Они собрали почти 5,5 млн предметов, выброшенных людьми в море, а морем на берег. 58,8% этих предметов составили пластмассовые изделия, 16,8% – окурки от сигарет с фильтром, 12,7% – рыболовные снаряжение и его остатки (леска, блесны, обрывки сетей, поплавки).
Объясните, почему последняя категория мусора – самая опасная для рыб и не только для них?

Правильные ответы

1. При снижении процентного содержания кислорода в воде нарушается газообмен у живых организмов. Если содержание кислорода в крови постоянно понижено, то наблюдается и снижение уровня обмена веществ. Рыбы становятся пассивными, как бы сонными. Одни, живя в таких условиях, постепенно умирают, другие, покидают свои места обитания. Икра не может нормально развиваться, личинки (мальки) если и образуются, то не развиваются и быстро гибнут.

2. Много рыбы гибнет, запутавшись в остатках рыболовных снастей. Кроме того, на мертвой рыбе развивается большое количество патогенных микроорганизмов, что может вызвать заболевания других особей. В обрывках сетей гибнет не только рыба, но и много других морских обитателей (птиц, млекопитающих, пресмыкающихся).

Вопросы группе «Гидрологи»

1. Объясните, почему водные объекты выступают проводниками и конечными аккумуляторами антропогенных загрязнений окружающей среды. Перечислите факторы загрязнения водоемов.

2. Докажите, что «цветение» водоема – это признак деградации природного биоценоза.

Правильные ответы

1. Вода – универсальный растворитель, т.е. большинство веществ, попадающих в воду, почву и атмосферу, в конечном итоге растворяются водой. Любые вещества, попавшие на поверхность земли, смоются водой (дождевой, грунтовой) и попадут в водоемы. Все водоемы планеты так или иначе связаны между собой, поэтому конечным пунктом аккумуляции загрязняющих веществ всегда будет Мировой океан.

Факторы загрязнения водоемов:

– сброс отходов промышленными объектами;
– удобрения, пестициды;
– нефть и нефтепродукты;
– канализационные воды (т.е. фекалии и содержащиеся в них болезнетворные бактерии, вирусы и гельминты);
– механические загрязнители (мусор со свалок, кораблей и т.п.).

2. «Цветение» водоема – это развитие в большом количестве нетипичной для водоема микрофлоры, особенно синезеленных водорослей. Это явление наблюдается, если загрязнение химическими веществами и посторонними для данного водоема микроорганизмами настолько возрастает, что нарушаются естественные механизмы самоочищения воды и саморегуляции водных экосистем.

Вопросы группе «Ихтиологи»

1. Объясните, чем обусловлен такой факт: костистые рыбы усваивают содержащийся в воде кислород в 1,6 раза эффективнее, чем хрящевые.

2. Объясните, почему ланцетник ведет гораздо более пассивный образ жизни (большую часть времени проводит, зарывшись в песок, перемещается, используя потоки воды), чем рыбы.

Правильные ответы

1. У хрящевых рыб нет жаберных крышек, поэтому вода, омывая жаберные лепестки, проходит через них с большей скоростью. На газообмен отводится меньшее время и поэтому улавливается меньшее количество кислорода.

2. У ланцетника простое строение кровеносной и пищеварительной систем. В кровеносной системе нет, например, сердца, которое обеспечивало бы постоянную скорость тока крови и поступление с ней питательных веществ в ткани. В пищеварительной системе отсутствуют пищеварительные железы, нет желудка, только один отдел кишечника. Эти особенности не позволяют получить достаточное количество энергии для активного образа жизни.

Итак, работа в группах окончена, группа «экспертов» анализирует ответы. Когда вы отвечали на вопросы, то наверно заметили, что мы рассмотрели только одну сторону взаимоотношений человека и рыб. А ведь слово «взаимоотношения» подразумевает отношения обеих сторон. И я думаю, вам понятно, что вторая часть вопроса – значение рыб в жизни человека и в природе. Попробуйте на основе фактов, которые я вам сейчас сообщу, сделать выводы о значении рыб и записать их в тетрадь.

Факты и цифры

1. Общий мировой улов рыбы равен 50 млн т в год.

2. Ежегодно из отходов рыбной промышленности изготавливают 10 млн т кормовой муки для откорма крупного рогатого скота.

3. Ежегодно на полях туковой мукой удобряют порядка 50 млн га сельскохозяйственных угодий.

4. Все тресковые – ценные промысловые рыбы. Особую ценность представляет их печень, содержащая большое количество витамина D3, из которого получают медицинский рыбий жир.

5. Молодь карпообразных – пища для многих более крупных представителей других отрядов рыб.

Давайте проверим, какие выводы вы сделали.

Значение рыб для человека:

– употребляются в пищу;
– используются для производства кормовых добавок и удобрений в сельском хозяйстве;
– используются для производства медицинских препаратов.

Значение рыб в природе:

– являются важным звеном в цепях питания.

Пока мы обсуждали значение рыб, наши эксперты подготовили анализ ваших ответов. Давайте послушаем. Учащиеся, исполнявшие роль экспертов, анализируют ответы каждой группы.
И в конце нашего разговора мне бы хотелось призвать вас по мере сил участвовать в охране природы.
Дома вы попробуете себя в качестве лаборантов-экологов, проведя по данным вам инструкциям анализ качества очистки водопроводной и любого вида минеральной воды, предлагаемой в магазине. Информацию по теме нашего урока вы повторите, прочтя § 44 в учебнике.

Инструкция для проведения лабораторной работы

1. В один стакан налейте водопроводную воду, в другой – минеральную негазированную воду, купленную в магазине.

2. Посмотрите, имеет ли вода в стаканах цвет.

3. Попробуйте воду на вкус.

4. Что вы можете сказать о цвете и вкусе воды? Если в воде присутствуют соли алюминия, то они подслащивают воду; соли магния делают воду горькой; сульфаты кальция и магния придают воде горьковато-соленый вкус; хлористый натрий – соленость. Неприятный вкус воды может быть обусловлен наличием в ней кремнекислого натрия и железа. Глинистые вещества придают воде желтый или коричневый цвет. Органические вещества могут сделать воду затхлой, при этом она может пахнуть болотом, землей, рыбой и гнилью.

5. Анализируемую воду нагрейте до 60 °С.

6. Определите запах воды в каждом стакане.

Если вода чистая то, при комнатной температуре и при нагревании воды до 60 °С вы не почувствуете запаха. Появление запаха будет означать присутствие в воде посторонних веществ. Содержание в воде ионала – запах цветов фиалки, органическое соединение циклоцетраль – табачный запах, гексанал – запах зеленых яблок, ароматические соединения – запах грибов, затхлой рыбы, а также землистый, сернистый, селедочный запахи.

Если вода имеет запах, ее ни в коем случае нельзя использовать!

7. Сделайте вывод о качестве воды.

8. Постарайтесь вспомнить воду в водоеме, в котором вы купаетесь. По внешнему виду воды в водоеме можно определить, годна ли она для жизни рыб. Пригодная для рыборазведения вода прозрачная, без пленки, с зеленоватым оттенком, запах у нее свежий, речной, отсутствуют посторонние запахи. Не пригодная для жизни рыб вода выглядит и пахнет иначе. Весной и летом появляются комки пены на поверхности воды (пена возникает при попадании навозной жижи, сточных вод сахарных заводов, бытовых стоков, содержащих остатки стиральных порошков), изменяется ее окраска – от коричневой до бурой и появляется запах: слегка ощутимый или очень сильный.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru