Н.А. БАЛАЯНОВА,
учитель биологии СОШ
с. Яковлевка, Баймакский р-н, Республика Башкирия
Занимательная зоология
Урок-КВН для 8-х классов
Урок проводится после изучения темы
«Класс Млекопитающие». Каждый класс выставляет
команду из 10 человек (остальные – болельщики).
Избирается жюри: учитель биологии и двое ведущих
– старшеклассники, увлеченные биологией.
Каждая команда заранее готовит: название команды
(несуществующее животное), эмблему (рисунок этого
животного) и девиз – оформленные на листах
бумаги; приветствие (начинается со слов: «Есть
идея!» или «Эврика!»); три вопроса для команды
соперников; отпечатки следов.
Необходимые иллюстрации к уроку и тексты
«Рассказ Кита Великанова» готовит учитель.
Кабинет красочно оформлен: чучела животных,
влажные препараты, выставка лучших рисунков о
животных, поделки из природных материалов,
плакаты на тему «За бережное отношение к
природе».
Ведущие перед каждым конкурсом четко и подробно
объясняют его условия и сообщают количество
очков за правильный ответ.
1-й ведущий. Добрый день, дорогие
друзья! Клуб Веселых и Находчивых приветствует
вас!
2-й ведущий. Сегодня соревнуются в
находчивости и показывают свои знания команды 8-х
классов. Наше компетентное жюри ... (представляет
членов жюри). Даем слово командам.
Листы с названиями команд, эмблемами и
приветствиями прикрепляются к магнитной доске.
1-й ведущий. Разминка –
биологическая зарядка. (Все участники команд
отвечают по очереди. При правильном ответе
команда получает 1 очко.)
Назовите отряды, к которым принадлежат следующие
виды млекопитающих.
1. Собака домашняя. (Хищные.)
2. Утконос. (Яйцекладущие.)
3. Коала. (Сумчатые.)
4. Рыжая вечерница. (Рукокрылые.)
5. Ушастый еж. (Насекомоядные.)
6. Обыкновенная ночница. (Рукокрылые.)
7. Крапчатый суслик. (Грызуны.)
8. Бурый медведь. (Хищные.)
9. Обыкновенный бегемот. (Парнокопытные.)
10. Дельфин-белобочка. (Китообразные.)
Назовите отряды, к которым принадлежат
следующие виды птиц.
1. Большой пестрый дятел. (Дятлы.)
2. Африканский страус. (Африканские страусы.)
3. Городская ласточка. (Воробьиные.)
4. Обыкновенный скворец. (Воробьиные.)
5. Белая куропатка. (Куриные.)
6. Горная индейка. (Куриные.)
7. Журавль-красавка. (Журавли.)
8. Серый гусь. (Гусеобразные.)
9. Императорский пингвин. (Пингвины.)
10. Степной орел. (Дневные хищные птицы.)
2-й
ведущий. Сейчас вы услышите историю из жизни
синичонка по имени Фитюлька. Будьте внимательны:
он задаст вам несколько вопросов, на которые вы
будете отвечать сообща. Каждый правильный ответ
принесет вам 1 очко.
1-й ведущий. Сегодня синичонку
исполнилось ровно три с половиной недели, и он
решил начать самостоятельную жизнь.
– Хватит жить под папиными и мамиными
крылышками! – гордо заявил он своим братьям и
сестрам, которые собирались еще недельку пожить
с родителями. Я улетаю. А вечером прилечу и
расскажу вам все: где был и что видел, – пообещал
Фитюлька, – и вы мне позавидуете!
Вылетев из гнезда и опустившись на толстую ветку,
синичонок огляделся и увидел рядом с собой
маленького красного жучка с черными точками на
спине. Жучок проворно бежал по ветке.
– Вот хорошо! – обрадовался Фитюлька и не
раздумывая, со всего размаха клюнул красного
жучка.
– Ой! – крикнул Фитюлька, изо всех сил замотав
головой. – Как горько! Как невкусно!
Как называется яркий жучок? Чем он полезен? (Божья
коровка. В больших количествах поедает тлей.)
Придя в себя, Фитюлька поправил перышки и
огляделся по сторонам.
– Как хорошо, что меня никто не видел, – подумал
он, – братья и сестры стали бы надо мной смеяться,
а папа обязательно строго сказал бы, как он не раз
говорил своим птенцам: «Никогда не пытайтесь
клевать ярко окрашенных насекомых».
А почему? Какие насекомые имеют яркую окраску? (Ядовитые.
Такая окраска называется предостерегающей.)
Однако позавтракать все-таки надо было. Фитюлька
снова внимательно огляделся и вдруг увидел на
цветке блестящего, ярко-зеленого с бронзовым
отливом жука. Он спокойно сидел и как будто не
собирался улетать. Фитюлька прыгнул, и тут же
коварный жучишка исчез из-под самого его клюва –
он так и не поднял свои красивые надкрылья, а
просто мгновенно высунул крылья в боковые
разрезы на них и улетел.
Как называется этот жук? Вреден он или полезен? (Бронзовка.
Личинки этого жука питаются перегноем и удобряют
почву. Взрослые жуки могут объедать тычинки на
цветках плодовых деревьев и кустарников, но
радуют наш глаз своей красотой.)
Огорченный синичонок направился к небольшой
рощице. Пролетая мимо одного дерева, Фитюлька
заметил на нем какой-то подозрительный бугорок.
– Это надо проверить, – сказал он себе и подлетел
поближе. На стволе сидела бабочка. Ее крылья по
цвету очень напоминали кору дерева, и бабочка
была незаметна.
– Ну, меня-то ты не проведешь! – гордо подумал
Фитюлька, нацелившись на бабочку. Вот он уже
близко, еще секунда и... И тут перед глазами
Фитюльки мелькнуло что-то яркое, красное, и у
Фитюльки от страха чуть не отнялись крылья. Не
раздумывая, он что есть духу, помчался прочь.
Как называется эта бaбочка? (Глазчатый бражник.
Верхняя сторона передних крыльев у нее
сероватая, хорошо маскирующая бабочку на коре
дерева. Задние крылья имеют сверху яркую окраску
с темными пятнами. Стоит потревожить бабочку, как
она приподнимает передние крылья и разводит их в
стороны. Внезапное появление ярких пятен и
«глаз» отпугивает врага.)
Фитюлька был обижен. К тому же голод мучил его не
на шутку. Он скакал по дорожке, и все его мысли
были заняты завтраком. Впрочем, время завтрака
давно прошло и надо было думать об обеде. А дорога
как назло была совсем пуста. Был бы хоть
какой-нибудь, пусть самый маленький, червячок!
Вдруг откуда-то из-под камешка вылез большой жук
и побежал по дорожке. Фитюлька бросился за жучком
и почти настиг его. Но тут произошло что-то
страшное: жук выбросил из конца брюшка облако
какого-то ядовитого вещества, а сам скрылся.
Как называется этот жук и почему? (Жук-бомбардир.
Завидев врага, жук становится на голову и
выбрызгивает струйку едкой жидкости.)
(В задании смешаны признаки двух
разных насекомых. Собственно бомбардиры –
родственники жужелиц, небольшие (6–8 мм) быстро
бегающие жучки синеватой окраски; выбрасывают
одновременно две струйки жидкости, которые,
смешиваясь, бурно реагируют, образуя облачко
едкого газа. Большие (1,5–2,5 см) жуки, становящиеся
при опасности на голову и замирающие в такой позе
– обитающие в степях, медленно ползающие
чернотелки-медляки, родственники мучных
хрущаков. Они выделяют из брюшка капельку
жидкости, отпугивающей врагов неприятным
запахом, но далеко не столь эффективно, как
выделения бомбардира. В задании можно привести
признаки любого из этих жуков, в зависимости от
того, о каком из них вы рассказывали своим
ученикам, – но только одного. – Прим. ред.)
Неизвестно, чем бы кончились
приключения Фитюльки в тот день, если бы он вдруг
не обнаружил, что случайно оказался близко от
своего родного гнезда. Он очень обрадовался,
вернулся домой, где его накормила заботливая
мама, а потом рассказал своим братьям и сестрам
вот эту историю.
1-й ведущий. На партах расставлены
открытки с изображениями птиц. Я буду называть
птицу, а участник команды должен найти ее
изображение, ориентируясь на подсказки
«горячо–холодно». Отгадав, надо рассказать о
биологии этой птицы.
Обыкновенный козодой. (Насекомоядная
птица. Летает вечером и ночью, опускается на
землю около крупных животных для охоты за
насекомыми. Глаза большие, видит хорошо, закрытый
клюв кажется маленьким, но при охоте на насекомых
рот козодоя раскрывается очень широко,
превращаясь в настоящий сачок. Полезная птица.)
Беркут. (Крупная дневная хищная птица
из рода орлов. Размах крыльев достигает 2 м.
Мощный клюв загнут крючком, когти сильные,
острые. Зрение очень хорошее. Охотится в основном
на открытых пространствах. Приручается и
используется как ловчая птица для спортивной
охоты. Редкая птица, занесена в Красную книгу
России.)
2-й ведущий. Переходим к
практическому туру.
Первое задание – определить
принадлежность млекопитающего к определенному
отряду на основе строения его зубов. Команды
получают черепа крысы и кролика. (У кролика на
верхней челюсти позади двух больших резцов есть
еще два маленьких резца; у крысы и на верхней, и на
нижней челюсти только по два долотообразных
резца. Клыков ни у зайцеобразных, ни у грызунов
нет.)
Второе задание – команды сдают
жюри сделанные при подготовке к игре отпечатки
следов домашней собаки, большой синицы, сизого
голубя, домового воробья и гуся.
1-й ведущий. Конкурс «Ты –мне, я –
тебе...»
Команды обмениваются заранее
приготовленными вопросами.
2-й ведущий. Конкурс «Литературная
страница». Вспомните книги, которые вы читали в
детстве.
Кого
по очереди везли на себе домой паук, жужелица,
кузнечик, водомерка, хрущ? (Муравья. В.Бианки
«Как муравьишка домой спешил».)
От кого спас утят храбрый утенок
Алеша? (От стрекозы. Б.Житков.)
Кто дружит с мухами, не обижает
козявок, ест травку и сам зеленый? (Кузнечик. Н.Носов.)
К кому обращались со словами:
«...красавица, кушайте варенье, или вам не
нравится наше угощенье?». (К бабочке.
К.Чуковский.)
В кого превращался князь в «Сказке о
царе Салтане» А. Пушкина:
Тут он в точку уменьшился,
... оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корабль – и в щель забился.
(В комара.)
Вот опять она его
Вмиг обрызгала всего:
В ... князь оборотился,
Полетел и опустился
Между моря и небес
На корабль – и в щель залез
(В муху.)
Тут он очень уменьшился,
... князь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму – и в щель забился.
(В шмеля.)
1-й ведущий. Какие слова здесь
зашифрованы?
Пишет на доске слова и предлагает переставить в
них буквы таким образом, чтобы получились
названия рыб и земноводных.
Какие это рыбы?
– Тапвол. (Плотва.)
– Знаас. (Сазан.)
– Ёгмас. (Сёмга.)
– Торёс. (Осётр.)
– Алгбеу. (Белуга.)
– Секрат. (Треска.)
– Бовал. (Вобла.)
– Млина. (Налим.)
Какие это земноводные?
– Яшаглук. (Лягушка.)
– Ранасадмал. (Саламандра.)
– Жаряклен. (Жерлянка.)
– Вашкак. (Квакша.)
2-й ведущий. Объявляю конкурс
капитанов! «Дальше, дальше...». Кто знает, тот
отвечает, если не знает, говорит «дальше».
– Какой
породы был Белый Бим Черное Ухо? (Шотландский
сеттер.)
– Какой породы была собака Белый клык из
рассказа Джека Лондона? (Помесь волка и собаки.)
– Сколько крыльев у жука? (Четыре.)
– Каких пауков называют бродячими? (Тех,
которые не плетут ловчих сетей, а охотятся,
разыскивая свою добычу и нападая на нее: это
пауки-волки, пауки-скакунчики, тарантулы, домовые
пауки, паук-серебрянка. Встречающийся вариант
ответа «скорпионов и фаланг» неверен – это не
пауки.)
– Какой паук строит дом под водой из воздуха? (Паук-серебрянка.)
– Можно ли назвать кита рыбой? (Нет, кит –
млекопитающее.)
– Откуда плывет утка? (От берега.)
– Где ночуют зимой белые куропатки? (В снегу.)
А где они ночуют летом? (В траве.)
– Что птицам страшнее зимой – холод или голод? (Голод.)
– Дышит ли цыпленок в яйце? (Да.)
– Название какой птицы соответствует фамилии
великого русского писателя? (Утка гоголь.)
– Строят ли наши птицы в дальних страдах гнезда? (Нет.)
– Кто такой мул? (Гибрид кобылицы и осла.)
1-й ведущий. Продолжаем конкурс
капитанов – «Листая Брема». Пусть каждый
расскажет о каком-либо недавно вымершем
животном.
2-й ведущий. Перед вами – листки с
текстом «Рассказ Кита Великанова» из книги
Виталия Бианки. В тех случаях, когда вы верите
ему – ставьте букву «П» – правда, а если не
верите – букву «В» – враки. Берите карандаш и за
работу!
РААСКАЗ КИТА ВЕЛИКАНОВА
В это воскресенье я встал рано-рано:
решил поехать за город, посмотреть, что там у них
делается – в животном и растительном мире.
* * *
Под самым мостом дикие утки плавают.
Р-раз! – и нырнули! Вода прозрачная, мне с высоты,
с моста-то, хорошо видно: нырнули – и поплыли под
водой, как по воздуху! Что за чудо: крыльями машут,
быстро мчатся под водой! (Правда. Некоторые
нырковые утки гребут под водой крыльями.)
* * *
Ну, в электричку сел, до знакомой
станции быстро доехал, – тут сразу – лес, а за ним
море. Финский залив. На море крик стоит: пролет
водоплавающей птицы в самом разгаре. Залез я на
дерево, чтоб видней было – бинокль к глазам... и
чуть его не выронил: пятнадцать штук черных как
уголь лебедей!
Гром и молния! Видал ли кто-нибудь, кроме меня,
конечно, эдакую красотищу под самым городом
Санкт-Петербургом! Вот это мне так повезло! (Враки
– черные лебеди водятся только в Австралии.)
* * *
Глядь, а тут еще к лебедям и дикие гуси
подсаживаются. Целое стадо. И у каждого со спины
– можете себе представить! – срывается стаечка
ласточек и стрижей. Весь воздух сейчас же
наполнился снующими по всем направлениям
легкокрылыми гостями.
Прилетели, милые! Большие, сильные гуси принесли
их из-за моря на своих широких крыльях! (Враки –
старинное, но совершенно неверное поверье.)
* * *
Да, пора уж, пора! Я оглянулся на село, –
там в полном цвету, распространяя вокруг себя
сладкий медовый дух, стоят высокие липы (Враки
– липы цветут не выесной, а летом). Всюду на
пригорках цветут черные блестящие цветы, – забыл
их название... (Враки – черных цветов не бывает.)
* * *
Вдруг вижу: пробирается между кустов
что-то белое... Я сперва думал – заяц-беляк. Потом
смотрю – нет, что-то поменьше... Вижу – птица
какая-то. И не чисто белая, а с большими
желтоватыми пятнами.
«Эге! – сообразил я. – Да ведь это та наша птица,
которая белоснежный свой зимний наряд, как заяц,
меняет на летний – цветной!» (Правда – белая
куропатка.)
Но время близилось к полудню. Я уже проголодался.
Я слез с дерева и побежал на станцию. Какие-то
тени мелькали в лесу. Я думал, – это носятся над
деревьями ласточки. Пригляделся, – а это летучие
мыши! Тоже, значит, повылезли и они из своих
зимних убежищ. (Враки – летучие мыши днем не
летают.)
И уже на опушке леса, перед самой станцией
электрички, ... нашел и собрал под кусточками
полную кепку вкусных грибов! (Правда – весенние
съедобные грибы (только первый отвар надо
обязательно сливать) – сморчки и строчки.)
КВН окончен. Жюри подводит итоги и
награждает победителей. Учитель выставляет
оценки за урок (только положительные, ученики
должны получить удовольствие от этого урока).
Домашнее задание командам: подготовить рассказ
или сценку с использованием не менее семи
пословиц и поговорок, в которых упоминаются
различные животные.
|