Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №43/2004

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Педагогический университет "Первое сентября"

ЛЕРНЕР Г.И.

Курс «Педагогическая теория – современному учителю»

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА

№ газеты

Учебный материал

33

Лекция № 1. Дидактика как универсальный инструмент педагогического творчества

35

Лекция № 2. Содержание биологического образования в современных условиях и его состав

37

Лекция № 3. Методы обучения, их специфика.
Контрольная работа № 1 (срок выполнения – до 15 ноября 2004 г.)

39

Лекция № 4. Проблемное обучение на уроках биологии

41

Лекция № 5. Проектная деятельность.
Контрольная работа № 2 (срок выполнения – до 15 декабря 2004 г.)

43

Лекция № 6. Структура и типы уроков

45

Лекция № 7. Интеллектуальное и нравственное развитие на уроках биологии

47

Лекция № 8. Методологические аспекты науки на уроках биологии

Итоговая работа – разработка урока.
Итоговые работы, сопровождаемые справками из учебного заведения (актами о внедрении), должны быть направлены в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2005 г.

Лекция № 6. Структура и типы уроков

Структура урока; типы и виды уроков; планирование урока

Эта лекция посвящена тому, о чем, казалось бы, каждый учитель знает с первых дней посвящения в педагогическую науку. И еще раньше, учась в школе, каждый из нас мог интуитивно оценить урок, проведенный учителем: интересно– неинтересно, хорошо–плохо, содержательно–не содержательно, эмоционально–равнодушно, результативно–безрезультатно. Подобные оценки урока, данные школьниками, на самом деле могут быть переведены в дидактические категории. Каждый учитель интуитивно чувствует, каким должен быть хороший урок. Однако для построения подлинно хорошего урока интуиции недостаточно. Для того чтобы деятельность учителя была успешной, он должен использовать современные теоретические идеи и педагогические технологии.

Что же такое урок? Приведу одну из наиболее распространенных классификаций типов уроков.

1. Урок изучения нового материала.
2. Урок формирования знаний, умений, навыков.
3. Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.
4. Урок повторения.
5. Урок проверки знаний.
6. Урок применения знаний, умений и навыков.
7. Повторительно-обобщающий урок.
8. Комбинированный урок.

Многие учителя-новаторы предлагают свои классификации уроков. Так, Л.В. Малахова классифицирует уроки следующим образом.

1. Рассказ обзорного типа по всей теме.
2. Урок вопросов учеников и дополнительных разъяснений.
3. Урок – практическая работа.
4. Урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала.
5. Заключительный опрос по теоретическому материалу.
6. Решение задач по теме.

Система, разработанная Н.П. Гузиком, включает следующие типы уроков.

1. Уроки теоретического разбора материала учителем.
2. Уроки самостоятельного разбора темы учениками (разделенными на группы) по заданным планам, алгоритмам.
3. Уроки-семинары.
4. Уроки-практикумы.
5. Уроки контроля и оценки знаний.

Существует довольно много классификаций типов и видов уроков, и каждый учитель может отдать предпочтение одной из них или взять от каждой что-то свое. Важно только понимать с какими целями вы проводите урок определенного типа и как вы организуете усвоение учебного материала. Важно также соотнести особенности содержания, которое необходимо усвоить на данном уроке, с возможностями учащихся и с методами и формами организации урока.

Я предлагаю вам проанализировать и классифицировать два варианта урока по теме «Введение в общую биологию» в 10-м классе по учебнику Д.К. Беляева, А.О. Рувинского и др.

Вариант урока 1. Тип урока – урок изучения нового материала

План и структура урока

1. Организационный момент.
2. Первичное введение материала.
3. Акцент на основных моментах темы.
4. Создание мотивации для запоминания материала.
5. Показ техники запоминания.
6. Первичное закрепление материала путем повторения.

По этому плану учитель даст определение понятия «Общая биология», затем перечислит основные свойства жизни, разъяснив наиболее трудные терминологические и понятийные элементы темы, затем перейдет к уровням организации жизни и даст их краткую характеристику. В заключение расскажет о методах исследования в биологии и о ее значении. В процессе предъявления материала учитель покажет основные приемы запоминания, обратив внимание на то, что следует запомнить, и даст проверочную работу, например в виде тестовых заданий.

Задание (вариант 1)

Выберите правильные утверждения.

1. Предметом изучения общей биологии является:

а) строение и функции организма;
б) природные явления;
в) закономерности развития и функционирования живых систем;
г) строение и функции растений и животных.

2. Выберите наиболее правильное утверждение:

а) только живые системы построены из сложных молекул;
б) все живые системы обладают высокой степенью организации;
в) живые системы отличаются от неживых составом химических элементов;
г) в неживой природе не встречается высокая сложность организации системы.

3. Самым низким уровнем живых систем, проявляющим способность к обмену веществ, энергии, информации является:

а) биосферный;
б) молекулярный;
в) организменный;
г) клеточный.

4. Высшим уровнем организации жизни является:

а) биосферный;
б) биогеоценотический;
в) популяционно-видовой;
г) организменный.

5. Основным научным методом в самый ранний период развития биологии был:

а) экспериментальный;
б) микроскопия;
в) сравнительно-исторический;
г) метод наблюдения и описания объектов.

Задание (вариант 2)

Выберите правильные утверждения.

1. Все живые организмы:

а) обладают одинаково сложным уровнем организации;
б) обладают высоким уровнем обмена веществ;
в) одинаково реагируют на окружающую среду;
г) обладают одинаковым механизмом передачи наследственной информации.

2. Живые системы считаются открытыми потому, что они:

а) образованы из тех же химических элементов, что и неживые системы;
б) обмениваются веществом, энергией и информацией с внешней средой;
в) обладают способностью к адаптациям;
г) способны размножаться.

3. Уровень, на котором начинают проявляться межвидовые отношения, называется:

а) биогеоценотическим;
б) популяционно-видовым;
в) организменным;
г) биосферным.

4. Наиболее общий признак всех биологических систем:

а) сложность строения системы;
б) закономерности, действующие на каждом уровне развития системы;
в) элементы, составляющие систему;
г) качества, которыми обладает данная система.

5. К первому надорганизменному уровню относится:

а) колония клеток;
б) лесной биоценоз;
в) популяция зайцев;
г) суслик.

Такая форма вполне правомочна для данного типа уроков. Учащиеся частично поймут общие идеи темы, запомнят основные термины, смогут (пусть и не все) ответить на вопросы задания, и таким образом поставленная цель – обеспечить первичное усвоение материала по общей биологии – будет в значительной мере достигнута. Однако стоит задуматься над тем, насколько эффективно подобное проведения урока на данную тему. Нельзя ли создать иную композицию и достичь бoльших результатов, чем частичное понимание темы и фиксирование в памяти некоторых терминов?

Попробуем дать урок по этой же теме и с использованием этого же материала, но используя другую логику. Его основная цель – создание у учащихся мотивации к самостоятельному изучению нового материала с помощью имеющихся у них средств. В связи с поставленной целью меняется и план урока, его логика, используются новые, неожиданные для учащихся приемы.

Вариант урока 2. Тип урока – урок изучения нового материала

План-конспект урока

1. Постановка проблемы: чем общая биология отличается от наук, изучавшихся прежде?
2. Предложить ученикам внимательно прочитать два варианта тестовых заданий.
3. Попытаться кратко сформулировать ответ на вопрос: о чем пойдет речь на уроке? (Это задание не будет выполнено на данном этапе урока.)
4. Если учащиеся будут испытывать затруднения, объяснить им, что они не должны искать правильные ответы в задании. Их цель – выяснить предмет обсуждения, попытаться определить основные идеи и проблемы темы. Обсудить результаты поиска.
5. После 10–15 мин совместной работы дать ребятам правильные ответы на вопросы заданий и попросить их изложить письменно (или устно) ответ на поставленный ранее вопрос.
6. После прослушивания нескольких вариантов ответа обратить внимание на его логику. Вопросы в тестовых заданиях выстроены не в соответствии с логикой изложения материала в учебнике, и ученики, естественно, выстраивают свой ответ, перечисляя правильные ответы заданий.
7. Попросить выстроить ответ в соответствии с логикой содержания учебного материала, которое выявляется в процессе беседы по данному заданию.
8. Ученики корректируют ответ и затем пишут эссе на тему: «Что изучает общая биология?»
9. После выполнения задания начинается работа с учебником: текст, написанный учениками, сравнивается с текстом учебника. Обнаруживая сходство этих текстов, школьники переживают подлинное состояние успеха.
10. Обсуждение основных содержательных элементов темы: понятие «биологическая система», свойства и уровни организации жизни, методы исследования.
11. Решение проблемы урока: общая биология изучает закономерности функционирования и развития живых систем на разных уровнях. Ботаника, зоология, анатомия – более частные науки, изучающие в основном организменный и отчасти надорганизменные уровни.

В чем заключается преимущество такого построения урока? В свете сказанного в предыдущих лекциях ответ ясен: в организации усвоения учебного материала, т.е. в методах обучения. Ведь если первый вариант урока предполагал только два вида деятельности учащихся – когнитивную (первичное познание) и репродуктивную (упражнения), то второй вариант активизирует еще и творческую деятельность, причем сразу, на первом же уроке по курсу, и с активной мотивацией. Разве не требует проявления творческих способностей целенаправленный анализ незнакомого текста, отбор необходимого понятийного аппарата, комбинация избранных понятий и фраз в связный текст? Кроме того, каждое учебное действие учащегося сопровождается внутренней рефлексией: «Правильно или неправильно я сделал? Имеет ли то, что я выбрал, отношение к ответу на вопрос? Совпадет мой ответ с текстом учебника или нет?» Следовательно, подобная форма предъявления учебного материала создает мотивацию к работе с ним.

Результатом урока становится продукт собственного поиска – написанный или произнесенный текст, хорошо понятый и усвоенный материал, приобретенное умение первичного оперирования новыми понятиями.

Приведенные примеры уроков по одной теме – полярны. Существуют и другие варианты подачи материала и организации усвоения. Можно видоизменить содержание и структуру урока. Можно начать тему с раскрытия понятия «система», дать системную картину мира, сравнить живые и неживые системы и т.д. Дело не только и не столько в содержании, хотя оно важно, сколько в том, как организована деятельность учителя и учеников: и что будут делать учащиеся для того, чтобы часть предложенного содержания стала достоянием их личности. Причем каждым из старшеклассников может быть «присвоена» своя часть, которая и станет частью его образования. Но зато практически все ученики класса усвоят инвариантную часть содержания, и все ученики будут работать на всех уровнях усвоения – когнитивном, репродуктивном, творческом.

Вернемся к классификации уроков. В книге А.В. Кулева «Общая биология. Поурочное планирование» приводятся 4 типа уроков и несколько их видов. Типы уроков, предложенные автором, входят в список, приведенный в начале лекции. А вот виды уроков, а точнее формы организации учебной деятельности, имеет смысл привести, хотя многие из них входят в интегральную схему процесса обучения в лекции № 1. Вот этот список.

1. Урок-размышление.
2. Урок-«путешествие».
3. Урок-суд.
4. Урок-игра.
5. Урок–круглый стол.
6. Интегрированный урок.
7. Урок-диспут.
8. Урок-конференция.
9. Урок-исследование.
10. Урок-экскурсия.

Планируя проведение той или иной формы урока, необходимо задаваться все тем же вопросом: как будет организована деятельность учащихся? В качестве примера можно привести урок-суд в форме спектакля. Это интересная форма урока, производящая большое впечатление на детей. Но если вы через некоторое время после такого урока зададите школьникам вопросы по изученной теме, то с удивлением заметите, что ответы некоторых из них, даже участников спектакля, оставляют желать лучшего. В этом случае стоит задуматься, а правильно ли вы сделали, что сами написали пьесу и поставили ее? Может, надо было озадачить ребят этой идеей? И тогда, пусть в угоду качеству текста (хотя совсем не обязательно), можно было бы добиться нескольких эффектов – увлекательности, творческого учебного, а не только исполнительского участия детей. И зрители могли бы оказаться не только зрителями, но и оформителями, и музыкантами, и при этом заинтересованными учениками. Здесь много места для различного рода идей и находок. Важно только, чтобы увлекательная форма не наносила ущерба знаниям и чтобы за внешним оформлением не скрывалась пассивность участников процесса.

В последние годы развиваются самые разные технологии обучения (читайте, например, книгу Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии»). Знакомством с концептуальными основами технологий, с их методическими особенностями учитель может обеспечить усвоение одного и того же материала самыми разными способами и приемами. Так, например, тему «Дыхание» в курсе «Человек» можно дать традиционным образом, объяснив и закрепив материал. А в контексте педагогики сотрудничества эту тему можно начать разворачивать с совместного построения различных моделей дыхания, предварительно изучив литературу и обсудив возможные модели. Пользуясь технологией В.Ф. Шаталова, можно применить опорные конспекты и т.д. Можно применять как индивидуальные, так и групповые формы работы, ролевые и деловые игры, использовать различные виды наглядности – таблицы, фильмы, демонстрации. Все это будет иметь определенный эффект только тогда, когда учитель прогнозирует деятельность учащихся практически в каждый момент урока. Поэтому, планируя урок, следует учесть следующие моменты.

1. Какова познавательная значимость темы урока?
2. Какие виды деятельности можно предусмотреть и спланировать на данном уроке? Что будет делать ученик в каждый момент урока?
3. Каково место данного урока в системе уроков?
4. Каким образом можно актуализировать имеющиеся у учащихся знания и умения для усвоения данной темы?
5. Какими дополнительными источниками информации позволяет воспользоваться данная тема урока и нужно ли это делать на уроке.
6. Как будут использоваться технические средства обучения? Без необходимости их применять не надо.
7. Каковы виды и уровни сложности заданий, которые вы предложите для закрепления, самостоятельного поиска и контроля (самоконтроля)?

В приведенных в этой и других лекциях фрагментах уроков можно найти те положения, о которых говорится в этой части лекции. Так, планируя урок «Моногибридное скрещивание», необходимо осознать его теоретическую, ориентировочную и оценочную значимость. Важно предусмотреть связь этого урока с предыдущими (раздел «Размножение») и с последующими темами («Эволюция», «Селекция»). Совершенно очевидно, что тема данного урока предполагает возможности организации усвоения материала как репродуктивным методом, так и методами проблемного изучения – проблемным изложением, эвристической беседой. Актуализация имеющихся знаний может быть письменной или устной в виде системы вопросов, тестовых заданий, решения задач по темам «Митоз» и «Мейоз». В качестве дополнительных источников информации может использоваться фрагмент кинофильма или тот же библейский текст. Для первого урока по теме этого достаточно. Другими средствами обучения на этом уроке являются динамические модели, таблица, компьютерная модель. Задания, предлагаемые учащимся на данном уроке, могут быть как простыми, требующими воспроизведения, так и достаточно сложными. Например, можно предложить задачу, требующую просчета различных вариантов возможного наследования того или иного признака. Все зависит от того, каким дидактическим материалом располагает учитель. Конечно, важно рассчитать, сколько времени потребует такая деятельность. Может случиться так, что одного урока будет недостаточно для полноценного изучения материала. Значит необходимо дать два урока и не следует бояться отклонений от учебного плана. Есть знания и умения, на формирование и развитие которых необходимо потратить больше времени, чем это предусмотрено учебным планом. Не надо этого бояться, ибо потраченное время с лихвой окупится в будущем.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Каковы основные различия приведенных в лекции уроков по теме «Введение в общую биологию»?

2. Почему важно определять связи данного урока с предыдущими и последующими темами?

3. Придумайте несколько разноуровневых заданий к любой из тем курса.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru