Т.А. ВАСИЛЬЕВА,
учитель биологии,
ГОРБУЛИНСКАЯ В.,
ученица 8-го класса,
школа № 969, г. Москва
Об эстетическом воспитании
Природа и есть тот источник красоты,
которого достается на всех, из которого
каждый черпает по мере разумения.
К.А. Тимирязев
Основная цель эстетического
воспитания – развитие у подрастающего поколения
способности воспринимать и оценивать прекрасное
в природе и в творениях человека. Прививать детям
любовь к природе, гуманизм, желание охранять и
улучшать родную природу – значит воспитывать
любовь к Родине, патриотизм. Красота
облагораживает человека, в этом ее могучая сила.
Умение увидеть, найти прекрасное в окружающих
предметах, в природе – одно из замечательных
качеств всесторонне развитой личности.
В средней школе учителя биологии,
географии, экологии должны стремиться
показывать природу во всем ее величии. Ведь
красота внешнего мира очень разнообразна.
Эстетическое воспитание надо начинать
в детском саду, в начальных классах школы.
Проведение праздников, посвященных природе,
создает красивую, радостную обстановку. И в
ежедневных играх тема природы должна играть
главную роль.
Создание в детских учреждениях зимних
садов и уголков живой природы поможет не только
расширить знания о природе, но и сыграет важную
роль в эстетическом воспитании. Дети стремятся
приходить туда, смотрят и трогают растения и
животных. Им следует объяснять, что цветы – это
живые организмы, о которых мы еще знаем далеко не
всё, что это «наши зеленые друзья», и они будут
красивыми, только если за ними будет постоянный
заботливый уход, если мы их будем любить.
В подборе комнатных растений для
зимнего сада педагогу помогут посещение
ботанического сада, научная литература, журналы
по цветоводству, беседы со
специалистами-ботаниками.
Подводный мир за стеклом тоже очень
привлекает детей. Водные растения, яркие рыбки
(их подбор нужно производить очень разумно,
помнить о рыбках-«драчунах» и хищниках), медленно
двигающиеся улитки – все она доступны для
наблюдений.
При уходе за животными у детей
появляется и утверждается особое чувство
ответственности за жизнь питомцев. В раннем
детстве любовь к природе мы наблюдаем часто, но
не всегда поддерживаем. Однажды я услышала
рассказ мальчика о том, что он не может простить
свою маму, которая выкинула из квартиры котенка
без всяких объяснений. Маленькая девочка взяла в
руки лягушку, мама накричала, смахнула животное
– ребенок заплакал.
Мы, взрослые, должны поддерживать эти
добрые начала в детях, подчеркивать красоту
животного и его движений, элементы разумности в
его поведении, отмечать влияние ласки и
проявления заботы о нем. Осторожность нужна, но
разумная, не пугающая ребенка.
А как увлекают детей экскурсии и
походы в природу! Справедливы слова русского
педагога К.Ушинского: «А воля, а простор, природа,
прекрасные окрестности города, а эти душистые
овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и
золотистая осень разве не были нашими
воспитателями?» Даже зимой, когда природа как
будто «засыпает», красота ее завораживает. Это –
«зимняя сказка».
В школьные годы следует умело сочетать
главный труд ребенка – учебу с отдыхом и
походами, путешествиями. В походе и на экскурсиях
важно подчеркивать разнообразие красот природы,
беседовать о роли в ней человека, о разумном
использовании природных богатств и их охране.
Результат обязательно будет успешным, а
увиденное и услышанное оставит у ребят глубокое
впечатление.
Объясните ребенку, что не стоит ради
минутного удовольствия срывать цветы. Красиво
цветущие растения радовали и других людей, а
теперь превратились в мусор. Дети понимают, что
нас всюду окружает живое и в наших силах
сохранить или отнять у него жизнь. Они
почувствуют себя «добрыми великанами» и не будут
творить зло.
Глядя на лес, они понимают уже, что это
огромное богатство. Но это и красота, которую
художники, поэты, писатели и композиторы
отражают в своих произведениях – пейзажах,
стихах, музыке.
Эстетическое воспитание – это
своеобразный вид познания окружающей жизни. Оно
связано с трудом, творчеством даже самого
маленького человека. Понаблюдайте, как маленькие
детишки лепят что-то из песка! Значит,
эстетическое воспитание включает в себя и
трудовой аспект. Понравилось растение – вырасти
такое же: вот тебе семена, вазон, почва.
Показались красивыми птицы – не забывай
насыпать корм в кормушку.
А если понравился кустик или деревце,
попробуй нарисовать его. Рисункам детей надо
уделять большое внимание. Рисуя, ребенок мечтает.
Эта мечта ведет его в новый мир – мир волшебной
красоты и радости. Однако дети – реалисты, чаще
всего они рисуют то, что видят вокруг.
Внимательно присматриваются, наблюдают,
анализируют и... спрашивают, спрашивают. К этому
мы, взрослые, должны быть готовы.
В эстетическом воспитании приходится
учитывать смену времен года. Так весной надо
создавать детям радостное настроение, вызывать у
них желание трудиться, творить, выращивать.
Хороши для этого работы в саду, парке, на
пришкольном участке, на улицах. Труд весной
обязательно должен поддерживаться взрослыми.
Срезанные веточки деревьев и
кустарников хорошо бы принести в помещение,
обновить срезы под водой и поставить в
прозрачный сосуд с водой. Дети с удовольствием
будут наблюдать за образованием корней и
распусканием листьев. Это будет продолжением
жизни, что очень радует детей.
Лето – пора пышного цветения. Дети
любят составлять букеты. Им необходимо
объяснить, что и как срезать, какие растения
можно объединять и т.д. Например, в вазочку с
садовым ландышем не стоит ставить другие
растения, иначе они быстро завянут. А некоторые
растения, такие как лесной ландыш, полевая
гвоздика, рвать нельзя, так как они стали или
становятся редкими. Так продолжается воспитание
хорошего вкуса и бережного отношения к природе.
Осенний период – время сбора
материала (семян, сухих плодов и шишек) для
поделок. Детей часто приходится останавливать и
объяснять, что брать надо столько, сколько
используешь, не больше. У Н.Лескова есть
прекрасные слова: «У природы нет ни кулака, ни
зуба, чтобы защищаться от недругов. Ее сокровища
вверены нашей совести и благородству». Надо быть
добрыми друзьями природе.
Работу по эстетическому воспитанию
школьников удобно проводить и на базе выставок и
музеев, создаваемых руками самих учащихся.
С первого же дня работы нашей школы
№ 969 начала претворяться в жизнь идея создания
школьного музея «Экологическое просвещение».
Большую часть экспонатов мы получили в виде
подарков от научных учреждений: Института
океанологии им. П.П. Ширшова, Московского
государственного университета, Геологического
музея им. В.И. Вернадского,
Сельскохозяйственной академии
им. К.А. Тимирязева, павильонов «Охрана
природы» и «Биология» ВВЦ, Дома природы
г. Москвы, Главного ботанического сада РАН и
др. Размещали и оформляли экспонаты учащиеся,
которые занимались в кружке «Юный эколог».
Экспозиция музея представлена в виде
отдельных направлений.
1. Антропогенное влияние на природу.
2. Чистый воздух – наше здоровье.
3. Вода до города и после.
4. Медико-санитарное обучение и профилактика.
5. Зеленый наряд Москвы и Подмосковья.
6. Экологическое просвещение.
7. Леса мира.
8. Друзья человека (собаки, кошки и лошади).
9. Берегите пернатых друзей.
10. Жизнь леса и его обитателей.
11. Красная книга растений.
12. Красная книга животных.
13. Жизнь морей и океанов.
14. Плоды рук человеческих.
15. Насекомые-опылители.
16. Минералы.
17. Отпечатки древних организмов (палеонтология).
18. Растения жарких стран.
19. Роза – царица цветов.
20. Польза «зеленого друга».
За 16 лет работы музея сделано немало.
Здесь часто проходят уроки не только по биологии
и экологии, но и по географии, естествознанию,
ОБЖ, технологии кулинарного дела. Помогаем мы и
классным руководителям в проведении внеклассных
мероприятий, а во время школьных каникул – в
проведении викторин, весенней практики.
Проводятся в музее развивающие
занятия для учащихся начальной школы, например,
по таким темам:
1-й класс – «Земля – наш общий дом»;
2-й класс – «Природа и человек»;
3-й класс – «Природа – источник жизни на Земле»;
4-й класс – «Помогать природе и укреплять
здоровье – наша задача».
Экспозиция музея дает возможность
проводить экскурсии для учащихся других школ и
дошкольников – детей из детских садов нашего
округа. Частыми гостями музея являются родители
учеников школы.
Ежегодно выбирается совет музея из
учеников школы. Члены совета проводят
уроки-экскурсии по экспозиции музея, организуют
и проводят исследовательскую работу, участвуют в
оформлении пришкольного участка.
В музее проходят занятия кружка «Юный
эколог» и факультативов «Способности человека»
(для младших школьников) и «Лес» (для
старшеклассников).
В музее много комнатных растений, есть
тепличка, где ученики практикуются в посадке и
выращивании растений.
В перспективе развития музея –
расширение числа направлений в экспозиции,
дальнейшее пополнение экологической библиотеки
и игротеки.
В марте 1992 г. наш музей получил статус
«Народного».
Фото автора
|