Содержание за 2004 г.
БИОЛОГИЯ МАЛЫШАМ
Игнатова И.Н. Тематические задания,
викторины для внеклассных занятий, олимпиад и
конкурсов по природоведению (естествознанию). №
39–41.
Кремнев В.Ф. Биология в головоломках. № 12.
Моисеева Т.Н. Экологу – зеленый свет. № 36.
Охотникова Т.Ю. Первоцветы. № 8.
БОТАНИКА
Абрамов В.И. Бактерии, грибы, споровые
растения (Спецкурс). № 7–11.
Баринова М.А. Растения – почтой? № 6.
Диас-Паскуаль Н.И. (составитель). Стихи о
растениях. № 38–40.
Кошель П.А. Дыхание у растений. № 4.
Кошель П.А. Размножение цветковых растений.
№ 12–14.
Курганская С.А. Калуфер и миррис – забытые
пряные растения. № 8.
Курганская С.А. Девясил высокий. № 9.
Курганская С.А. Полынь – божье дерево и
полынь-эстрагон. № 11.
Курганская С.А. Маклейя, или боккония. № 14.
Курганская С.А. Огуречная трава. № 16.
Курганская С.А. Горечавка желтая. № 42.
Курганская С.А. Алтей лекарственный. № 44.
Курганская С.А. Арника горная. № 45.
Курганская С.А. Дицентра, или Разбитное
сердце. № 46.
Курганская С.А. Окопники. № 47.
Мельникова С.В. Петушиные гребни и хвосты. №
1.
Мельникова С.В. Осенние цветы. № 33–34.
Попов С.Ю. История растительности Африки за
последние 150 000 лет. № 5.
Попов С.Ю. Мир хвощей. № 19.
Семенов Д.В. Сенсационный кактус. № 14.
Скворцова И.И. Шелковое дерево. № 22.
Скворцова И.И. Лотос орехоносный. № 41.
Тишков А.А. На Бору под сосенкой.
Ботанические топонимы на карте Москвы. № 1–2.
Феоктистова Н.Ю. Ботанические игрушки для
взрослых. № 13.
Феоктистова Н.Ю. Ночная жизнь растений. № 22.
Хамитов В.А. Удивительная трава – бамбук. №
24.
Ярхо В.А. Георгины. № 40.
ДЕТСКИЕ РАБОТЫ
Азарова Е. Двукрылые – друзья человека. № 13.
Ананьева С. Влияние поперечного надреза
клубней на урожай картофеля. № 17.
Минькова Е. Особенности ВНД и
профессиональная ориентация. № 12.
Швалева С. Грачонок. № 17.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Баранникова Н.Н. Контрольная работа по теме:
«Корень». № 47.
Борзунова О.А. Зачетные листы по биологии. №
37–38.
Борзунова О.А. Рабочие карты по биологии. №
39.
Демидов В.А. Тестовые задания по зоологии
для 7-го класса. № 18–19.
Демидов В.А. Занимательные вопросы по
школьному курсу ботаники. № 40–42.
Иванова Л.А. Игровые задания по экологии. №
10–11.
Каганская В.В. Тестовые задания по биологии.
№ 5.
Локшин Г. Тренажер по биологии. № 17–18.
Набиуллина В.Р. Экологический практикум по
биологии и естествознанию для учащихся 5–7-х
классов. № 31–32.
Назырова Р.И., Каштанова В.В., Сорока Т.А. Изучение
млекопитающих ландшафтного заказника
«Крылатские холмы». № 42–48.
Солопенко А.Н. Решение задач по общей и
молекулярной генетике. № 12–16.
Сорокина Н.В. Курс «Зеленое строительство».
№ 21–32.
Суханова Л.В. Тетрадь для лабораторных
работ, 7–8-й классы. № 25–28.
ЗАГАДКИ, ГОЛОВОЛОМКИ, КРОССВОРДЫ
Кремнев В.Ф. Четвероногие головоломки. № 32.
Кремнев В.Ф. Грибные загадки. № 33.
Кремнев В.Ф. Загадки, шарады. № 34.
Кремнев В.Ф. Загадки. № 46.
Тасалов Д. Кроссворд. № 2, 4, 5, 12, 17, 19, 43.
Чупина Н.И., Чупин А.И. Задания-кроссворды
для контроля и самоконтроля знаний по анатомии,
физиологии и гигиене человека. № 31, 44–46, 31.
ЗООЛОГИЯ
Адаменко А.А. Фугу. № 39.
Зотова Н.Ю. Ротан-головешка. № 40.
Ильичев В.Д. Птичий ботулизм. № 4.
Ильичев В.Д. Загадочные колибри. № 12.
Ильичев В.Д. История изучения миграций птиц.
№ 23.
Ильичев В.Д. Авиационная орнитология. № 31.
Ильичев В.Д., Силаева О.Л. Большая синица.
Поползень. № 6.
Ильичев В.Д., Силаева О.Л. Трясогузки. № 20.
Ильичев В.Д., Силаева О.Л. Лесная завирушка.
№ 29.
Мещерский И.Г., Феоктистова Н.Ю. Еще раз о
гомосексуальности. № 19.
Миронова Ю.В. Шпорцевые лягушки. № 37.
Найденко С.В. Магот, или варварийская
обезьяна. № 1.
Остапенко В.А. Редкие виды животных в
питомнике Московского зоопарка. № 11.
Остапенко В.А. Экспедиции за птицами. № 14–17.
Остапенко В.А. Шимпанзе в зоопарке. № 32–33.
Петрина Т.Н. Красный волк. № 20.
Петрина Т.Н. Барсук – «городской житель». №
21.
Семнов Д.В. Ползущие… ввысь. № 48.
Силаева О.Л. История одомашнивания птиц. №
2–4.
Скворцова И.И. Животные в Индии. № 6.
Феоктистова Н.Ю. Подарки для шимпанзе. № 1.
Феоктистова Н.Ю. Обезьяны в Древнем Египте.
№ 1.
Феоктистова Н.Ю. Мастера имитации. № 5.
Феоктистова Н.Ю. Пурпурная головоломка. № 9.
Феоктистова Н.Ю. Слон в океане. № 13.
Феоктистова Н.Ю. Бабочки-путешественницы. №
30.
Феоктистова Н.Ю. Песенка, продлевающая
жизнь. № 31.
Феоктистова Н.Ю. 75 лет возрождению зубра. №
34.
Феоктистова Н.Ю. История возрождения зубра
на Кавказе. № 36.
Феоктистова Н.Ю. Попурри о земноводных. № 44.
Феоктистова Н.Ю. Ящерицы, о которых не
прочтешь в учебнике. № 46.
Феоктистова Н.Ю., Мещерский И.Г. Гнезда под
водой, или Правил без исключений не бывает. № 47.
ИСТОРИЯ НАУКИ
Галина Вячеславовна Лебединская. № 15.
Горяшко А. Возрождение живого. № 23.
Горяшко А., Калякин М. Архив
биоразнообразия. № 18.
Железная Е.К. И.И. Шмальгаузен. № 36.
Захаров-Гезехус И.А. Из истории генетики.
Лысенковщина: 1948–1964 гг. № 20.
Захаров-Гезехус И.А. История генетики:
объективность и этика. № 21.
Ильичев В.Д. Михаил Александрович Мензбир.
№ 12.
Ильичев В.Д. П.П. Сушкин. № 29.
Кошель П.А. Летопись биологических
открытий. № 20–28.
Кошель П.А. История представлений о
развитии растительного организма с древних
времен до начала ХХ века. № 36–37.
Кошель П.А. Фотосинтез. № 42–45.
Красильников В.А. Мисс Латимер. № 33.
Крюкова Н.С. Николай Лукич Скалозубов № 39.
Пантюлина С.А. История здания музея.
(Биологический музей им. К.А.Тимирязева.) № 15.
Федорова Ю., Трояк Е., Крылова Е. История
открытия роли сердца и системы кровообращения. №
7–9.
Феоктистова Н.Ю. Всеволод Иванович
Роборовский. № 9–10.
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Бязров Л.Г. Ценное пособие для учителей
биологии и старшеклассников (О книге Шапиро И.А.
«Лишайники: удивительные организмы и индикаторы
состояния окружающей среды». № 9.
Демидов В.А. Литература по ботанике. № 44.
Зотиков И.А. Новые книги о
природопользовании. № 11.
Называйте кактусы правильно! № 14.
КОПИЛКА ОПЫТА
Акперова И.А. Уроки биологии: развитие,
творчество, комфорт. № 11–16.
Афанасьев А.А. Звери и птицы – герои сказок.
№ 24.
Баринов О.Г. Газон: корень, стебель, лист. №
38.
Беляев А.В. Зоологические экскурсии на
пресный водоем. № 21–22.
Васильева Т.А., Горбулинская В. Об
эстетическом воспитании. № 45.
Вершинина Л.В. Знаково-символические
средства в обучении биологии. № 20.
Волкова Т.В. Экологическая акция
«Кормушка». № 41.
Диас-Паскуаль Н.И. Неистовый Реди. № 2.
Дымова Л.М. Адаптация и ускорение
плодоношения кедра сибирского в условиях
Республики Коми. № 44.
Жукова Л.А. Праздник «Путешествие с
комнатными растениями». № 15–18.
Жукова Л.А. Путешествие с домашними
животными. Размышления о проектной деятельности.
№ 23.
Зорова Г.П. Работа в парах на уроках
биологии. № 35.
Котов В.В., Боголюбов А.С. Методы
исследований пресноводного зоопланктона. № 7–8.
Мамонов Г.А. Биология и история –
межпредметные связи. № 9–10.
Паляница Е.Я., Постникова Н.Л. Природа в
поэтическом, музыкальном и изобразительном
творчестве. № 7–8.
Пахомова Т.Н, Пахомов В.И.. Эколого-краеведческая
работа с учащимися в природе. № 16–19.
Пичугина Г.В. Ученические проекты по
выращиванию растений. № 13–14.
Полякова С.Ф. Проверка выполнения учащимися
домашнего задания. № 47.
Семашко А.Ю. Специфика биологического
рисунка для школьников средних классов. № 19.
Сенькина Н.Н. Алфавит. № 29–32.
Титова В.И. Решение задач по генетике с
использованием законов Г.Менделя. № 4–6.
Эверстова М.К. Месячник зимующих птиц. № 43.
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Педагогический университет "Первое
сентября"
Асеев В.В. Курс «Молекулярные основы
процессов жизнедеятельности». № 34, 36, 38, 40, 42, 44, 46,
48.
Лернер Г.И. Курс «Педагогическая теория –
современному учителю». № 33, 35, 37, 39, 41, 43, 45, 47.
НОВОСТИ НАУКИ
Бязров Л.Г. Что общего у лишайников и
морских ежей? № 4.
Бязров Л.Г. Глобальное потепление смещает
сроки зацветания растений. № 11.
Бязров Л.Г. Грибы в воздухе московских
квартир. № 15.
Красильников В.А. Древнейшие муравьи из
алмазных копей Африки. № 34.
Лалаянц И.Э. Апоптоз. № 3.
Лалаянц И.Э. Откуда собачки? – Из лесу,
вестимо… № 4.
Лалаянц И.Э. Биотехнология чипов. № 7.
Лалаянц И.Э. Червь нам поможет! № 11.
Лалаянц И.Э. Как увидеть работу мозга. № 15.
Лалаянц И.Э. Будьте терпимы. № 16.
Лалаянц И.Э. Партеногенез и рак. № 18.
Феоктистова Н.Ю. Удивительные грибы. № 5.
Филиппович С.Ю. Страсти вокруг «коровьего
бешенства». № 6.
Шаргородская О.А. Трансформация
эукариотических клеток с использованием
синтетических полимерных катионов. № 30.
ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ
Адаменко А.А. Морские микроорганизмы –
продуценты небелковых токсинов. № 40.
Долбакян Э.Е. Палеоантропология: наши
предки стареют. № 35.
Домшлаг М.Г. Генетический мониторинг. №
47–48.
Красильников В.А. Царствоведение, или
систематика. № 3.
Пашутин С.Б. Целесообразные мотивы и
возможные механизмы возникновения жизни. № 43.
Пашутин С.Б. Биологическая эволюция и
морфогенез. № 45–46.
Томсинский В.М. «Научный креационизм?» №
17–18.
Томсинский В.М. Второе столетие в поисках
предка птиц. № 37–38.
Шноль С.Э. Биологические часы. № 44–45.
Национальная Стратегия сохранения
биоразнообразия России. № 27–32, 34–35.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
Третий Московский педагогический марафон
учебных предметов. 7 апреля – День учителя
биологии. № 17.
Абрамов В.И. Особенности преподавания
биологии в гуманитарной гимназии. № 25–26.
Андреева Е.А. Формирование
здоровьесберегающей среды. № 25–26.
Бителева Е.С. Личностно-ориентированный
подход к обучению. № 25–26.
Замятнин А.А. Рассказы о биологах. № 25–28.
Зубакин В.А. Орнитофауна Московской
области: прошлое, настоящее и будущее. № 25–26.
Саватеева Г.Г., Солуянова Н.В. Неделя
естественных наук в Образовательном Центре ОАО
«Газпром». № 25–26.
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
Афонькин С.Ю. Генетически обусловленные
нарушения кожных покровов у человека. № 2–3.
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Поведения и психика.
Задания для учащихся общеобразовательных школ.
№ 8–10.
Дудочкина М., Гришанова Е. Ланчикова К.,
Домшлак М.Г. Токсические свойства никеля и его
соединений. № 42.
Кузнецов В.Н. Никотин, алкоголь и наркотики
– тератогены. № 18–19.
Охапкина А.А. Победить проказу! № 22.
Охапкина А.А. Атипичная пневмония. № 24–26.
Скляревская Л.Н., Мишечкина С.А. Интегрированный
урок «Энергетический обмен и рациональное
питание». № 47.
Феоктистова Н.Ю. Особенности обоняния у
человека. № 16.
Флоренская Ю.Ф. Качество жизни и здоровье
населения. № 5–7.
Хамитов В.А. Что нам светила предвещают. № 1.
Яковенко Л.В., Рябушкина В.М. Квантовая
теория стресса. № 32.
ЭКОЛОГИЯ
Аникеев В.В. Экологическая безопасность
России. № 21.
Боровский Е.Э. Международное экологическое
право. № 27–28.
Боровский Е.Э. Экологический календарь. № 34.
Боровский Е.Э. Экологическое право России.
№ 46.
Горяшко А. Рождение профессии. № 2.
Горяшко А. Экологический туризм. № 10.
Горяшко А. В экологию через творчество. № 15.
Демидов В.А. Важнейшие экологические
законы. № 33.
Зотова Н.Ю. Проблемы инвазии и интродукции
рыб в России. № 38.
Миркин Б.М. О «планетарном патриотизме» и
хлебе насущном. № 4.
Тараканова Е. Хочу приносить пользу. № 2.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Баринов О.Г. Пусти полевку в огород. № 42.
Голубчиков Ю.Н. Щи да каша – пища наша. № 43.
Горяшко А. Новогодняя елка в России. № 1.
Мещерский И.Г. Биологический зодиак. № 20.
Чаурина Р.А. Растительный мир в пословицах и
поговорках. № 2.
Чаурина Р.А. Животный мир в пословицах и
поговорках. № 3.
Ярхо В.А. Романтика большой дороги. № 1.
Ярхо В.А. От всех болезней нам полезней… №
20.
Ярхо В.А. Опасные цветочки. № 23.
Ярхо В.А. Из истории зоологических садов в
Европе. № 24.
Ярхо В.А. К нашему столу.№ 27–28.
Ярхо В.А. Крылатый вестник. № 34.
Ярхо В.А. Охота на гиганта. № 41.
Я ИДУ НА УРОК
Балденков Г.Н. Практические работы по
разделу «Воспроизведение генетической
информации». № 23.
Балянова Н.А. Урок-КВН для 8-х классов. № 39.
Бочарова И.А. «Наша игра». № 19.
Бударина В.А. Викторина «Планета рыб». №
46–48.
Гордеева Е.М. День птиц. Внеклассное
мероприятие по биологии для 2-го класса № 17.
Гринченко Л.А. Игровые задания по теме
«Земноводные и пресмыкающиеся». № 22.
Гринченко Л.А. Рыбы. Урок-путешествие. № 40.
Деркачева Е.М. «Цветок» – педагогическая
мастерская. № 37.
Дистанова Э.Б. Урок по теме «Витамины». № 12.
Еремина Л.А. Знакомьтесь – мир злаков. № 3–4.
Живейнова В.И. Основы цитологии. (Урок –
общественный смотр знаний, 10 класс.) № 14.
Истомина Е.И., Толмачева Е.И. Роль металлов в
организме человека. № 36.
Климаков И.В. Математика и экология.
Урок-путешествие. 5-й класс. № 35.
Космодемьянская С.С. «Умники и умницы».
Интегрированное внеклассное мероприятие в 8-м
классе. № 48.
Куликова Г.Г. Особенности строения клюва
птиц в зависимости от способа питания. № 3.
Ларина С.И., Потупчик В.Н., Захарова В.Н.,
Сосенкова Е.М. Ваше здоровье – в наших руках. №
24.
Малетина Е.П., Хижняк Н.Ю. Человек и природа:
противостояние или содружество? № 44–46.
Маслова О.В. «Биологический турнир» для
8–10-х классов. № 1.
Машинистова В.А. Кто станет магистром? Урок
по теме: «Генетика». № 5.
Машинистова В.А. Викторина-блиц на уроках
биологии. № 7.
Мельникова Т.И., Казанцева Г.Е. Глаз и
оптические приборы. № 31.
Михайлова В.В. Лишайники. № 5.
Можчиль Е.В. «Ку-ка-ре-ку».
Познавательно-развлекательный конкурс для
учащихся 7-х классов. № 32.
Нечитайлова М.Л., Лящук Н.В. Промысловые
животные в российской геральдике. № 13–15.
Никитина М.А., Петровичев А.А., Петровичева Т.В.,
Фомичев С.В. Вода. Свойства воды. № 6.
Осипенко Т.Ф. Обобщающий урок по теме
«Птицы». № 4.
Павловская С.М., Косогорова С.Ю. Что такое
старение? Можно ли продлить молодость? № 30.
Петунин О.В. Модульное обучение в условиях
профильной школы. № 2–3.
Петунин О.В. Этические и юридические
аспекты применения генных технологий. № 8.
Петунин О.В. Врожденные и приобретенные
формы поведения. № 34–38.
Петунин О.В. Голосовой аппарат,
голосообразование и гигиена голоса человека. №
40–41.
Полуэктова И.А. Давай пройдемся медленно по
лугу. № 32.
Попова Е.В. Белки. № 33.
Постникова Н.Л. Международный симпозиум по
вопросам охраны окружающей среды. Ролевая игра.
№ 21.
Почекина Е.Н. Приспособленность организмов
к условиям существования. № 9.
Сенькина Н.Н. Бионика. Урок-конференция. №
15–18.
Смелова В.Г. Свет мой, зеркальце, скажи, в чем
значенье железы? (Интегрированный урок анатомии
и мировой художественной культуры.) № 10–11.
Смелова В.Г. Картофельные страдания.
(Внеклассное мероприятие.) № 13–14.
Смелова В.Г. Сытое брюхо на ученье глухо.
(Урок о физиологии голода и сытости на основе
русских пословиц и поговорок.) № 20–22.
Смелова В.Г. Борьба за огонь. № 29–30.
Смелова В.Г. Любовь к моркови – оратория во
славу витаминов. № 43.
Согоян Л.В. Игра «Угадай-ка». № 1.
Согоян Л.В. Прикоснись к прекрасному. № 27–28.
Соколовская Н.В. Взаимоотношения человека и
рыб. Охрана, разведение и значение рыб. № 38.
Талютина О.А. Путешествие в страну
земноводных. № 42.
Торопцева И.А. Прорастание семян. № 11.
Тукаева Н.П. Уроки по теме «Размножение» №
18–19.
Федорова Н.К. Суд над бактериями. № 41.
Щипляева И.В. Сценарий проведения праздника
«Колесо истории». № 1.
РАЗНОЕ
Абелинскас Д.Ю. Наши праздники – «День
хомяка». № 9.
Александров А.А., Башакина Т.А. X Фестиваль
«Экология. Творчество. Дети.» № 1.
Баринов О.Г. Идеальный друг семьи. № 13.
Вступительные задания Всероссийской заочной
многопредметной школы – ВЗМШ при МГУ. № 11.
Иванов Б. Зима пришла. № 45.
Конкурс рисунков на почтовые открытки. № 12.
Конкурс им. В.И. Вернадского. № 41.
Семенов Д.В. Комнатное цветоводство. № 10.
(«Живой уголок».)
Супруненко Ю.П. Дожить до ста лет? Очень
просто! № 31. («Почти всерьез».)
|