|
||||||||||||||||||||||||||
(Задание на развитие умения классифицировать.) Задание 5. Укажите органы, входящие в состав той или иной системы органов.
(Задание на развитие умения анализировать и классифицировать.) Задание 5а. Укажите органы, входящие в состав той или иной системы органов.
(Задание на развитие умения анализировать и классифицировать.) Задание 6. Продолжите предложения. 1. Кровеносная система – транспорт;
дыхательная – ... . (Задание на развитие умения проводить аналогии. Приведены системы органов и осуществляемые ими функции.) Задание 6а. Продолжите предложения. 1. Пищеварение – кишечник; выделение –
...... (Задание на развитие умения проводить аналогии. Приведены отдельные органы и осуществляемые ими функции.) Задание 7. Составьте логическую цепочку. Организм, почки, органы, система органов, мочеточник, выделительная система, удаление жидких продуктов распада. (Сложное задание на развитие умений обобщать, анализировать, синтезировать.)1 1 В задании использованы разные категории понятий: организм, органы и выполняемые ими функции, процесс. В связи с этим возможны разные варианты правильного ответа – функция («удаление...») может как начинать, так и завершать цепочку. – Прим. ред. Задание 8. Определите, о какой системе органов идет речь. 1. Система, обеспечивающая регуляцию
функций организма. (Задание на развитие умения анализировать, обобщать, синтезировать.)2 2 Как для первого, так и для второго вопроса допустимы по два одинаковых правильных ответа: «нервная» и «эндокринная». Какой из этих ответов в каждом случае будет «более правильным» зависит от того, какие формулировки были использованы при изучении материала на уроках, однако одновременное использование обоих вопросов в одном задании некорректно. – Прим. ред. Далее приводятся отдельные задания, которые могут быть использованы при изучении той или иной темы. Тема: «Выделение»Задание 1. Найдите лишнее. 1. Почки, печень, нефридии, сократительная вакуоль. (Приведены органы выделения животных разных групп и печень, как орган, имеющий другую функцию.) 2. Мочеточники, мочевой пузырь, почки, капилляры. (Приведены органы выделительной системы, а капилляры относятся к кровеносной.) Задание 2. Разделите на две группы. Вода, белки, углекислый газ, жиры, мочевина, углеводы. (Классы питательных веществ и конечные продукты обмена.) Задание 3. Дополните ряд. 1. Сократительная вакуоль, нефридии, почки, ... (Приведены органы выделения животных разных систематических групп; предполагается, что учащиеся должны указать органы выделения насекомых – мальпигиевы сосуды.) 2. Мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, ... (Приведены органы выделительной системы млекопитающих; предполагаемое дополнение – «почки».) Задание 4. Установите соответствие.
(Приведены: слева – животные различных систематических групп, справа – свойственные им органы выделения.) Задание 5. Составьте логическую цепочку. Мочевина, почки, выделение, мочевой пузырь, мочеточник, фильтрация, кровь.3 3 Как и в предыдущем случае (задание № 7 в теме «Органы и системы органов животных»), в задании использованы разные категории понятий и построение цепочки зависит от выбранной учеником логики изложения. Функция («выделение») может как начинать, так и завершать цепочку, объект («мочевина») и процесс («фильтрация») могут быть сгруппированы вместе или разнесены – в любом случае ответ может быть верным. – Прим. ред. Тема: «Нервная система»Задание 1. Установите соответствие.
(Слева указаны отделы мозга, справа – располагающиеся в них функциональные центры.) Задание 2. Укажите, в какой последовательности происходит передача нервного импульса по дуге условного слюноотделительного рефлекса на звонок. 1. Слуховой центр коры мозга. (Необходимо составить ряд цифр, соответствующий правильной последовательности.) Задание 3. Укажите, в какой последовательности происходит передача импульса от рецепторов к рабочим органам. 1. Рецептор. (Необходимо составить ряд цифр, соответствующий правильной последовательности.) Тема: «Тип Моллюски»Задание 1. Найдите лишнее. 1. Кальмар, каракатица, прудовик,
осьминог. (В каждом случае все перечисленные моллюски, кроме одного, относятся к одному классу.) Задание 2. Установите соответствие.
(Слева указаны классы моллюсков, справа – их представители.) Задание 3. Установите соответствие.
(Слева указаны органы, справа – осуществляемые ими функции.) Задание 4. Установите соответствие.
(Слева указаны классы моллюсков, в двух других столбцах – свойственные их представителям отделы тела и характеристики раковины..) Задание 5. Укажите правильную последовательность. Тип Моллюски, царство Животные, класс Головоногие, кальмар обыкновенный, подцарство Многоклеточные. (Указаны родовое и видовое название животного и таксономические категории разного ранга, которые надо выстроить по порядку: от низшей к высшей или наоборот.) Тема: «Водоросли»Задание 1. Найдите лишнее. 1. Хламидомонада, улотрикс, ягель, ламинария, фукус. (Приведены водоросли и лишайник.) 2. Ламинария, спирогира, алярия, фукус, саргассум. (Приведены бурые водоросли и зеленая.) 3. Улотрикс, хлорелла, спирогира, хламидомонада, ламинария. (Приведены зеленые водоросли и бурая.)4 4 Алярия (Alaria) – бурая водоросль, распространенная в том числе вдоль наших Тихоокеанских побережий. – Прим. ред. Задание 2. Установите соответствие.
(Слева указаны отделы водорослей, справа – их представители.) Задание 3. Найдите лишнее. 1. Фитопланктон: хлорелла, улотрикс, хламидомонада, диатомея. (Приведены плавающие водоросли – фитопланктон и прикрепленная – улотрикс.) 2. Фитобентос: ламинария, хлорелла, ульва, спирогира. (Приведены прикрепленные водоросли – фитобентос и плавающая – хлорелла.) Тема: «Подцарство Одноклеточные»Задание 1. Найдите лишнее. 1. Амеба
обыкновенная, амеба дизентерийная, инфузория
туфелька, фораминифера. (В первом и втором пунктах все перечисленные организмы, кроме одного, относятся к одному типу (классу), в третьем – приведены одноклеточные организмы и колониальный.) Задание 2. Установите соответствие.
(Слева указаны организмы, справа – свойственные им органы (органеллы) движения.) Задание 3. Установите соответствие.
(Слева указаны систематические группы, справа – их представители.) Задание 4. Установите соответствие.
(Слева указаны органеллы или функциональные единицы, справа – обеспечиваемые ими функции.) Задание 5. Укажите правильную последовательность. Царство Животные, амеба обыкновенная, класс Саркодовые, тип Саркожгутиконосцы, подцарство Одноклеточные. (Указаны родовое и видовое название животного и таксономические категории разного ранга, которые надо выстроить от низшей к высшей или наоборот.) Тема: «Отделы Хвощевидные, Моховидные, Плауновидные, Папоротниковидные»Головоломка Найдите начало головоломки и, следуя по непрерывной линии, прочитайте и отгадайте ее.
Лишняя картинка Найдите одну лишнюю картинку из четырех. Почему вы считаете, что именно она лишняя? Каким общим понятием можно назвать три оставшихся растения? Головоломка «Хвощи» Найдите начало головоломки и, следуя по непрерывной линии, прочитайте и отгадайте ее. Головоломка «Плауны» Найдите начало головоломки и, следуя по ходу часовой стрелки и пропуская одинаковое количество делений, прочитайте и отгадайте ее. Спонсор публикации статьи: интернет сайт www.Kuponator.Ru – предлагает приобрести сертификаты, которые дают право получить скидку, или оплатить счет за услугу или товар с большой выгодой. Сайт «Купонатор» позволит изучить современный английский со скидкой, приобрести бесплатный билет на концерт классической музыки, и многое другое. Пользуясь услугами сайта, Вы сможете серьезно экономить на посещениях кино, ресторанов, салонов красоты и других видах развлечений, доступных в Вашем городе.
|