Г.А. ВОРОНИНА,
ИТиИП РАО
Проблемы профильного обучения
Одной из актуальных проблем в
настоящее время является внедрение профильного
обучения в старшем звене общеобразовательной
школы. Для ее решения необходимы современные
данные о наиболее значимых аспектах
функционирования профильных классов. Автором
статьи проведены соответствующие исследования
работы педагогов, преподающих
естественно-научные дисциплины (биология, химия,
экология), а также проявлений познавательной
деятельности школьников в процессе их обучения в
профильной школе.
Среди учителей, преподающих
естественно-научные дисциплины в различных
школах г. Москвы, было проведено добровольное
анонимное анкетирование, в котором приняли
участие 35 человек. Общие результаты следующие.
Примерно 2/3 опрошенных работают или
работали в профильных старших классах.
На вопрос «В чем заключаются изменения
для учащихся гуманитарных, математических и
естественно-научных классов?» свои предложения
дали 31% опрошенных.
Среди предложений по гуманитарным
классам: уменьшение объема изучаемого
материала; уменьшение числа решаемых задач;
увеличение объема прикладной информации;
привлечение дополнительного материала в виде
рефератов; экологизация курса; использование
исторического материала.
Для математических классов было
предложено: увеличение числа решаемых задач;
привлечение статистических данных; практическая
направленность заданий; установление
межпредметных связей с квантовой физикой;
больший акцент на физико-химические аспекты при
объяснении учебного материала.
Для естественно-научных классов:
углубление вопросов теории; введение практикума;
расширение круга вопросов экологии и технологии
производств; установление межпредметных связей
с органической химией и биологией; привлечение
дополнительного материала в виде научных
докладов.
Считают необходимым существование
инварианта в содержании образования учебного
предмета 97% опрошенных.
71% опрошенных считают, что изменение
последовательности прохождения тем в классах
разных профилей возможно, 14% – что изменения не
нужны, остальные затруднились с ответом.
Из предложенных способов
деятельности, наиболее эффективных в классах
разных профилей, были выбраны следующие:
– в гуманитарных классах:
составление планов и рефератов (20%), работа с
учебными и научными текстами (20%), участие в
конференциях (15%);
– в математических классах: решение
задач (20%), составление логических схем (17%),
заполнение таблиц (10%), работа с текстами (7%);
– в естественно-научных классах:
расширенный практикум (19%), работа с научными
текстами (14%), участие в конференциях и олимпиадах
(11%).
Некоторые педагоги выбирали только
один способ деятельности. Другие считали, что для
всех классов они одни и те же.
На вопрос о том, какие темы (разделы или
вопросы) преподаваемого предмета лучше
усваиваются учащимися, ответили 29%.
В гуманитарных классах, по мнению
учителей, школьники лучше усваивают основные
положения теории Бутлерова, основные сведения о
предельных углеводородах и практическом
применении веществ, а также сведения о теории
эволюции и антропогенезе.
В математических классах учащиеся
лучше усваивают материал, связанный с физической
химией, теорией строения химических соединений,
основами цитологии и генетики, а также с решением
задач практической направленности.
В естественно-научных классах
лучше усваиваются сведения о конкретных
свойствах веществ, генетическая связь между
классами неорганических соединений.
Затруднения с ответом на этот вопрос
не случайны: обучение проводилось во всех
классах по сходным программам, и изменения не
носили планомерного характера, поэтому у
педагогов возникли сложности в объективном
сравнении знаний учащихся.
Анализ анкетирования учителей
показал, что для многих педагогов организация
процесса обучения в классах разных профилей
представляет определенные трудности. Одной из
ключевых проблем, с которыми сталкиваются
педагоги, является отбор содержания образования
как по профильным, так и по непрофильным
дисциплинам.
Для исследования характерных
признаков познавательной деятельности учащихся
профильных классов им предлагались разные виды
заданий и анкет, в которых предусматривалось
использование методологических знаний с
соответствующей аргументацией. Это позволило
выявить индивидуально-типологические
особенности школьников, обучающихся в классах
разных профилей, и их отношение к изучаемому
материалу.
В естественно-научном и
математическом классах на вопросы анкеты
ответили 36 человек (20 – в естественно-научном
классе и 16 – в математическом). Приведем примеры
аргументированных ответов учащихся.
На вопрос «Используете ли Вы знания,
полученные по профильным дисциплинам на других
уроках?» школьники отвечали следующее.
В естественно-научном классе: в
географии – распространение живых организмов, в
обществознании – познание человеком
окружающего мира; знания биологии и химии
взаимосвязаны, знание химии помогает при
изучении физики.
В математическом классе:
физические знания используются на уроке химии,
часто требуется знание алгебры и геометрии,
используются умение производить расчеты и
знания о физических константах.
Ответы на вопрос «Интересны ли Вам
сведения из истории науки?» были подкреплены
следующими аргументами.
Положительный ответ:
– в естественно-научном классе:
чтобы лучше понять науку, нужно знать не только
настоящее ее содержание, но и проследить, как она
изменялась; нельзя изучать «голые» теории без
объяснения причин их возникновения; история
науки облегчает понимание темы;
– в математическом классе:
понимаешь, что наука все время развивается; без
истории нельзя понять важность данной науки.
Отрицательный ответ:
– в естественно-научном классе:
достаточно знать наиболее известных ученых
современности; сейчас уже другая точка зрения;
– в математическом классе: не
интересны биографии ученых.
Ответ на вопрос о том, нужно ли изучать
структуру научного знания, в естественно-научном
и математическом классах был обоснован
следующими аргументами.
Положительный ответ: это поможет в
изучении естественных наук в целом; нужно
изучать общий план строения науки, т.к. эти знания
перекликаются с содержанием других наук.
Отрицательный ответ: такие знания
необходимы лишь преподавателям; они увеличивает
объем материала урока.
На вопрос о том, какие аспекты научного
знания для Вас ценны, были даны следующие ответы.
Математический класс. Без научного
знания нельзя составить четкое мнение о
проблеме, ее нужно понять и изучить. Например,
если человек поверил в то, что Земля была создана
за 7 дней вместе со всеми живыми организмами, то
он может на этом настаивать. Но если человек в
результате размышлений пришел к выводу, что все
сложнее, то он будет стараться осознать любую
проблему.
Естественно-научный класс. Необходимо
победить такие болезни, как СПИД, рак, болезнь
Паркинсона и др.; главный аспект науки состоит не
в том, чтобы улучшить жизнь человека, нужно
сделать шаг в сторону спасения жизни вообще;
полученные знания не всегда захватывают
сознание полностью, например, зная, что все
окружающие нас предметы состоят из атомов и
молекул, мы все равно не воспринимаем их таким
образом.
Приведем примеры представлений
учащихся о творческой деятельности по
профильному предмету.
Математический и
естественно-научный классы. Изучение предмета
невозможно без творчества. Результаты лучше
откладываются в памяти, когда оно осуществляется
непосредственно и самостоятельно. Творчество
вносит дух соревновательности. Творчество
позволяет действовать не по шаблону.
На вопросы следующей анкеты ответили 45
человек, из них 25 – из гуманитарного класса и 20 –
из общеобразовательного. На вопрос «В чем смысл
изучения непрофильных учебных предметов?» были
получены следующие ответы.
Гуманитарный класс. Знания
биологии, химии и физики взаимосвязаны.
Биологические знания необходимы на уроках
географии, ОБЖ. Часто привлекаются термины и
понятия из английского языка. Знания об эволюции
помогают лучше ориентироваться в исторических
процессах.
Общеобразовательный класс.
Химические и биологические знания нужны в физике
и астрономии, и наоборот. Знания из курса
биологии помогают в изучении работы компьютера.
Школьники объясняли, почему им
интересны историко-научные сведения следующим
образом.
Гуманитарный класс. Эти
сведения необходимы в истории и обществознании
для осознания исторического процесса. Лучше
запоминается материал, т.к. он становится
интереснее. Благодаря опыту прошлого можно
избежать ошибок в настоящем.
Общеобразовательный класс.
История науки необходима для лучшего понимания
темы. Возникает гордость за российскую науку.
Учащиеся доказывали необходимость
обсуждения философских проблем на уроках.
Гуманитарный класс. Иначе
воспринимаются такие устоявшиеся понятия, как
развитие, жизнь, смерть. Философия позволяет
разобраться, зачем мы это изучаем, и как можно эти
знания применять. Естественные науки отвечают на
те же вопросы, что и философия, поэтому могут
дополнять друг друга.
Общеобразовательный класс. Знание
философских проблем науки позволяет поддержать
беседу на любую тему.
Ученики выделяли следующие наиболее
важные для себя аспекты научного знания.
Гуманитарный класс. Естественные
науки помогают понять природу глобальных
проблем человечества. Наука сама по себе
представляет ценность, т.к. способствует
переходу к принятию общечеловеческих ценностей.
Общеобразовательный класс.
Существенны те знания, которые можно применять
на практике.
У учащихся сформировалось следующие
представления о творческой деятельности по
непрофильным предметам.
Гуманитарный класс. Творческая
деятельность делает ученика особенным,
непохожим на других. Творчество развивает
оригинальное мышление, воспитывает находчивых
людей, способных к открытиям. Творческая
деятельность способствует лучшему усвоению
материала. На уроках легче воспринимается
материал.
Общеобразовательный класс. В
каждом человеке есть творческий потенциал,
поэтому в любом предмете должна присутствовать
творческая деятельность. Самостоятельные
исследования школьников, наверное, не внесут
вклад в науку, но они нужны самим школьникам.
Из представленных анкет видно, что
учащиеся старших классов высоко ценят
полученные знания по естественно-научным
дисциплинам. Почти все ученики использовали
знания, полученные по химии и биологии, при
изучении других учебных предметов, в основном
тех дисциплин, которые связаны с их будущей
профессией.
Значимость историко-научных знаний
осознает большая часть учащихся. Ценность
методологических знаний как «математики», так и
«естественники» понимают сходно – как
возможность использовать их в любой науке.
Философские знания высоко оценивают
гуманитарии.
Наиболее ценным аспектом научного
знания все классы называли становление
мировоззрения человека, самоценность науки,
обращенность к практической деятельности.
Практически все школьники подчеркивали особое
значение творчества.
Таким образом, ключевой проблемой
становления профильного обучения является отбор
содержания образования, учитывающий особенности
характера познавательной деятельности, присущие
учащимся профильных классов.
|