|
||||||||||||||||
Для второго и третьего уровней используются различные наборы многообразных вопросов и заданий. Это позволяет избежать стереотипных ответов, а учащиеся имеют возможность обсудить различные (выбранные по желанию) ситуации, что способствует повторению и закреплению изучаемой темы. Вопросы и задания были взяты из дидактических пособий [1, 5, 8–10, 13, 16]. Примеры заданий и вопросов по теме «Эволюционное учение»II уровень 1. Размножение дрозда-рябинника привело к уменьшению численности дрозда певчего. Объясните это явление. 2. Зайцы-русаки обитают южнее Екатеринбурга как в степях Зауралья, так и в степях Предуралья. Они отделены горными лесами, но внешне неотличимы друг от друга, при встречах дают плодовитое потомство. Определите: 1) сколько видов составляют эти зайцы; 2) какими критериями вида надо руководствоваться; 3) сколько популяций составляют данные зайцы-русаки. 3. Сравните основные положения учения Ч.Дарвина с положениями современной теории эволюции. Что нового современная теория внесла в эволюционную биологию? 4. О чем эти строки?
III уровень 1. Опишите или нарисуйте, как, по-вашему, изменятся в ходе эволюции кулан, тушканчик, саранча, кукушка, если климат сильно похолодает. Ответ обоснуйте. 2. Некоторые особи серой крысы благодаря широкому градостроительству попадают в новые условия. Какие особи крыс в этих условиях имеют больше шансов на выживание – те, которые благодаря мутации приобрели некоторые новые признаки, или те, у которых мутаций нет? Почему? Какая форма отбора происходит среди крыс при таких обстоятельствах и к чему она приводит? В работе по ТИО есть выход и на творческую инициативу ученика – самостоятельная разработка отдельного вопроса темы. ТИО может стать одним из вариантов реализации дифференцированного подхода, обучения на индивидуальном уровне, когда сам учащийся, исходя из своих возможностей и потребностей, определяет путь своего развития. При этом создаются психолого-педагогические условия, стимулирующие самообразование, саморазвитие, самовыражение учащихся в ходе овладения знаниями. План изучения курса общей биологииТема: «Эволюционное учение» (10 ч)I уровень (Здесь и далее номера параграфов приведены по учебнику Ю.И. Полянского.) 1. Выпишите из: – словаря Н.Ф. Реймерса
определение термина «эволюция»; 2. Пользуясь §3, дайте определение понятий «вид», «популяция» и письменно ответьте на вопросы № 1, 2 и 6. 3. Дайте морфоэкологическое описание одного из декоративных растений. 4. Используя §9, раскройте понятие «микроэволюция». Какими чертами она характеризуется? Составьте характеристику географического и экологического способов видообразования, приведите примеры. 5. Составьте конспект §8. 6. Пользуясь учебником и словарем, раскройте движущие силы эволюции. Используя §4 и 9, повторите смысл понятий «наследственность», «изменчивость». Отметьте, в чем различия между модификационной и мутационной изменчивостью, воспользуйтесь записями в тетради и §4, 60, 61. Объясните выражение «борьба за существование» и составьте схему форм борьбы за существование по §6, приведите примеры. Используя §7 и 63, сравните формы естественного отбора, выясните смысл понятия «естественный отбор», определите его творческую роль. II уровень 1. Выполните п.1 из заданий I уровня. Раскройте предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина, дайте характеристику додарвиновского периода развития биологии. 2. Составьте таблицу «Сравнительная характеристика значения трудов ученых-биологов ХVIII–XIX вв.». 3. Используя словарь и гл. Х учебника А.О. Рувинского, дайте характеристику современных представлений о факторах эволюции. Сделайте вывод о практическом использование теории эволюции. 4. Выполните п. 2 и 3 из задания I уровня. 5. Изучите §22 и письменно ответьте на вопросы к нему. Используя §25 и знания по экологии, раскройте проблемы рационального использования видов и сохранения их многообразия. 6. Изучите статью «Генетика популяций» из §63, попытайтесь раскрыть принцип популяционного равновесия и биологический смысл закона Харди–Вайнберга (при затруднении воспользуйтесь §55 из учебника А.О. Рувинского). 7. Выполните п. 4 и 6 из задания I уровня. Используя учебник А.О. Рувинского (с. 290), раскройте генетическую основу видообразования. 8. Если вас заинтересовало эволюционное учение или какой-то отдельный его вопрос, то вы можете изучить его глубже, представить в виде доклада или реферата и защитить перед классом. Тема: «Развитие органического мира» (7 ч)I уровень 1. Пользуясь §10, выпишите определение понятия «макроэволюция», сформулируйте биогенетический закон. Составьте сложный план к параграфу. 2. Используя §12, дайте характеристику главных направлений эволюции – ароморфоза, идиоадаптации, дегенерации – по плану:
Приведите примеры биологического прогресса и регресса, ароморфозов у растений и идиоадаптаций у насекомых. 3. Составьте план и конспект §52. II уровень 1. Выполните п. 1 из задания I уровня. Вспомнив курс зоологии, приведите сравнительно-анатомические доказательства эволюции. Дополните план, используя содержание §11 и 15. 2. Пользуясь дополнительной литературой, опишите, какой вклад в изучение направлений эволюции внесли А.Н. Северцов и И.И. Шмальгаузен. 3. Выполните п. 2 из задания I уровня. Раскройте соотношение различных путей эволюции. Используя §19, составьте сравнительную таблицу по биологическому прогрессу и регрессу. 4. Пользуясь учебниками Ю.И. Полянского, Н.П. Дубинина, А.О. Рувинского и дополнительной литературой, рассмотрите гипотезы возникновения жизни на Земле: – самозарождения; Подготовьте аргументы за и против каждой гипотезы. Подготовьтесь к тому, чтобы отстаивать одну из них. 5. Если вас заинтересовал какой-то вопрос по данной теме, вы можете подготовить по нему доклад или реферат и выступить с ним перед классом. Тема: «Селекция растений, животных и микроорганизмов» (7 ч)I уровень 1. Из предыдущих курсов вспомните определения понятий «сорт», «порода». 2. Используя §5, раскройте сущность и роль искусственного отбора. Из §64 выпишите задачи современной селекции, раскрыв само понятие «селекция». 3. Из §66 и 67 выпишите основные методы селекции растений. 4. Законспектируйте §68 и 69. 5. По записям в тетради повторите материал «Биотехнология». Дайте характеристику основных направлений биотехнологии. II уровень 1. Выполните п. 1 и 2 из заданий I уровня. Используя статью из §7, заполните таблицу «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора». 2. Используя учебники и дополнительную литературу, соберите сведения о селекционерах и их заслугах. 3. Ознакомьтесь с рефератом «Н.И. Вавилов – генетик и селекционер, организатор науки», подготовьте план ответа о заслугах Н.И. Вавилова. 4. Выполните п. 3 из заданий I уровня; раскройте смысл понятий «гетерозис», «инбридинг». Используя местный материал, узнайте о районированных сортах основных сельскохозяйственных культур Пензенской области. 5. Пользуясь материалами учебников о селекции растений и животных, составьте таблицу «Характеристика отдаленной гибридизации растений и животных». В чем состоят особенности селекции животных? 6. Используя §81 учебника А.О. Рувинского, покажите роль генетических знаний в практике селекции. 7. Дайте сравнительное описание сортов (пород) с видом-предком. 8. Используя дополнительную литературу, вы можете получить более глубокие знания по селекции, оформить работу в виде доклада или сообщения, предложить проект экспериментальной работы по селекционному разведению. Тема: «Происхождение человека» (6 ч)I уровень 1. Вспомните курс «Человек» и дайте систематическое положение вида человека разумного. 2. Из §14 выпишите черты сходства человека и животных (эмбриологические, анатомические, физиологические, палеонтологические) и отдельно – сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Раскройте понятия «антропогенез», «атавизм», «гомолог», «рудимент». 3. Используя §15, составьте тезисный план или схему по движущим силам антропогенеза. 4. Законспектируйте статью «Общие предки человека и человекообразных обезьян» из §16. 5. По содержанию §16 и 17 составьте таблицу «Направления эволюции человека». 6. Составьте план и конспект §18. II уровень 1. Выполните п. 1–3 из заданий I уровня, в п. 2 – рассмотрите рис. 26 и заполните таблицу «Различия скелета человека и обезьяны». 2. Законспектируйте работу Ф.Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (с помощью плана-вопросника). 3. Изучите взгляды на происхождение человека и соответствующие аргументы, приведенные в Библии, работах Ч.Дарвина, Ж.Б. Ламарка, Ф.Энгельса, П.Тейяра де Шардена. Какой довод, на ваш взгляд, наиболее убедителен? Аргументируйте ответ. 4. Выполните п. 5 и 6 из заданий I уровня. 5. Если вас заинтересовал вопрос о происхождении человека, вы можете углубить и расширить эти знания, изучив дополнительную литературу и выступив с докладом перед классом. План-вопросникКакое значение имело в последующей эволюции человекообразных обезьян разделение функций верхних и нижних конечностей, сложившиеся у них при жизни на деревьях? Как понять выражение: «Рука, таким образом, является не только орудием труда, она также и продукт его»? Как воздействовало развитие руки на весь организм? Как возникла членораздельная речь? Какое влияние оказали мясная пища и употребление огня на эволюцию наших предков? Какую роль в эволюции человека сыграло его расселение по Земле? Чем отличается поведение в природе стада обезьян от поведения человеческого общества? ЛитератураАнастасова Л.П. Самостоятельные работы уч-ся по общ. биологии: Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразоват. школе. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. – М.: Просвещение, 1983. Инге Унт. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Просвещение, 1990. Комиссаров В.Д. Самостоятельные и лабораторные работы по общ. биологии: Учеб. пособие для СПТУ. – М.: Высшая школа, 1988. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. – М.: Просвещение, 1980. Макаров Ю. Технология индивидуального обучения математике. –Владивосток: ИПКРО, 1993. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общ. биологии: Пособие для уч-ся вечерней (сменной) и заочной школ. 10 кл. – М.: Просвещение, 1979. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1981. Развитие жизни на Земле: Методич. разработка для уч-ся ВЗМШ «Биология». Требования к знаниям и умениям школьников. Дидактическо-методич. анализ /Под ред. А.А. Кузнецова. – М.: Педагогика, 1987. Учителям и родителям о психологии подростка /Под ред. проф. Г.Г. Аракелова. – М.: Высшая школа, 1990. Лернер Г.И. Рабочая тетрадь по биологии «Эволюционная теория» //газета «Биология», 1995, № 41–43, 46. Лопатин Д. Опять контрольная. Сотворение контрольной. Путь к контрольной //Народное образование, 1989, №1, 3, 6. Макаров Ю. Только индивидуально! //Народное образование, 1991, № 3. Сухорукова Л.Н. Задания для самостоятельной работы. //Биология в школе, 1994, № 6.
|