Николай Алексеевич Бобринский

ИСТОРИЯ НАУКИ

В.Д. ИЛЬИЧЕВ

Николай Алексеевич Бобринский

(1890–1964)

Николай Алексеевич Бобринский

Николай Алексеевич Бобринский родился в Москве. Окончив Поливановскую гимназию, он в 1908 г. поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. И здесь, проявив особый интерес к птицам и зоогеографии, сразу начал работать под руководством М.А. Мензбира. Первая экспедиция Бобринского состоялась в 1911–1912 гг. – это была поездка в равнинные районы Армении. По результатам проделанной работы Николай Алексеевич опубликовал первые статьи в «Известиях Кавказского музея». В 1914 г. он участвовал еще в одной экспедиции – в горные районы Средней Азии.

Но учебу и научную работу прервала война – выходец из аристократической семьи, Бобринский оставил учебу и пошел на фронт, в кавалерийские части. В армии он проявил себя самым геройским образом, заслужил два солдатских «Георгия» и был произведен в офицеры. Позже, после перевода в Татарский полк Дикой дивизии, был награжден Золотым Георгиевским оружием и дослужился до ротмистра. Но присягать Керенскому в 1917 г. отказался, покинул армию и, вернувшись в Москву, в университет, успешно сдал государственные экзамены и поступил на работу в Дарвиновский музей (входивший тогда в состав университета). С тех пор он не прерывал научной работы, но в память о службе часто носил папаху, черную рубаху со стоячим воротником, перепоясанную тонким серебряным поясом, и мягкие хромовые сапоги.

В 1920 г. Николай Алексеевич вновь едет в Среднюю Азию – преподавателем созданного в Ташкенте Туркестанского (Среднеазиатского) университета. Здесь он работал с экологом Д.Н. Кашкаровым, вместе с которым совершил экспедицию на реку Угам.

В следующем, 1922 г., Бобринский вернулся в Московский университет, где проработал до 1934 г., занимаясь в основном зоогеографией Средней Азии. В 1922 г. он опубликовал исследование истории изучения среднеазиатских птиц, в 1925 г. участвовал в экспедиции на озеро Сары-Челек и на Чаткальский хребет, в 1933 г. – в Северный Казахстан. Зоогеографические исследования Н.А. Бобринского были посвящены всем группам позвоночных, но особенное внимание он уделял птицам, летучим мышам и змеям. В 1927 г. вышла из печати его теоретическая работа «Зоогеография и эволюция», публикуются определители промысловых видов зверей и птиц, монографии по суркам и диким кошкам.

Масштабы научной и педагогической деятельности Николая Алексеевича постоянно расширяются. Он публикует учебники и учебные пособия: в 1932 г. – по анатомии, в 1935 г. – по зоологии для педагогических вузов, в 1937 г. – руководство по сбору полевых материалов. Одновременно Н.А. Бобринский читает лекции в Московском и Среднеазиатском университетах, руководит студенческими дипломными работами по зоологической и зоогеографической тематике.

Используя Среднюю Азию в качестве своеобразной «модели», Бобринский развил методологию фаунистических исследований отдельных регионов. Придавая изучению региональных фаун исключительное значение, он считал, что фаунистика заслуживает статус самостоятельной науки, которую предлагал назвать «фаунологией». Хотя по разным причинам сам термин не прижился в научных кругах и был постепенно забыт, его содержание прочно вошло в методологию не только зоогеографии, но и таких смежных дисциплин, как география, ландшафтоведение, геоботаника и др.

В 1934 г. Николай Алексеевич вновь выезжает в Среднеазиатский университет – уже как заведующий кафедрой зоологии позвоночных – и работает там на протяжении трех лет. В этот период он собрал огромный фаунистический материал, подготовил группу учеников-фаунистов, успешно продолживших впоследствии его работу в области зоогеографии Средней Азии и Казахстана. Многие из этих специалистов в послевоенные годы стали заведующими кафедр различных среднеазиатских вузов, руководителями лабораторий региональных Академий наук.

Вернувшись в 1936 г. в Москву, Бобринский продолжил интенсивную обработку собранных материалов и их обобщение, публикуя новые статьи по среднеазиатской тематике. Не оставлял он и педагогическую деятельность – два этих направления в его работе были тесно взаимосвязаны, дополняли и обогащали друг друга. Николай Алексеевич обладал удивительным даром писать учебники и учебные пособия таким образом, что его научные достижения и результаты многочисленных экспедиций органично вплетались в понятийную и фактологическую ткань учебного повествования, образуя удивительный и нередко уникальный сплав науки и педагогики. Совместно с Б.С. Матвеевым и А.Г. Банниковым Бобринский составил курс зоологии позвоночных для вузов, подготовил вузовский курс зоогеографии, университетский учебник зоологии и другие пособия. Многократно переиздаваемые, они в конце концов были доведены до такого совершенства, что сохранили актуальность и по сей день. Для современных преподавателей зоологии и зоогеографии учебники Н.А. Бобринского остаются важнейшим руководством, помогающим готовиться к лекциям и семинарам. Написанные на основе глубоких знаний и с удивительным педагогическим мастерством, эти учебники часто используются и учителями средних школ, аспирантами и студентами.

Будучи постоянно занятым научной и педагогической работой, Николай Алексеевич не имел времени и возможности заниматься докторской диссертацией, хотя, безусловно, уже давно достиг уровня доктора биологических наук. Но результаты его трудов были оценены по достоинству – в 1943 г. «за плодотворную научную и педагогическую деятельность» Н.А. Бобринскому была присуждена докторская степень без защиты диссертации. Это решение было воспринято его коллегами с большим удовлетворением, так как Николай Алексеевич уже давно пользовался высоким заслуженным авторитетом.

Значительным событием в жизни Н.А. Бобринского стала подготовка и публикация в трудные годы Великой Отечественной войны «Определителя млекопитающих СССР» (1944 г.) совместно с А.Н. Кузякиным и Б.А. Кузнецовым. Выход этой книги оказал значительное влияние не только на развитие отечественной териологии, но и на совершенствование ее преподавания в вузах. Одновременно это было и оригинальное научное исследование с использованием метода точечно-дифференцированного изображения ареалов – районов распространения того или иного вида.

Большой тушканчик, или земляной заяц

Большой тушканчик, или земляной заяц

Как фундаментальный определитель и справочник, это издание стало настольной книгой практических работников и специалистов по систематике млекопитающих. Переизданный в 1966 г. определитель сохранил свое научно-практическое и учебно-педагогическое значение и по сей день.

Подготовленный Н.А. Бобринским после войны «Курс зоогеографии» (1951 г.) длительное время считался одним из лучших пособий по зоогеографии для высшей школы. Этому учебнику также была уготована долгая жизнь и внимание многих поколений студентов и преподавателей. Как и в других своих учебных пособиях по зоогеографии, Бобринский обобщил здесь огромный собственный опыт и достижения нескольких поколений отечественных зоологов по изучению и реконструкции истории фауны Палеарктики – как в целом, так и ее отдельных регионов. Разработка новых, основанных на строгом научном анализе принципов зонального описания, характеристик происхождения и истории состава фаун существенно продвинула развитие зоогеографии и как науки, и как учебной дисциплины.

Очень важную роль в жизни Н.А. Бобринского занимало и написание научно-популярных книг. Он писал легко и свободно, его стиль отличался большой научной содержательностью и строгостью изложения, но были доступны самому широкому кругу читателей и с интересом читались даже неспециалистами.

Любимой темой научно-популярных работ Николая Алексеевича была, естественно, зоогеография нашей страны, описание ее ландшафтно-географических условий. Наибольшую известность приобрела книга «Животный мир и природа СССР», выдержавшая несколько изданий и широко использовавшаяся и использующаяся до сих пор в качестве пособия и настольной книги учителями, старшими школьниками и любителями природы. И это тоже важный итог жизни Н.А. Бобринского – замечательного российского зоолога, зоогеографа, педагога и просветителя, оказавшего огромное влияние на развитие науки и педагогики в первой половине XX в.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru