О.В. ПЕТУНИН,
учитель биологии с.ш. № 32,
г. Прокопьевск, Кемеровская обл.
Типология ВНД
Уроки по теме: «Физиология высшей
нервной деятельности»
Задачи раздела: познакомиться с
понятиями «личность», «темперамент», «характер»,
«воля», рассмотреть этапы формирования личности,
дать характеристику основным общим типам
нервной системы, изучить гигиену ВНД и влияние
наркогенных веществ на ВНД.
Урок 1–2. Общие типы нервной системы
человека
Оборудование: таблицы, схемы и
рисунки, иллюстрирующие классификацию общих
типов нервной системы человека.
ХОД УРОКА
I. Изучение нового материала
Становление личности человека
Словом индивид, или индивидуум (от лат. individuum
– особь), обозначают отдельного человека любого
возраста. Личностью считают человека, достигшего
определенного уровня социального развития,
способного вписаться в ту или иную группу людей,
сделаться ее членом.
В процессе развития личности можно
выделить четыре основных этапа, для каждого из
которых характерен определенный ведущий тип
деятельности и общения.
Первый этап (от рождения до трех лет)
можно назвать этапом формирования характера и
потребности достижения успехов. Период раннего
детства является наиболее важным в развитии
личности, и определяющая роль в этом процессе
принадлежит семье. Для нормального развития
ребенка важное значение имеет эмоциональное
общение, в результате которого у ребенка
закладываются многие черты характера: доброта,
общительность, отзывчивость, внимательность,
доверие к людям. В этот период дети усваивают
определенные нормы поведения, например
необходимость быть аккуратным, уметь сдерживать
свою агрессию, быть послушным и т.п. Важнейшим
достижением этого периода является овладение
ребенком речью, благодаря чему существенно
ускоряется процесс его личностного развития. В
период от года до трех лет у ребенка формируется
самосознание.
Второй этап (от 3 до 6 лет) представляет
собой период развития самосознания и начало
открытого проявления характера. В это время
формируется самооценка и уровень притязаний
ребенка, складываются личностные качества,
проявляемые в общении с людьми. Ребенок
усваивает нормы поведения в обществе.
Третий этап (от 6–7 до 11–12 лет) – этап
скрытого формирования мировоззрения и морали. В
этом возрасте ведущей является
учебно-познавательная деятельность. С началом
учебной деятельности у ребенка меняются
социальные ориентации: он становится членом
коллектива, у него появляются определенные
обязательства перед обществом. В этот период у
него идет не только интенсивное формирование
интеллектуальных и познавательных возможностей,
но и вырабатывается система взглядов на мир
(мировоззрение), складываются основные понятия о
нравственных ценностях.
Четвертый этап (от 11–12 до 15–16 лет) –
это период открытого проявления мировоззрения и
морали. В этот период большую роль в развитии
личности играет общение со сверстниками, с
друзьями, среди которых ребенок проводит большую
часть своего времени. Характерным для подростков
является стремление к самопознанию,
обусловленное интересом к собственной личности.
По сравнению с ребенком, подросток придает
гораздо большую ценность собственному «Я». У
него происходит формирование сознательного
отношения к себе как к члену общества,
становление индивидуальной социальной позиции.
Главными средствами развития личности
становятся самовоспитание и
самосовершенствование. Развитие личности
протекает нормально, если у подростка с
окружающими людьми складываются благоприятные
взаимоотношения, действует система взаимной
поддержки, доверия, открытости, обнаруживается
искреннее стремление бескорыстно помогать
другим, способствовать развитию друг друга как
личностей.
К окончанию школы, т.е. к 16–17 годам,
личность можно считать уже сформировавшейся.
Ранний юношеский возраст – это время
относительной стабилизации личности, ее
практической подготовки самостоятельной жизни.
Эволюция взглядов на понятие
«темперамент»
Повседневная жизнь дает немало
примеров тому, как по-разному ведут себя
отдельные животные и поступают разные люди в
одной и той же ситуации. Несмотря на чрезвычайное
разнообразие, эти индивидуальные особенности
имеют некоторые общие черты. По общим чертам
поведения намечаются общие типы нервной системы,
которые определяют разные темпераменты и
характеры.
Знаменитый врач древности Гиппократ
объяснял природу индивидуальных особенностей
поведения различием пропорций «жизненных соков»
тела: крови, слизи и жёлчи. До наших дней
сохранилось понятие «темперамент». Темперамент
(от лат. temperamentum – надлежащее соотношение,
соразмерность) – это черты человека,
характеризующие его индивидуальный тип
активности, степень выраженности двигательных
проявлений и уровень его эмоциональности.
Гиппократ считал, что когда у человека
из всех его соков преобладает пылкая кровь (sangvis),
то его поведение дает нам черты сангвинического
темперамента – энергию, настойчивость,
решительность. Если же пылкую кровь охлаждает
находящаяся в избытке слизь (phlegma), то
получается флегматик – хладнокровный и
медлительный. Едкая жёлчь (chole) способствует
образованию раздражительного, вспыльчивого, не
знающего меры холерического темперамента. Но
когда накапливается много испорченной черной
жёлчи (melan chole), то такой вялый меланхолик
постоянно будет пребывать в унынии.
Выявление истинных функций крови,
жёлчи и других «жизненных соков» тела привело к
появлению других предположений о природе разных
темпераментов. Так, в начале XX в. широкое
распространение среди врачей получили взгляды
на темперамент как следствие определенного
анатомического склада тела. Например,
утверждали, что полнота располагает к
добродушию, а худые люди бывают большей частью
жёлчными и злыми. В таких утверждениях явно
перепутаны причины и следствия. Действительно,
веселые, жизнерадостные люди часто бывают
полными, а хмурые, раздражительные – худыми. Но
это далеко не правило, более того, нередко бывает
наоборот. Поэтому нет оснований считать
анатомический склад тела (конституцию) причиной
того или иного темперамента. Как правило, черты
темперамента и внешний облик человека зависят от
условий его жизни.
Настоящая природа темперамента была
раскрыта И.П. Павловым с помощью учения о ВНД.
Многочисленные наблюдения и специальные опыты
на лабораторных животных убедительно показали,
что разные темпераменты есть не что иное, как
проявление индивидуальных различий в свойствах
протекания возбудительных и тормозных процессов
в высших отделах мозга.
Характер человека и его черты
Темперамент человека – одна из
главных природных предпосылок формирования
характера. Характером (от греч. character – черта,
особенность) называется склад душевной жизни,
совокупность устойчивых черт личности, которые
проявляются в типичных для человека способах
поведения – в манерах, привычках, складе ума, в
отношении к происходящим событиям.
Характер – одна из важнейших
характеристик индивидуальности человека, он
отражает неповторимое своеобразие его личности.
Однако становление характера обусловлено
включением человека в систему общественных
отношений; при этом ведущую роль в его
формировании играет семья.
Характер человека состоит из ряда
черт, которые можно разделить на несколько
важнейших групп.
1. Наиболее общие черты – такие, как
принципиальность, последовательность, мужество,
честность, дисциплинированность, активность и
др.
2. Черты, в которых выражается
отношение человека к другим людям, –
общительность (или замкнутость), откровенность
(или скрытность), чуткость, дружелюбие,
вежливость и др.
3. Черты, выражающие отношение человека
к самому себе, – чувство собственного
достоинства, скромность (или самомнение,
заносчивость), обидчивость, застенчивость,
эгоцентризм (т.е. постоянная сосредоточенность
на себе и своих переживаниях), эгоизм и др.
4. Черты, выражающие отношение человека
к труду, своему делу, – инициативность,
настойчивость, трудолюбие (или лень), стремление
к преодолению трудностей (или боязнь трудностей),
добросовестность, аккуратность и др.
Многие черты характера закладываются
у человека еще в раннем возрасте и могут
проявляться в течение последующей его жизни. В
процессе взросления и накопления жизненного
опыта у него вырабатываются собственные взгляды,
определенные интересы, складываются убеждения,
возникают идеалы, формируются моральные
принципы. Всё откладывает отпечаток на его
характер: человек обретает способность
сознательно управлять собственным поведением,
не позволяя активно проявляться негативным
сторонам своего темперамента.
Зачастую говорят о силе или слабости
характера, подразумевая под этим отношение
человека к трудностям, наличие у него
целеустремленности и воли.
Волевые качества личности
Случается так, что на пути к цели
человек встречает различные препятствия, и для
того, чтобы достичь желаемого, ему требуется
приложить определенные усилия, т.е. проявить силу
воли.
Воля – это способность человека
сознательно и целенаправленно регулировать свою
деятельность.
Сила воли позволяет нам управлять
своим поведением, дает возможность преодолевать
внутренние и внешние препятствия на пути к
поставленной цели. Развитие волевого управления
поведением – необходимое звено в процессах
воспитания и самовоспитания личности. Воля
участвует в формировании многих качеств
личности – таких, как целеустремленность,
настойчивость, выдержка, смелость,
решительность, дисциплинированность и др.
Типологические различия высшей
нервной деятельности
Проводя эксперименты на большом числе
лабораторных собак, И.П. Павлов обратил
внимание на то, что все они «работают» по-разному.
Так были выявлены типологические различия
высшей нервной деятельности. Перечислим их.
1. Сила возбудительных процессов, то
есть способность корковых клеток к развитию
более или менее сильного условного возбуждения.
2. Сила тормозных процессов, т.е.
способность корковых клеток к развитию более или
менее сильного условного торможения.
3. Подвижность нервных процессов, т.е.
способность корковых клеток к быстрому и полному
переходу из возбужденного в тормозное состояние
и обратно.
Итак, различия в свойствах
условно-рефлекторной деятельности разных
животных оказываются результатом
индивидуальных вариаций силы возбуждения, силы
торможения и их подвижности. Индивидуальные
показатели различия протекания процессов ВНД
можно оценить по трем показателям: сила,
уравновешенность и подвижность. Следовательно,
корковые процессы могут быть сильными или
слабыми, уравновешенными или неуравновешенными,
подвижными или инертными.
Слово, как отвлеченный раздражитель,
вызывает условное возбуждение не одного
какого-либо анализатора, а их сложного комплекса
с участием многих анализаторов. В отличие от
конкретности сигнала в рефлексах первой
сигнальной системы слово стало сигналом
отвлеченным. Оно действует не своим звуком, а
заключенным в нем понятием (если выработать у
человека условный рефлекс отдергивания руки на
слово «огонь», то можно сказать: «Пламя», и
испытуемый отдернет руку).
В рефлексах второй сигнальной
системы понятия, выраженные словами,
подкрепляются тем, что человек видит, слышит,
делает сам и обсуждает с другими людьми, а не
пищевыми, оборонительными и прочими стимулами,
как в первой сигнальной системе.
Сознательная деятельность человека
направлена на обеспечение жизненных
потребностей каждого человека через пользу
людям и всему человечеству, а не только на
непосредственное удовлетворение биологических
потребностей особи, как в случае с условными
рефлексами первой сигнальной системы.
Основные общие типы нервной системы
Из набора разных свойств нервных
процессов – сила или слабость, уравновешенность
или неуравновешенность, подвижность или
инертность – в природе складывается множество
комбинаций. При этом из всех возможных
комбинаций наиболее четко вырисовываются
четыре. Это и есть главные общие типы нервной
системы, подмеченные еще Гиппократом в четырех
темпераментах людей.
1. Живой тип характеризуется, по
Павлову, хорошей силой, уравновешенностью и
подвижностью нервных процессов. Он
соответствует сангвинику Гиппократа. В
характере человека черты живого типа
проявляются энергией и настойчивостью в
преодолении трудностей (сила), большим
самообладанием, умением «держать себя в руках»
(уравновешенность) и вместе с тем, в случае
необходимости, быстрой перестройкой своих
привычек и привязанностей (подвижность). Такие
люди очень работоспособны, особенно когда есть
интересующее их дело, упорны в достижении цели.
Они спокойно принимают перемены в жизни и умеют
осваиваться в новой обстановке.
2. Спокойный тип отличается хорошей
силой и уравновешенностью, но инертностью
нервных процессов. Этот тип соответствует флегматику
Гиппократа. В характере человека черты
флегматического темперамента проявляются
прежде всего неторопливостью. Наряду с энергией
и работоспособностью (сила), самообладанием и
хорошим «чувством меры» (уравновешенность)
обнаруживается большая сила привычек, некоторая
медлительность в принятии решений, особенно при
неожиданных событиях (малая подвижность). Такие
люди не склонны к поспешности, им чужды
суетливость и готовность во всем следовать
велениям момента. Флегматик трудно сходится с
новыми людьми, но если сойдется, то будет верным
другом. Это ровный, спокойный и упорный труженик
жизни.
3. Безудержный тип, по Павлову,
характеризуется силой, но неуравновешенностью с
преобладанием возбуждения. Данный тип
соответствует холерику Гиппократа. В
характерах людей черты безудержного типа дают
себя знать в самозабвенных увлечениях, когда
человек, например, может сделать огромную работу
«запоем» (сила), а потом с таким же азартом
ухватиться за другое дело и здесь тоже «не знает
меры». Они проявляются и в отношениях с людьми,
когда какой-нибудь пустяк может вызвать взрыв
гнева, в котором безудержный человек сам потом
будет раскаиваться (неуравновешенность с
преобладанием возбуждения).
4. Слабый тип отличает слабость
нервных процессов и быстрый переход корковых
клеток в состояние запредельного торможения.
Слабый тип, по Павлову, соответствует меланхолику
Гиппократа. Черты меланхолического
темперамента проявляются у человека прежде
всего в том, что называют «слабость характера»,
то есть в легком подчинении чужой воле,
неспособности настоять на своем. Сильные
жизненные раздражители оказываются для таких
людей сверхсильными, в чрезвычайных
обстоятельствах эти люди впадают в панику, жизнь
представляется им состоящей из непреодолимых
трудностей, полной тоски и уныния (слабость
нервных процессов). Такие люди стремятся
оградить себя от жизни с ее волнениями, избегают
общества, боятся всякой ответственности.
Таковы четыре главных, встречающихся в
жизни общих для человека и животных типа нервной
системы. Однако в столь крайнем выражении, как
они сейчас описаны, эти типы встречаются редко.
Большей частью в жизни существуют промежуточные
формы с преобладанием свойств того или другого
типа.
Существует довольно распространенное
мнение, что при определении типа нервной системы
как бы оценивают ее «сорт»: например, сангвиник –
обладатель первосортной нервной системы, а
меланхолик – представитель последнего сорта.
Такое мнение является в корне ошибочным. Нет
оснований мерить социальную ценность людей по их
темпераментам. В разных областях деятельности
могут оказаться нужными разные характеры. Так,
меланхолический темперамент имели Ч.Дарвин,
Н.В. Гоголь, Ф.Шопен. Холерическим
темпераментом обладали А.С. Пушкин,
В.И. Ленин, А.В. Суворов. К сангвиникам
принадлежали А.И. Герцен, В.А. Моцарт, к
флегматикам – М.И. Кутузов, И.А. Крылов.
Главная причина того, что темперамент
не определяет социальной ценности человека,
заключается в руководящей роли человеческого
сознания. Образуя специальную надстройку ВНД в
виде второй сигнальной системы, сознание
человека подчиняет себе все поведение. Чувство
долга удерживает слабохарактерного от соблазна,
воспитание помогает неуравновешенному человеку
держать себя в руках, порывы темперамента
сдерживаются голосом человеческого разума.
Продолжение следует
|