О.П. ШИМЯКИНА,
учитель начальных классов
с.ш. № 2, с. Каргасок, Томская обл.
Пернатые изобретатели
Урок окружающего мира в 3-м классе (1 - 4)
Цели
урока: знакомство учащихся с птицами и их
приспособлениями к полету, формирование умений
ставить перед собой цели и задачи, оценивать свою
деятельность, развитие мышление и речи,
воспитание чувства взаимопомощи.
Оборудование: учебник А.Вахрушева
«Обитатели Земли» ч. 2; изображения и чучела
птицы, маховые перья, схема строения пера; модели
самолетов; звукозапись голосов местных птиц;
сигнальные круги.
На доске открыты надписи: «Что мы
знаем?», «Что мы хотим узнать?», тема урока.
В начале урока на доске закрыты
надписи: «Кто такие птицы?», «Какие «изобретения»
помогают птицам летать?», «В чем сходство обмена
веществ у птиц и человека?», «В чем сходство и
различие размножения птиц и пресмыкающихся?».
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний и постановка
проблемы
Учащимся предлагается ответить на
следующие вопросы.
О какой группе животных мы говорили
на прошлом уроке?
Можно ли назвать пресмыкающихся
настоящими сухопутными животными? Почему?
Почему пресмыкающиеся не насиживают
яйца?
Какая одежда лучше греет? Почему?
Почему парашютист падает? Как парашют
замедляет его падение?
(Все ответы учитель фиксирует на
доске.)
Тема нашего сегодняшнего урока
«Пернатые изобретатели». На какие вопросы,
касающиеся птиц, вы бы хотели получить ответы?
(По мере того, как учащиеся задают
вопросы, под надписью «Что мы хотим узнать?»
записываются вопросы для урока.)
2. Получение новых знаний
У меня на столе три модели планера:
первая из бумаги с крыльями нормальной длины,
вторая тоже из бумаги, но с укороченными
крыльями, а третья из тяжелого картона. Как вы
думаете, какой планер полетит дальше? Проверим
ваши предположения, отправив планеры в полет.
Почему первый планер улетел дальше? (Он
легкий и имеет большие крылья.)
Каких летающих животных вы знаете? (Насекомые,
летучие мыши.)
Как вы думаете, почему птицы летают
быстрее, выше, дальше других летающих животных?
У вас на столах лежат перья птиц.
Давайте посмотрим, как устроено перо. Найдите у
пера роговой стержень. От рогового стержня в обе
стороны отходят бородки первого порядка, от них,
также в обе стороны – бородки второго порядка. А
теперь внимательно посмотрите на схему строения
пера.
Чем покрыты бородки второго порядка? (Маленькими
крючочками.)
Как вы думаете, что они скрепляют
между собой? (Соседние бородки первого порядка.)
Что образуется в результате? (Плоское
опахало.)
Если бородки расходятся, птица вновь
скрепляет их, пропуская перо через клюв, подобно
тому, как мы застегиваем молнию. Нижняя часть
пера, лишенная бородок, называется очином. В
старину, когда писали гусиными перьями, эту часть
очиняли, заостряя и расщепляя перочинным ножом.
Между очином и опахалом находится пуховой
участок, бородки которого не сцеплены между
собой (нет ни крючков, ни бородок второго
порядка). Вот почему перья такие легкие, прочные,
упругие и теплые.
Действительно, перья у птиц разные. Они
бывают нескольких типов, а вот каких именно, вы
узнаете из сообщений своих товарищей.
1-й ученик. Перья бывают нескольких
типов. Большие и прочные маховые перья
расположены на передней конечности (крыле).
Хвостовые рулевые крепятся к особой косточке,
образованной сросшимися последними хвостовыми
позвонками. Маховые перья, благодаря движению
крыльев, создают тягу, помогающую птице летать, а
с помощью рулевых она маневрирует в воздухе.
2-й ученик. Пуховые перья служат
только для сохранения тепла. Они прикрыты
контурными перьями. У последних увеличенная
пуховая часть, а опахала снаружи накладываются
друг на друга, подобно черепице, придавая телу
обтекаемую форму и защищая пух от воды и других
внешних воздействий.
Какие типы перьев вы запомнили?
Для чего служит оперение крыльев и
хвоста?
Как вы думаете, что такое крылья? (Видоизмененные
передние конечности.)
Как вы думаете, из какого вещества
состоит перо? (Из неживого, созданного клетками
кожи.)
Как вы считаете, происходит ли у птиц
смена перьев?
Что необходимо птицам для полета,
кроме крыльев и хвоста? (Энергия.)
На вопросы о том, что такое энергия,
откуда птицы ее берут, в каком виде запасается
энергия, какие особенности имеет обмен веществ у
птиц, вы найдете ответы в учебнике на с. 33.
Самостоятельная
работа
Выполните задание № 2 на с. 33
учебника. (Коллективная проверка.)
Сделайте вывод: какова роль оперения
в жизни птиц?
Как вы думаете, что происходит в жизни
птиц весной? (Они размножаются.)
Кто из вас знает, как самец сообщает,
что место для гнездования занято? (Пением.)
Как вы думаете, самка сразу
откладывает все яйца или по одному в день?
(Учебник, с. 34, 1-й абзац.)
На какие две группы вы можете
разделить птиц? (Перелетные и оседлые.)
Какие птицы называются перелетными?
Приведите примеры.
Как вы думаете, какие птицы улетают
раньше – насекомоядные или водоплавающие?
Кто из вас наблюдал, как летят
перелетные птицы? (Стаей, косяком, клином.)
Какие птицы называются оседлыми?
Приведите примеры.
Как оседлые птицы приспособлены к
суровым погодным условиям в нашей местности?
Кто из вас знает, как называется
оседлая птица, которая зимой выводит птенцов? (Клест.)
Птицы нередко голодают, особенно
зимой. Как можно им помочь?
Самостоятельная работа
Класс делится на команды,
возглавляемые капитанами. Каждая команда
получает свое задание (№ 3–10 и 12 на с. 35–36
учебника). Капитаны защищают работы своих групп.
Если учащиеся согласны с ответами, они поднимают
круги синего цвета, а если с чем-то не согласны –
красного. В последнем случае начинается
обсуждение. Если команда выполнила задание
верно, то получает очко.
А сейчас, я предлагаю вам
дополнительное задание «Узнай птицу по голосу».
Птицы, голоса которых вы услышите, обитают в
нашей местности. За правильный ответ команда
получает очко.
3. Подведение итогов урока
4. Домашнее задание
Повторить материал по учебнику с. 32–34;
выполнить задание № 11, с. 36. По желанию
учащиеся готовят творческие задания о
перелетных птицах.
|