О.В. ПЕТУНИН,
учитель биологии с.ш. № 32,
г. Прокопьевск, Кемеровская обл.
34, 35, 36, 37, 38/2004, № 5, 6, 8/2005
Типология ВНД
Уроки по теме: «Физиология высшей
нервной деятельности»
5. По закону отрицательной индукции:
а) возбуждение вызывает торможение;
б) торможение вызывает возбуждение;
в) возбуждение и торможение не влияют друг на
друга.
6. Формирование устной и письменной
речи осуществляется:
а) в одних и тех же зонах коры;
б) в разных зонах коры;
в) в основном в одних и тех же зонах коры, но
частично – и в разных зонах.
7. Быстрые колебания электрической
активности коры головного мозга, подергивание
конечностей характерны для:
а) фаз медленного и быстрого сна;
б) фазы медленного сна;
в) фазы быстрого сна.
8. Первая сигнальная система имеется:
а) только у позвоночных животных;
б) только у человека;
в) у всех животных и человека.
9. Переживания, в которых проявляется
отношение людей к окружающему миру и самим себе,
называются:
а) обучением;
б) памятью;
в) эмоциями.
10. Поведение животного в незнакомой
ситуации в первую очередь будет определяться
рефлексом:
а) ориентировочным;
б) пищевым;
в) половым.
Вариант 2
1. Решите, правильно или неправильно
то или иное суждение. Выпишите номера правильных
суждений
1. Низшая нервная деятельность
протекает по принципу не условных, а безусловных
рефлексов.
2. У человека отсутствует
инстинктивное поведение.
3. Термин «условный рефлекс» был введен
в науку И.М. Сеченовым.
4. Условные рефлексы индивидуальны и
постоянны.
5. Хоминг является проявлением
импринтинга.
6. Безусловный раздражитель называют
индифферентным.
7. Дуги условных рефлексов замыкаются в
коре полушарий большого мозга.
8. Динамический стереотип обеспечивает
приспособляемость организма к постоянно
меняющимся условиям среды.
9. Угасательное торможение возникает в
случае неподкрепления условного рефлекса
безусловным.
10. Собственно человеческой является
вторая сигнальная система мозга.
2. Из предложенной информации по
каждому вопросу выберите один правильный ответ
1. По закону положительной индукции:
а) возбуждение вызывает торможение;
б) торможение вызывает возбуждение;
в) возбуждение и торможение не влияют друг на
друга.
2. В период быстрого сна у человека:
а) снижается температура тела;
б) понижается кровяное давление;
в) происходит движение глазных яблок под
закрытыми веками.
3. Сосредоточенность сознания на том
или ином виде деятельности, объекте:
а) эмоции;
б) внимание;
в) память.
4. Автор учения о сигнальных системах
человека:
а) И.М. Сеченов;
б) А.А. Ухтомский;
в) И.П. Павлов.
5. Инстинкт – это совокупность:
а) рефлексов;
б) безусловных рефлексов;
в) навыков.
6. Основой высшей нервной деятельности
является:
а) кора полушарий большого мозга с
подкорковыми образованиями переднего и
промежуточного мозга;
б) вегетативная нервная система;
в) стволовая часть мозга.
7. Условные рефлексы образуются:
а) с момента рождения;
б) в процессе развития вида;
в) в процессе индивидуального развития.
8. Вторая сигнальная система имеется у:
а) позвоночных животных;
б) человека;
в) всех животных.
9. Правое полушарие головного мозга
человека в основном специализируется на:
а) речевой деятельности;
б) распознавании зрительных и музыкальных
образов;
в) устном счете и логическом мышлении.
10. Формирование условного рефлекса у
животных и человека в первую очередь происходит
при:
а) сочетании безразличного и
безусловного раздражителей;
б) наличии врожденных связей между событиями;
в) использовании прошлого опыта для решения
новых задач.
Ответы
1 вариант
1. 2; 4; 5; 8; 9; 10.
2. 1 – а; 2 – а; 3 – б; 4 – б; 5 – б; 6 – а; 7 –
в; 8 – в; 9 – в; 10 – а.
2 вариант
1. 1; 5; 7; 9; 10.
2. 1 – б; 2 – в; 3 – б; 4 – в; 5 – б; 6 – а; 7 –
в; 8 – б; 9 – б; 10 – а.
Основная литература
Батуев А.С., Соколова Л.В.,
Левитин М.Г. Человек: Основы физиологии и
психологии: Учебник для 9 классов
общеобразовательных учебных заведений / Под ред.
А.С. Батуева. – М.: Дрофа, 1998. – 368 с.
Батуев А.С., Кузьмина И.Д., Ноздрачев
А.Д. и др. Биология. Человек: Учебник для
9 классов общеобразовательных учебных
заведений / Под ред. А.С. Батуева. – М.: Дрофа, 1998.
– 240 с.
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.
Биология: Учебник для 8 класса
общеобразовательной школы. – М.: Вентана-Граф, 1997.
– 224 с.
Сапин М.Р., Брыксина З.Г.
Анатомия и физиология человека: Учебник для
9 класса школ с углубленным изучением
биологии. – М.: Просвещение, 1998. – 256 с.
Хрипкова А.Г., Колесов Д.В.
Биология. Человек и его здоровье: Учебник для
9 классов общеобразовательных учреждений. –
М.: Просвещение, 1997. – 208 с.
Дополнительная литература
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология:
Справочное пособие для старшеклассников и
поступающих в вузы. – М.: АСТ-Пресс Школа, 2002. –
816с.
Воронин Л.Г. и др. Физиология
высшей нервной деятельности и психология:
Учебное пособие по факультативному курсу для
учащихся IX–X классов. – М.: Просвещение, 1977. – 223с.
Воронин Л., Маш Р.Д. Методика
проведения опытов и наблюдений по анатомии,
физиологии и гигиене человека: Книга для учителя.
– М.: Просвещение, 1983. – 160 с.
Казаков В.Н., Леках В.А.,
Тарапата Н.И. Физиология в задачах: учебное
пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 410 с.
Коган А.Б. Основы физиологии
высшей нервной деятельности: Учебник для
биологических специальностей вузов. – М.: Высшая
школа, 1988. – 368 с.
Слоним А.Д. Экологическая
физиология животных. Учебное пособие для
студентов биологических специальностей вузов. –
М.: Высшая школа, 1971. – 450 с.
Физиология высшей нервной
деятельности. Хрестоматия (учебное пособие для
студентов). – М.: Издательство «Институт
практической психологии», 1999. – 336 с.
|