Типология ВНД

Я ИДУ НА УРОК

О.В. ПЕТУНИН,
учитель биологии с.ш. № 32,
г. Прокопьевск, Кемеровская обл.

34, 35, 36, 37, 38/2004, № 5, 6, 8/2005

Типология ВНД

Уроки по теме: «Физиология высшей нервной деятельности»

5. По закону отрицательной индукции:

а) возбуждение вызывает торможение;
б) торможение вызывает возбуждение;
в) возбуждение и торможение не влияют друг на друга.

6. Формирование устной и письменной речи осуществляется:

а) в одних и тех же зонах коры;
б) в разных зонах коры;
в) в основном в одних и тех же зонах коры, но частично – и в разных зонах.

7. Быстрые колебания электрической активности коры головного мозга, подергивание конечностей характерны для:

а) фаз медленного и быстрого сна;
б) фазы медленного сна;
в) фазы быстрого сна.

8. Первая сигнальная система имеется:

а) только у позвоночных животных;
б) только у человека;
в) у всех животных и человека.

9. Переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и самим себе, называются:

а) обучением;
б) памятью;
в) эмоциями.

10. Поведение животного в незнакомой ситуации в первую очередь будет определяться рефлексом:

а) ориентировочным;
б) пищевым;
в) половым.

Вариант 2

1. Решите, правильно или неправильно то или иное суждение. Выпишите номера правильных суждений

1. Низшая нервная деятельность протекает по принципу не условных, а безусловных рефлексов.

2. У человека отсутствует инстинктивное поведение.

3. Термин «условный рефлекс» был введен в науку И.М. Сеченовым.

4. Условные рефлексы индивидуальны и постоянны.

5. Хоминг является проявлением импринтинга.

6. Безусловный раздражитель называют индифферентным.

7. Дуги условных рефлексов замыкаются в коре полушарий большого мозга.

8. Динамический стереотип обеспечивает приспособляемость организма к постоянно меняющимся условиям среды.

9. Угасательное торможение возникает в случае неподкрепления условного рефлекса безусловным.

10. Собственно человеческой является вторая сигнальная система мозга.

2. Из предложенной информации по каждому вопросу выберите один правильный ответ

1. По закону положительной индукции:

а) возбуждение вызывает торможение;
б) торможение вызывает возбуждение;
в) возбуждение и торможение не влияют друг на друга.

2. В период быстрого сна у человека:

а) снижается температура тела;
б) понижается кровяное давление;
в) происходит движение глазных яблок под закрытыми веками.

3. Сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте:

а) эмоции;
б) внимание;
в) память.

4. Автор учения о сигнальных системах человека:

а) И.М. Сеченов;
б) А.А. Ухтомский;
в) И.П. Павлов.

5. Инстинкт – это совокупность:

а) рефлексов;
б) безусловных рефлексов;
в) навыков.

6. Основой высшей нервной деятельности является:

а) кора полушарий большого мозга с подкорковыми образованиями переднего и промежуточного мозга;
б) вегетативная нервная система;
в) стволовая часть мозга.

7. Условные рефлексы образуются:

а) с момента рождения;
б) в процессе развития вида;
в) в процессе индивидуального развития.

8. Вторая сигнальная система имеется у:

а) позвоночных животных;
б) человека;
в) всех животных.

9. Правое полушарие головного мозга человека в основном специализируется на:

а) речевой деятельности;
б) распознавании зрительных и музыкальных образов;
в) устном счете и логическом мышлении.

10. Формирование условного рефлекса у животных и человека в первую очередь происходит при:

а) сочетании безразличного и безусловного раздражителей;
б) наличии врожденных связей между событиями;
в) использовании прошлого опыта для решения новых задач.

Ответы

1 вариант

1. 2; 4; 5; 8; 9; 10.

2. 1 – а; 2 – а; 3 – б; 4 – б; 5 – б; 6 – а; 7 – в; 8 – в; 9 – в; 10 – а.

2 вариант

1. 1; 5; 7; 9; 10.

2. 1 – б; 2 – в; 3 – б; 4 – в; 5 – б; 6 – а; 7 – в; 8 – б; 9 – б; 10 – а.

Основная литература

Батуев А.С., Соколова Л.В., Левитин М.Г. Человек: Основы физиологии и психологии: Учебник для 9 классов общеобразовательных учебных заведений / Под ред. А.С. Батуева. – М.: Дрофа, 1998. – 368 с.

Батуев А.С., Кузьмина И.Д., Ноздрачев А.Д. и др. Биология. Человек: Учебник для 9 классов общеобразовательных учебных заведений / Под ред. А.С. Батуева. – М.: Дрофа, 1998. – 240 с.

Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Учебник для 8 класса общеобразовательной школы. – М.: Вентана-Граф, 1997. – 224 с.

Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека: Учебник для 9 класса школ с углубленным изучением биологии. – М.: Просвещение, 1998. – 256 с.

Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Биология. Человек и его здоровье: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1997. – 208 с.

Дополнительная литература

Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-Пресс Школа, 2002. – 816с.

Воронин Л.Г. и др. Физиология высшей нервной деятельности и психология: Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся IX–X классов. – М.: Просвещение, 1977. – 223с.

Воронин Л., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.

Казаков В.Н., Леках В.А., Тарапата Н.И. Физиология в задачах: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 410 с.

Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности: Учебник для биологических специальностей вузов. – М.: Высшая школа, 1988. – 368 с.

Слоним А.Д. Экологическая физиология животных. Учебное пособие для студентов биологических специальностей вузов. – М.: Высшая школа, 1971. – 450 с.

Физиология высшей нервной деятельности. Хрестоматия (учебное пособие для студентов). – М.: Издательство «Институт практической психологии», 1999. – 336 с.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru