|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задания1. Используя представленные данные, рассчитайте значения индекса ОЧА для каждой точки. Сделайте вывод о том, в какой точке воздух наиболее чистый. 2. Исходя из рассчитанных значений ОЧА, составьте двухбалльную шкалу и постройте две изолинии загрязнения атмосферы. 3. Вспомните, содержание какого газа в атмосфере в первую очередь влияет на состояние флоры лишайников. Решение1. Значения ОЧА приведены в таблице:
В точках 4, 6, 7 значение индекса ОЧА наибольшее, следовательно, можно предположить, что в этих точках воздух наиболее чистый. 2. Шкалы значений ОЧА: 0,27–0,4; 0,7–0,73. 3. Лишайники являются индикаторами содержания в атмосфере в первую очередь сернистого газа (SO2). Задача 7. Юные экологи измерили длину 10 шишек ели европейской в каждой точке на выбранном участке леса. (Предлагаемый для работы план, с уже нанесенными на него изолиниями, представлен в разделе «Решение».) Полученные данные были внесены в таблицу:
Задания1. Рассчитайте среднее значение длины шишек для каждой точки. 2. На основании полученных значений составьте двухбалльную шкалу и постройте две изолинии средней длины шишек. 3. Подумайте, как может быть связана длина шишек со степенью загрязненности воздуха на исследуемом участке леса. Решение1. Средние значения длин шишек представлены в таблице:
2. Шкалы значений длин шишек: 35,6–39,4; 45,3–46,6. 3. Степень загрязненности воздуха в лесу отрицательно сказывается на росте шишек, а потому в тех точках, где средняя длина шишек имеет большее значение, воздух, предположительно, более чистый. Задача 8. Юные экологи измерили диаметр 10 шишек сосны обыкновенной в каждой точке на выбранном участке леса. (Предлагаемый для работы план, с уже нанесенными на него изолиниями, представлен в разделе «Решение».) Полученные данные были внесены в таблицу:
Задания1. Рассчитайте среднее значение диаметра шишек для каждой точки. 2. На основании полученных значений составьте двухбалльную шкалу и постройте две изолинии среднего диаметра шишек. 3. Подумайте, как может быть связан диаметр шишек со степенью загрязненности воздуха на исследуемом участке леса. Решение1. Средние значения диаметров шишек:
2. Шкалы значений диаметра шишек: 27,8–30,0; 34,5–35,8. 3. Степень загрязненности воздуха в лесу отрицательно сказывается на росте шишек, а потому в тех точках, где средний диаметр шишек имеет большее значение, воздух, предположительно, более чистый. Задача 9. Юные экологи провели лихеноиндикационное исследование, определив частоту встречаемости деревьев с лишайниками на разных участках. Предлагаемый для работы план, с уже нанесенными на него изолиниями, представлен в разделе «Решение».)
Задания1. На основе представленных значений рассчитайте величины встречаемости деревьев с лишайниками. 2. Составьте двухбалльную шкалу значений величины встречаемости деревьев с лишайниками и постройте две соответствующие изолинии. 3. В каких точках, согласно лихеноиндикационным исследованиям, воздух наиболее загрязнен, и с чем это может быть связано? (Подсказка – примите во внимание преобладающее направление ветра в данной местности.) 4. Насколько удачно, на ваш взгляд, с позиций оценки чистоты воздуха, расположение школы? Решение1. Встречаемость деревьев с лишайниками – результат вычислений:
2. Шкалы величин встречаемости деревьев с лишайниками: 50,0–75,0; 88,0–97,5. 3. Наиболее загрязнен воздух на участках 5, 9, 10. Это связано с находящимися поблизости промышленными объектами и тем, что преобладающий ветер несет загрязнение именно в этом направлении. 4. Школа расположена удачно, в относительно чистом месте, на определенном удалении и с наветренной стороны относительно промышленных объектов – источников загрязнения воздуха. Задача 10. Ниже приведен план местности, на которой юные экологи провели лихеноиндикационное исследование, определив на определенных участках отношение числа деревьев, на которых им встретились лишайники, к общему числу обследованных деревьев. Биохимзавод, ТЭЦ, автостоянка, школа и спортивный комплекс обозначены на карте пустыми прямоугольниками. Полученные данные были внесены в таблицу:
Задания1. На основе представленных значений рассчитайте величины встречаемости деревьев с лишайниками. 2. Составьте двухбалльную шкалу значений величины встречаемости деревьев с лишайниками и постройте две соответствующие изолинии. Сообразуясь с полученным результатом, соотнесите пустые прямоугольники на плане с объектами (биохимзавод, ТЭЦ, автостоянка, школа и спортивный комплекс), которые там, скорее всего, расположены. (Подсказка – в наиболее чистом месте располагаются детские учебные заведения.) 3. В каких точках, согласно лихеноиндикационным исследованиям, воздух наиболее загрязнен, и с чем это может быть связано? (Подсказка – примите во внимание преобладающее направление ветра в данной местности.) Решение1. Встречаемость деревьев с лишайниками:
2. Шкалы величин встречаемости деревьев с лишайниками: 50,0–76,0; 90,0–96,3. Учитывая данные лихеноиндикационных исследований, можно расположить предложенные в условии задачи объекты на плане следующим образом – школа и спорткомплекс располагаются в наиболее чистом месте. 3. Наиболее загрязненными являются участки 9 и 6. Это связано с характером расположения промышленных объектов и преобладающим направлением ветра. Задача 11. Юные экологи провели исследование прироста сосны обыкновенной на одном участке леса и получили следующие данные (в см): 33, 35, 39, 41, 40, 34, 32, 41, 37, 38. Задания1. На основе представленных значений рассчитайте среднее значение прироста. 2. Найдите погрешность средней величины прироста сосны обыкновенной, используя материалы главы «Обработка данных и оформление результатов» из книги «Школьный экологический мониторинг»/ Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: АГАР, 2000. Решение1. Составим таблицу и найдем среднее значение прироста – 37 см.
2. Следуя указаниям, найдем отклонения прироста от среднего значения для каждого дерева и квадраты полученных значений. Сумма квадратов отклонений равна 100. Задача 12. Юные экологи провели исследование прироста ели европейской на двух участках леса и получили следующие данные: на участке 1 – 40, 37, 35, 40, 34, 35, 37, 40, 42, 40; Задания1. На основе представленных значений рассчитайте среднее значение прироста ели европейской на каждом участке. 2. Найдите погрешность средних величин прироста, используя материалы главы «Обработка данных и оформление результатов» из книги «Школьный экологический мониторинг»/ Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: АГАР, 2000. 3. Определите статистическую достоверность различия средних значений. Можно ли сделать вывод о том, что воздух на одном участке чище или загрязненнее, чем на другом? Решение1. Составим таблицы и найдем средние значения прироста: на первом участке – 38 см; на втором – 39 см.
2. Следуя указаниям, найдем
отклонения прироста от средних значений для
каждого дерева на каждом участке и квадраты
полученных значений. 3. Определим, можно ли считать
достоверными различия средних значений. Продолжение следует
|