А.И. РЫЖИКОВ,
учитель с-х колледжа,
г. Темников, Республика Мордовия
Лошади и воспитание
Детство мое, как, впрочем, и
большинства моих сверстников, прошло на
колхозной конюшне, благо, что она была рядом с
нашим домом. Здесь мы получали первые трудовые
навыки. Сначала рады были подтащить «седелку»
или хомут взрослому мужику, подержать вожжи,
прокатиться на телеге хоть немного. А затем уже
нам, мальчикам, доверяли отвести коней на водопой
или отогнать в ночное. До сих пор помню я их
клички: «Сильная», «Дамка», «Казак», «Венерка»,
«Любаша»...
В послевоенные годы на колхозных
конюшнях был полный конский интернационал. Были
здесь полудикие монголки, которых поставляли в
армию прямо из бескрайней монгольской степи
Гоби. Были и немецкие трофейные тяжеловозы,
кубанские и донские казачьи лошади. Всех их из-за
болезней или ранений оставляли в колхозах
проходившие через мою Орловщину воинские части.
Сначала это были отступающие части Красной Армии
и наступающие – немцев, а затем, наоборот,
отступали немцы и наступали советские войска.
Все забирали годных лошадей и бросали негодных.
Местные старики выходили многих из
них. В то время еще хорошо знали народные
средства лечения лошадейи. Жаль, что сейчас
лошадь становится все более экзотичным животным
в наших селах. Кое-где правда, стараются
обзавестись конно-спортивными школами, но
нынешняя экономика позволяет это только очень
богатым хозяйствам. Поэтому даже деревенские
дети с большой опаской подходят к лошади, а
многим в детстве так и не удается притронуться к
бархатным ноздрям лошади или почувствовать ее
ласковые губы, аккуратно берущие кусочек сахара
или хлеба с рук. Во времена моего детства в
деревне не было паренька, который не мог бы
прокатиться верхом на лошади. И не только
прокатиться, но и промчаться галопом по пыльной
сельской улице.
Тянуло нас, сельских ребятишек, к
лошади. Уставали за рабочий день по-страшному.
Трудились ведь наравне со взрослыми мужиками. Не
было у нас сокращенного рабочего дня – работали
от зари и до зари, и это не отражалось на нашем
здоровье. Осенью приходили мы в школу
возмужавшие и загоревшие совсем не курортным
загаром.
Помнится, в один из годов я заработал в
колхозе на новые ботинки, которые стоили 25
рублей. Зa это мне пришлось отработать 90
трудодней, т.е. практически каждый день с июня по
конец августа приходилось выполнять нелегкую
сельскую работу. Это был 1954 г. Несмотря на
многие трудности, не забывали о «своих» лошадях
– хоть и жили впроголодь, но урывали горбушку
хлеба, а то и кусочек сахара – для лошади. Не это
ли было воспитанием чувств, любви ко всему
живому, к природе, о котором тогда и слыхом не
слыхивали и о котором так много говорится сейчас,
а практически делается мало.
Каких животных видит сегодняшний
ребенок в городе? Самое большее – кошку или
собаку. А тогда мы имели в «собственности» целую
лошадь. Колхозные бригадиры старались негласно
закреплять за нами наших лошадей, и это шло на
пользу и ребятишкам, и лошади, и работе. Мне чаще
всего приходилось работать со старым мерином
«Соколиком», который понимал команды не хуже
человека. Став постарше, я получил в свою
«собственность» громадную кобылу «Любашу», с
которой отказывались работать даже взрослые
мужики. До меня она сумела разнести несколько
телег, да и их хозяева остались живыми лишь чудом.
«Любаша» страшно боялась всякой техники и могла
понести по любому поводу, например если позади
фыркнет автомашина. Со мной она ничего не боялась
– мелкая дрожь пройдет по ее телу, когда мимо
промчится полуторка, но лошадь быстро
успокаивалась.
Удивительные создания – лошади!
Подчиняются какому-то мальчишке – его рост не
позволяет поднять хомут на уровень лошадиной
головы, а лошадь специально опустит голову и
позволит надеть хомут на себя. Однажды по дороге
в ночное я свалился с лошади прямо ей под ноги.
Уздечку не выпустил из рук. И до сих пор помню, как
опускалось на мою грудь лошадиное копыто. Но не
опустилось. Я не знаю, чего стоило это лошади, но
она сумела остановиться на всем скаку и
аккуратно перешагнула через меня. Это была
армейская кавалерийская лошадь. Почему
«кавалерийская»? Да потому, что она знала строй, и
работать с ней было легко. Она понимала все.
Естественно, что она стала моей любимицей.
Мне приходилось бывать в разных
уголках СССР, и всюду я старался побольше узнать
о лошадях.
В Сибири существует целый пласт
народных ямщицких сказов, где главным героем
является не ямщик, а его конь. Кони спасали
ямщиков от волков и медведей, которые
подстерегали их по дороге, спасали от лихих
людей. Все эти сказы связаны с древним Сибирским
трактом, по которому везли товары в Китай или
обратно. Одним из самых дорогих китайских
товаров был чай. Разбойников, которые нападали на
«чайные» обозы, так и называли «чаерезы» Вот
тут-то кони и выручали.
На Сибирском тракте выковалась особая
порода лошадей чрезвычайно неприхотливых,
выносливых и преданных своему хозяину. Обычно
это были невзрачные, на первый взгляд, лошадки, но
обладавшие большой скоростью и особым чутьем
дороги под снежным покровом. Охотник на таком
коне чувствовал себя почти в полной
безопасности. Конечно, на охоте случалось всякое,
но конь никогда не бросал своего хозяина, был
предан ему не хуже собаки. А случись с хозяином
беда, тут же стремился донести домой нерадостную
весть.
Мне приходилось читать о своеобразных
соревнованиях в одном сибирском селе. Приезжий
ухарь-купец имел чудесную тройку рысаков и
задумал поспорить с местными: кто кого обгонит.
Был в селении ямщик, кони которого считались
самыми быстрыми. Поспорили. Дали старт по целине.
Купеческие кони, повинуясь приказу ямщика,
рвались по прямой. А местный ямщик бросил вожжи и
отдался на волю своим коням-лохматкам. Его кони
начали забирать сильно в сторону от прямой, но
ямщик их и не останавливал. Скоро купеческая
тройка попала в слабо замерзшую болотину и резко
снизила скорость бега. А ямщицкие благополучно
миновали болотину стороной и первыми пришли к
финишу.
В старинных русских сказках конь
(Сивка-бурка, Конек-горбунок) был первым
помощником в добрых делах. Да и наших известных
богатырей – Илью Муромца, Добрыню Никитича,
Алешу Поповича – просто нельзя представить без
их коней.
Во время поездок в Киргизию я видел
особых коней. Удивительно, как на скудном корме
вырастали такие выносливые лошадки. Узкая горная
тропа, а лошадь идет совершенно самостоятельно. И
умен тот седок, который отдается на волю своего
коня – конь не подведет. Бывало, едешь верхом по
горным тропам Тянь-Шаня, а как взглянешь на тропу,
тут же возникает желание дернуть за уздечку – не
по-твоему идет конь. Но я всегда сдерживал себя. И
конь не один раз спасал мне жизнь.
Некоторое время я прожил в Казахстане.
Низенькие степные лошадки не бросались в глаза.
«Косматки» – как назвали бы их в Сибири. Но
какими выносливыми они оказывались. Этому есть
свидетельства, зафиксированные в военных
документах.
«Киргизские лошади очень выносливы и
легко приспосабливаются к любым условиям. Казаки
7-го Сибирского полка, выведенные из дома,
принимали участие в боях в Восточной Пруссии. В
1916 г. были переброшены в Семипалатинск. Оттуда
походом, через г. Верный (Алма-Ата) и Ташкент
направились к Ашхабаду и далее в Персию (Иран).
Все лошади прекрасно выдержали этот поход и
только в Персии начали гибнуть от болезни,
напоминающей сибирскую язву...*.
Народная селекция на территории
бывшей Российской империи вывела большое
количество удивительных пород лошадей. Это,
прежде всего, «дончаки», выведенные донскими
казаками, ахалтекинцы в Туркмении, орловские
рысаки, выведенные на конных заводах графа
Орлова и его потомков. Орловских рысаков часто
связывают с городом Орлом, но это не правильно.
Родина орловских рысаков – Воронежская область,
где и были конные заводы графа Орлова.
Печально, что в недавнем прошлом
ахалтекинцев сдавали на живодерни. И кто знает,
долго ли продержатся остатки лошадиного
поголовья в деревнях и селах современной России.
Жаль, если они сгинут без следа среди железной
техники. Массового появления лошадиного
транспорта, даже на селе, ожидать не приходится.
Вот и вырастает новое поколение мальчишек,
абсолютно равнодушное к чудесному созданию
природы – лошади. Все больше подростков понятия
не имеют, как проехать на лошади верхом. Их
нынешние увлечения – телевизоры, компьютеры,
магнитофоны – отдаляют их от всего живого.
Надо бы переиздавать книги о конях.
Например, многотомное издание «История конницы»,
книги Ковалевской В.Б. «Конь и всадник», Липец Р.С.
«Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском
эпосе». Возможно, есть и более интересные книги о
конях.
Я уверен, что экологическое воспитание
будет действенным только в том случае, если
человек с малых лет будет твердо считать себя
зависимым от других живых существ, т.е. от
природы.
* Бенкевич В.Я. Животноводство в
Тургайской области и его экономическое и
хозяйственное значение для населения. –
Оренбург, 1918.
|