|
||||||||||||||||||||||
1. Создание питательной среды для бактерий: агар-агар залить водой (до концентрации 0,5–1%) и прокипятить в течение 15 мин. Полученную питательную среду вылить ровным слоем в чашку Петри. 2. Осаждение бактериальных клеток: открытую чашку Петри на 20 мин поставить в центре обследуемого помещения (например, в кабинете) для оседания клеток бактерий из воздуха. 3. Выращивание колоний бактерий: чашку Петри закрыть крышкой и поставить в темное теплое место на 7–10 дней. Результат: в чашках Петри выросли колонии (в отличие от одной клетки колонии хорошо различимы невооруженным глазом). Учитель. Этот метод называют
бактериологический посев. Он очень часто
используется на практике. Например, в медицине и
в пищевой промышленности его используют для
выявления наличия бактерий в организме человека
и продуктах питания. Ученые-микробиологи
научились определять виды бактерий по формам их
колоний. Учащиеся. Водная, почвенная, наземно-воздушная. Учитель. Хорошо. Запишите их в свои рабочие листки. Но, постойте, мы перечислили только 3 среды обитания, но в схеме их указано 4, а какая же четвертая? Я подскажу. Еще бактерии могут обитать в организме человека, например когда он болеет. Как тогда назвать такую среду обитания? Учащиеся. Живой организм. Учитель. Итак, в результате
вы должны записать у себя в рабочих листках 4
среды обитания: водная, почвенная,
наземно-воздушная и живой организм. (Записываем.) Учащиеся. Лупы. Учитель. Верно. И вот с помощью
такой лупы Левенгук впервые увидел бактерий. Вот
выдержка из его письма в Лондонское Королевское
общество: «24 апреля 1676 г. я посмотрел на воду…
и с большим удивлением увидел в ней огромное
количество мельчайших живых существ…»
А теперь в таблице в колонке «Формы клетки» запишите эти названия. Мы рассмотрели с вами рисунки бактерий – пока ничего сложного. А попробуйте определить форму бактерии на фото под цифровым микроскопом. Теперь давайте разберем с вами строение бактериальной клетки. Вы уже знакомы со строением растительной клетки, поэтому будете мне помогать. (Учитель по очереди показывает различные части бактериальной клетки и просит учащихся дать им название и пояснить функции.) Учащиеся. Оболочка придает форму, защищает и проводит питательные вещества. Цитоплазма – внутренняя среда клетки. Учитель. Хорошо. А скажите, чего нет в бактериальной клетке по сравнению с клеткой растений? Учащиеся. Хлоропластов, вакуоли, ядра Учитель. Действительно, в клетках бактерий нет этих органоидов. Скажите, а какую функцию выполняет ядро в растительной клетке? Учащиеся. Ядро – главный жизненный центр клетки, который отвечает за размножение. Учитель. Правильно. В клетках бактерий тоже есть такой центр, но он не имеет ядерной оболочки, мы будем называть его неоформленным ядром. Нам осталось рассмотреть еще один органоид (учитель указывает на жгутик). Учащиеся. Это жгутик. Он обеспечивает передвижение.
Строение бактериальной клетки4. Работа в группах (15–20 мин)Учащиеся делятся на 6 групп по 4 человека (2 парты) и получают задания. По ходу ответов учащиеся заполняют таблицу в рабочих листках. Задания для групп1-я группа. Сходство и различие в строении растительной и бактериальной клетки. Строение растительной клетки см. в учебнике на стр. 27*. 2-я группа. По рисункам определите способы передвижения бактерий. 3-я группа. Определите по рисунку тип размножения у бактерий. Посчитайте, сколько бактериальных клеток образуется из одной за сутки, если известно, что бактерии делятся каждые 20 мин. 4-я группа. Спорообразование – это ... . Сравните значение спор у папоротников и у бактерий, используя знания из пройденной темы по папоротникообразным, а также см. в учебнике (стр. 195–196). Спорообразоване у бактерий5-я группа. Определите значение бактерий, используя следующие тексты. 1. Роберт Кох обнаружил бактерию, вызывающую у человека заболевание туберкулез. 2. Количество молочнокислых бактерий брожения в йогурте и кефире должно составлять не менее 107 КОЕ/г. Их также используют для квашения капусты и огурцов. 3. Ученые установили, что процесс разложения растительных остатков (гниение) ускоряется бактериями. 6-я группа 1. Вспомните семейство двудольных растений, у которых наблюдается симбиоз с бактериями. Как называются эти бактерии и каково их значение для растений? 2. Ученым известно, что в желудках жвачных животных (коровы, овцы, козы) обитают бактерии, помогающие переваривать траву. Можем ли мы считать их симбиотическими? Ответ обоснуйте. 5. Закрепление (5 мин)
6. Домашнее заданиеНа следующем уроке мы сыграем в игру «Редакция биологического журнала «Мир бактерий»». Все ученики 7-го класса – журналисты. К следующему уроку вы получаете задание написать статью. Темы статей в журнал «Мир бактерий»:
Составить для читателей викторину «Знаете ли Вы?» о значении бактерий. Составить для журнала кроссворд по теме: «Значение бактерий». Написать рекламную статью о лекарствах-антибиотиках.
|