Спрятаться, испугать, быть несъедобным…

ЗООЛОГИЯ

А.Л. КАЛУЦКИЙ,
зав. Ландшафтным отделом Музея-заповедника А.С. Пушкина,
Захарово-Вяземы.

Спрятаться, испугать, быть несъедобным…

Траурница (Nymphalis antiopa)
Траурница (Nymphalis antiopa)
Весенница березовая
Весенница березовая
Палочник
Палочник
Гусеница пяденицы маскируется под веточку
Гусеница пяденицы маскируется под веточку
Кузнечик певчий
Кузнечик певчий
Decticus verrucivorus

Decticus verrucivorus
Cерая (вверху) и зеленая формы серого кузнечика (Decticus verrucivorus )
Усач рагий-сыщик
Усач рагий-сыщик
Дневной павлиний глаз
Дневной павлиний глаз
Щитник зеленый (Palomena prasina)
Щитник зеленый (Palomena prasina)
Красотел пахучий (Calosoma sycophanta)
Красотел пахучий (Calosoma sycophanta)
Пестрянка
Пестрянка
Златоглазка (Crysoperla carnea)
Златоглазка (Crysoperla carnea)

Насекомые – самый многочисленный класс. Он насчитывает более 1,5 млн видов – это больше, чем всех растений и остальных животных, вместе взятых. И во всем этом ошеломляющем разнообразии есть великое стремление к жизни. Каких только форм, способов «состояться» в этой жизни не увидишь у этих существ! Взять, к примеру, бабочек.

С наступлением весны, когда все расцветает вокруг, в нашей средней полосе начинается праздник жизни. На полянах, лесных дорогах, просеках ЛЭП, опушках появляются первые весенние бабочки – дневной павлиний глаз, углокрыльница ц-белое, траурница… Обратная сторона их крыльев окрашена криптически – маскировочно. На земле лежат прошлогодние листья – под них-то бабочки и маскируются.

Выбираются они из укромных мест, в которых провели зиму, когда кое-где еще лежит снег. Весеннее солнце согревает жилки на крыльях, по которым течет гемолимфа (кровь). Не успевшие как следует разогреться бабочки очень вялые, и полет у них медленный. Однажды я видел такую бабочку – траурницу, которая, судя по всему, совершала свой первый после зимы полет. Медленно пролетела она мимо меня и присела на прошлогоднюю траву. Солнце скрылось в облаках, и бабочка сложила крылья, поджала ножки и лежала так, пока солнце не появилось снова. Рядом с тем местом, где присела траурница, лежали прошлогодние листья – я смог найти бабочку лишь потому, что видел, куда она присела...

Прекрасно маскируется бабочка из семейства пядениц – весенница березовая. Если она сидит в прошлогодней траве, то обнаружить ее можно, лишь спугнув и заметив, где она снова присядет.

Представители отряда привиденьевых – палочники – маскируются, как и говорит их название, под палочки. В тропиках листовидки, представители этого же отряда, маскируются под листья дерева. А один из видов листовидок искусно подражает даже дрожанию листа от дуновений ветра.

Под веточки маскируются и гусеницы бабочек нашей средней полосы – пядениц. Они закрепляются на ветке задними ножками и вытягивают тело под углом к ней. Гусеницы пядениц могут быть самого разного цвета – коричневого, зеленого, черного, в пятнышках.

Сидящая на дереве бабочка древоточец пахучий также принимает позу, при которой она напоминает сучок, а окрашена она в тон коры. В искусстве камуфляжа преуспели и бабочки из семейства лишайниц, которых также можно встретить в средней полосе. Рисунок их крыльев удивительно похож на лишайник – иногда можно определить даже вид лишайника, под который маскируется та или иная бабочка.

Прекрасно маскируются и жуки. Например, усач рагий-сыщик – под кору хвойных деревьев, в которых развиваются его личинки. Под кору маскируются и многие другие виды усачей.

Кузнечики – представители отряда прямокрылых – в основном хищники. Но и хищникам нужна маскировка – чтобы их не заметила жертва. Да и сами кузнечики и их личинки становятся жертвами птиц, зверьков или даже других хищных насекомых. Окрашенного в зеленый цвет певчего кузнечика разыскать в траве крайне сложно – хотя еще издалека можно услышать песню, которой самец призывает к себе самку. А самки не выдают себя даже и таким образом – это тихие беззвучные существа. (Как заметил один из мудрецов, с женами кузнечикам явно повезло.) Похожий на певчего кузнечик короткокрылый прекрасно маскируется в зарослях полыни, где ближе к осени можно услышать его песню.

У кузнечика серого существуют две цветовые формы – одна действительно серая, а другая зеленая. Заметить и тех, и других очень трудно – зеленых в зеленой траве, а серых – в зарослях полыни, где они обычно и прячутся. У кузнечика серого звуков не издают ни самки, ни самцы.

Другой прием насекомых в борьбе за жизнь – это мимикрия, «подражание» совершенно безобидных видов тем, которые способны защищаться. Так многие мухи маскируются под ос, пчел, шмелей. В качестве примера можно привести мух сирфид, или журчалок, маскирующихся под ос. Маскируются под ос и некоторые жуки из семейства усачей, например, короткокрыл большой и неполнокрыл малый. Эти жуки питаются на растениях (семейства зонтичных и др.), на которых питаются и различные осы. Неопытному глазу очень трудно отличить одних от других.

Насекомые применяют и способы запугивания своих врагов – в основном насекомоядных птиц. Мелкие птицы инстинктивно боятся широко раскрытых глаз – такие глаза имеются у многих хищных птиц, их врагов. Бабочки дневной павлиний глаз и бражник глазчатый имеют на крыльях рисунок, напоминающий глаза. Почувствовав опасность, бабочки раскрывают крылья и демонстрируют этот глазчатый рисунок. Такие приемы отпугивания применяет и самая большая бабочка нашей страны – большой ночной павлиний глаз. Размах крыльев у самок этой бабочки может достигать 12–14 см.

Жуки также отпугивают врагов, правда, другим способом. Бомбардир трескучий, жук из семейства жужелиц, в случае опасности выпускает секрет желез, который взрывается на воздухе, образуя небольшое облачко. Другая жужелица, красотел пахучий, при испуге выпускает дурно пахнущую жидкость. Один из видов жуков медляков (чернотелок) при испуге принимает позу обороны, приподнимая брюшко вертикально, и источает отвратительный запах. Эти жуки обитают в пустынных районах нашей страны. Местные жители их так и называют – вонючки. Разумеется, известны своим дурно пахнущим секретом, выделяемым в целях обороны, и клопы, например, щитник зеленый.

Еще один способ выжить – это быть несъедобным. Большинство ядовитых насекомых окрашены в яркие цвета и заметны издалека. Неопытный молодой птенец может попробовать такое насекомое, но раз попробовав, он запоминает эти яркие краски и в дальнейшем не трогает их обладателей. Этим пользуются и некоторые вполне съедобные насекомые – в процессе эволюции они приобрели такие же яркие краски, обезопасив себя от нападения врагов.

Однажды в детстве, когда мне было лет пять, я рассматривал на поляне цветы и на одном из них увидел бабочку пестрянку. Пестрянки не съедобны для птиц – у них ядовитая гемолимфа. Они красиво, ярко окрашены, у них неторопливый грузный полет – с их ядовитостью им спешить некуда. Подойдя к цветку, я аккуратно взял бабочку в руку и стал рассматривать. Как только я тронул пестрянку, у нее на брюшке выступило несколько капель ядовитой гемолимфы. Решив, что это нектар, который бабочка пила из цветка, я, недолго думая, лизнул одну из капель. Что было дальше можно назвать кошмаром. Я почувствовал такую жгучую горечь, что у меня свело челюсть. Ощущение этой горечи и жжения я помню до сих пор.

Вспоминается еще один случай из моего детства. У меня жил птенец галки, которого я выкармливал дождевыми червями. Как-то в дом залетела златоглазка – небольшое изящное насекомое из отряда сетчатокрылых. Зная, что птицы выкармливают своих птенцов насекомыми, я поймал златоглазку и дал ее галчонку. Тот проглотил ее. Через несколько секунд у него начались судороги, и он умер. Я сейчас не помню, какую именно златоглазку я скормил птенцу, – ведь их несколько видов. Но о том, что эти насекомые ядовиты для птиц, я и позже ни от кого не слышал и нигде не читал…

Вот уже более тридцати лет я изучаю насекомых. И до сих пор в каждый из сезонов они преподносят мне сюрпризы, я обязательно узнаю что-то новое… и могу смело повторить слова одного из мудрецов: «Я знаю лишь то, что я ничего не знаю». Существует и другое мудрое изречение: «То, что мы знаем, не соизмеримо с тем, чего мы никогда не будем знать»… И еще одно: «Насекомые – это лишь один из предлогов изучения жизни, да еще какой замечательный предлог!».

Фото автора

От редакции. Надо заметить, что в случае с пестрянкой автору еще повезло. Вот как описывает последствия неосторожного обращения с этой бабочкой энтомолог П.И. Мариковский: «Если жидкость, которая выделяется у нее во время защиты, попадает на царапину кожи человека, то через 6 мин наблюдаются признаки удушья, пульс учащается, выступает пот, кожные покровы бледнеют. Через час все симптомы проходят» (цит. по: Корпачев В.В. Целебная фауна. – М.: Наука, 1989). Крайне неприятными могут последствия общения и с некоторыми другими насекомыми, выделяющими ядовитую гемолимфу, например с жуками нарывниками и майками – довольно крупными синими медлительными жуками также из семейства нарывников. А вот о токсичности златоглазок сведений в общедоступной литературе, действительно, не приводится. Хорошо известно лишь, что при испуге эти грациозные насекомые начинают издавать сильный неприятный запах.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru