Модульное обучение на уроках биологии

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

С.А. ЯНУТЕНЕНЕ,
частная школа, г. Москва

Модульное обучение на уроках биологии

В последнее время все более очевидными становятся преимущества модульного обучения. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им. Ученик в процессе работы с модулем решает определенную учебно-познавательную задачу самостоятельно или с незначительной помощью учителя. Учитель же. в первую очередь. управляет учебным процессом.

Поскольку любое управление невозможно без контроля, анализа и коррекции, при организации модульного обучения важен принцип обратной связи. Перед каждым модулем рекомендуется проводить входной контроль знаний и умений, чтобы получить информацию об уровне готовности учащегося к работе на новом этапе. В конце каждого учебного элемента обязателен текущий и промежуточный контроль знаний, а по завершении работы желателен выходной контроль.

Важная задача модульного обучения – формирование и развитие умений и навыков научного поиска и работы с учебной литературой: умения анализировать прочитанный текст, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, видеть аналогию. При работе с модулями дети учатся пользоваться языком науки и свободно излагать изученную тему.

Вашему вниманию предлагается разработка модульной программы по блок-теме «Размножение и развитие организмов» в курсе общей биологии в 10(11)-м классе. (В данной публикации приводятся материалы не всех уроков программы.)

В обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего образования в этой теме выделяют следующее содержание: воспроизведение организмов, его значение; строение и набор хромосом половых клеток; способы размножения организмов; оплодотворение, его формы и значение; митоз – деление соматических клеток; развитие половых клеток; мейоз; сходство и различие митоза и мейоза, их биологическое значение; мейоз и оплодотворение – основа видового постоянства числа хромосом; онтогенез и присущие ему закономерности; специализация клеток, образование тканей и органов в процессе онтогенеза; эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов.

Для изучения биологии в нашем случае отводится 2 ч в неделю, поэтому программа изучения блок-темы рассчитана на 13 ч. Один час из них отводится на зачет (предусмотрен промежуточный контроль знаний по индивидуальным карточкам). На уроке перед зачетом обсуждается и обобщается изученный материал. В старшей школе при использовании модульной программы уроки должны быть парными, значит на изучение темы отводится 6 парных уроков.

Результаты работы должны соответствовать требованиям к уровню подготовки выпускников общеобразовательной школы – эти требования прописываются в комплексной цели учебного модуля.

При составлении модулей я учитываю три уровня сложности: А – базисный понятийный, В – базисный репродуктивный, С – базисный творческий.

Если на уроке остается время, можно прокомментировать выполнение творческих домашних заданий. Их выполнение учитель отмечает на специальной страничке в отдельном журнале. В зависимости от объема домашнего задания оценки рекомендуется выставлять ежеурочно, а еще лучше по системе накопления: за выполнение трех творческих заданий выставляется одна общая оценка в журнал.

На каждый урок требуется несколько копий (распечаток) материалов модулей. Лучше предоставить копию каждому ученику, но если бумаги недостаточно, можно выдавать одну распечатку на двоих. Если ребенок отсутствовал на уроке или не успел справиться с заданием (необходима доработка), то модуль и бланк ответов ему даются на дом для самостоятельной отработки. Так что необходимо заготовить еще несколько копий модулей (в среднем по 5 на класс). Не забудьте отметить, кому вы выдали распечатки, чтобы потом получить их обратно! Если вы будете аккуратны, распечатки прослужат не один год, и вы сэкономите и время и бумагу, необходимые для копирования.

Модульная программа «Размножение и развитие организмов»
(12 ч + 1 ч – зачет)

Комплексная цель: в результате овладения содержанием модулей вы будете знать об основных формах размножения организмов, оплодотворении, индивидуальном развитии, стадиях эмбрионального развития, постэмбриональном развитии и биогенетическом законе; уметь охарактеризовывать и сравнивать между собой фазы митоза и мейоза, давать полную характеристику строению и функциям половых клеток, показывать взаимосвязь между мейозом и оплодотворением и митозом и их ролью при сохрании постоянного числа хромосом и наследственных признаков вида при размножении; развивать навыки самостоятельной работы.

Обязательная литература

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. «Общая биология. 10–11 класс». Главы 6 и 7. – М.: Дрофа, 2002.

Дополнительная литература

Беляев Д.К. «Общая биология. 10–11 класс». – М.: Просвещение, 1998 г.

Общая биология. Учебник для 10–11 класса./ Под ред. В.К. Шумного, А.О. Рувинского, Г.М. Дымшица. – М.: «Просвещение», 2001.

Пособия по биологии для поступающих в вузы.

Урок № 1–2. Воспроизведение организмов. Способы размножения. Митоз

№ учебного элемента

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Затраченное время

УЭ–0

Каждый ребенок читает про себя цель урока, поставив перед собой конкретную задачу, выполнение которой он будет отслеживать для себя в течение всего урока.

Направляет деятельность учащихся на чтение целей урока.

3 мин

УЭ–1

Прочитывают цель УЭ.
Отвечают на вопросы модуля и дополнительные вопросы учителя.






Выполняют тестовую проверочную работу по уровням.
Меняются работами со своими партнерами.



Берут ключи у учителя и проверяют правильность выполнения тестовой работы партнера.
Оценивают работу своих партнеров по шкале критерия ответов и выставляют оценку в бланк модуля.

Направляет работу учащихся.
Проводит фронтальный опрос учащихся по вопросам модуля, по необходимости задает дополнительные и наводящие вопросы, добивается полных развернутых ответов от учащихся, отмечает ответы учащихся в своем журнале.
Следит за самостоятельностью учащихся при выполнении проверочной тестовой работы.
Раздает ключи всем учащимся, следит за своевременным выставлением оценок на бланк модуля.
Если у подростка нет пары, то работу проверяет учитель.

Выставляет оценки к себе в журнал.

12 мин

УЭ–2

Прочитывают цель УЭ.
Записывают дату и тему урока в тетрадь.

Внимательно слушают или читают информацию о формах и видах размножения в органическом мире. Подростки-аудиалы могут прослушивать лекцию на кассетах через СД – плеер (магнитофон) или прослушивать учителя, а подростки-визуалы должны эту же информацию прочесть по материалу модуля.
Самостоятельно заполняют схему.


Берут ключи у учителя и самостоятельно проверяют правильность заполнения схемы.

Оценивают свою работу и выставляют оценку в бланк модуля.

Направляет работу учащихся.
Акцентирует внимание на работе с тетрадью.
Учитель дает небольшую лекцию о формах и видах размножения в органическом мире.








Оказывает консультативную помощь при заполнении таблиц (особенно уровня А)
Дает разъяснения в случае необходимости. По своему желанию может выборочно проверить работы.

Выставляет оценки в журнал.

25 мин

УЭ–3

Прочитывают цель УЭ.
Записывают к себе в тетрадь толкования понятий: митоз, амитоз, клеточный центр, интерфаза.
Записывают характеристику интерфазы в тетрадь


Внимательно слушают рассказ учителя о митозе.

Читают текст по модулю о фазах митоза.

Заполняют таблицу про митоз на бланках модуля по уровням.
Берут ключи у учителя и самостоятельно проверяют правильность заполнения таблицы.

Оценивают свою работу и выставляют оценку в бланк модуля.

Направляет работу учащихся.
Оказывает консультативную помощь (уровень А).

Обращает внимание на то, чтобы подростки выбирали только основные признаки периодов интерфазы.
Кратко рассказывает о митозе, применяя динамическое магнитное пособие на доске.
Дает дополнительные объяснения тем, кто не понял рассказ о митозе.
Старается отслеживать работу учащихся (уровень С).
Дает разъяснения в случае необходимости. По своему желанию может выборочно проверить работы.
Выставляет оценки в журнал.

25 мин

УЭ–4

Прочитывают цель УЭ.
Выполняют тест, записывая ответы на бланке модуля.
Меняются работами со своими партнерами.

Берут ключи у учителя и проверяют правильность выполнения тестовой работы партнера.
Оценивают работу своих партнеров по шкале критерия ответов и выставляют оценку в бланк модуля.

Направляет работу учащихся.
Следит за самостоятельным выполнением теста учащимися.
Раздает ключи всем учащимся, следит за своевременным выставлением оценок на бланк модуля.
Если у подростка нет пары, то работу проверяет учитель.
Выставляет оценки к себе в журнал.

10 мин

УЭ–5

Еще раз прочитать цель урока.
Обсуждают результаты работы по модулю.
Оценивают свою работу на уроке по пятибалльной шкале (по средним результатам)
Озвучивают свои оценки.



Выставляют оценки в дневник.
Выбирают домашнее задание по модулю.

Сдают модули учителю, а бланки вклеивают в тетрадь.

Направляет деятельность учащихся.
Анализирует ответы учащихся.
Дает консультации по оцениванию работы.

Учитель выставляет их в свой журнал и комментирует, говорит о своих наблюдениях и объективности оценок.
Выставляет итоговые оценки в классный журнал.
Напоминает, что такое открытый тест (такой же как в УЭ–4).
Отдает на дом модули тем ученикам, кто плохо справился с работой на уроке.

5 мин

   

Расписывается в дневниках учащихся за оценки. Отмечает в своем журнале отсутствующих.

Перемена

 

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ–0

Цель урока: в результате работы над модулем вы будете знать об основных формах размножения организмов, особенностях митоза; уметь охарактеризовывать фазы митоза и схематично их изображать, а также объяснять биологическое значение бесполого размножения; продолжить развивать кратковременную память и навыки самостоятельной учебной работы (составление опорных конспектов, таблиц и схем, взаимоконтроль, работа в парах).

Внимательно прочитайте цель урока.

УЭ–1

Цель: через повторение учебного материала о формах размножения подготовиться к работе по новому модулю.

Ответьте устно на вопросы

Что такое жизнь?
Перечислите основные признаки проявления жизни.
Что такое размножение?
Какие формы размножения вам известны?
Как размножаются водоросли, бактерии, простейшие, цветковые растения, млекопитающие животные?
Перечислите известные Вам виды бесполого размножения организмов.
Почему при бесполом размножении потомки генетически сходны между собой и с родительскими особями?
Дайте характеристику половому размножению.
Что такое однополость и гермафродитизм?
В чем преимущество полового размножения над бесполым?

Выполните проверочную работу по уровням

Уровень А и В.

Для каждой формы размножения выберите соответствующие характеристики: А – половое; Б – бесполое размножение.

1. В размножении участвует одна родительская особь.
2. В размножении обычно участвуют две родительские особи.
3. Образуются гаплоидные гаметы, ядра которых будут сливаться в момент оплодотворения.
4. Гаметы не образуются.
5. Возникают новые комбинации свойств в результате генетической рекомбинации.
6. Потомки идентичны родительским особям
7. Характерно для растений, низших животных и микроорганизмов.
8. Потомки с качественно новыми признаками в отличие от родительских особей.
9. Часто приводит к быстрому созданию большого числа потомков.
10. Численность потомков увеличивается медленнее.

Уровень С.

Выберите один или несколько верных ответов.

1. Размножение – это процесс:

а) увеличения числа клеток;
б) воспроизведения себе подобных;
в) развития организмов в процессе эволюции;
г) изменения особи с момента рождения до ее смерти.

2. Оплодотворение – это процесс, в результате которого:

а) происходит слияние мужской и женских гамет;
б) не образуется зигота;
в) образуется гаплоидная клетка;
г) развиваются гаметы.

3. Бесполое размножение широко распространено в природе, так как оно способствует:

а) росту численности вида;
б) возникновению изменений у особей вида;
в) появлению внешней изменчивости;
г) приспособлению организмов к неблагоприятным условиям.

4. Обмен наследственной информацией происходит при:

а) почковании;
б) половом размножении;
в) митозе–делении клеток;
г) вегетативном размножении.

5. Путем почкования способны размножаться:

а) хрящевые рыбы;
б) гидра;
в) моллюски;
г) ящерицы.

6. Споры у папоротника образуются на:

а) листьях;
б) на шишечках;
в) на корневищах;
г) на стебле.

7. При вегетативном размножении многоклеточных дочерние особи развиваются из:

а) одной неспециализированной клетки;
б) одной специализированной клетки;
в) множества клеток одинакового происхождения;
г) множества клеток разного происхождения.

8. Гермафродиты встречаются у:

а) только высших растений;
б) только высших растений и некоторых грибов;
в) многоклеточных животных и всех низших растений;
г) высших растений и многоклеточных животных.

Поменяйтесь работами со своим партнером. Проведите взаимопроверку по ключам. Оцените работу своего партнера, поставив за каждый правильный ответ «+».

«5» – если ваш партнер набрал 10 «+»;
«4» – если ваш партнер набрал 9 «+»;
«3» – если ваш партнер набрал 8 «+»;
«2» – если ваш партнер набрал менее 8 «+».

Работайте вместе с классом.

















Работайте индивидуально записывая ответы на бланке № 1 (выдается каждому ученику).

















Работайте индивидуально, записывая ответы на бланке № 1.
































































Старайтесь быть внимательными и объективными при оценивании своего партнера. Оценку поставьте на бланк № 1.

УЭ–2

Цель: расширить и систематизировать знания о видах размножения организмов.
Внимательно прослушайте или прочитайте текст – лекцию о видах размножения.
Размножение, или репродукция, – одно из основных свойств, характеризующих жизнь. Под размножением понимается способность организмов производить себе подобных.
В основе классификации форм размножения лежит тип деления клеток: митотическое (бесполое) и мейотическое (половое) размножение.

Бесполое размножение
У одноклеточных эукариот это деление, в основе которого лежит митоз, у прокариот – деление нуклеоида, а у многоклеточных организмов – вегетативное размножение, т.е. размножение частями тела или группой соматических (тканевых) клеток.
Бесполое размножение у одноклеточных организмов.
1. Простое бинарное деление характерно для одноклеточных (амебы, жгутиковые простейшие и водоросли и др.). Происходит митотическое деление ядра, затем деление цитоплазмы. При этом дочерние клетки получают равное количество наследственной информации. Органоиды обычно распределяются в дочерних клетках равномерно. После деления дочерние особи растут и, достигнув величины материнского организма, вновь делятся.
2. Шизогония, или множественное деление, характеризуется тем, что при этом происходит многократное деление ядра без деления цитоплазмы, а затем вся цитоплазма разделяется на частички, обособляющиеся вокруг ядер. Из одной клетки сразу образуется много дочерних (например, у малярийного плазмодия – возбудителя малярии).
3. Почкование заключается в том, что на материнской клетке образуется небольшой бугорок, содержащий дочернее ядро. Почка растет, достигает размеров материнской особи и затем отделяется от нее. Эта форма размножения встречается у бактерий, дрожжевых грибов, а из одноклеточных животных – у сосущих инфузорий,
4. Спорообразование встречается у животных, относящихся к царству Простейших, классу Споровиков, и у одноклеточных водорослей. Служащая для размножения спора состоит из клетки, покрытой оболочкой, защищающей от неблагоприятных условий внешней среды.

Бесполое размножение у многоклеточных организмов
1. Вегетативное размножение. При вегетативном размножении растений новый организм образуется из части материнского растения (размножение отводками, отростками, делением куста и т. п.).
При вегетативном размножении у многоклеточных животных новый организм образуется из группы клеток, отделяющейся от материнского организма. Этот способ встречается лишь у наиболее примитивных из многоклеточных организмов: губок, некоторых кишечнополостных, плоских и кольчатых червей.
У губок и гидры за счет размножения группы клеток на теле образуются выпячивания (почки). У гидры почка постепенно увеличивается, на ней формируются щупальца, и она отделяется от материнской особи.

Не забудьте записать дату и тему урока.
Работайте самостоятельно.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru