Е.Ф. БУРЛОВА,
заместитель директора по УВР,
учитель биологии и природоведения ГОУ СОШ № 915,
г. Москва
Создание компьютерных презентаций в
среде Power Point и использование их при обучении
природоведению и биологии
Особенностью преподавания биологии и
природоведения в средней общеобразовательной
школе является необходимость демонстрации
различных форм наглядности на всех этапах урока:
при опросе, при объяснении нового материала и в
процессе закрепления новых знаний.
Учеными-психологами установлено, что
эффективность усвоения материала при
использовании одних словесных методов изложения
возможна в пределах 10–15%, при использовании
только зрительной наглядности усвоение
возрастает до 25%, а при одновременном
предъявлении звуковой и зрительной информации
эффективность усвоения материала достигает уже
65%.
Всем известен небогатый выбор средств
наглядности на уроке: таблицы, рисунки на доске
цветным мелом, самодельные схемы, графики,
рисунки несмываемыми маркерами на лавсановой
пленке, которые проецируют на экран при помощи
кодоскопа. Существуют также слайды, диафильмы,
видеофильмы. Каждое из этих наглядных средств
имеет свои недостатки. Так, содержание таблиц
часто не соответствует программе, а по некоторым
темам их и вовсе нет. То же можно сказать и о
стандартных наборах учебных слайдов, учебных
диафильмах, видеофильмах. Кроме того, иногда
отсутствует техническое оснащение, необходимое
для демонстрации видеофильмов, да и набор их
невелик. Содержание учебных видеофильмов редко
соответствует программе, они перегружены
излишней информацией, в них мало того
конкретного материала, который необходим для
проработки на уроке. Оставляют желать лучшего и
самодельные средства наглядности, т.к. созданы
они учителем в меру его скромных художественных
способностей. Кроме того, рисунки на доске
невозможно сохранить надолго, приходится
рисовать снова и снова.
Для преодоления этих трудностей и
недостатков, а также для оперативной перестройки
средств наглядности в соответствии с
требованиями новых учебных программ большие
возможности предоставляют современные
технические достижения, в частности
компьютерные программы. Такие возможности есть у
программной среды Power Point. С ее помощью создаются
компьютерные презентации, заменяющие собой
демонстрацию слайдов, фрагментов видеофильмов.
При помощи компьютерных презентаций можно
создавать любые уроки в соответствии с
потребностями учителя и логикой построения
конкретного урока для конкретного класса.
Использование цветных компьютерных слайдов и
комментариев к ним дает возможность
демонстрировать учащимся многообразие любых
объектов, недоступных для непосредственной
демонстрации в классе, например различных живых
организмов. Объекты могут быть и
микроскопическими, а изображения – не только
стационарными, но и движущимися. Для этого можно
использовать цифровую фотографию, цифровую
видеосъемку, в том числе с помощью цифрового
микроскопа.
К сожалению, многие школы не в
состоянии предоставить учителю все возможности
компьютерных технологий, не у всех в
компьютерном кабинете есть соответствующее
техническое оснащение в виде достаточной
оперативной памяти и скорости обработки
информации ПК для поддержки программы Power Point, а
также периферии: сканера, мультимедиапроектора,
цифрового фотоаппарата и т.д. Тем не менее, мне
хотелось бы показать возможности компьютерных
технологий при обучении природоведению в 5-м
классе. В качестве примера мною выбраны две
презентации уроков: вступительный урок по курсу
природоведения и один из текущих уроков.
Интересны также достижения учащихся
на внеурочных занятиях в рамках блока
дополнительного образования, например
творческая работа учащегося 5 «А» класса нашей
школы Лазарева Ивана на тему: «Дерево – мой
друг», самостоятельно оформленная им с помощью
компьютерной программы Power Point. Темой данной
работы являлось изучение влияния экологических
факторов в районе Бирюлево Восточное на
состояние одного-единственного выбранного
ребенком дерева. С этой работой Иван Лазарев
участвовал в окружном фестивале «Юные таланты
Московии» по экологическому направлению,
состоявшемся в декабре 2004 г. в средней школе № 1997,
и был удостоен грамоты Департамента образования
г. Москвы.
В заключение коснусь перспектив моей
работы в данном направлении. Подобные
уроки-презентации рассчитаны на использование
их учителем в качестве пособия к уроку и
помощника по его ведению. В дальнейшем я намечаю
создание интерактивных обучающих программ,
рассчитанных на самостоятельную работу каждого
учащегося на уроке под руководством учителя. Для
этого планирую включить в методический аппарат
презентации варианты текущего тестового
контроля, технологические карты, различные
творческие задания для учащихся для выполнения
их непосредственно на уроке. Необходимо также
оснастить презентации возможностями,
позволяющими самой компьютерной программе
выставить учащемуся по итогам выполнения тестов
и других заданий виртуальную оценку. Учителю
останется лишь перенести ее в реальный
ученический дневник, а также в классный журнал,
что значительно облегчает проверку и оценку
работы учащихся.
Другое направление в усовершенствовании
создания компьютерных презентаций – расширение
их возможностей, в частности оснащение звуковым
рядом: голосовое сопровождение картинки, дающее
возможность многократного повторения,
облегчающего запоминание фоновые музыкальные
фрагменты шумы и звуки природы, голоса птиц и т.п.
Это потребует дополнительных возможностей ПК,
таких как звуковая карта, микрофоны, звуковые
колонки.
|