Е.А. ФЕДОТОВА,
Л.А. ЧЕСНОКОВА,
школа № 864, г. Москва
Классы на открытом воздухе
Создание классов на открытом воздухе
– это большой общешкольный проект, начатый в
нашей школе в 1998 г. и расчитанный на несколько
лет. Проект предусматривает создание своими
силами на территории школы нового
учебно-экологического комплекса – ансамбля
малых архитектурных форм и объектов для учебы и
труда школьников, где будет возможность
проводить уроки по многим предметам на открытом
воздухе.
Проектное решение предусматривает:
– вовлечение учащихся, учителей и
родителей в процесс создания классов;
– обучение детей и взрослых технологии
проектирования;
– планирование всех видов работ;
– заготовку необходимых материалов для
реализации проекта;
– включение данного проекта в общий процесс
жизнедеятельности школы;
– сотрудничество с учеными и консультантами;
– информационное обеспечение работ;
– стимулирование труда участников проекта;
– подведение итогов и презентация проекта.
Главная идея проекта – созидательная
проектная совместная деятельность детей и
взрослых, занятость и самоорганизация
подростков, получение нового опыта согласования
личных и общественных интересов.
Проект обустройства и
совершенствования классов на открытом воздухе
создавался в соответствии с Законами РФ «Об
охране окружающей природной среды» и «Об
образовании», потребностями экологического
воспитания и образования детей и взрослых. Он
разрабатывался в рамках городской экологической
программы и способствует решению задач
сохранения окружающей cреды. Подобные проекты
получили широкое распространение в Берлине и
других городах Европы.
Благоустроенный школьный двор – это очаг
экологической культуры, связь с природой, выход
из помещений на воздух, пробуждение детской и
родительской инициативы. Детей окружает не
неухоженное пространство и горы мусора, а
красивый ландшафт, зелень деревьев. То, что
создается общими усилиями, никогда не пропадает.
Проведение экологической проектной
деятельности учащихся, учителей и родителей в
ходе создания классов на открытом воздухе
включает экологическое проектирование,
прикладное творчество, природоохранную работу
объединений взрослых и детей. Способность
учебного заведения обходиться своими силами
становится главным условием решения новых задач.
Благоустройство классов оказывается пробным
камнем для всех участников образовательного
процесса. Оценивается на практике уровень
управления и сотрудничества. Проверяются на
практике результаты воспитания и обучения.
Идея создания классов на открытом
воздухе набирает силу. В немалой степени этому
способствует программа Мэра Москвы «Мой двор –
мой подъезд» и окружной конкурс «Дворы нашего
детства». Первые результаты в нашей школе
получены при поддержке Мэрии Москвы,
администрации г. Берлина, Префектуры ЮЗАО,
ЮЗОУО, Фонда Фридриха Эберта, НП «Зеленая
корпорация», ОАО «СУ-155» и др.
Значительную роль в продвижении
проекта сыграли представители администрации и
Торгово-промышленной палаты г. Берлина. Они
привезли технологию и опыт экологического
благоустройства. В Берлине более 300 школ уже
прошли этим путем. Сложилась интересная практика
оборудования дворов, которая получает широкое
распространение в мире. Главным условием
является то, что все делается силами детей и
взрослых. В школах учащиеся получают проектную
подготовку и опыт проектной деятельности.
Организуются профессиональные пробы по многим
специальностям.
Создание классов на открытом воздухе
рассматривается как важное средство повышения
познавательной активности учащихся. Акцент
делается на развитие организаторских и
творческих способностей, выработку лидерских
качеств, формирование навыков
проектно-технологической, профессиональной
культуры, а также на воспитание личности,
мыслящей масштабно. Проект способствует
повышению ответственности каждого школьника за
дела группы, класса и школы в целом. Благодаря
совместной деятельности меняются отношения
между учащимися, учителями и родителями.
Практическая работа по реализации
проекта организуется с участием всех классов.
Ежегодно уточняется ведущий класс школы по
проблеме. Из наиболее активных участников
процесса проектирования формируется
детско-юношеское объединение, которое вместе с
ведущим классом организует подготовку и
выполнение проекта. За каждым элементом
учебно-экологического комплекса закрепляется
класс или группа детей и взрослых, которая
проводит от начала до конца все необходимые
проектные работы.
Основные этапы реализации проектного решения
I этап – подготовительный
На этом этапе (1998–2000 гг.) были
организованы:
– психологическая подготовка
участников;
– занятия по подготовке актива учащихся,
учителей и родителей;
– согласование проектных задач с интересами
участников;
– подготовка материалов для реализации проекта
(досок, земли, песка, гравия, щебня и
инструментов);
– планировка размещения классов на территории
двора;
– представление и защита проекта и
мини-проектов.
Мысль о создании классов под открытым
небом родилась в школе в период проектирования
школьного двора. Проектирование начиналось со
сбора предложений и схем, анкетирования,
мозговых штурмов и деловых игр. В обсуждение были
вовлечены учителя, учащиеся и их родители.
Организаторы агитировали на ученических и
родительских собраниях, беседовали
индивидуально. Опрос показал, что 90% не верили в
осуществление задуманного. Многие уверяли, что
невозможно благоустроить двор самим, что такими
вещами должны заниматься только специалисты.
Некоторые родители сетовали: «Дети должны
учиться, а не строить!»
Большая цель родила и большую энергию.
Инициатива била ключом. В школе в полную силу
заработали Совет школы и объединения взрослых и
детей по интересам. Мощный толчок всему процессу
дала реализация идеи класс-проекта. Один десятый
класс был выбран ведущим, стал центром
управления проектом. Наиболее активные учащиеся
образовали штаб. Кроме этого, большой
общешкольный проект был разделен на части,
которые разрабатывали и реализовывали другие
классы. Постепенно наблюдающих становилось все
меньше, в дело втягивались и родители. Приносили
материалы и инструменты, подавали идеи,
консультировали по сложным вопросам, выступали в
классах как специалисты.
II этап – обустройство классов
На этом этапе (2001–2002 гг.) было
организовано:
– проектная подготовка учащихся;
– изучение природных особенностей, местных
условий, материалов для обоснования проекта;
– озеленение классов, посадка растений;
– экологические акции среди местных жителей
(работа агитбригады);
– ударные недели совместной работы по созданию
конкретных объектов – классов под открытым
небом, в том числе учебных мест для учащихся,
участков оригинальных зеленых насаждений;
– малые архитектурные формы (перголы, завалинки,
скамейки);
– художественное оформление наружных стен
здания школы, выходящих на классы.
В проекте приняли участие 510 учащихся,
45 учителей и 420 родителей — всего 975 человек.
Самые большие объемы работ выполнялись в ходе
ударных недель. К ним заранее готовилось все
необходимое. Классы работали по графику, сменяя
друг друга. В авангарде, на удивление, оказалось
немало неуспевающих учащихся. Они проявляли себя
с самой лучшей стороны, перевыполняли задания.
III этап – функционирование классов
На этом этапе (c 2002 г.) проводятся:
– работы по поддержанию всех
элементов в рабочем состоянии;
– озеленение территории классов;
– уроки, экологические и иные мероприятия на
свежем воздухе;
– экологическая практика учащихся во дворе
школы, практическая профориентация учащихся;
– работы по сохранению растительности в классах.
IV этап – тиражирование опыта и технологии
На этом этапе (2003–2005 гг.):
– дорабатывается технология создания
классов на открытом воздухе на школьной
территории;
– организуются презентации проекта и экскурсии
для школ;
– осуществляется выпуск методических
материалов, брошюры и буклета «Классы на
открытом воздухе»;
– организуется выпуск видеофильма «Как создать
классы на открытом воздухе»;
– с целью распространения опыта проводятся
семинары для представителей школ Москвы и других
регионов на тему: «Проектирование классов на
открытом воздухе»;
– готовятся публикации, радио- и видеосюжеты для
районных, окружных, городских и федеральных
средств массовой информации.
Теперь у нас есть опыт оборудования классов под
открытым небом, имеется реальная методика их
сооружения при сотрудничестве учащихся,
учителей и родителей. И у детей появилась
возможность учиться не только в помещениях, но и
на свежем воздухе. Главное в этом опыте —
учебно-профессиональный и нравственный рост
личности учащегося, коллективов классов и школы.
Проект доказал, что школа сама может решать
важные задачи социально-экономического
значения. Опыт и результаты могут быть
использованы многими городскими учебными
заведениями.
|