Л.В. СОГОЯН,
учитель биологии Труновской средней школы,
Пермская обл.
Продолжение. См. № 12, 15/2005
Поэзия на уроках биологии и во
внеклассной работе
Мною собрано более 200 загадок о строении,
физиологии, практическом использовании
растений; более 40 – о грибах, бактериях. Есть
загадки и по темам из курса «Человек» (9-й кл.):
– Плосконька досочка,
По краям обивочка,
А в середине – дырочка. (Ухо.)
– Доска лежит на болоте,
Не сохнет, не гниет,
И ржавчина не берет. (Язык.)
Большую часть собранных загадок я использую во
внеклассной работе. Они развивают
сообразительность, логическое мышление.
Помогают в этом даже шуточные стишки-загадки.
Одно из них к тому же позволяет проверить и
грамотность учащихся, способствует развитию их
речи, слуховой памяти и воображения.
Слыхали эту новость?
У нас в шкафу живет
Тот, кто любую овощь,
Любой продукт сжует...
Он яблок, помидору
И всю картофель съест.
Баранок без разбору
Умнет в один присест.
Прожорлив, как собака,
Тот, кто живет в шкафу:
Пропали тюль и тапок,
И туфель на меху.
Он съест жилетку кунью
И дедовский папах,
Персолем и шампунью
Который весь пропах.
Так кто ж ту путь проделал
Из шкафа в антресоль?
Мышь ненасытный, где он?
Где он, огромный моль?
Вы скажете: не верим!
Чтоб все пустить в труху?!
...Но есть обжора – ...
После смеха, шума, исправления грамматических
ошибок и споров: кто же это, в шкафу? – выясняется,
что «есть обжора – Время – вот кто живет в
шкафу». Это стихотворение Б.Ю. Нормана из книги
«Ваше слово, эрудиты» я неоднократно читала на
часах занимательной биологии, на кружковых
занятиях, предлагая иногда сделать рисунок этого
чудовищного «обжоры» (до объявления правильного
ответа).
Использование стихотворений при подготовке и
проведении практических работ
Использование стихотворений на каждом уроке не
должно являться самоцелью. Большое их количество
на одном уроке также нежелательно, т.к. может
возникнуть эмоциональное пресыщение. Дети,
любящие литературу, сами подбирают стихи к
изучаемой теме, читают их вслух, иногда пробуют
сочинить миниатюру, что мною очень
приветствуется. Иногда мы вместе придумываем
стихотворные строчки для лучшего запоминания
материала. Так появилось
стихотвореньице-инструкция к практической
работе «Изготовление препарата кожицы чешуи
лука» в 6-м классе. Оно, может быть, и несовершенно
по форме, но ход работы учащиеся запоминают почти
сразу же:
В руки стеклышко беру.
Мягкой марлею протру
Осторожно с двух сторон...
Где пинцет? Да вот же он!
Снимем кожицу с листа:
Как прозрачна и чиста,
Как тонка и как нежна!
Операция сложна!
А теперь – воды чуть-чуть.
(О пипетке не забудь.)
В капле кожицу расправим.
Для окраски йод добавим.
И – покровное стекло
Сверху плотно прилегло!
Препарат готов! Ура!
Рассмотреть его пора!
Работа с подтекстом стихотворения, его
философским содержанием с целью формирования
мировоззрения учащихся
Для учащихся старших классов я стараюсь
подбирать стихи, не только несущие существенную
информацию, но и имеющие глубокое философское
содержание, подтекст. Иногда я такие вещи читаю в
конце урока, давая возможность самостоятельно
найти основную идею произведения, поразмыслить
над проблемой. А следующий урок начинаю с
разговора об этом.
В 11-м классе при изучении темы «Размножение и
индивидуальное развитие организма» можно
кому-либо из учеников дать задание, выучить и
прочитать на уроке стихотворение
Р.Рождественского:
«МНОГО НАС»
Много нас – людей –
на белом свете.
Маются серьезные умы:
В этой жизни,
в этой круговерти
Сумасшедше расплодились мы!
Бьют демографические взрывы,
Сохнут реки и чернеет наст.
Города вспухают, как нарывы.
Очень много, слишком много нас!
Много нас!
(Ученый бомбу хвалит.)
Много нас!
(Эсминец рвет волну.)
Много! Только все-таки
не хватит
Нас – людей – на новую войну.
Еще одно стихотворение Р.Рождественского – «В
музее естествознания» – я читаю учащимся 10-го
класса на уроке по теме «Происхождение
человека».
До теперешней нашей Земли,
До ее дождей и метелей
Бронтозавры не доползли,
Птеродактили не долетели.
Это – личная их беда,
За нее никто не в ответе.
Заблудились, пошли не туда.
Смерть нашли в тупиковой ветви.
Древо жизни листвой шелестит,
Ветвь – направо и ветвь – налево.
Человек разумный сидит
На вершине этого древа.
Он – мыслитель. Он хмурит лоб.
Человека идея гложет:
Хочет что-то придумать, чтоб
Самого себя уничтожить.
Он подпер подбородок рукой –
Вождь прогресса, краса и гордость...
Он – придумает! Он – такой!
Вы, пожалуйста, не беспокойтесь!
А над ним проносится век.
Повороты. Круговороты...
Да неужто и человек –
Тупиковая ветвь природы?!
Можно предложить и другое, стихотворение
«Биосфера» А.Краснова:
И вот возникла биосфера
Из неизвестной пустоты,
Потом, в начале некой эры,
Явились гады и цветы.
И расплодились гады эти
Среди болот и темных рек,
Но смутно брезжил на планете
Уже встающий человек.
Он понял разумом незрелым
Значенье света и огня.
Уже он становился смелым,
Все меньше голову клоня.
Уже его преображенье
Несло грядущие черты:
Глядеть на гадов с омерзеньем
И с восхищеньем на цветы.
Хочу вседневно, неустанно
Всей боли сердца моего,
Чтоб человечество являло
Черты, достойные его.
Эмоциональное воздействие поэзии
Экологическое мышление – вот что необходимо
вырабатывать у каждого человека. Но об
экологических проблемах можно говорить не
только языком цифр, фактов, научных статей – что
тоже обязательно! – но и языком поэзии. Знающий,
но черствый человек будет расчетлив, а работа по
преобразованию природы, преобразованию
сознания, души требует бескорыстия,
самопожертвования, величия духа, чистоты
помыслов. Разве не о противостоянии добра злу
говорится в следующей миниатюре?
О, маленький, как мышь,
Как перочинный ножик,
Кого ты удивишь
На этом свете, ёжик?
И все-таки нельзя
He чуять превосходства
Над черной силой зла
Смешного донкихотства.
И все же нелегко
Тому, чье имя «волки»,
Пролезть через ушко
Твоей стальной иголки.
(А.Решетов)
А действительно, подумаем,
Почему ежи колючие? Почему?
– Потому, что слишком мягкие.
Потому.
Потому, что беззащитные
все ежи.
Никому не доверять их учила
жизнь...
(Л.Согоян)
При изучении темы «Эволюционное учение» в 10-м
классе, на уроках «Борьба за существование»,
«Естественный отбор», «Приспособленность
организмов к условиям среды и ее
относительность» приведенные стихи будут
уместны. И не только потому, что в них пример
отношений хищнических: ёж – волк. Среди нас тоже
бывают люди- «волки» и люди-«лисы», а есть
люди-«ежи». А по каким законам должен жить
человек – биосоциальное существо? У кого, «ежей»
или «волков», больше шансов выжить? Кто будет
выбракован природой? Помогают ли «колючки»
людям-«ежам» или мешают жить? И можно ли без них
обойтись?
Ёж ласкается и колет –
Его ль вина?
А в глаза его заглянешь –
В них боль видна...
Подставляю свои ладони,
А боль стерплю...
(Л.Согоян)
Впрочем, можно стихи А.Решетова и Л.Согоян («Мои
ежи») использовать и при изучении темы
«Происхождение человека. Критика расизма и
социального дарвинизма».
В отличие от миниатюры о ежах, с подтекстом
которой можно долго и интересно работать,
«Монолог Царя зверей» Р.Рождественского почти не
требует комментариев, его можно прочитать и в 8-м
классе («Значение диких млекопитающих в природе
и хозяйственной деятельности человека. Охрана
ценных зверей»), и в 10-м классе («Основы
экологии»).
В катакомбах музея
пылится пастушья свирель,
Бивень мамонта, зуб кашалота
и прочие цацки...
Человек! Ты послушай Царя
терпеливых зверей.
И прости, что слова мои
будут звучать не по-царски.
Я – последний из львов.
но пускай за меня говорят –
Лань в объятьях капкана,
ползучего смога громадность.
И дельфинья семья,
за которой неделю подряд
С вертолета охотился ты.
чтоб развеяться малость
Пусть тебе повстречается голубь,
хлебнувший отрав,
Муравейник сожженный,
разрытые норы барсучьи,
Оглушенная семга,
дрожащий от страха жираф
И подстреленный лебедь,
и чайки – по горло в мазуте.
Пусть они голосят,
вопрошая карающий век.
Пусть они стороною
обходят любую машину...
Ты – бесспорно – вершина
природы,
мой брат – человек.
Только где и когда
ты встречал без подножья
вершину?
Ты командуешь миром,
пророчишь, стоишь у руля.
Ты – хозяин. Мы спорить
с тобой
не хотим и не можем.
Но без нас – ты представь! –
разве будет землею земля?
Но без нас – ты пойми! –
разве море останется морем?
Будут жить на бетонном
безмолвье одни слизняки.
Океан разольется огромной
протухшею лужей.
Я тебя не пугаю.
но очень уж сети крепки.
И растет скорострельность
твоих замечательных ружей.
Всё твоё на планете!
а нашего – нет ничего.
Так устроена жизнь.
мы уже лишь на чучела сгожи.
Зоопарки твои превосходны.
да жаль одного:
Мы в твоих зоопарках
давно на себя не похожи...
Так устроена жизнь.
Мы поладить с тобой не смогли.
Нашу поступь неслышную
тихие сумерки спрячут.
Мы уходим в историю
этой печальной земли.
Человечьи детеныши
вспомнят о нас. И заплачут...
Мы – пушистые глыбы тепла.
Мы – живое зверьё.
Может, правда, что день ото дня
мир становится злее?..
Вот глядит на тебя
поредевшее царство моё.
Не мигая, глядит.
И почти ни о чём не жалея.
И совсем ничего не прося.
Ни за что не коря.
Видно, в хоботы, ласты и когти
судьба не дается...
Я с седеющей гривы
срываю корону царя!
И реву от бессилья...
А что мне ёще остаётся?
С девятиклассниками, изучающими курс
«Человек», о человечности, милосердии,
терпимости можно беседовать, при желании, на
любом из уроков. Я часто использую при этом стихи
Ю.Друниной. Например, «Бинты» (тема урока «Первая
помощь при кровотечениях»):
Глаза бойца слезами налиты,
И он лежит напруженный
и белый.
А я должна присохшие бинты
С него сорвать одним
движеньем смелым.
Одним движеньем –
так учили нас,
Одним движеньем –
только в этом жалость...
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Пытаясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: «Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться –
беда,
Да и ему лишь
прибавляешь муки».
...Но раненые метили всегда
Попасть в мои
медлительные руки.
Не нужно рвать присохшие
бинты,
Когда их можно снять почти без боли...
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться
в школе!
Использование стихотворений для
нравственного, патриотического воспитания
учащихся, установления межпредметных связей на
уроке
Через поэтическое слово мы познаем и историю
своей страны, своего народа, какими бы темными и
печальными ни были иные ее страницы.
Как Россия ела! Семга
розовела,
Луковые стрелы, студень
оробелый,
Красная мадера в рюмке
запотела,
В центре – бычье тело
корочкой хрустело, –
Как Россия ела! –
Крабов каравеллы,
Смена семь тарелок –
все в один присест,
Угорь из-под Ревеля –
берегитесь, Ева, –
Ева змея съела, яблочком
заев,
А кругом capдели
на фарфоре рдели,
Узкие форели в масле еле-еле.
Страстны, как свирели,
царские форели,
Стейк – для кавалеров,
рыбка – для невест,
Мясо – в центре пира,
а кругом гарниры –
Платья и мундиры,
перси и латины,
А кругом – гарниры – заливные нивы,
Соловьи на ивах, странники
гонимые,
А кругом гарниры –
Господи, храни их! –
Сонмы душ без имени:
позабывши перст,
Есть всесильный округ,
а в окошках мокрых
Вся Россия смотрит,
как Россия ест.
(из поэмы «Андрей Полисадов», А.Вознесенский)
Девятиклассникам не только дается понятие о
нормах питания, о гигиене питания, о разнообразии
меню (тема «Пищеварение. Обмен веществ и
энергии»), до них доводится главная мысль: нельзя
жить так, чтобы у одних было всё, а у других –
почти ничего. А разве это не актуально?! И как
добиться истинного равноправия для каждого в
нашей стране – школьника и пенсионера, ученого и
рабочего, военнослужащего и студента?
О войне и роли различных растений (лекарственных,
витаминных и др.) в успешном ее завершении тоже
можно рассказать, используя стихи:
Пойдем со мной –
какие разговоры.
У нас в такую пору каждый год
И кисленки, и луку лугового
На заливных лугах невпроворот!
И по всему невспаханному полю –
Хочу я, чтоб испробовал и ты, –
Среди стерни растут в такую пору
Форсистые и вкусные песты.
А чуть попозже –
как не удивиться!
Как говорится, только наклонись:
Паслен и клевер, дягиль,
медуница,
И заячья капуста, и анис!
Вот только хлеба не было
ни крошки.
Дай Бог, чтобы тебе
не привелось –
С крапивою и куколем
лепешка
Все горло исцарапает до слез.
Я это знаю, знаю не из книжек:
Тогда, едва не сваливаясь с ног,
Траву Россия ела, чтобы выжить,
Чтоб ты сейчас без горя жил, сынок!»
(«Прогулка с сыном», А.Гребнев)
Победа ковалась и в тылу, на Урале, силами таких
же мальчишек, каким был в те годы наш земляк
Анатолий Гребнев, какими были деды и прадеды
нынешних школьников.
В 7-м классе на уроке «Торфяной мох сфагнум»
знакомлю ребят сначала со стихотворением, а
затем читаем рассказ «Склад перевязочных
средств на болоте» из «Хрестоматии по ботанике».
Средь клюквы и морошки,
Жилец лесных болот,
На кочках мох без ножки –
Куда ни глянь – растет.
Он снизу беловатый,
Повыше – зеленей.
Коль нужно будет ваты,
Нарви его скорей.
Разложен на поляне,
Подсушен в летний зной,
Он партизанам раны
Лечил в глуши лесной.
(Вс.Рождественский)
Значит, и сфагнум с его бактерицидными
свойствами (благодаря содержанию сфагнола) и
огромной впитывающей способностью (пустые
клетки) помогал воевать! И грибы не остались в
стороне, такие, например, как пеницилл, или
сизозеленая плесень.
Выросли на полочке
Кисточки-метелочки.
Кисточки зеленые
Лекари хваленые.
После того, как мы рассмотрим плесень под
микроскопом и ее изображение в таблице, кто-то из
учеников-семиклассников выступает с сообщением
о работах по выделению из культуры пеницилла
антибиотика пенициллина, о заслугах З.В.
Ермольевой и ее коллег по организации
производства отечественного пенициллина,
спасшего множество жизней и тем приближавшего
Победу.
Продолжение следует
|