С.А. ЯНУТЕНЕНЕ,
частная школа, г. Москва
Продолжение. См. № 14, 15, 16/2005
Модульное обучение на уроках биологии
Урок 3–4. Мейоз. Сравнение митоза и мейоза
№ учебного элемента |
Деятельность ученика |
Деятельность учителя |
Затраченное время |
УЭ–0
УЭ–1
УЭ–5 |
Аналогично уроку 1–2 |
20 мин |
УЭ–2 |
Читают цель УЭ.
Отвечают на вопросы модуля и дополнительные
вопросы учителя.
Работают с рисунками и письменно отвечают на
вопросы модуля.
Выполняют тестовую проверочную работу.
Взаимопроверка, см. материалы урока 1–2. |
Направляет работу учащихся.
Проводит фронтальный опрос учащихся по вопросам
модуля, по необходимости задает дополнительные и
наводящие вопросы, добивается полных
развернутых ответов, оценивает ответы в
ведомости.
Направляет работу учащихся.
Следит за самостоятельностью выполнения
тестовой работы. |
15 мин |
УЭ–3 |
Читают цель УЭ.
По ходу прослушивания краткой лекции записывают
в тетрадь определения понятий: гаметогенез,
овогенез (оогенез), сперматогенез.
Внимательно слушают рассказ учителя о
гаметогенезе и подписывают схемы.
Выполняют тест на бланках модуля.
Взаимопроверка, см. материалы урока 1–2 |
Направляет работу учащихся.
Кратко рассказывает о ходе овогенеза и
сперматогенеза, используя динамическое
магнитное пособие на доске.
Оказывает консультативную помощь уровню А.
Старается отслеживать работу учащихся уровня С. |
15 мин |
УЭ–4 |
Читают цель УЭ.
Отвечают на вопросы модуля и дополнительные
вопросы учителя.
Работают с рисунками, читают текст модуля:
«Оплодотворение у цветковых растений» и
письменно отвечают на вопросы модуля.
Выполняют тест, ответы записывают на бланке
модуля.
Самопроверка, см. материалы урока 1–2. |
Направляет работу учащихся.
Проводит фронтальный опрос учащихся по вопросам
модуля, по необходимости задает дополнительные и
наводящие вопросы, добивается полных
развернутых ответов от учащихся, оценивает
ответы учащихся в ведомости.
Следит за самостоятельностью выполнения теста.
|
20 мин |
№ учебного элемента |
Учебный материал с указанием
заданий |
Рекомендации по выполнению
заданий |
УЭ–0 |
Цель урока: в результате
работы с модулем вы будете знать особенности
строения половых клеток, особенности
гаметогенеза и двойного оплодотворения у
цветковых растений; уметь охарактеризовывать
фазы гаметогенеза, а также объяснить
биологическое значение оплодотворения;
продолжите развивать мышление, кратковременную
память и навыки самостоятельной учебной работы
(взаимоконтроль, работа в парах). |
Внимательно прочитайте цель
урока. |
УЭ–1 |
Цель: через повторение
учебного материала о митозе и мейозе
подготовиться к работе по новому модулю.
Ответьте устно на вопросы
Что такое размножение?
Дайте характеристику двум формам размножения.
Приведите примеры.
Какие виды полового размножения вам известны и у
каких организмов они встречаются?
Что такое митоз и мейоз?
В чем сходство митоза и мейоза?
Чем отличается митоз от мейоза?
Для чего клетке нужна интерфаза и как она
протекает?
Каково биологическое значение митоза?
В чем преимущество полового размножения над
бесполым?
Выполните проверочную работу по уровням
Уровень А–В
1. Каждой фазе деления, приведенной в левой
колонке, подберите букву, обозначающую
правильное сочетание числа хромосом и молекул
ДНК. Ответы запишите на бланке модуля.
1. Профаза митоза
2. Метафаза митоза
3. Анафаза митоза
4. Телофаза митоза
5. Пресинтетический период интерфазы
6. Постсинтетический период интерфазы
7. Профаза I мейоза
8. Профаза II мейоза
9. Анафаза I мейоза
10. Анафаза II мейоза
11. Телофаза I мейоза
12. Телофаза II мейоза
13. Интеркинез после первого деления мейоза
14. Клетки после второго деления мейоза
15. Конец синтетического периода интерфазы |
а – nc
б – n2c
в – 2nc
г – 2n2c
д – 2n4c
е – 4n2c
ж – 4n4c
и – 2n2c + 2n2c
к – n2c + n2c
л – nc + nc |
2. На рисунке схематически
изображены фазы мейоза и митоза. Определите, что
обозначено цифрами 1—15; соответствующие буквы
ответов впишите в бланк модуля.
Ответы: а) профаза I; б) биваленты; в) анафаза I;
г) метафаза II; д) метафаза; е) мейоз; ж) метафаза I; з)
митоз; и) профаза; к) анафаза; л) исходная клетка; м)
образовавшиеся клетки; н) телофаза II.
Уровень С
1. Каждой фазе деления, приведенной в левой
колонке, подберите букву, соответствующую
происходящим процессам. Ответы запишите на
бланке модуля.
1. Профаза митоза
2. Профаза I мейоза
3. Профаза II мейоза |
а – спирализация хромосом
б – образование двухроматидных хромосом
в – исчезновение ядрышка
г – конъюгация гомологичных хромосом
д – исчезновение ядерной оболочки
е – кроссинговер
ж – расхождение центриолей
и – образование однохроматидных хромосом
к – формирование нитей веретена деления
л – образование бивалентов
м – формирование молекул ДНК |
2. На рисунке схематически
изображены фазы митоза. Определите, что
обозначено цифрами 1–14; соответствующие буквы
ответов впишите в бланк модуля.
Ответы: а) ядрышко; б) хромосома; в) центромера; г)
ранняя телофаза; д) метафаза; е) нити веретена
деления; ж) ядерная мембрана; з) ранняя анафаза; и)
профаза; к) поздняя анафаза; л) перетяжка.
3. Поменяйтесь работами со своим
партнером. Осуществите взаимопроверку по ключам.
Оцените работу своего партнера, поставив за
каждый правильный ответ «+»:
«5» – если ваш партнер набрал 27–30 «+»;
«4» – если ваш партнер набрал 22–26 «+»;
«3» – если ваш партнер набрал 18–21 «+»;
«2» – если ваш партнер набрал менее 18 «+». |
Работайте вместе с классом.
Работайте индивидуально, отмечая ответы на
бланке № 1.
Работайте индивидуально
Будьте внимательны и объективны при оценивании
партнера. При затруднении обращайтесь к учителю.
Оценку поставьте на бланк № 1. |
УЭ–2 |
Цель: расширить и углубить
знания о строении половых клеток, их роли в жизни
организма; научиться схематично изображать
части половой клетки.
Ответьте устно на вопросы
Что такое клетка?
Что такое гамета?
Какие виды гамет вам известны?
Каковы формы и размеры гамет?
Где образуются гаметы у человека и млекопитающих
животных?
Зарисуйте к себе в тетрадь схематичное
изображения яйцеклетки и сперматозоида,
используя рисунки модуля. Сделайте необходимые
подписи к данным рисункам.
Схема строения сперматозоида
млекопитающего:
I — головка, II — шейка, III — хвостик; 1 —акросома, 2
— ядро, 3 — проксимальная центриоль, 4 —
дистальная центриоль, 5 — митохондрии, 6 — осевая
нить хвостика
Схема строения яйцеклетки птицы:
1 — халазы (канатики); 2 — скорлупа; 3 — воздушная
камера; 4 — подскорлуповая оболочка; 5 — жидкий
белок; 6 — плотный белок; 7 — зародышевый диск; 8 —
светлый желток.
Выясните значение оболочек в
яйцеклетке, акросомы, митохондрий и жгутика у
сперматозоидов.
Выполните следующее задание
Для каждого типа клеток (женских половых и
мужских половых) выберите соответствующие
характеристики:
1 – яйцеклетки;
2 – сперматозоиды;
3 – развиваются в яичниках;
4 – развиваются в семенниках;
5 – имеют шарообразную или овальную форму,
неподвижны;
6 – богаты запасными веществами;
7 – имеют небольшие размеры, подвижны;
8 – утратили большую часть цитоплазмы;
9 – доставляют генетическую информацию;
10 – несут в себе наследственную информацию,
готовы к оплодотворению.
Поменяйтесь работами со своим партнером.
Осуществите взаимопроверку по ключам.
Оцените работу своего партнера, поставив за
каждый правильный ответ «+»:
«5» – если ваш партнер набрал 10 «+»;
«4» – если ваш партнер набрал 9 «+»;
«3» – если ваш партнер набрал 8 «+»;
«2» – если ваш партнер набрал менее 8 «+». |
Запишите дату и тему урока.
Работайте вместе с классом.
Делайте зарисовки карандашом в тетради, найдите
ответ на поставленный вопрос в учебнике на с.
207–208.
Работайте индивидуально самостоятельно,
заполняйте таблицу в бланке № 3.
Работайте в парах.
Ключи возьмите у учителя.
Старайтесь быть объективными. Оценку поставьте
на бланк № 2. |
УЭ–3 |
Цель: выяснить особенности
гаметогенеза: сперматогенеза и овогенеза.
Краткая лекция учителя о гаметогенезе с
использованием аппликации на доске.
Гаметогенез — процесс развития половых
клеток, т.е. гамет.
Гаметогенез бывает: диффузным (у губок,
кишечнополостных), когда гаметы развиваются в
любом участке тела; локализованным (у
большинства животных), когда гаметы развиваются
в половых железах — гонадах (мужские гонады
— семенники, женские гонады — яичники).
Гонады образуются из первичных половых клеток — гоноцитов.
Размножение |
Гоноциты дают начало
диплоидным клеткам сперматогониям, которые
неоднократно делятся митозом |
Гоноциты дают начало
диплоидным клеткам оогониям, которые
неоднократно делятся митозом. Часть
образовавшихся клеток погибает |
Рост |
Сперматогонии растут, вступают
в профазу первого деления мейоза и превращаются
в диплоидные клетки — сперматоциты 1-го порядка |
Оогонии растут, вступают в
профазу первого деления мейоза и превращаются в
диплоидные клетки — ооциты 1-го порядка. Ооциты
1-го порядка питаются, растут и накапливают
питательные вещества. Окруженные оболочками
ооциты 1-го порядка, расположенные в яичнике,
называются фолликулами |
Развитие (созревание) |
Сперматоциты 1-го порядка
делятся мейозом. В результате первого деления
мейоза из каждого сперматоцита 1-го порядка
образуются два гаплоидных сперматоцита 2-го
порядка, в результате второго деления — четыре
гаплоидные сперматиды |
Ооциты 1-го порядка делятся
мейозом. В результате первого деления мейоза из
каждого ооцита 1-го порядка образуется один ооцит
2-го порядка и первое полярное тельце
(редукционное тельце), а в результате второго
деления — яйцеклетка (оотида) и второе полярное
тельце (первое полярное тельце также делится,
образуя еще два). В результате образуются четыре
гаплоидные клетки: одна яйцеклетка и три
полярных тельца |
Формирование (спермиогенез) |
Сперматиды не делятся. Из
каждой формируется сперматозоид. Зрелый
сперматозоид имеет: головку (с акросомой и
гаплоидным ядром), шейку (с центриолей),
промежуточный отдел (с митохондриями) и жгутик (с
микротрубочками) |
|
По мере прослушивания рассказа
учителя запишите себе в тетрадь определения
понятий «гаметогенез», «оогенез» и
«сперматогенез».
Подпишите схемы гаметогенеза на отдельных
бланках и вклейте их себе в тетрадь. Правильность
подписей проверяйте вместе с классом.
Выполните тест, заполняя
таблицу на бланке № 3
В каждой из приведенных ниже фраз пропущено одно
или несколько слов. Заполните пропуски.
1. Последовательность процессов в клетке
от момента ее возникновения до следующего
деления или гибели называется …
2. Процесс образования яйцеклеток называется …
3. Яйцеклетка формируется в …, а сперматозоиды в
…
4. Развитие половых клеток подразделяется на
четыре периода: …, …, … и ….
5. Конъюгация хромосом происходит на стадии …
мейоза.
6. При созревании яйцеклетки на каждую
полноценную клетку образуется три … ….
7. Для рыб характерен … способ оплодотворения.
8. Удвоение ДНК называется ….
9. В сперматозоиде человека содержится …
хромосомы.
10. В течение жизни в организме женщины созревает
около … – … яйцеклеток.
Поменяйтесь работами со своим партнером.
Осуществите взаимопроверку по ключам.
Оцените работу своего партнера, поставив за
каждый правильный ответ «+»:
«5» – если ваш партнер набрал 10 «+»;
«4» – если ваш партнер набрал 9 «+»;
«3» – если ваш партнер набрал 8 «+»;
«2» – если ваш партнер набрал менее 8 «+». |
Работайте самостоятельно,
вписывая определения понятий к себе в тетрадь и
заполняя схемы.
Работайте вместе с классом.
Работайте самостоятельно.
Работайте самостоятельно, вписывая ответы в
бланк № 3.
Старайтесь быть внимательными и объективными
при оценивании своего партнера. Оценку поставьте
на бланк № 3. |
УЭ–4 |
Цель: расширить и углубить
знания об оплодотворении у цветковых растений, о
значении оплодотворения в жизни растений,
научиться схематично изображать части
покрытосеменного растения.
Ответьте устно на вопросы
Что такое гаметы?
Что такое оплодотворение?
Какие виды оплодотворения у животных вам
известны? Приведите примеры.
Какие виды гамет вам известны?
Каковы формы и размеры гамет?
Где образуются гаметы у цветкового растения?
Что такое зигота?
Зарисуйте к себе в тетрадь схематичное
изображение цветка покрытосеменного растения,
используя рисунки модуля, сделайте необходимые
подписи. Прочитайте по модулю об оплодотворении
у цветковых растений и выясните, почему у
покрытосеменных оплодотворение называется
двойным, и кто открыл двойное оплодотворение.
Запишите эту информацию к себе в тетрадь.
Поперечный разрез цветка
1 – пыльник с пыльцевыми зернами; 2 –
прорастающее пыльцевое зерно; 3 – рыльце; 4 –
тычиночная нить; 5 – завязь; 6 – зародышевый
мешок; 7 – лепесток; 8 – чашелистик
Проникновение пыльцевой трубки в
зародышевый мешок
9 — темный желток; 10 – вегетативное ядро; 11 –
спермии; 12 – яйцеклетка; 13 – центральные клетки;
14 – триплоидное ядро эндосперма
Оплодотворение у цветковых растений
У покрытосеменных растений мужские гаметы
малоподвижны и называются спермиями. Яйцеклетка
неподвижна, и образование ее происходит в
зародышевом мешке, расположенном в семяпочке.
Зародышевый мешок содержит кроме гаплоидной
яйцеклетки несколько других гаплоидных клеток и
одну лежащую в центре зародышевого мешка
диплоидную клетку, которая также участвует в
оплодотворении.
Спермии развиваются в пыльцевых зернах
пыльников (на тычинках). После попадания
пыльцевого зерна на рыльце пестика 2 спермия с
помощью пыльцевой трубки переносятся к
зародышевому мешку, где происходит процесс
оплодотворения. Когда пыльцевая трубка входит в
зародышевый мешок, один спермий сливается с
яйцеклеткой и образует диплоидную зиготу, из
которой развивается зародыш. Второй спермий
сливается с диплоидной центральной клеткой, и в
результате возникает новая клетка с триплоидным
ядром, т.е. в нем содержится три набора хромосом.
Из нее развивается эндосперм семени. Этот
универсальный для всех покрытосеменных механизм
полового процесса получил название двойного
оплодотворения. Он был открыт в 1898 г.
С.Г. Навашиным.
Биологическое значение двойного оплодотворения
заключается в том, что развитие эндосперма
начинается только после того, как произойдет
оплодотворение яйцеклетки. Триплоидный
эндосперм покрытосеменных представляет собой
запасной питательный материал для
развивающегося зародыша.
Выполните тестовое задание, ответы
впишите на бланк № 4
Для каждого типа клеток (зигота, гамета) выберите
соответствующие характеристики:
1 – имеет гаплоидный набор хромосом;
2 – образуется в результате мейоза;
3 – содержит наследственный материал двух
особей;
4 – имеет диплоидный набор хромосом;
5 – половая клетка;
6 – количество хромосом и молекул ДНК
описывается формулой nc;
7 – образуется в результате оплодотворения;
8 – содержит наследственный материал от одной
особи;
9 – количество хромосом и молекул ДНК
описывается формулой 2n2с;
10 – оплодотворенная яйцеклетка.
Самостоятельно проверьте правильность
выполнения работы по ключам.
Оцените свою работу, поставив за каждый
правильный ответ «+», по следующим критериям:
«5» – если вы набрали 10 «+»;
«4» – если вы набрали 9 «+»;
«3» – если вы набрали 8 «+»;
«2» – если вы набрали менее 8 «+». |
Работайте вместе с классом.
Работайте в тетради аккуратно. При зарисовках
используйте карандаш.
Ключи возьмите у учителя.
Свою оценку поставьте на бланк № 4.
|
Продолжение
следует
|