Как пропало Синее море

ЭКОЛОГИЯ

И.Б. ДАШКОВСКИЙ

Как пропало Синее море

Ржавые остовы кораблей, брошенные дома на фоне пустыни, вода и почва, отравленные опасными химическими соединениями. Что это? Декорации к съемкам «Сталкера»? Пейзаж после Третьей Мировой войны? Нет, это Арал-кум – то, что когда-то было морем.

Название «Аральское море» произошло от слова «арал», которое переводится как «остров». Связывают это с тем, что громадный бассейн лежал островом среди безводных пустынь Туранской низменности, да и в самом водоеме много островов. Местность в дельте Амударьи называлась «Аралан» – остров между рукавами реки. Киргизы называли море Арал-Денгиз.

Когда-то Аральское море было островом благополучия, оазисом среди бесплодной пустыни. Вода Арала имела очень красивый синий цвет. Вероятно, поэтому в старых русских источниках его именовали Синим морем.

Снимок Арала из космоса

Снимок Арала из космоса

Начало активного орошаемого земледелия в регионе Аральского моря прослеживается с VI–VII вв. до н.э. и совпадает с наивысшим расцветом древнейшей цивилизации, где орошение являлось основным решающим фактором исторического и социально-экономического развития. С развитием земледелия на естественные колебания уровня моря начинает заметно влиять и антропогенный фактор, влияющий на стоки рек Сырдарьи и Амударьи.

Дельта Амударьи всегда изменялась очень быстро. За 10–20 лет одни рукава пересыхали, другие образовывались, появлялись и исчезали заливы. Говорят, что много веков назад по приказу Чингисхана сток Амударьи направили в сторону Сарыкамышской впадины. Река ушла в песок, и уровень Арала стал падать. Народы Приаралья и речной дельты были вынуждены покинуть насиженные места.

В первой половине XX в. Аральское море еще было одним из крупнейших внутриконтинентальных замкнутых солоноватоводных (соленость Арала была около 12‰) водоемов с площадью зеркала около 65,8 тыс. км2. Однако из-за незначительной глубины объем воды в нем не превышал 1 млрд м3 – всего в 11 раз больше, чем в маленьком Женевском озере. Расположенное в центре среднеазиатских пустынь на высоте 53 м над уровнем океана Аральское море выполняло функции гигантского испарителя. Из него испарялось и поступало в атмосферу около 60 км3 воды в год. Уже в конце XIX в. исследователи отмечали, что уровень воды в Арале значительно снизился: на утесах крутых западных берегов остались следы действия волн на такой высоте, которой теперь они не достигали и в бурю.

До 1960 г. Аральское море оставалось четвертым крупнейшим по площади озером мира. Но затем начался интенсивный отвод воды из Амударьи и Сырдарьи на хозяйственные нужды, значительно ускоривший обмеление Арала. После майского (1966 г.) Пленума ЦК КПСС для укрепления и развития экономики и социальной сферы в среднеазиатских республиках началось интенсивное ирригационное строительство и развитие всех видов орошаемого земледелия, на этой базе создавались новые хозяйства. Площади инженерно подготовленных земель увеличились с 10,5 до 205 тыс. га. Основные производственные фонды сельского хозяйства возросли в 10 раз, в 2,5 раза увеличился объем производства продукции полей и ферм. Одновременно начинали сказываться издержки интенсивного хозяйствования со ставкой на влагоемкие монокультуры.

Тогда, в 60-х гг. прошлого столетия, даже не подумали о том, что не обязательно обильно поливать растения для увеличения урожая. Не вспомнили и о том, что в воде содержатся соли, которые при испарении воды остаются в почве и вызывают ее засоление, после чего больших урожаев не бывает. Конечно, этого можно было избежать, создав хороший дренаж, но зачем? План-то пятилетний, время не ждет! Удобрений не жалели, сыпали их по принципу «чем больше, тем лучше». Забыли в погоне за планом и о том, что в условиях Приаралья после прохода одного гусеничного трактора или тяжелой трехосной автомашины почвенный покров разрушается полностью.

Решение проблемы засоленной почвой, отравленной гигантскими дозами удобрений, советские руководители оставили последующим поколениям. Засоленную почву бросали, переходили на новые поля и сразу начинали неумеренный полив. Цикл повторялся. Многочисленные оросительные каналы не были забетонированы, и к сильному испарению прибавлялось просачивание драгоценной воды в песок. Самый известный канал – Каракумский, действующий и сейчас (как, впрочем, и остальные), несмотря на огромную протяженность, проложен прямо по песку.

Отвод воды в каналы постоянно увеличивали. А нужна ли это было? В 1981 г. на поля одной области из Сырдарьи было забрано рекордное количество влаги – 6,57 млрд м3, но урожай снизился. Четыре года спустя, в гораздо более засушливое лето, подача воды была уменьшена на 600 млн м3, а продуктивность пашни заметно поднялась. В 1986 г. на поля поступило еще на 1200  млн м3 меньше влаги, однако урожаи еще более возросли.

Стоит заметить, что только 50–60% забранной воды доходит до орошаемых полей. Кроме того, из-за неправильного и неэкономичного распределения вод Амударьи и Сырдарьи местами происходит заболачивание орошаемых земель, в результате чего целые районы становятся непригодными для земледелия, а где-то, наоборот, воды катастрофически не хватает.

Кстати сказать, ни на одном из созданных массивов орошения комплекс мелиоративных работ не был доведен до конца. Более 70 тыс. га орошаемых земель области вообще не обеспечены инженерными сооружениями, что приводит к огромному перерасходу поливной воды, переувлажнению, засолению и заболачиванию полей, выходу на поверхность грунтовых вод. При составлении пятилетних планов не думали о том, что будет через 10, 20, а тем более 30 лет…

За последние 30 лет площадь орошаемых земель увеличилась в 2 раза, а использование ограниченных водных ресурсов – в 2,5 раза. Происходит быстрое сокращение площади зеркала водоема, даже несмотря на интенсивное таяние ледников в последние 25 лет.

С каждым годом площадь орошаемых земель росла, росло и число каналов, и расход воды. Прибавьте к этому рост численности населения, развитие промышленности, увеличение количества сточных вод, которые, конечно, не очищали и сбрасывали либо в реку, либо в низменности. В низменностях вода скапливалась, образуя новые «озера». То, что стекало обратно в реку, попадало в Арал и засоряло его. Рыба гибла, уловы падали.

А ведь дренажные и сточные воды можно очистить, если пропустить их через биопруды или биоплато с высаженными в них макрофитами (камыш озерный, рогоз узколистный, рогоз широколистный, тростник обыкновенный, осока водная, ряска маленькая и др.). Благодаря свойствам макрофитов вода после очистки может быть использована повторно. К сожалению, ни в 1960-е гг., ни сейчас этого не делается.

В отдельные годы последнего двадцатилетия XX в. вода вообще не поступала в Аральское море из обеих рек. В результате море так быстро и далеко ушло от мест, где стояли рыболовецкие траулеры и лодки, что они так и остались лежать на обнажившемся дне. Люди не успели даже понять, как быстро они убили целое море-озеро.

Существует множество различных мнений ученых относительно причины исчезновения Арала. Одни считают, что это произошло в результате разрушении донного слоя Арала и перетекания его в Каспийское море и прилегающие озера. Другие думают, что исчезновение Арала – это процесс естественный и связан с глобальным изменением климата планеты. Некоторые видят причину в деградации поверхности горных ледников, их запылении и минерализации осадков, питающих реки Сырдарью и Амударью.

Наиболее распространенной остается версия о неправильном распределении водных ресурсов, питающих Арал. Реки Амударья и Сырдарья, впадающие в Аральское море, ранее были основными артериями, питающими водоем. Когда-то они доставляли в замкнутое море 60 км3 воды в год, а ныне – всего 4–5 км3. В то же время известно, что значительные колебания площади Аральского моря проходили на протяжении нескольких веков, когда антропогенное воздействие было несравнимо меньшим.

Видимо, наблюдаемые изменения Арала – результат совместного действия всех этих факторов, ведь неумеренный забор воды совпал и с потеплением климата, и с ухудшением экологической обстановки.

Сейчас Аральское море сохраняет лишь остатки былого величия. В 1988–1989-е гг. море разделилось на два почти изолированных озера: северный – Малый Арал, питаемый Сырдарьей, и южный – Большой Арал, который когда-то питала Амударья.

Высохшее дно Арала представляет собой безжизненную песчаную пустыню, названную Арал-кум, значительная часть которой занята солончаками. С поверхности солончаков в атмосферу выносятся тонкодисперсные пыль и соль, которые могут подниматься ветром на несколько километров, образуя соле-пылевые облака, и переноситься на громадные расстояния.

Соли, выносимые со дна Арала, большей частью представляют собой сульфаты. Например, минерал тенардит в обычном состоянии содержит воду и образует достаточно прочную корку маслянистого темно-серого цвета. Летом, когда температура поверхности земли достигает 60 °С и более, молекулы воды улетучиваются, и тенардит образует легкий порошок белого цвета (пушонку). Пушонка полностью сдувается даже слабым ветром. А на место сдутой соли из глубин земли вертикальными токами испаряющейся воды поднимаются новые порции солей, образующие пушонку. Попадая в органы дыхания человека и животных, пушонка вызывает бронхиальную астму.

Люди здесь пьют сильноминерализованную, загрязненную ядохимикатами воду, дышат отравленным воздухом, содержащим большое количество пыли, тонкодисперсной химически активной соли и те же самые ядохимикаты, принесенные рекой или грунтовыми водами и попавшие в солончаки.

В Каракалпакии, центре экологической катастрофы, одни из самых высоких показателей на территории СНГ детской и материнской смертности, снижения средней продолжительности жизни, заболеваемости туберкулезом; распространены анемия, дисфункция щитовидной железы, заболевания почек и печени, прогрессируют болезни крови, рак, астма и сердечная недостаточность. В грудном молоке женщин обнаружены следы пестицидов. Здесь проживает около 1,5 млн человек и, по мнению многих международных организаций, 200 тыс. из них нуждаются в срочной помощи.

Сложное положение сложилось с обеспечением питьевой водой. Так, население Республики Каракалпакстан обеспечено водопроводной сетью лишь на 56,8%, причем качество водопроводной воды не отвечает санитарным нормам.

Все это происходит на фоне нехватки современного медицинского оборудования, врачей и практически прекратившегося мониторинга окружающей среды. Положение усугубляется очень высокой безработицей, недостаточностью профилактических медицинских мероприятий, мониторинга заболеваемости и недоступностью необходимых лекарственных средств. Большая часть населения Приаралья находится за чертой бедности.

Когда-то Аральское море смягчало резко-континентальный климат прилегающих территорий. Летом за счет испарения воды воздух становился более влажным и охлаждался. Зимой вода, замерзая, не позволяла воздуху сильно охлаждаться. «Уход» моря и увеличение его солености сделали свое дело. Из-за снижения температуры замерзания воды в результате повышения солености безморозный период в прилегающей пустыне Кызылкум сократился почти на 20 дней; участились ранние осенние и поздние весенние заморозки, наносящие большой ущерб зимним пастбищам. Арал-кум наступает…

Существует множество проектов спасения Аральского моря, но они не представляют практической ценности (кроме одного, о котором мы расскажем) по ряду причин.

Во-первых, у государств, через которые протекают Амударья и Сырдарья, нет средств, чтобы воплотить в жизнь такие проекты.

Во-вторых, многие планы предполагают сокращение использования воды, что практически невыполнимо, поскольку потребует либо замены всей системы водоснабжения, либо уменьшения площади орошаемых земель. В первом случае потребуются значительные средства и время, но ни того ни другого нет. Правда, израильские специалисты и их местные добровольные помощники создают зеленый пояс деревьев вокруг Аральска, а в поселке Акпай строят теплицы с разработанной в Израиле системой капельного орошения, но о широкомасштабном внедрении этого опыта говорить не приходится. Во втором случае сократятся площади под хлопком, служащим Узбекистану стабильным источником твердой валюты, разорятся многие хозяйства, люди потеряют работу, и без того сложное экономическое положение государства ухудшится. До сих пор не решена проблема обеспечения питьевой водой населения казахстанской части бассейна Арала. В сельской местности только 28–30% населения обеспечивается водопроводной водой, 15–18% – водой из децентрализованных источников, остальная часть населения пользуется привозной водой и водой открытых водоемов. Так что о снижении потребления воды не может быть и речи.

В-третьих, планы переброски воды из других рек или Каспийского моря либо абсурдны, либо требуют огромных вложений, очень сложны и длительны в исполнении. Аральское море быстрее высохнет, чем их осуществят (по многим прогнозам, оно может исчезнуть к 2010–2015 гг.). Кроме того, нет удовлетворительных расчетов, необходимых для решения такой сложной инженерной и экологической задачи, как переброска воды по пустыне.

В-четвертых, зачем трупу укол? Большой Арал обречен на гибель. Воды в него поступает либо очень мало, либо не поступает вообще. Спасать стоит только Малый Арал, воды которого через узкий пролив постоянно вытекали в Большой Арал. Такой проект возник в 1990 г, и его уже воплощают в жизнь.

Аральское море после 1960 г.

Показатели

Годы

1960

1990

2003

Уровень воды, м
Объем, км3
Площадь поверхности, км2
Минерализация, г/л
Сток, км3/год

53,40
1083
68,90
9,90
63

38,24
323
36,8
29
12,5

31,0
112,8
18,24
78,0
3,2

Динамика использования водных ресурсов в бассейне Аральского моря (млн м3)

Государство

Годы

1960

1970

1980

1990

1995

1999

Республика Казахстан

9750

12850

14200

11320

11300

8235

Республика Кыргызстан

2210

2980

4080

5155

4966

3291

Республика Таджикистан

9800

10440

10750

9259

12089

12521

Туркменистан

8070

17270

23000

23338

23230

18075

Республика Узбекистан

30780

48060

64910

63611

54220

62833

Бассейн
Аральского моря

Амударья

Сырдарья

60610

94560

120690

116271

105805

104955

30970

53220

66950

69247

64392

66079

29640

41340

53740

47024

41413

38876

Для прекращения бесполезного стока необходимо было удлинить на несколько километров Кокаральский полуостров, разделяющий озеро на две части.

Изначально плотину построили из песка, но в апреле 1999 г., когда уровень Малого Арала почти достиг высоты дамбы, во время шторма перемычку размыло и накопленная вода снова ушла в Большой Арал. Уровень Малого Арала всего за две недели снизился на 6 м. В 2002 г. был утвержден проект строительства новой дамбы. Он предусматривает систему сброса излишков воды в Большой Арал, а также ремонт гидротехнических сооружений в дельте Сырдарьи. Благодаря этому проекту, возможно, удастся спасти и некоторые исчезающие виды аральской фауны. Цена проекта – 80 млн долларов. Три четверти его финансируется Международным банком реконструкции и развития, одна четверть – Казахстаном.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru