Поэзия на уроках биологии и во внеклассной работе

КОПИЛКА ОПЫТА

Л.В. СОГОЯН,
учитель биологии Труновской средней школы,
Пермская обл.

Окончание. См. № 12, 15, 16/2005

Поэзия на уроках биологии и во внеклассной работе

А чем может помочь Родине во время великого испытания энтомолог – специалист по насекомым? Кажется, что ничем. Но вот стихотворение Ильи Фонякова «Баллада об энтомологе», которое я читаю в 8-м классе на уроке «Отряд Чешуекрылые, или Бабочки»:

Не бывает ненужных знаний:
Всё сгодится когда-нибудь,
Пусть сегодня тебе ни званий,
Ни наград – разве в этом суть!
Жил чудак-профессор,
            который
Всю-то жизнь свою на земле
С увлеченьем вникал в узоры,
Что у бабочек на крыле.
«Не пора ли угомониться, –
Кто-то сетовал, – время жечь?
Помогли бы лучше пшеницу
От вредителей уберечь!
Ведь от вас – никакой отдачи,
Так, схоластика лишь одна,
Вы подумайте, а иначе...»
Тут как раз началась война.
Бились яростно батальоны,
За собой взрывали мосты...
И пришел в Совет Обороны,
Разложил профессор листы...
Вот бывают в жизни дела же!
Оказался узор живой
Наилучшим при камуфляже
Зданий в городе над Невой.
И когда сирена завыла,
Много жизней уберегло,
Много судеб собой прикрыло
Это бабочкино крыло.
Не бывает ненужных знаний,
Всё сгодится когда-нибудь,
Пусть сегодня тебе ни званий,
Ни наград – разве в этом суть!
Лишь была бы твоя работа
В самом деле делом души,
Не для славы, не для отчета,
Делом чести, не терпящим лжи...

В подтверждение факта, о котором рассказал автор баллады, я показываю книгу Вольта Суслова «Рассказы о Ленинграде», рецензированную доктором исторических наук Т.П. Бондаревской и зам. директора Государственного Музея истории Ленинграда О.А. Чекановой. (Изд-во «Дет. лит-pa», 1984)
На с. 282 читаем: «...решили над Смольным и всеми домами вокруг, над скверами и аллейками натянуть огромную сетку. А на ней нарисовать деревья, кусты, аллейки, аттракционы, пруд – парк культуры. Представляете – картина?.. самой большой картиной мира считается полотно итальянца Тинторетто «Рай». Так она всего 22 х 7 м. А тут!.. Где такую сетку взять? Все запасы собрали – мало. Еще стали искать. Нашли в универмаге... гамаки нашли... Сплели вместе, добавили другие сетки: рыболовные, волейбольные – какие угодно – получилась всем сеткам сетка! Наклеили на нее сверху куски материи, прикрепили листы фанеры, разрисовали, натянули на тросах – исчез Смольный. Картина получилась... Стоял Смольный цел и невредим. Не под толстой броней, а под тоненькой сеточкой...»

Влияние поэтического слова на формирование экологического и экономического мышления учеников

Действительно, бесполезных знаний не бывает. В сентябре 1960 г. в американском городе Дайтоне состоялся первый национальный симпозиум по проблемам бионики. От этого события принято вести отсчет времени существования новой науки, предмет которой – тесный союз техники с биологией. Однако было бы заблуждением полагать, будто бионика родилась вовсе на пустом месте. Фактически человечество уже давно обращалось к «натуре» в поисках тех или иных технических решений. Косвенное подтверждение тому можно найти даже в мифологии древних. Так, по представлениям древних греков, сын сестры Дедала (того самого, который скрепил воском птичьи перья и соорудил из них две пары крыльев – для себя и сына Икара, – задумав сбежать из заточения на острове Крит) по имени Пердикс, найдя однажды змеиную челюсть, сообразил, что ею можно, пожалуй, перепилить тонкую дощечку. Попробовал – получилось. А римляне считали копией пилы рыбий хребет...» (из книги Валентина Краснопевцева «Браться меньшие» вчера и сегодня». – Л.: Лениздат, 1991).
Итак, при изучении особенностей строения и функций органов растений, животных – рыб, птиц, летучих мышей, дельфинов, черепах, хамелеонов, насекомых и др. – можно привести массу примеров практического применения «патентного бюро» природы, используя, например, книгу «Братья меньшие» вчера и сегодня». Бионика – сравнительно молодая, но очень перспективная наука, наука XXI в., в котором будут жить и творить нынешние школьники. Значит, надо глубже, детальнее изучать «великого приборостроителя» – живую природу.
В 8-м классе при изучении темы «Особенности внешнего и внутреннего строения насекомых. Отряд Жесткокрылые, или Жуки» я читаю очень светлое, по-детски теплое стихотворение Валентина Берестова «Жуки»:

Ну какое ж детство без жуков!
Их следы – как вышитые строчки.
Из-под плотных темных
            пиджаков –
Светлых крыльев легкие
            сорочки.
Чудо как хорош гудящий звук,
Звук блаженный песенки
            полетной.
Жалко, что летать не любит жук,
Жалко, что жужжит он
            неохотно.
На автомобильчик он похож,
И усами движет, как чудовище!
И блестит, как дорогая брошь,
Сам себе разбойник,
        сам сокровище.
У жука ужасно важный вид.
Ух, какой он взрослый и усатый!
Жутко занят, страшно деловит.
Жук из наших рук бежит куда-то.
Тот – как желудь. Этот – как орех.
Вот рога оленьи, носорожьи.
Майский жук летает лучше всех.
Но дороже всех коровка божья.
У коровок божьих
Кофточки в горошек,
Попроси – и полетят
Прямо из ладошек!

После того, как эмоции улягутся, я обращаю внимание ребят на строчки: «Чудо как хорош гудящий звук...», «Жалко, что жужжит он неохотно...», «Майский жук летает лучше всех...»
Сказав, что высота звука, издаваемого насекомыми в полете, зависит от частоты вибрации крыльев, спрашиваю: «Должен ли быть майский жук – при его-то комплекции! – хорошим летуном? И что это значит – хороший летун?» Обычно ребята об этом судят по одному лишь показателю – скорости полета. Даю пояснение: кроме показателя абсолютной скорости (км/ч) существует показатель относительной скорости, определяющий, сколько раз в единицу времени тело (насекомое, птица, самолет и др.) отложит свою длину в полете. И тут насекомым нет равных! Еще один показатель – экономичность полета, определяющая, сколько процентов от веса тела теряется за один час полета. И, наконец, учитывается, нужен ли разбег для взлета, а также длина «взлетно-посадочной полосы». Насекомые превосходят все современные технические средства передвижения почти по всем показателям! А майский жук своим полетом начисто опровергает все установки современной аэродинамики! По этому поводу американский ученый Леон Беннет так и заявил: «Если мы сумеем определить аэродинамику полета майского жука, мы или обнаружим какое-то несовершенство современной теории полета насекомого, или откроем, что майский жук обладает каким-то неизвестным нам способом создания высокой подъемной силы». А пока полет майского жука (вопреки всем известным законам физики) продолжает дразнить воображение ученых. «Возможно, в XXI в. и будут разгаданы его тайны и построены тяжелые грузовые самолеты, легко, без разбега по аэродромной полосе, взмывающие вертикально вверх прямо над головой», – говорю я. И мы фантазируем, а затем и прикидываем в уме, какая будет экономия в народном хозяйстве: не нужны аэродромные полосы, обслуживающая их техника, персонал, снизятся расходы горючего. А сколько территории будет освобождено и использовано иначе!
Таким образом, даже одна строчка какого-либо стихотворения может увести далеко за страницы школьного учебника, установить межпредметные связи, способствовать развитию и познавательного интереса, и экономического мышления!
Вопросы, связанные с бионикой, особенно интересны мальчикам, поэтому есть возможность привлекать их для подготовки сообщений, направлять их энергию на поиск нового в журналах, газетах, на экспериментирование. Некоторым способным, но неуверенным в себе ребятам, я таким образом пытаюсь помочь самоутвердиться, повысить самооценку, развить речь, коммуникабельность.

Агитационно-пропагандистская функция поэтического текста

Поэтическое слово может звучать и как пропаганда, агитация. Учитель биологии обязательно пропагандирует здоровый образ жизни. Фактического и статистического материала для этого предостаточно, но включение в лекцию, беседу стихотворения не уводит слушателей от проблем, а напротив, приближает к ним.

Люблю непьющих стариков.
И в то же время презираю.
По рюмочке! Одна, вторая –
И ты летишь,
И нет оков!
Люблю я пьющих. Но, любя,
Жалею так, что ненавижу,
Поскольку в них, усопших, вижу
Отца.
И деда.
И себя...

(Л.Завальнюк)

После этих строк – цифры, факты, подтверждающие разрушительную силу алкоголя. Подчеркивается, что разрушается не только тело, но и главное – душа, личность деградирует. А поскольку «пьяному море по колено», то часто он ведет себя, как Заяц в басне «Заяц во хмелю» С.Михалкова:

...Да что мне Лев! Да мне ль
            его бояться?
Подать его сюда! Пора с ним рассчитаться!
Да я семь шкур с него спущу!..

И – снова переход к разговору, уже о связи роста преступности с увеличением количества употребляемого алкоголя.
О вреде курения – и активного, и пассивного – много сатирических стихов. Я чаще всего использую стихотворение В.Маяковского «Я счастлив»:

Граждане,
    у меня огромная
            радость.
Разулыбьте
        сочувственные лица.
Мне
    обязательно
        поделиться надо,
стихами
    хотя бы
            поделиться.
Я
    сегодня
        дышу, как слон,
походка
        моя
            легка,
и ночь
    пронеслась,
        как чудесный сон.
без единого
        кашля, плевка.
Неизмеримо
        выросли
        удовольствий дозы.
Дни осени –
        баней воняют,
а мне
    цветут,
        извините, –
                розы,
и я их,
    представьте,
            обоняю.
И мысли
    и рифмы
        покрасивели и особенные,
аж таращит
        глаза
            редактор.
Стол вынослив
        и работоспособен,
как лошадь
    или даже –
            трактор.
Бюджет
    и желудок
    абсолютно превосходен,
укреплен
    и приведен в равновесие.
Стопроцентная
    экономия
    на основном расходе –
и порозовел
и прибавил в весе я.
Как будто
        на язык
            за кусом кус
кладут
    воздушнейшие торта –
такой
    установился
        феерический вкус
в благоуханных
        апартаментах рта.
Голова
        снаружи
            всегда чиста,
а теперь
        чиста и изнутри.
В день
    придумывает
        не меньше листа,
хоть Толстому
            ноздрю утри.
Женщины
        окружали,
        платъя испестря,
все
    спрашивают
            имя и отчество,
я стал
определенный
весельчак и остряк –
ну просто –
        душа общества.

Я
    порозовел
        и пополнел в лице,
забыл
        и гриппы
            и кровать.
Граждане,
        вас
    интересует рецепт?
Открыть?
        или...    
            не открывать?

Граждане,
        вы
    утомились от жданья,
готовы
    корить и крыть.
Не волнуйтесь,
        сообщаю:
            граждане –
                    я
сегодня –
        бросил курить!

Занятия физкультурой и спортом не только укрепляют тело, формируют весь облик человека, но и закаляют волю, избавляют от вредных привычек, помогают справиться с болезнями, обрести радость жизни.

С гимнастикой дружи,
Всегда веселым будь
И проживешь сто лет,
А может быть, и боле.
Микстуры, порошки –
К здоровью ложный путь.
Природою лечись –
В саду и чистом поле.

(Авиценна)

Способов закаливания много, и ученики прекрасно знают о многих из них. Но некоторым не хватает убежденности в необходимости этих мероприятий, а может, сила воли слаба, неверие в то, что «все получится, все будет хорошо».

Человек – хоть будь он трижды гением, –
Остается мыслящим растением.
С ним в родстве деревья
                и трава,
Не стыдитесь этого родства.
Вам даны до вашего рождения
Сила, стойкость, жизненность растения.

(С.Я. Маршак)

Возможности человека безграничны! Все, что заложено в нем природой, требует внимания, развития, бережного отношения. Жизнеутверждающе звучат строки, написанные Владимиром Набоковым, поэтом, ученым-энтомологом, специалистом по бабочкам:

Живи. Не жалуйся, не числи
Ни лет минувших, ни планет,
И стройные сольются мысли
В ответ единый: смерти нет.

Будь милосерден.
        Царств не требуй.
Всем благодарно дорожи.
Молись – безоблачному небу
И василькам в волнистой ржи.

Не презирая грез бывалых,
Старайся лучшие создать.
У птиц, у трепетных и малых,
Учись, учись благославлять!

Соединение на уроке художественного слова, музыки и других видов искусства

На каком бы уроке, с какой бы целью ни звучали стихи – эффективность работы заметно возрастает. И если при этом применяются и другие средства обучения – ТСО, наглядные пособия (рисунки, плакаты, чучела, модели, муляжи и др.), интерес к изучаемому не только повышается, но и делается стойким. А интерес, как известно, лежит в основе любой деятельности, в том числе и учебной. Когда ребенку интересно, внимание его устойчиво, развиваются все виды памяти: слуховая, зрительная, двигательная, качество знаний повышается. Использование музыкального фона при чтении стихов, записей голосов зверей, птиц, лягушек убеждает: затраты времени, сил на подготовку урока не напрасны! Но в небольшой сельской школе технические возможности ограничены. И тем не менее, в качестве музыкального сопровождения я использую «Времена года» П.И. Чайковского, произведения М.Глинки, А.Вивальди, В.-А. Моцарта и записи других классиков в оригинальном звучании или в современной обработке. Ни одно внеклассное мероприятие не обходится без них. На уроках же включаю записи при изучении лишь некоторых тем. Например, в 8-м классе на уроке «Размножение и развитие земноводных» я обязательно читаю стихи А.Решетова:

Любители лягушечьего пенья,
Я понимаю ваше нетерпенье:
Уж спать пора, а их все нет
                и нет...
Но горевать и хмуриться –
                не след.
Сейчас у них глаза нальются кровью,
Растянутся резиновые рты,
И все ночные звуки перекроет
Мелодия волшебной красоты.
И всем лицом –
    безжизненно-спокойным –
Насторожится бледная луна.
И словно перезвоном
            колокольным
Душа людская будет смущена...
Пускай на них царевичи плюют.
Пускай их глупый селезень
            проглотит,
О боже, как на клюквенном
                болоте
Лягушки беззащитные поют!

В 8-м классе на уроке «Размножение и развитие птиц» на фоне звенящих птичьих голосов (запись «Утро в лесу») звучат такие строчки:

Между небом и землей
Песня раздается,
Неисходною струей
Громче, громче льется.
Не видать певца полей!
Где поет так громко
Над подружкою своей
Жаворонок звонкий?..

(Н.Кукольник)

Зяблик запел на березе лиловой,
Вышел из черной земли
            чистотел.
Это не высказать будничным
            словом –
Снова, как в детстве, зяблик
                запел.

Значит, дано мне опять
            насладиться
Дедовской, русской, прохладной весной.
Видеть, как мчатся пролетные птицы
К старым гнездовьям, на север родной...

(В.Луговской)

Над необъятной Русью
С озерами на дне
Загоготали гуси
В зеленой вышине.
Заря огнем холодным
Позолотила их.
Летят они свободно,
Как старый русский стих...

(В.Луговской)

Что означает это пенье птичье?
Гремит, звенит, поет ночная мгла.
То песнь, наверно, звездному величью?
То космосу бескрайнему хвала?

А может, то совсем не песнь,
            а просто
Так, разговор про разные дела –
Что скоро утро, что, мол, нынче росно.
Что вот, мол, дескать, червяка нашла...

(Е.Винокуров)

В 9-м классе на первом уроке по теме «Слуховой анализатор» я обязательно даю возможность учащимся самостоятельно назвать его функции, предложив для прослушивания и различные шумы и звуки, и какой-либо отрывок из научной или художественной книги, и какие-то голоса, и, конечно же, отрывки из музыкальных произведений. На этом же уроке я рассказываю о Людвиге ван Бетховене, историю создания им сонаты №14, или «Лунной сонаты», уже на фоне ее звучащей записи. Для того чтобы испытать на себе неотразимое воздействие «Лунной сонаты», можно и не знать, при каких жизненных обстоятельствах она была сочинена. Можно не знать и того, что сам Бетховен назвал ее «Сонатой-фантазией», а название «Лунная» придумал уже после его смерти поэт Людвиг Рельштаб. Но я все же рассказываю ученикам, что к тридцати годам Бетховен понял, что его неизлечимая болезнь ведет к трагической развязке – к полной глухоте. И именно в эту пору он почувствовал, что наконец пришла к нему настоящая любовь. О своей очаровательной ученице, юной Джульетте Гвиччарди, он стал думать как о своей будущей жене... А она? Воспитанная в аристократической семье, она свысока смотрела на своего учителя – пусть знаменитого, но не знатного, да к тому же еще и глохнущего...
Бетховен был великим музыкантом и великим человеком. Человеком титанической воли, могучего духа, человеком высоких помыслов и глубочайших чувств. «Лунная соната» и была создана в ту трудную пору его жизни. Под настоящим ее названием – «Соната-фантазия» – Бетховен написал: «Посвящается графине Джульетте Гвиччарди...»
«Вслушайтесь в нее не только своим слухом, но и всем своим сердцем! – говорю я словами Д.Кабалевского, – и может быть, вы услышите в ее первой части такую скорбь, какой никогда раньше не слышали; во второй части – такую светлую и в то же время такую печальную улыбку, какой раньше и не замечали; и, наконец, в финале – такое буйное стремление вырваться из оков страданий и печали, о котором можно сказать только словами самого Бетховена: «Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть меня ей не удастся...»
У поэта Владимира Павлинова есть одноименное стихотворение «Лунная соната», которое я читаю на этом же уроке. Для того, чтобы его прочувствовать, необходимо все же послушать не только музыку Бетховена, но и рассказ о его печальной и светлой любви...

Ты помнишь гаснущего дня
Порывы снеговые?
В консерваторию меня
Ты повела впервые.

Метели колющий дымок
Кипел на снежном фоне...
Я с детских лет терпеть не мог
Рапсодий и симфоний.

Навстречу лыжники идут,
Такси спешат к «Арбату»,
А я надут: меня ведут
На «Лунную сонату»...

Эх, до чего мне было жаль
Часы убить на это!
Сейчас начнут стучать в рояль
И не погасят света!

Померк белесых ламп косяк,
И в наступившем мраке
К роялю подошел толстяк
В смешном двухвостом фраке.

Возник щемящий слабый звук
И полился устало,
И жаль чего-то стало вдруг,
И в горле защипало...

И детство вспомнилось опять,
Недетские заботы.
Я в переулке жду, а мать
Спешит домой с работы.
Война, нелегкое житье,
Не каждый день мы сыты,
И пальцы тонкие ее
Машинкою отбиты...
И вдруг я вижу своего
Отца – и как живого!
Но я же не видал его
С конца тридцать восьмого.
А он мир новый поднимал
И хлам былого рушил,
А вот стихов не понимал
И музыку не слушал...
Худые пальцы длинных рук
Все это рассказали,
Но руки те упали вдруг,
И тихо стало в зале.
Куда-то вдаль недвижный зал
Глядел застывшим взглядом,
И я внезапно услыхал,
Как ты вздохнула рядом...
На сонной улице темно,
Безлюдны тротуары.
Ты вышла замуж, и давно
Сломали дом твой старый.
Лишь зябнет чахлая ветла,
Как в юности когда-то,
Да ночь прозрачна и светла,
Как «Лунная соната».

Заключение

Меня как учителя и просто как человека всегда мучил и мучает вопрос, с болью сорвавшийся с губ поэтессы Юлии Друниной:

Как объяснить слепому,
Слепому, как ночь, с рожденья,
Буйство весенних красот,
Радуги наважденье?
Как объяснить глухому,
С рожденья, как ночь, глухому,
Нежность виолончели
Или угрозу грома?..
Как объяснить бедняге,
Рожденному с рыбьей кровью,
Тайну земного чуда,
Названного «любовью»?..

Л.Н. Толстой писал: «Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственным выражением красоты и добра». А вот положение Всемирной хартии по охране диких животных: «Любовь и уважение к живым существам должны вытекать всегда из любви и уважения вообще как высочайших качеств и стремлений, присущих человеку». Распространено мнение, что «красота спасет мир». Я тоже глубоко верю в могущество «красоты» в самом широком смысле этого слова. И возлагаю большие надежды на то, что поэзия, музыка, живопись и другие виды искусства станут такой же жизненной необходимостью для каждого человека, какой сейчас для многих является вкусная еда, а для некоторых, к великому сожалению, – сигареты, алкоголь, наркотики...

Есть слова – словно раны,
Есть слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются,
С ними в плен не берут.
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки
За собой повести.

(В.Шефнер)

И когда чувствуешь, что у тебя есть единомышленники, помощники, и, значит, продолжатели твоего дела, понимаешь, что живешь не зря. А в минуты грусти, отчаяния, разочарований, крушения надежд можно попытаться найти поддержку, обрести веру, смысл жизни, полистав сборники любимых поэтов...

Прекраснее прекраснейших поэм,
Ужаснее ужаснейших кошмаров,
Ты, наша жизнь, кончаешься
                ничем –
Неужто впрямь мы суетились даром?..
Умела не поддаться я врагу
И за друзей сражалась,
            как умела,
Но что я сделать Пустоте могу? –
Одно лишь:
до конца держаться смело.

(Ю.Друнина)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru