Л.А. ЕРЕМИНА,
учитель биологии,
Селковская средняя школа, Сергиево-Посадский р-н,
Моск. обл.
По словесному портрету догадайся, кто
же это
С годами в кабинете биологии
накапливается немало письменных работ учащихся.
Нередко в них содержится очень интересный
познавательный материал, но его не сразу найдешь
– иные работы весьма значительны по объему. Даже
само выступление с такими сообщениями требует
значительного количества времени, что не всегда
вписывается в план урока. Как сделать так, чтобы
не лежал этот ценный информационный материал,
собранный учащимися, мертвым грузом?
Вот и появилась у нас такая форма
работы, как «словесный портрет». Составление его
требует усилий не меньше, чем простое сообщение,
а нередко и больше. Ведь требуется не просто
списать интересную информацию о биологическом
объекте, а еще и творчески обработать ее,
представить в виде загадки.
Загадка состоит из трех частей. В
первой желательно заинтересовать слушателей
необычной информацией, но подобрать ее можно и
так, чтобы сбить с толку. Во второй дается
характеристика объекта, но без прямых подсказок.
В третьей части подсказка необходима, хотя бы
такая, чтобы выводила на признаки отряда
(семейства). Первые портреты-загадки получились
из переработанных сообщений школьников,
собранных в кабинете. Такая форма работы ребятам
понравилась, и они ей увлеклись.
На озвучивание загадки автору
отводится несколько минут. Уже после озвучивания
первой части всем желающим предоставляется
возможность ответить. Если ответ верен,
ответивший получает плюс (на полях рабочей
тетради), а автор вопроса – только 3 балла. Если
верный ответ звучит после озвучивания второй
части загадки, то ответивший верно ставит на поля
своей рабочей тетради «1/2», а автор загадки
получает 4 балла. Если ответ угадывается только
после прочтения третьей части загадки, то
отгадавший может и ничего не получить, зато автор
вопроса получает 5 баллов. Особо отмечаются
авторы тех работ, разгадать которые не удалось
никому.* Азарт игре придает и то, что
каждый ученик может попытаться ответить на
данную загадку только один раз.
Представление загадок у нас
проводится в двух вариантах – устном и
письменном. За один раз представляется от 5 до 10
загадок. В первом случае автор вопроса, зачитав
часть загадки, предлагает поднять руки желающим
ответить и начинает принимать ответы у всех по
очереди. Учителю остается лишь фиксировать
авторов верных ответов и присуждать им нужное
количество баллов. Чуть позже мы решили за
неправильные версии наказывать штрафом в 1 балл.
В конце обязательно звучит правильный ответ.
Такой вариант удобен тем, что сразу
после его окончания учащиеся подсчитывают сумму
накопленных баллов и могут получить оценки.
Норму оценки можно установить в зависимости от
уровня подготовленности класса. Самый простой
вариант – за 5 набранных на данном уроке баллов в
журнал ставится пятерка.
При втором варианте, письменном,
учащиеся записывают свои ответы в тетрадь, не
озвучивая их. В этом случае учителю приходится
следить за тем, кто из учеников после
прослушивания какой части загадки дает ответ. Но
соответствующие пометки в тетрадях могут делать
и сами ребята.
При таком способе работы отгадки
озвучиваются только после того, как тетради для
проверочных работ собраны. Зато при этом
возможно включение в диктант дополнительных
заданий, позволяющих проверить знания по теме.
Например, дать систематическую характеристику
узнанного животного или растения, указать
основные признаки отряда (или любой другой
систематической категории), к которому оно
относится, указать значение этого организма в
природе и жизни человека и т.п.
Интересно, если задание включает
перечень объектов разных систематических групп.
Такую работу мы проводим на обобщающих уроках.
Составление и разгадывание
портретов-загадок развивает у ребят навыки
работы с литературой, логическое мышление и
умение четко формулировать свою мысль, а также
навыки общения. Я требую от ребят, чтобы при
составлении вопроса они точно указывали
источник информации. Этот навык пригодится в
дальнейшем при написании реферативных работ.
Составленные учениками
портреты-загадки всегда можно хранить под рукой
и использовать в тех классах, где дети не столь
охотно принимают участие в выполнении заданий по
работе с дополнительной литературой.
И одно интересное наблюдение: после
работы по темам, посвященным беспозвоночным
животным, ребята перестали путать понятия
«зверь» и «животное». Думаю, дело в том, что в
тексте загадки приходится неоднократно
использовать обобщающие понятия вместо названия
конкретного организма. Может, на первый взгляд, и
невелика победа, но, как показывает
действительность, знания эти могут оказаться и
практически значимыми. Примерно в конце февраля
– в первых числах марта вышла в эфир
телепередача «Час суда. Дела семейные». В решении
суда, прозвучавшем из уст судьи, была фраза
«Насекомые и земноводные к животным не
относятся». Эти объекты классифицировали как
«имущество», что отразилось на итоге дела.
Предлагаю вашему вниманию часть
накопленного нами материала по различным темам
курса «Животные». Проще всего ребята составляют
портреты-загадки по теме «Млекопитающие», она
ведь и изучается последней.
Млекопитающие
1.
Тело этого животного покрыто густыми короткими
иглами длиной 3–6 см. Под иглами растет бурая
шерсть, более длинная расположена вокруг ушей.
Короткий хвост в виде небольшой лопаточки сверху
покрыт иглами.
2. На выжженной солнцем земле, где
трава не растет, зверь вырывает кольцеобразный
ров. Ширина рва – в размер обычной штыковой
лопаты, глубина – 15–20 cм. Загадку этих «ведьминых
колец» разгадали всего несколько лет назад.
3. Это небольшой зверек, размер
которого редко превышает 40 см, с тонкой
заостренной мордочкой и крохотным ртом. У него
есть молочные железы, но они не имеют сосков.
(Ехидна. Автор загадки – Рыжикова
Галя, по материалам журнала «Юный натуралист»).
1. Эти зверьки существовали еще 30
млн лет назад. Теперь они считаются живыми
ископаемыми. Прежде они обитали по всей Европе,
сейчас – лишь в некоторых местах. На планете их
осталось лишь два вида. В нашей стране больше
всего их живет в бассейне Волги.
2. Нора у этого зверька достаточно
глубокая, иногда многоярусная, – если уровень
воды в реке часто меняется. Вход в нору всегда под
водой. В норе несколько гнездовых камер и две-три
запасных, чтобы обсыхать после долгого
путешествия под водой.
3. В воде зверек чувствует себя как
рыба! Даже ест не захлебываясь: дыхательное горло
плотно «запирают» особые мускулы нёба и глотки.
Мнет и крошит своими бугорчатыми зубами водяных
жуков, улиток, пиявок (их особенно любит), раков,
рыб, лягушек, камыш, тростник, кувшинки. В меню
около ста всевозможных животных и растительных
блюд.
(Выхухоль. Автор загадки – Наумова
Маша, по материалам энциклопедии для детей
«Биология», Аванта+ и энциклопедии «Я познаю мир.
Животные», АСТ).
1. Они относятся к самым крупным
грызунам, живущим на планете (длина до 1,3 м и вес
до 30 кг). Весь облик этих животных говорит о
приспособленности к полуводному образу жизни.
2. В России обитают два вида этих
зверей: европейский и канадский. Последний попал
на территорию страны в начале 50-х гг. ХХ в. из
Финляндии, куда был завезен из Северной Америки в
1937 г.
3. Чтобы выжить в зимний период, им
необходимо, чтобы выход из жилища всегда
находился подо льдом, ниже замерзшей поверхности
воды. Постоянный уровень воды в водоеме они
поддерживают за счет настоящих гидротехнических
сооружений, которые возводят всей семьей.
Основные типы их жилищ – хатки и норы.
(Бобр. Автор загадки – Медведева
Лиза, по материалам «Красной книги РСФСР.
Животные» и энциклопедии для детей «Биология»,
Аванта+).
Продолжение следует
* Очевидно, возможна
ситуация, когда загадку не удается разгадать
потому, что она составлена неверно. Кроме того,
может быть и так, что признаки одного животного,
перечисленные в загадке, в равной степени
подходят и другому. Если отвечающий сумеет это
доказать, его ответ должен быть засчитан, как
правильный, а «ценность» загадки,
соответственно, снижается. – Прим. ред.
|