Животные и бизнес

О ЧЕМ ПИШУТ

Подготовила А.Я. МИШИНА

Животные и бизнес

Могут ли животные заниматься бизнесом? «Конечно, нет», – скажете вы. И будете неправы. Оказывается, могут, да еще как! Изучением этого аспекта их жизни занимается новая наука – поведенческая экономика животных.

Вступая в разнообразные отношения с окружающими животными, каждая особь стремится извлечь для себя максимальную выгоду. И если низкоорганизованные животные поступают просто, отнимая у соперника жилье, добычу и т.д., более высокоорганизованные часто действуют иначе, заключая различного рода сделки, обмениваясь добычей и услугами. Какой путь перспективнее? Безусловно, второй, ведь гораздо выгоднее жить в окружении партнеров, а не врагов.

Более того, животные, как и люди, время от времени помогают друг другу совершенно бескорыстно. Зачем они так поступают? Есть ли в этом какой-либо смысл? Оказывается, есть.

Наблюдая за шимпанзе, ученые заметили, что животное, получившее «бесплатную» услугу, старается впоследствии отблагодарить «благодетеля». Правда, это касается отношений между особями, не общающимися друг с другом слишком часто. Услуги же особей, которые постоянно общаются друг с другом, не требуют обязательной благодарности. Видимо, животные делят окружающих особей на «симпатичных» и «несимпатичных». Если симпатии взаимны, то контакты между такими животными будут, скорее всего, выгодны обеим сторонам.

Обязательное условие такого экономического сотрудничества – взаимная честность партнеров. Ведь каждая услуга требует достойного вознаграждения. Капуцины охотятся группами. Однако добыча принадлежит той особи, которая ее поймала, и уже она распределяет ее между всеми охотниками. Ведь если этого не произойдет, вряд ли сородичи захотят выходить вместе с ней на промысел снова. Как и у людей, здесь существует правило: совместная работа предполагает награду для всех. Однако и награда должна быть справедливой. В опыте с двумя капуцинами один из них отказывался принимать в награду за выполненное задание огурец, если второй за это же задание получал виноград.

Еще одна отмеченная учеными черта, характерная для «биологического рынка услуг»: чем менее доступна услуга, тем дороже она стоит. Губан-чистильщик – небольшая морская рыбка, питающаяся наружными паразитами крупных рыб. Его «клиенты» – как территориальные рыбы, живущие неподалеку, так и «путешественники», не привязанные к определенной территории. Клиентов у губана, как правило, много, так что им часто приходится дожидаться своей очереди, чтобы избавиться от паразитов. Было замечено, что «путешественников» губан чистит гораздо тщательнее, чем своих соседей, и даже часто обслуживает их вне очереди. Ведь «путешественник», если его не устроит работа чистильщика, может найти себе другого «мастера», а сосед все равно никуда не денется.

Специалисты по поведенческой экономике считают, что деловое поведение животных и людей имеет много общего. Возможно, его основные механизмы унаследованы людьми от далеких предков – животных. Изучение делового поведения животных поможет не только лучше понять, но и прогнозировать поведение людей, связанное с экономической деятельностью.

По материалам:

Франс де Ваал. Зверский бизнес и альтруизм // В мире науки. № 7. 2005.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru