Оригинальные способы активизации знаний учащихся на уроках биологии

КОПИЛКА ОПЫТА

К.Е. БЕЗУХ,
учитель биологии,
г. Ярославль

Оригинальные способы активизации знаний учащихся на уроках биологии

Как можно познать себя?
Только путем действия,
но никогда – путем созерцания.

И.-В. Гете

Решительность мышления –первый шаг в изменении действий.

Джон Дьюи

Одной из актуальных задач педагогики является активизация познавательной деятельности школьников. Под этим подразумевается целенаправленная деятельность учителя по стимулированию у школьников учебной активности.

Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Какие методы, приемы, средства нужно использовать, чтобы интерес к предмету был не кратковременным, а стойким?

В развитии интереса к учебному предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Наука может увлечь детей своей необычностью, с одной стороны, и узнаваемостью фактов, с другой. Новое, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить даже очень сложный учебный материал. Однако без активной деятельности любой содержательный материал вызовет у учащихся только созерцательный интерес к предмету, который не сменится познавательной.

Основными приемами, стимулирующими познавательную активность учащихся, можно считать создание на уроках проблемных, поисковых и эвристических ситуаций. Они являются эффективным средством развития творческих способностей учащихся и позволяют решить на уроках ряд конкретных дидактических задач:

1) закрепить знания школьников по определенной части темы (благодаря многократному повторению обсуждаемого материала);

2) повысить интерес к изучаемому предмету (с помощью таких приемов, как генерализация идей, отработка умений решать проблемы, различных типов построения учебного процесса);

3) создать стимул к самостоятельному приобретению дополнительных знаний по теме (за счет обязательной, пусть небольшой, самостоятельной работы учащихся на каждом уроке и разумной дифференциации предлагаемых заданий);

4) научить работать в коллективе (используя опрос и взаимоопрос по каждой теме).

Таким образом, для поддержания интереса учащихся к изучаемому материалу необходимо оптимальное сочетание активных и пассивных (репродуктивных) методов, соотнесение их выбора с содержанием материала, дидактическими целями урока, возрастными особенностями учащихся, уровнем подготовленности и способностями школьников.

Варианты развития самостоятельной
познавательной деятельности учащихся

1. Дидактические игры

Проведение игр на уроках позволяет включить в активную работу как хорошо подготовленных учащихся, так и слабо знающих материал. Предлагаемые варианты дидактических игр являются универсальными для любой возрастной группы.

«Свиток»

Класс делится на несколько команд. Члены команды сидят в ряду друг за другом. На первую парту каждого ряда кладется чистый лист бумаги.

Задание: написать на листе бумаги по одному признаку того или иного организма (например, растения класса Двудольные) и передать сидящему сзади. Когда последний игрок команды впишет признак, он поднимает руку.

Оценивается правильность и скорость выполнения задания: зачитываются признаки, написанные командой, оказавшейся самой быстрой, другие команды вычеркивают названные признаки из своих списков. Выясняется, кто записал признаки точнее. Победителями считаются те команды, у которых остались не вычеркнутыми верные признаки и которые раньше других закончили игру.

Оценки «отлично» получают все члены победившей команды.

«Третий лишний»

На доске написаны несколько столбцов, в каждом из которых по три названия каких-либо организмов или явлений живой природы. Они сгруппированы по определенному признаку, но одно название в каждом столбце не имеет этого признака, поэтому является лишним.

Задание: определить лишнюю запись в каждом случае и объяснить свой выбор.

Примеры

1. Вены.
2. Артерии.
3. Альвеолы.

(1, 2 – кровеносные сосуды, 3 – легочные пузырьки.)

1. Трутовик.
2. Дрожжи.
3. Шампиньон.

(2 – одноклеточные грибы, 1,3 – многоклеточные.)

1. Дрофа.
2. Сипуха.
3. Стрепет.

(2 – отряд Совы, 1,3 – отряд Дрофы.)

1. Взаимоотношения степного орла и суслика.
2. Треска и мойва.
3. Рак-отшельник и актиния.

(1, 2 – примеры хищничества, 3 – пример симбиоза.)

«Продолжи ряд»

Дана последовательность слов, относящихся к определенной теме, но в ней не хватает нескольких понятий, которые надо дописать.

Примеры

1. Процесс дыхания представлен следующими этапами:

вентиляция легких, легочное дыхание, транспорт газов, ..., ... .

(Тканевое дыхание, клеточное дыхание.)

2. Внутреннюю среду организма человека образуют:

кровь, лимфа, цереброспинальная жидкость, ... .

(Тканевая жидкость.)

«Цепочка».

Эту игру можно строить по-разному. Например, при изучении темы «Пищевые цепи» (6–7-е классы) ее можно организовать следующим образом.
Один из игроков произносит вслух и записывает на листке бумаги название организма, который может самостоятельно усваивать энергию солнца. Второй игрок называет и записывает организм, который сам не может усваивать энергию солнца, однако питается предыдущим звеном пищевой цепи, за счет чего получает свою порцию энергии. Третий игрок должен назвать следующий организм в цепочке и т.д. Тот, кто не может назвать следующего члена цепочки, получает штрафное очко и начинает игру сначала.
Выигрывает тот, кто наберет наименьшее число штрафных очков.

«Подсказки»

Это занимательная игра, которая в веселой форме знакомит ребят с характерными признаками некоторых организмов. Основная цель данной игры – научить школьников идентифицировать особенности разных групп организмов.
Участники игры должны, используя подсказки, угадать, о чем идет речь. Подсказки располагаются в таком порядке, что каждая следующая приближает к ответу больше, чем предыдущая. Каждая новая подсказка снимает один балл. Если школьники угадывают, о чем идет речь после первой подсказки (высказывать свое мнение можно только после ее прочтения), им засчитывается максимальное количество баллов за игру, после второй подсказки – на один балл меньше и т.д.

Пример

Подсказка 1. Укусы большинства из них ядовиты для насекомых, некоторые опасны и для человека.

Подсказка 2. На брюшке есть несколько мелких бугорков – железок, выделяющих жидкость, застывающую на воздухе в виде нити.

Подсказка 3. Используются эти нити для ловли добычи и расселения.

Подсказка 4. Имеют 8 ног и, обычно, 8 простых глаз.

Подсказка 5. Многие плетут паутину.

Ответ: пауки.

«Фоторобот»

Группа школьников – это отделение милиции. Ведущие игры обращаются за помощью в отделение милиции с просьбой отыскать пропавшее растение, животное или человека. Необходимо как можно точнее описать его, т.е. составить «фоторобот». Хорошо подготовленная группа может сделать это самостоятельно, а менее подготовленная – воспользоваться «шпаргалкой» – списком характерных признаков тех или иных организмов. В конце игры можно попросить представителя каждой группы показать «найденное» растение или животное на таблице, рисунке учебника или среди дидактических карточек, если таковые имеются.

Для растения «шпаргалка» может иметь следующий вид.

1. Соцветие – корзинка, окруженная оберткой.
2. Пятилепестковый цветок с большим количеством тычинок.
3. Цветки мелкие, невзрачные, вместо листочков чешуйки или пленки.
4. Плод семянка.
5. Многие содержат ядовитые вещества.
6. Цветок имеет 6 лепестков, образующих простой околоцветник.
7. Плод зерновка.
8. На корнях поселяются клубеньковые бактерии.
9. Стебель соломина.
10. Цветок имеет неправильный венчик, похожий на лодочку.
11. Плод яблоко или костянка.
12. Большинство – луковичные.
13. В семенах накапливается много белка.
14. Растения выделяют фитонциды.
15. Плод ягода или коробочка.
16. Чашечка в виде хохолка, чешуек или пленок.
17. В основном, насекомоопыляемые; цветки или соцветия яркие и сладко пахнут.
18. Некоторые представители образуют съедобные клубни.
19. Многие используются человеком для получения растительного масла.
20. Соцветие – початок, метелка, сложный колос.
21. Являются излюбленными плодово-ягодными культурами.
22. Многие представители – популярные овощные культуры.
23. Плод состоит из двух створок, без внутренней перегородки.

Первые парты каждого ряда составляют «фоторобот» сложноцветных (1, 4, 16, 19), вторые – розоцветных (2, 11, 17, 21), третьи – злаков (3, 7, 9, 20), четвертые – пасленовых (5, 15, 18, 22), пятые – лилейных (6, 12, 14, 15), шестые – бобовых (8, 10, 13, 23).

2. Проблемные ситуации

Нельзя недооценивать значимость интеллектуального поиска, проявляющегося при решении нестандартных задач и комментировании оригинальных примеров.

Проблемные вопросы можно ставить на любом этапе изучения темы:

– при объяснении материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу;
– при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит учащихся к самостоятельному выводу;
– при контроле знаний (творческое применение знаний).

Проблемные вопросы, изобретательские и исследовательские задачи позволяют применять такие методические приемы, как поиск способов разрешения противоречия, изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос и с разных позиций, что побуждает учащихся делать сравнения, обобщения и выводы.

Так, например, при изучении способов размножения растений можно предложить следующую задачу.

Условие. Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Потом туда завезли семена и посеяли клевер. Он рос и цвел хорошо, но плодов и семян не давал. Затем в Австралию завезли шмелей, и растение стало плодоносить.

Задание. Объяснить ситуацию.

Ответ.

1. Плод у растения образуется только после опыления.
2. Плоды у клевера начали образовываться только после посещения цветков шмелями (клевер – насекомоопыляемое растение).
3. Насекомые, перелетая с цветка на цветок, переносят на своем теле пыльцу и опыляют цветки.

При изучении состава крови можно использовать такой проблемный вопрос.

Условие. Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основе анализа пепла установила наличие крови на одежде.

Вопрос. Каким образом это удалось сделать?

Ответ. После сгорания в пепле остаются неорганические соединения, входившие в состав сгоревшего предмета. Гемоглобин крови содержит значительное количество железа. Поэтому, если в пепле обнаружено повышенное содержание железа, то это указывает на то, что на одежде была кровь.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru