ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
"ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"
СУХОВА Т.С.
Курс «Системный подход как условие
развивающего обучения в курсе биологии»
Учебный план курса
№ газеты |
Учебный материал |
17 |
Лекция 1. О системном подходе к
обучению биологии |
18 |
Лекция 2. Системный
подход к планированию учебно-воспитательных
задач |
19 |
Лекция 3. Воспитание и развитие
личности ученика в процессе обучения биологии
Контрольная работа № 1 (срок выполнения –
до 15 ноября 2004 г.) |
20 |
Лекция 4. Системный поход к
контролю знаний |
21 |
Лекция 5. Вопросы пола в системе
биологических знаний
Контрольная работа № 2 (срок выполнения –
до 15 декабря 2004 г.) |
22 |
Лекция 6. Развивающая функция
школьного биологического эксперимента |
23 |
Лекция 7. Роль обобщающих уроков в
формировании системного мышления |
24 |
Лекция 8. Системный подход к
построению уроков и семинаров |
Итоговая работа.
Итоговые работы, сопровождаемые справками из
учебного заведения (актами о внедрении), должны
быть направлены в Педагогический университет не
позднее 28 февраля 2005 г. |
Лекция 2. Системный подход к
планированию учебно-воспитательных задач урока
Если путь твой к познанию мира ведет –
Как бы ни был он долог и труден – вперед!
Фирдоуси
Как на практике решить задачи
воспитания, обучения и развития; учесть
особенности возрастной группы и психологические
особенности каждого ученика; установить контакт
с аудиторией на уроке и организовать
самостоятельную учебную деятельность вне урока?
Попробуем показать комплексное
решение учебно-воспитательных задач в их
взаимодействии и продемонстрировать его на двух
примерах: в рамках одной темы и в рамках одного
урока.
Выберем для этого тему «Лист – часть
побега».
Выбор темы обусловлен следующими
причинами:
1) именно в первые годы изучения
биологии особенно важно заложить основу для
формирования общих биологических понятий, и
ботаника позволяет это сделать в полной мере;
2) воспитание необходимых в учебном
процессе (и в жизни) качеств личности должно
начинаться с первых лет обучения предмету.
Начнем с обсуждения функций таких
главных компонентов учебного процесса, как
содержание курса биологии и методы обучения. Как
известно, методы обучения служат для раскрытия
содержания учебного материала и играют
подчиненную роль. Изменяется содержание,
изменяются и методы обучения. Понятно, что в
первую очередь надо обсудить вопрос о содержании
курса биологии, а в ней – темы «Лист».
Вот здесь начинаются самые
большие трудности. На них указывал
В.Б. Всесвятский*, подчеркивая, что
«наиболее существенным недостатком ныне
преподаваемого курса биологии является
отсутствие целостности в его содержании.
Составляющие этот курс биологические дисциплины
– ботаника, зоология, анатомия и физиология
человека, общая биология – изолированы, замкнуты
в себе, излагаются в разных планах». Это
затрудняет работу над общебиологическими
понятиями. Раздел «Растения», с которого
начинается изучение биологии, закладывает
основу для формирования таких общих
биологических понятий, как клетка, ткань,
организм, биоценоз, историческое развитие
природы.
При переходе от одного урока к другому
важно осуществить преемственность между
отдельными темами или их частями, чтобы
сформировать у учащихся целостное представление
о сути живых организмов и жизни в целом.
Сделаем попытку подойти к реализации
этой, по сути исследовательской, задачи на
примере темы «Лист». Примем ее в качестве
«исходной модели», которую назовем
«Планирование, реализация учебно-воспитательных
задач и их контроль в теме «Лист». Разобьем
предварительную методическую проработку темы на
этапы.
Этап 1. Формируем
учебно-воспитательные задачи темы
бразовательные задачи. Обеспечить
закрепление основных биологических понятий;
продолжить формирование общеучебных умений
(работа с учебником, тетрадью, словарем) и
специальных биологических умений и навыков
(наблюдать, ставить опыты, исследовать живые
объекты).
Воспитательные задачи. Привлечь
внимание учеников к проблемам охраны природы
(экологическое воспитание); помочь ощутить
красоту и гармонию в природе, раскрыть ее роль
как источника творчества и вдохновения
(эстетическое воспитание); в целях профилактики
утомления учащихся на уроке сменять виды
деятельности, следить за их осанкой (физическое
воспитание).
Развивающие задачи. Формировать
умения: выделять главное в изучаемом материале;
проводить сравнение процессов
жизнедеятельности; анализировать результаты
опытов; рецензировать ответы товарищей.
Этап 2. Выделяем общебиологические
понятия в теме «Лист»
1. Связь между строением и функцией на
разных уровнях организации: клетка, ткани,
органы, организм.
2. Круговорот веществ и энергии в
природе.
3. Обмен веществ.
4. Взаимосвязь организма с окружающей
средой.
Этап 3. На основе общебиологических
понятий группируем частные биологические
понятия, отрабатываемые в данной теме и
необходимые для последующих тем курса ботаники
1. Функции листа как части побега.
2. Взаимосвязь функций листа и корня.
3. Функции клеток и тканей листа
(покровной, основной, проводящей, механической).
4. Роль хлорофилла и космическая роль
зеленых растений.
5. Влияние света на растение.
6. Фотосинтез, газообмен, испарение
воды листьями, листопад.
Этап 4. Выделяем необходимые опорные
знания для изучения темы
1. Понятия «хлоропласты», «хлорофилл»
(тема «Клеточное строение»).
2. Понятие «корневое давление» (тема
«Корень»).
3. Признаки живого организма: дыхание,
питание, рост, размножение (природоведение).
Этап 5. Планируем методику работы для
реализации задач 1–4-го этапов
Не забываем совет: «Помня, что все дети
разные, создайте условия для решения учебной
задачи разными путями».
1. Лабораторные работы и экскурсии (в
соответствии с программой).
2. Проведение опыта «Испарение воды
листьями» в домашних условиях.
3. Использование летних работ «Листья
простые и сложные».
4. Работа с сигнальным цветом в тетради
(выделение понятий темы, указанных в этапе 3).
5. Сочетание разнообразных методов на
одном уроке: работа с микроскопом, операции
анализа и синтеза при обсуждении опытов,
демонстрация опытов, фильма «Сезонные изменения
в жизни растении».
Воспользуемся и другим советом: «Решая
проблему отбора методов обучения, не стоит
забывать, что их разнообразие позволяет
реализовать индивидуальные особенности детей».
Этап 6. Планируем тематический
контроль знаний
Определяем, что будем
контролировать (содержание контроля) и как будем
контролировать (методы контроля). Отбирая
содержание тематического контроля, исключаем
излишне детализированный материал и выделяем
ведущие понятия темы и курса; проверяем не только
биологические, но и общеучебные навыки.
Можно использовать два пути контроля
знаний.
1. При составлении контрольных
вопросов включать задания, которые требуют
участия разных анализаторов, разных типов памяти
и разного времени выполнения.
2. В оценку знаний включать результаты
опытов, наблюдений, лабораторных работ, а не
только письменных проверочных заданий. Тогда мы
сможем сказать: «Двойку по биологии имеет только
тот, кто не работал ни головой, ни руками; ни дома,
ни на уроке; ни с учебником, ни с тетрадью и не
один-два урока, а полтора месяца». В то же время у
сильных учеников или увлекающихся биологией
появляется возможность проявить свои творческие
способности.
Примеры
Одна из итоговых проверочных работ по
теме «Лист» проходила в форме обмена мнениями
«специалистов-биологов» (ученики – учитель), а
окончательное решение по конкретному
обсуждаемому вопросу принимал каждый ученик сам.
Работа Ушаковой Ирины, 6-й класс
1. Клетки кожицы
Функция клеток кожицы:
защищают лист от повреждений, так как плотно
прилегают друг к другу.
2. Устьица
Функции:
а) с помощью устьичных клеток совершается
газообмен;
б) испарение.
3. Опыт Пристли
Вывод: растение поглощает углекислый газ, а
выделяет кислород.
4. Опыт в домашних условиях
Вывод: опыт доказал, что вода испарилась
через устьица.
5. Опыт, доказывающий, что процесс фотосинтеза
идет на свету
Цель: доказать, что в листе идет процесс
фотосинтеза.
Вывод: в листе идет процесс фотосинтеза
только на свету.
6. Термины
Хлорофилл, фотосинтез, углекислый газ,
хлоропласты, губчатая ткань.
7. Процесс фотосинтеза
8. Листья и условия окружающей среды
Ель зимой использует мало воды,
потому что она холодная и ее надо экономить.
9. Значение листопада
Деревья зимой не могут брать холодную воду, а
листья без воды засохнут. Вместе с опадающими
листьями из растений удаляются вредные вещества.
|
При планировании данной
работы в контрольных заданиях были выделены
ведущие биологические понятия и общеучебные
навыки, сформированность которых проверялась, а
также содержание и форма предъявления заданий:
№ задания |
Что контролируем |
Содержание задания |
№ 1–2 |
Усвоение общебиологических
понятий |
Докажите, что разные клетки
имеют разное строение. Объясните причину
различий, пользуясь результатами собственных
исследований микропрепарата кожицы листа |
№ 3 и 5 |
Умение строить логическое
доказательство |
Докажите любым путем, что
растение выделяет кислород. При каких условиях
это происходит? |
№ 4 |
Умение использовать личный
опыт для доказательства научных идей |
Подтвердите собственными
исследованиями функции листа |
№ 6 |
Проверка правильности
написания биологических терминов |
Запишите под диктовку знакомые
вам термины |
№ 7 |
Умение включать термины в
определение биологического понятия |
Пользуясь этими терминами,
составьте определение процесса фотосинтеза.
Добавьте недостающие термины, если такие есть |
№ 8–9 |
Усвоение понятия о связи
организма и среды, умение применять знания на
практике |
На конкретных примерах
докажите, что строение листа зависит от
количества света, воды |
Перед выполнением каждого
задания обсуждалась его цель и связь с
предыдущим заданием. Получая смысловую помощь,
дети приучаются мыслить логически, ясно, точно,
конкретно. В результате проверка знаний
способствует их усвоению на более высоком
уровне.
Помощь во время проверочной работы
создает атмосферу сотрудничества, устраняет
страх наказания плохой отметкой. Это особенно
важно на первых этапах изучения биологии. В
старших классах подход к контролю
психологически строится по-иному, ибо в
юношеском возрасте растет стремление к
самоутверждению, пробе своих сил и способностей.
Если в итоговой проверочной работе окажутся
задания, включающие вопросы, которые изучались
на уроках, пропущенных учеником, он пишет рядом с
вопросом: «Был болен». Ребенок знает, что за
пропущенный по болезни урок его не накажут; он
даже не пытается списать ответ у соседа. Он готов
к проработке вопроса с помощью учителя, а для
себя записывает в тетради задание для «работы
над ошибками». Учитель предъявляет такие
требования постоянно, и ученик на деле
убеждается в необходимости обязательных
общебиологических и специальных знаний для
дальнейшей работы.
Итоговая проверочная работа
по теме «Лист» Горбенко Андрея, 6-й класс
(не все понятия усвоены)
1. Клетки кожицы
Клетки кожицы выполняют защитную функцию.
2. Устьица
а) происходит газообмен;
б) происходит испарение воды.
3. Опыт Пристли
Вывод: там, где нет растения, мышь умерла,
потому что не было кислорода; где оно было, там
жива. Происходит фотосинтез.
4. Опыт в домашних условиях
Вывод: опыт доказал, что вода испарилась через
лист.
5. Опыт, доказывающий, что процесс фотосинтеза
идет на свету
Вывод: опыт доказывает, что растение
выделяет кислород.
6. Термины
хлорофилл, фотосинтез, углекислый газ,
хлоропласты, губчатая ткань.
7. Процесс фотосинтеза (болел)
Фотосинтез – это процесс питания. Выделяется
кислород. Происходит только на свету.
8. Листья и условия окружающей среды
Растение испаряет воду. Иголки ели испаряют
мало воды зимой. Листовая пластинка бегонии не
изрезанная, широкая, потому что ей нужно испарять
много воды.
9. Значение листопада
Деревья теряют листья потому, что им нужно
сохранить тепло. А листовая пластинка испаряет
воду и охлаждает растение. Растение не может
брать воду, она холодная. |
Согласитесь, что внешне очень
простой прием, введенный учителем, помогает
учить и воспитывать:
– ученик знает, что его поймут;
– он не идет на ложь, на списывание;
– правильно относится к своим недоработкам;
– понимает необходимость доработки учебного
материала.
Ученики должны стать вашими
единомышленниками и знать, что есть обязательные
знания, необходимые для дальнейшей успешной
учебы. Можно, например, на одном-двух уроках
напомнить, что процесс фотосинтеза подробнее
будет изучаться в старших классах и полученные
сейчас знания очень пригодятся, или похвалить
перед шестиклассниками учеников 9-х классов,
которым не пришлось заново учить определение
тканей, т.к. они прекрасно запомнили его уже при
изучении ботаники. Такие перспективы оказывают
большое положительное воздействие на ребят,
воспитывают у них системный подход к изучению
биологии уже с первых шагов.
Вдумчивая работа учителя по
планированию учебного материала темы во многом
определит дальнейший успех при ее изучении.
Позволим себе дать еще несколько советов по
тематической разработке учебного материала.
При тематическом планировании
старайтесь выделить объем знаний и практических
умений, обязательных для овладения учащимися в
данной теме.
При тематическом контроле избегайте
включать вопросы, излишне детализирующие
учебный материал. Предусмотрите проверку знаний
и умений не только биологических, но и
общеучебных знаний и умений.
При оценке знаний по всей теме
постарайтесь учесть не только проверочную
работу, но и другие виды учебной деятельности
(например, опыт в домашних условиях, лабораторную
работу, уход за комнатными растениями), иначе
будет потеряно их воспитательное и
образовательное значение.
Этапы планирования темы представлены
так детально для того, чтобы показать логические
мостики в этой сложной работе. Когда же такая
поэтапная подготовка темы станет привычной,
тематическое планирование можно составить в
виде таблицы:
Тема |
Количество часов |
Темы уроков |
Общие биологические понятия
темы |
Частные биологические понятия
темы |
Опорные знания |
Методы и формы работы |
Тематический контроль |
|
|
|
|
|
|
|
|
Каждый из нас свободен в
выборе и может использовать свое, удобное для
работы планирование. Но при любой форме
планирования постарайтесь выделить ведущие
биологические понятия. Не все частные понятия
несут общеразвивающую нагрузку, не все
используются в дальнейших темах, «бесследно
исчезая» в учебном потоке. Отберите те из них,
которые работают на систему знаний.
Постарайтесь в планировании учебного
материала реализовать системный подход к
обучению биологии. Учебный курс биологии
представляет единую систему, в которой из класса
в класс постепенно раскрываются биологические
понятия и закономерности, отражающие суть
живого.
Вопросы и задания для самостоятельной
работы
1. Для активизации деятельности
учащихся предложите им заранее спланировать
самостоятельную работу по теме, в том числе
задания по выбору.
Пример
Тема |
Тема урока |
Задания, предлагаемые «на
выбор» |
Дыхание |
1. Строение и функции органов
дыхания |
|
2. Газообмен в легких и тканях |
Подготовка демонстрационного
опыта «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха». |
3. Дыхательные движения.
Жизненная емкость легких |
Демонстрация упражнений для
грудного (у женщин) и брюшного (у мужчин) дыхания
(в кн.: «Вопросы пола в системе биологических
знаний», с. 143–144). |
4. Регуляция дыхания.
Искусственное дыхание |
Демонстрация приемов
искусственного дыхания (с участием медицинского
работника школы). |
5. Болезни органов дыхания.
Гигиена дыхания |
Темы сообщений.
1. Туберкулез.
2. Вред курения.
3. Окружающая среда и здоровье.
4. Профилактика болезней, передающихся через
воздух. |
2. Составьте планирование одной из
тем, запишите план темы на доске (учащиеся – в
тетрадях), выделив задания, требующие
предварительной самостоятельной работы.
Спланируйте эту работу вместе с учениками.
3. При планировании контроля знаний
постарайтесь определить задачи контроля, более
значимые понятия, обязательные знания.
Пример такого планирования контроля приведен
ниже.
Тема: «Общее знакомство с
цветковыми растениями»
Задачи контроля
Предоставить учащимся возможность реализовать
свои индивидуальные особенности через
разнообразие учебной деятельности.
Обязательные знания*
– органы растения;
– разнообразие растений;
– приспособленность плодов и семян к
распространению.
Понятия: биология, ботаника, фенология, флора,
побег, корень, цветок, плод.
Умения:
– выделять существенные признаки различных
плодов и определять способы их распространения;
– формулировать результаты наблюдений,
соблюдать правила поведения в природе;
– использовать учебник в качестве источника
знаний.
Поурочный контроль
Работа № 1. Программированный опрос
Работа № 2. Самостоятельная работа
Итоговая проверка
Разноуровневая контрольная работа № 3
Работа № 4. Тестирование
* Перечень обязательных знаний по каждой
теме дается с учетом того, что их контроль будет
осуществлен не только при проведении письменных
работ, но и при устном опросе. |
Рекомендуемая литература
1. Хорст Древелов, Дитер Хес, Хельмут Век.
Домашнее задание. – М.: Просвещение 1989.
2. Сухова Т.С. Как повысить результаты в
обучении. – М.: Столетие Мич, 1997.
3. Сухова Т.С., Кучменко В.С. Система знаний
для контроля обязательного уровня подготовки
выпускников основной средней школы. Экзамен для
всех.– М.: Вентана-Граф, 2002.
4. Сухова Т.С. Урок биологии. Технология
развивающего обучения. – М.: Вентана-Граф, 2001.
5. Сухова Т.С., Кучменко В.С. Вопросы пола в
системе биологических знаний. Библиотека
учителя. – М.: Вентана-Граф, 2001.
* См.: Всесвятский В.Б. Системный
подход к биологическому образованию в средней
школе. – М.: Просвещение, 1985.
|