Модульное обучение на уроках биологии

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

С.А. ЯНУТЕНЕНЕ,
частная школа, г. Москва

Продолжение. См. № 14, 15, 16, 17, 18/2005

Модульное обучение на уроках биологии

Урок 7–8. Оплодотворение у животных. Онтогенез и его закономерности

№ учебного элемента

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Затраченное время

УЭ–0

Аналогично уроку 1–2

УЭ–1

Читают цель УЭ.

Просматривают видеофильм о размножении человека*, анализируют и соотносят знания, полученные в 9-м классе по данной теме, с материалом видеофильма.
Записывают новые данные к себе в тетрадь.

Отвечают на вопросы модуля и дополнительные вопросы учителя.




Выполняют тестовую проверочную работу.
Взаимопроверка, см. материалы урока 1–2.

Направляет работу учащихся, просит записать тему и дату урока в тетрадь.
По ходу видеофильма (по необходимости) акцентирует внимание учащихся на новой информации.   



По необходимости приостанавливает воспроизведение видеофильма, чтобы дать время на запись.
Проводит фронтальный опрос учащихся по вопросам модуля, по необходимости задает дополнительные и наводящие вопросы, добивается полных развернутых ответов от учащихся, оценивает ответы учащихся в ведомости.   
Следит за самостоятельностью выполнения тестовой работы.

30 мин

УЭ–2

Читают цель УЭ.    
Отвечают на вопросы модуля и дополнительные вопросы учителя.



Выполняют индивидуальную проверочную работу на отдельных бланках.
По окончании работы сдают бланки на проверку учителю.

Направляет работу учащихся.
Проводит фронтальный опрос учащихся по вопросам модуля, по необходимости задает дополнительные и наводящие вопросы, добивается полных развернутых ответов от учащихся, оценивает ответы в ведомости.
Следит за самостоятельностью выполнения проверочной работы.

Собирает работы учащихся и сообщает, что они будут проверены к началу следующей пары занятий.

30 мин

УЭ–3

Читают цель УЭ.
Слушаяя краткий вступительный рассказ учителя, записывают в тетрадь определения понятий: онтогенез, филогенез; зарисовывают схемы.
Читают текст учебника – краткие исторические сведения по эмбриологии.
На бланках модуля по уровням заполняют таблицу об ученых-эмбриологах.    Самопроверка заполнения таблицы, см. материалы урока 1–2.

Направляет работу учащихся.
Оказывает консультативную помощь учащимся уровня А.



Направляет работу учащихся.


Старается отслеживать работу учащихся уровня С.    

12 мин

УЭ–4

Аналогично УЭ–5 урока 1–2.

   

   


* Видеофильм по теме «Размножение человека» – фрагмент продолжительностью приблизительно 17–20 мин из фильма «Зарождение чуда» телекомпании ВВС (комплект видеокассет «Тело человека»).

 

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ–0

Цель урока: в результате работы с модулем вы будете знать особенности оплодотворения у животных; уметь объяснять биологическое значение оплодотворения; продолжите развивать мышление, кратковременную память и навыки самостоятельной учебной работы (взаимоконтроль, работа в парах); сможете осуществить промежуточный контроль знаний по теме: «Размножение организмов».   

Внимательно прочитайте цель урока.
Не забудьте записать дату и тему урока.

УЭ–1

Цель: расширить и углубить знания об оплодотворении, о значении оплодотворения в жизни животных, развивать навык слушания.

Просматривая видеофильм, вспомните, что мы изучали по данной теме в 9-м классе. Какую новую информацию вы получили? Запишите новые сведения к себе в тетрадь.

Ответьте устно на вопросы
Что такое гаметы?
Что такое оплодотворение?
Какие виды гамет вам известны?
Каковы формы и размеры гамет?
Где образуются гаметы у человека и млекопитающих животных?

Выполните задание
В графах на бланке проставьте одну или несколько букв, соответствующих названиям клеток или процессов, являющихся правильным ответом на поставленные вопросы:

1. Какие клетки, например у лягушки, образуются в результате митоза?
2. Какие клетки, например у лягушки, образуются в результате мейоза?
3. При каких процессах в организме диплоидный набор хромосом остается диплоидным?
4. В результате какого процесса гаплоидный набор хромосом переходит в диплоидный?
5. Какие клетки содержат гаплоидный набор хромосом?
6. Какие клетки содержат диплоидный набор хромосом?
7. В результате каких процессов из диплоидных клеток образуются гаплоидные клетки?

а – митотическое деление
б – мейотическое деление
в – оплодотворение
г – деление зиготы
д – амитоз
е – женские гаметы
ж – мужские гаметы
з – зигота
и – клетки зародыша
к – соматические клетки тканей
л – деление соматических клеток

Поменяйтесь работами со своим партнером. Осуществите взаимопроверку по ключам.
Оцените работу своего партнера, поставив за каждый правильный ответ «+».
«5» – если ваш партнер набрал 14 «+»;
«4» – если ваш партнер набрал 12–13 «+»;
«3» – если ваш партнер набрал 10–11 «+»;
«2» – если ваш партнер набрал менее 10 «+».

Работайте индивидуально, делая записи
в тетради.




Работайте вместе с классом.




Работайте индивидуально, записывая ответы на бланке № 1.



















Старайтесь быть внимательными и объективными при оценивании партнера. В случае затруднения обращайтесь к учителю. Оценку поставьте на бланк № 1.

УЭ–2

Цель: расширить и углубить знания о размножении организмов; осуществить промежуточный контроль знаний по теме: «Размножение организмов».

Изучите рисунок и ответьте устно на вопросы

1. Какие особенности сперматозоида позволяют передавать наследственную информацию мужского организма, обеспечивать высокую подвижность и проникновение в яйцеклетку?
2. Какие особенности строения яйцеклетки могут обеспечить
развивающийся зародыш питательными веществами?
3. В результате каких процессов образуется гаплоидный
набор хромосом в гаметах?
4. О чем свидетельствует сходство процессов мейоза,
присущих всем животным и человеку?
5. Каким образом возникают изменения в генетическом
материале новых поколений?
6. Какие из следующих утверждений правильные:

а – в результате мейоза всегда образуются гаплоидные, а в результате митоза – диплоидные клетки;
б – гаметы всегда гаплоидны;
в – гаметы могут быть диплоидными.

7. Какая форма размножения обеспечивает лучшую приспособляемость к изменениям окружающей среды?
8. Что такое конъюгация гомологичных хромосом? Когда она происходит?
9. Как происходят процессы митоза и мейоза при чередовании половой и бесполой фаз размножения растений?
10. Английский ученый Дж.Гердон пересадил ядро, взятое из клетки кишечника лягушки, в яйцеклетку, собственное ядро которой предварительно было разрушено облучением ультрафиолетом. Вырос головастик, а потом и лягушка, идентичная той особи, от которой было взято ядро. Что доказывает опыт? Какое практическое применение может найти этот эксперимент?
11. Каким образом можно создать любое число генетически тождественных копий какой-либо ценной особи животного?
12. С каким биологическим процессом связано произрастание растений земляники на лесных полянах группами – куртинами?
13. В чем сущность полового процесса?
14. Как называется тип генетической регенерации у прокариот, когда две бактериальные клетки вступают друг с другом в контакт с помощью цитоплазматического мостика, по которому из клетки донора в клетку реципиента перемещается бактериальная хромосома?
15. Рассмотрите рисунок. Почему во втором случае возникли новые виды, а в первом – нет?

16. Какие преимущества дает организму образование большого количества спор?
17. Сравните процессы почкования и размножения путем деления клеток.
18. Подсчитайте, сколько предков могли внести вклад в наследственность каждой современной особи во втором, третьем, четвертом, пятом и т.д. предшествующих поколениях. (Расчет проводится по формуле 2n–1, где n – общее число поколений.)

Выполните проверочную работу по индивидуальным карточкам (Приложение 1).
Сдайте свои работы на проверку учителю.





Работайте вместе с классом.




































































Работайте индивидуально, записывая ответы на отдельных бланках.

УЭ–3

Цель: изучить последовательность периодов эмбрионального развития организма. Выявить общие закономерности онтогенеза. Развивать навык самостоятельности при заполнении таблиц.

Внимательно прослушайте вступительный рассказ учителя. (Приложение 2).
Запишите в тетрадь новые термины и зарисуйте схемы:
Онтогенез – …
Филогенез – …

Внимательно прочитайте в учебнике параграф 7.1 и постарайтесь его запомнить.

Заполните таблицу на бланке № 2.
Уровень А. При заполнении таблицы вы можете пользоваться материалами параграфа учебника.
Уровень В. Старайтесь заполнять таблицу по памяти, в случае затруднения обращайтесь к учебнику.
Уровень С. Заполните таблицу по памяти.

Самостоятельно проверьте правильность заполнения таблицы по ключам.
Оцените свою работу по следующим критериям:
«5» – всю таблицу заполнили верно соответственно своему уровню;
«4» – всю таблицу заполнили правильно, но допустили одну неточность;
«3» – выполнили все задания, но допустили 2–3 неточности или не успели заполнить 2–3 графы;
«2» – почти ничего не смогли заполнить правильно или почти все перепутали;
«1» – вообще не выполнил задание, но такого быть не может!!!





Внимательно слушайте учителя.
Работайте индивидуально в рабочей тетради.











Работайте самостоятельно, заполняя таблицу.







Ключи возьмите у учителя.
Старайтесь быть объективным при выставлении оценок.
Оценку поставьте на бланке № 2.

УЭ–4

Цель: подведение итогов урока.

Прочитайте еще раз цель урока.
Достигли ли вы цели урока? В какой степени?
Какие затруднения возникали у вас при работе на уроке? Почему?
Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале (по средним результатам).

Выберите домашнее задание:
– если вы работали на уроке успешно и получили итоговую «5», то вы освобождаетесь от домашнего задания;
– если на уроке вы иногда испытывали затруднения и получали оценки «4» и «5», то повторите параграфы 6.2 и 7.1, а также устно разоберите вопросы для повторения и задания в учебнике на с. 216.
– если вы часто ошибались и получили оценку «2» или «3», то проработайте материал модуля еще раз.



Работайте вместе с классом.





Итоговую оценку поставьте на бланках. Вклейте в тетрадь лист с бланками.
Самостоятельно.

Модульная программа № 4. Размножение и развитие организмов

Урок 7–8. Мейоз. Оплодотворение у животных. Онтогенез и его закономерности

Бланк № 1 (УЭ–1).

Ученик__________________ Класс___________ Дата____________________

1.

№ вопроса

Буквы ответов

1.

 

 

 

 

 

+/–

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

+/–

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

+/–

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

+/–

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

+/–

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

+/–

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

+/–

 

 

 

 

 

Ваша оценка_________________________________

Бланк № 2 (УЭ–3). История развития эмбриологии

Фамилия ученого

Вклад ученоговразвитие науки

1.

К.Ф. Бэр

 

2.

А.О. Ковалевский

 

3.

И.И. Мечников

 

4.

Ч.Дарвин

 

5.

Ф.Мюллер

 

6.

Э.Геккель

 

7.

А.Н. Северцов

 

Ваша оценка ____________________

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru