Путешествие в мир виноградной лозы

КОПИЛКА ОПЫТА

Д.Р. БАКРИЕВА,
руководитель кружка виноградарей
Кизлярской станции юннатов,
г. Кизляр, Дагестан

Путешествие в мир виноградной лозы

Вводное занятие для юннатов – учащихся 5-го класса

Цели занятия

  • Образовательная – ознакомить юннатов с историй возникновения и районами распространения винограда, его биологией, сельскохозяйственным значением, особенностями ухода за растениями.

  • Развивающая – привить уважение к труду.

  • Познавательная – пробудить интерес к культуре винограда.

Материалы и оборудование

1. Плакат «Строение растения винограда».
2. Таблички с названиями остановок.
3. Плакат с названием темы занятия.
4. Стенд «Продукция, получаемая из винограда».
5. Коллекция органических и минеральных удобрений.
6. Рисунки птиц на альбомных листах.
7. Плакат-кроссворд.
8. Таблички с названиями команд: «Изюминка», «Ягодка».
9. Черенки винограда.
10. Семена винограда.
11. Пилотки с эмблемами команд.Ъ
12. Магнитофон с музыкальным сопровождением для остановок.
13. Карта.

Учитель. Занятие у нас сегодня будет необычное – это путешествие в мир виноградной лозы. Но в одиночку путешествовать не интересно, скучно и трудно. Поэтому мы разделимся на две команды. Я буду вашим командиром. Первая команда будет называться «Изюминка», а вторая – «Ягодка». В пути нас ждут испытания. Чем лучше вы с ними справитесь, тем больше баллов принесете своей команде, и в конце путешествия победители получат приз. В дорогу мы отправимся не пешком, не на автобусе и даже не на поезде, а полетим на самолете. Выбрали этот вид транспорта не зря. Ведь сельскохозяйственная авиация – это лучший помощник виноградарей. На легком самолете мы будем лететь на небольшой высоте и увидим виноградные плантации, людей, работающих на них. Посадки будем совершать там, где нам понравится. А во время полета мы поговорим – например, об истории возникновения виноградарства.
Итак – вы экипаж самолета, а я ваш командир. Наденьте пилотки, путешествие начинается, и первая остановка в пути – «Историческая».

Остановка «Историческая»

Учитель (рассказ сопровождается показом на карте районов возделывания винограда). Ископаемые остатки листьев и семян винограда свидетельствуют о том, что он появился на Земле более 55 млн лет назад.
Четыре тысячи лет назад виноград возделывали в Египте, Ассирии, Вавилоне. Об этом люди узнали из памятников архитектуры, скульптуры, живописи. Отсюда культура винограда стала проникать на запад. В нашей стране виноград возделывают в основном на Северном Кавказе. Но ученые стараются продвигать эту культуру дальше на север. На научной станции под Оренбургом хорошо прижились сорта винограда, способные переносить мороз до –45 °С.

(Звучит восточная музыка.)

Виноград в Дагестане возделывали еще в первом тысячелетии до нашей эры.
– Как вы думаете, кто из русских царей повелел развивать виноградарство на территории Дагестана?

Дети. Петр I.

Учитель. Это действительно так. Дербентские вина всегда славились высоким качеством, пользовались спросом. А гертухское вино «Каберне» в 1900 г. получило Гран-При на Всемирной выставке в Париже.
В горном Дагестане виноградарством занимались в Тлохе, Гимрах, Унцукуле. А жители Кизляра даже на своем гербе поместили изображение виноградной лозы. И это не случайно. Виноградарство и виноделие были не только главным занятием, но и основой экономики, ведь с этого началась и история города. Продукция из Кизляра вывозилась в Ригу, Петербург, Казань и другие города. Сейчас в Дагестане выращивается более 60 сортов винограда – это «Ркацители», «Рислинг», «Мустанг алый терский» и др.
Итак, на остановке «Историческая» вы узнали, когда появился виноград, где его возделывали. Но ведь нам хочется побольше узнать о самом винограде. Мы хотим понять, как на «сухих и безжизненных» стеблях появляются сочные, ароматные и красивые грозди винограда.Ъ
И самолет доставляет нас на остановку «Научная».

Остановка «Научная»

– Из каких частей состоит растение винограда? (Демонстрируется плакат.) Правильно. Взрослое растение винограда состоит из корня, стеблей, листьев. Стебли винограда называются лозами. У одного растения их может быть несколько, и они гибкие, потому что виноград – это лиана. Цветки винограда невзрачные, мелкие, собраны в соцветия. После цветения на месте цветков образуются плоды с семенами.

– Какую часть растения используют для размножения? (Дети отвечают.)

Учитель. Правильно, семена. А можем ли мы получить побольше кустов винограда и побыстрее? (Предположения юннатов.)
Оказывается, виноград может размножаться и черенками, и отводками.
Черенок – часть стебля, отделенная от основного растения, а отводками называют часть виноградного стебля, укоренившегося в почве, но не отделенного от материнского растения. Какой способ размножения выбрать, зависит от человека. Если растению 90 лет, то, наверное, лучше использовать отводки, а если 12 лет, можно попробовать размножать его с помощью семян.

(Педагог демонстрирует черенки, на плакате с рисунком винограда показывает отводки, на плотном листе бумаги – приклеенные семена, 2–3 шт.)

Учитель. Вроде бы, все просто, да не очень! Представьте себя, что бы получилось, если бы:

– посадили виноград и забыли про него – растет он сам по себе, и никто его не поливает, не удаляет сорняки с междурядий;

– посадили виноград в таком месте, куда не попадают солнечные лучи.

(Дети отвечают.)

Действительно, виноград не вырос бы. Его надо подкормить питательными веществами, и сажать так, чтобы на виноградные ряды всегда заглядывало солнышко. Вот видите, сколько нужно знать, чтобы вырастить растение. А чтобы получить полновесный урожай винограда, надо проделать 54(!) вида разных работ с весны до осени, потому что это самая трудоемкая культура. Работая на виноградном участке, надо много уметь и знать, любить землю, солнце, людей.
Итак, на остановке «Научная» мы узнали, что виноград имеет корни, стебли, листья, усики, цветки, плоды с семенами. Размножать виноград можно и семенами, и черенками, и отводками.
Сейчас самолет пролетает над Дербентским районом. Под крылом плещутся волны седого Каспия. А вот и зеленые ряды винограда. Они кажутся бесконечными, и на них, как муравьи, трудятся люди.

Остановка «Народная мудрость»

Труд – отец богатства, земля – мать богатства. Сколько мудрости в этих словах! И это только одна из пословиц, созданных народом о труде. Давайте же вспомним другие замечательные пословицы, ведь мы приземлились на землю народной мудрости. (Педагог показывает указкой на плакат с названием остановки.)

Учитель. Я назову первую часть пословицы, а вы вторую. Сначала отвечает команда «Ягодка», а затем – команда «Изюминка».

1. Что посеешь… (То и пожнешь.)
2. Без труда… (Не вынешь и рыбку из пруда.)
3. Труд человека кормит… (А лень портит.)
4. Не будет хлеба… (Не будет и обеда.)
5. Кто рано встает… (Тому Бог дает.)
6. Скучен день до вечера… (Коли делать нечего.
7. Хочешь есть калачи… (Не лежи на печи.)
8. Дело мастера… (Боится.)
9. Терпенье и труд…(Все перетрут.)
10. Весенний день… (Год кормит.)

Итак, на остановке «Народная мудрость» мы познакомились с пословицами о труде. Но наше путешествие продолжается. Представьте себе, что вы приятным летним утром присели отдохнуть в тени виноградных лоз. Прислушайтесь. Какие звуки мы слышим? (Ответы и предположения юннатов.)

Остановка «Музыка сада»

Учитель. Звуки природы, как они прекрасны! Шелест листвы, жужжание пчел и, конечно же, пение птиц. Наш виноградный участок тоже наполнен трелями птиц, а каких именно – надо отгадать. Отвечать начинают участники команды «Изюминка».

1.

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели –
Голосистее, нежней.
Кто же это?

(Соловей.)

2.

На шесте дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его …

(Скворец.)

3.

Гнездо свое он в поле вьет,
Где шепчутся растения.
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворение.

(Жаворонок.)

4.

Что за птица на суку?
День за днем: «Ку-ку, ку-ку».
Это на лесной опушке
Счет годам ведет…

(Кукушка.)

5.

У этой – хвост косицы,
У той – как веерок.
Две птицы, две сестрицы:
Касатка, воронок.
Одна из них – сельчанка,
Другая – горожанка…

(Ласточки.)

6.

Как сажа, черна.
Как сметана, бела.
Хочу рассказать всем,
Где я была.

(Сорока.)

По мере отгадывания загадок педагог показывает детям рисунки птиц и прикрепляет их на доску с помощью заранее приготовленных кусочков скотча или скрепок.
Итак, на остановке «Музыка сада» мы услышали голоса наших пернатых друзей. Но не только песнями нас радуют птицы. Почему, если их не будет, сразу загрустят растения? (Ответы юннатов.)

Учитель. Действительно, птицы – наши помощники в сохранении урожая. Ласточка за время выкармливания птенцов уничтожает больше 200 тыс. насекомых. А сорока, несмотря на то, что люди неуважительно относятся к ней, уничтожает многих вредителей сельскохозяйственных культур, т.к. она всеядна. Кукушка уничтожает ядовитых и мохнатых гусениц, которых не трогают многие другие птицы. Скворцы часто спасают урожай на полях. Например, в Волгоградской области стая скворцов за сезон уничтожила свекловичного долгоносика. А розовый скворец пожирает саранчу. В каждый прилет к гнезду скворец несет 3 саранчука, по 3 г весом каждый. За один месяц 1 тыс. скворцов вместе с птенцами уничтожают 22 т саранчи.
Скучным был бы мир без птиц. Они – источник вдохновения для поэтов, художников, композиторов. Они побуждали людей мечтать о полете, свободе. Давайте будем помнить это, будем любить и восхищаться птицами и делать все, чтобы им было хорошо рядом с нами.

Остановка «Лето»

А сейчас давайте побываем в гостях у лета. Хорошо погреться под жаркими лучами солнца, полюбоваться красотой растений, полакомиться ягодами и фруктами. Люди не зря назвали виноград солнечной ягодой. Под жарким солнцем юга наливается его ягоды соком, чтобы обрадовать, принести пользу и даже вылечить всех, кто их попробует. Но для того, чтобы получить полновесную гроздь винограда, надо сначала как следует потрудиться и попотеть.
Весенние работы начинаются с открывания кустов, ведь на зиму виноградную лозу присыпают почвой, потому что даже один морозный день может уничтожить виноградные кусты. Затем – обрезка, при которой удаляются лишние и поврежденные побеги.
Как вы думаете, что надо сделать, чтобы куст винограда рос правильно и сильный ветер не поломал побеги? (Ответы детей.)
Оказывается надо подвязать лозу к опоре. И обрезку, и подвязку делают не один раз.
Почва, на которой растет виноград, тоже требует ухода. Еще осенью почву перекапывают – так и доступ воздуха к корням открывают, и семена сорняков уничтожают, и удобрения заделывают в землю.
– А для чего нужны удобрения? (Педагог слушает предположения и ответы. Важно дать высказаться каждому ребенку.)

Учитель. Удобрения бывают органические и минеальные. Органические созданы природой – это навоз, птичий помет, торф. Минеральные – азотные, калийные, фосфорные – производятся на заводах. (Учитель демонстрирует пробирки с удобрениями и продолжает рассказ.) Виноград вырастет, наверное, и без удобрений, но растение будет слабым, ягоды плохо будут созревать и урожай получится небольшим.
Удобрения внесены, но отдыхать рано! Надо проводить обломку – удалять лишние побеги, отбирающие питательные вещества у наливающихся гроздей. И обломку тоже проводят не раз. Еще надо удалить поросль – это побеги, развивающиеся вблизи поверхности почвы. Они бесплодны и, забирая часть питательных веществ, снижают урожай. Часть работ надо провести и со стеблем: где укоротить побеги, а где убрать листья, закрывающие ягоды от солнечных лучей.
Несмотря на то, что виноград считается засухоустойчивым растением, он очень требователен к воде. Ведь листья, ягоды и даже стебель на 80% состоят из воды. Хорошо, если пойдет дождь, но если его нет?! Неужели пропадет урожай? (Ответы детей.)

Учитель. Еще весной прокопали труженики канавки в междурядьях, и теперь каждый корешок получает свою порцию воды – и урожай будет хороший!

Остановка «Урожайная»

Наш самолет снижается для посадки в самой вкусной части путешествия – остановке «Урожайной».
– А для чего используется виноград? (Дети отвечают.)

Учитель. Вы совершенно правы. Виноград используют и в свежем, и в переработанном виде. По своей питательности 1 кг винограда равен 1,7 л молока. А столько витаминов, углеводов и питательных веществ, как в винограде, не содержится ни в одной ягоде, ни в овощах, ни во фруктах.
Виноград сушат, получая изюм, кишмиш. Из него делают мармелад, варенье, желе и другие полезные и вкусные изделия. Но мировую славу винограду принесли не только эти продукты переработки винограда. Больше всего – 80% винограда – идет на производство вина и коньяков.
Оказывается вещества, входящие в состав вина, входят и в состав крови человека. Вино обладает лечебными свойствами, и в военные годы, когда не хватало лекарств, ослабленным людям и тяжелораненым солдатам давали вино в небольших количествах. Даже туберкулезные и тифозные палочки погибали в вине в течение 15 мин. А коньяки, производимые на Кизлярском и Дербентском коньячных заводах, прославили Дагестан далеко за пределами России. Коньяки Кизлярского коньячного завода используются на официальных приемах Президента России в Кремле. Посмотрите, сколько наград получили эти коньяки на международных выставках. (Демонстрация плаката.)
Даже отходы виноделия не пропадают зря. Из выжимок делают корма для животных, сельскохозяйственные удобрения. Из семян и дрожжевой гущи получают спирт, масло, косметические средства, заменитель кофе. Помните, на остановке «Лето» мы говорили о том, что лишние побеги и листья надо удалять. Так вот, в побегах содержится много витаминов, из них делают прохладительные и освежающие напитки, например квас. А листья используют для приготовления вкусной долмы.
Кроме всего этого, виноград служит украшением зданий и мест отдыха. Почвы для укоренения ему нужно немного – хватит узкой полоски земли вдоль стен домов. При этом корни проникают на глубину до 15 м и добывают воду и питательные вещества даже из совсем бедной почвы.
Но нам опять пора в путь, и пока самолет летит к конечной остановке, давайте отдохнем, разгадаем кроссворд и вспомним, какие продукты дает нам виноград. (Кроссворд – на плакате, буквы пишутся цветным мелом, для того чтобы можно было использовать плакат неоднократно.)

Кроссворд

Кроссворд

По вертикали. 1. Ягоды, сваренные в сахарном сиропе. 3. Сушеные ягоды винограда без косточек. 4. Напиток, который особенно любят дети; содержит много витаминов.

По горизонтали. 2. Изделие из мякоти винограда в виде разных фигурок и кубиков присыпанных сахаром. 3. Сортов у этого напитка много, а основа одна – виноградный спирт, выдержанный в дубовой бочке. 5. Перебродивший сок винограда, полезен в небольших дозах.

Ответы

По горизонтали: 1. Варенье. 3. Кишмиш. 5. Сок.

По вертикали: 2. Мармелад. 3. Коньяк. 5. Вино.

Учитель. Вот мы и прошли весь запланированный на сегодня маршрут, справились с заданиями. Давайте теперь проверим, что вы запомнили, о чем сможете рассказать друзьям, родителям, другим людям.

– Где в древности возделывали виноград?
– Из каких частей состоит виноградное растение?
– Какую пользу винограду приносят птицы?
– Какие работы проводятся на винограднике?
– Какие продукты получают из винограда?

Самолет совершил посадку на конечной остановке, и команды, которые славно потрудились, получат призы. Но на этом мы не прощаемся с виноградом, ведь он еще не все свои тайны раскрыл нам.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru