ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
"ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"
СУХОВА Т.С.
Курс «Системный подход как условие
развивающего обучения в курсе биологии»
Учебный план курса
№ газеты |
Учебный материал |
17 |
Лекция 1. О системном подходе к
обучению биологии |
18 |
Лекция 2. Системный подход к
планированию учебно-воспитательных задач |
19 |
Лекция 3. Воспитание и
развитие личности ученика в процессе обучения
биологии
Контрольная работа № 1 (срок выполнения –
до 15 ноября 2004 г.) |
20 |
Лекция 4. Системный поход к
контролю знаний |
21 |
Лекция 5. Вопросы пола в системе
биологических знаний
Контрольная работа № 2 (срок выполнения –
до 15 декабря 2004 г.) |
22 |
Лекция 6. Развивающая функция
школьного биологического эксперимента |
23 |
Лекция 7. Роль обобщающих уроков в
формировании системного мышления |
24 |
Лекция 8. Системный подход к
построению уроков и семинаров |
Итоговая работа.
Итоговые работы, сопровождаемые справками из
учебного заведения (актами о внедрении), должны
быть направлены в Педагогический университет не
позднее 28 февраля 2005 г. |
Лекция 3. Воспитание и развитие
личности ученика в процессе обучения биологии
«Только внутренняя, духовная,
животворная сила труда
служит источником человеческого достоинства,
а вместе с тем и нравственности и счастья»
К.Д. Ушинский
Вспомним заповедь учителя: «Обучая –
воспитывай». А это значит, что в процессе
обучения необходимо создать условия для
развития интеллектуальной и духовной сфер
личности. «Парадокс системы нашего образования,
– пишет профессор А.Боборыкин, – состоит в том,
что мы о знаниях думаем больше, чем о воспитании
нравственности. А ведь, чем выше уровень
интеллектуального развития, тем опаснее разрыв
между умом и чувством». Без духовно-нравственной
основы знания могут стать разрушительной силой.
В системе биологического образования,
формирующего понятие об уникальности жизни, эта
истина особо актуальна.
Процесс учения –
повседневная труд, и в этом труде воспитывается
личность. Л.Н. Толстой рекомендовал такую
программу самовоспитания:
«Что назначено непременно исполнить,
то исполняй несмотря ни на что.
Что исполняешь, исполняй хорошо.
Никогда не справляйся в книге, ежели
что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить.
Заставь постоянно ум твой
действовать со всею возможною силою.
Важнее всего в жизни исправление от
лени, раздражительности и бесхарактерности».*
В учебно-воспитательном процессе
основная роль в воспитании и развитии личности
ученика отводится учителю. Как многому хочется
научить своих учеников и как мало порой удается!
Где взять резерв времени на решение бесконечно
сложных задач воспитания личности, когда еле-еле
успеваешь справиться с программным материалом.
Оказывается, специального времени и не надо. Все
дело в организации процесса обучения, когда
ученики начнут «активно» учиться и преодолевать
свою лень, бесхарактерность, не лгать даже в
пустяках...
Попробуем коснуться этой деликатной
проблемы. Деликатной – потому что, проводя уроки
со всем классом, необходимо воспитывать каждого
человека, и делать это нужно терпеливо и
тактично. Рассмотрим всего несколько элементов
учебного процесса для иллюстрации их
воспитательных функций:
выполнение учебных домашних заданий;
проведение биологического
эксперимента как одного из видов домашнего
задания;
проведение летних наблюдений;
учебная деятельность учащихся на
уроке при использовании учителем приема
эмоционального воздействия.
Первые три элемента имеют одну общую
черту – их воспитательная и развивающая функции
определяются степенью самостоятельности и
ответственности ученика. Иногда одаренный
ученик не выделяется успехами среди
одноклассников, так как для самостоятельной
работы ему не хватает самодисциплины, воли,
чувства долга. Несомненно, часть учебной работы
выполняется на уроке, где планом урока Педагог
уже определил, в какой последовательности, за
какое время и как выполнять задание. Однако, даже
если Педагог стремится повышать на уроке степень
самостоятельности учеников, выбор действий у них
ограничивается структурой урока. Развитие же
качеств личности, как утверждает Педагогика,
зависит от разнообразия видов деятельности. Наш
учебный предмет обладает и этим чудесным
свойством: не только на уроке, но и дома
разнообразить виды деятельности ребят; дать
возможность выбрать то, что хочется. Задания по
выбору укрепят умение и желание самостоятельно
выполнять учебные задачи.
Можно ли управлять этим процессом «на
расстоянии», когда задачи даются как домашние
для самостоятельной работы? Поразмышляем над
ситуацией: в классе вместе работают способный, но
лентяй; старательный, но мало успевающий; сильный
ученик, но соблюдающий принцип «обо всем
понемногу»; способный и трудолюбивый. Можем ли мы
учесть эти индивидуальные особенности в целях
воспитания личности, продумывая домашнее
задание? Да, показывает опыт, если предложить
разнообразную по характеру деятельность, а
ученику дать право выбрать то или иное задание.
При этом каждое задание должно соответствовать
уровню развития всех учеников данной возрастной
группы и открывать возможность для роста
индивидуальных сил каждого. Например, при
изучении темы «Рыбы» Педагог предлагает к уроку
«Многообразие рыб» задания на выбор.
Подготовить карточку по систематике
рыб (работа со справочным материалом).
Подготовить сообщение (работа с
научно-популярной литературой).
Рассказать о домашнем аквариуме.
Подготовить акварельные рисунки,
отражающие многообразие рыб.
Составить кроссворд на данную тему.
Составить схему взаимосвязей
организмов в водоеме, используя личный опыт
рыбной ловли.
Эти задания нельзя выполнить за 1–2
дня, и от учителя требуется планирование
домашнего задания и его места в теме в начале ее
изучения. На доске записывается новая тема:
«Рыбы» с указанием уроков. Обращается внимание
учеников на то, что урок «Многообразие рыб» будет
подводить итоги всей темы и поэтому требует
предварительной подготовки. Ученикам важно
знать, через сколько дней, а то и недель
потребуется отчет о домашнем задании. Задания,
рассчитанные на длительное время, выполняют
вместе с образовательными и воспитательные
функции. Они развивают такие качества личности,
как сила воли, самодисциплина, трудолюбие,
систематичность в работе. Однако есть опасение,
что при добровольном выборе задания способный,
но лентяй, может выбрать темы, предусмотренные
учителем для отстающих ребят. Здесь нам надо
условиться вот о чем. В содержании образования
есть знания и умения обязательные и повышенной
трудности. При составлении индивидуальных
домашних заданий нужно строить все их варианты
на уровне не ниже базового. А пути выполнения
могут быть разными – с учетом индивидуальных
особенностей детей. Планируя задания для выбора,
объясните ученикам, какие требования
обязательны в любом типе домашнего задания. В
частности, по теме «Многообразие рыб» нужно:
назвать основные систематические
группы;
составить характеристику класса
Рыбы;
привести примеры приспособленности
рыб к среде обитания;
включить информацию о рыбах,
занесенных в Красную книгу.
Как дополнительная к обязательному
уровню может быть предложена работа по
составлению схемы взаимосвязей организмов в
водоеме.
При таком подходе каждый ученик
получает возможность продемонстрировать свои
сильные стороны. Так, слабоуспевающий по другим
предметам ученик может оказаться аквариумистом
или знатоком-рыболовом и блеснуть своими
познаниями перед одноклассниками. Похвалите его,
даже если для своего сообщения он пока не прочел
ни одной теоретической работы. Практический опыт
ловли рыбы или ухода за аквариумными рыбами –
для него уже немалый учебный багаж. Помня правило
«Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом»,
дайте возможность не только успевающим, но и
отстающим ученикам использовать свои сильные
стороны!
Проанализируем ситуацию, связанную с
выполнением домашнего задания.
Ученики обладают разной самооценкой:
адекватной, заниженной и завышенной. Нужна
помощь. Что может сделать Педагог? Один из путей
– использовать домашнее задание как способ
активизации самостоятельной деятельности
ученика. Удачно выполненное, пусть не очень
сложное, задание поддержит не уверенного в себе
ученика. С излишне самоуверенным человеком
попробуйте действовать так, как советовал
Карнеги – «задеть за живое, бросить вызов».
Конечно, это не значит поставить человека на
место, унизить его. Речь идет о необходимости
научить ученика правильно себя оценивать, и
делать это надо предельно тактично. Не секрет,
что ученики с завышенной самооценкой, потерпев
первое поражение на контрольной работе,
конкурсе, олимпиаде, переживают его как большую
трагедию. Устройте на уроке викторину, а
подготовку к ней сделайте домашним заданием.
Поручите не совсем уверенному в себе ребенку
провести для начала фрагмент этой игры в
качестве ведущего и помогите ему подготовиться
дома к этой роли. Самоуверенный пусть станет
капитаном команды и по вашему поручению возьмет
на себя ответы на самые трудные вопросы.
Поговорите потом с ним один на один о том, как он
справился с заданием и над чем ему стоит еще
поработать.
В теме «Корень» есть урок, посвященный
росту корней. Параграф, большой по объему,
содержит обязательные для усвоения понятия
(пикировка, рост верхушкой), выделенные в тексте
курсивом. Планируя изучение всей темы вместе с
учениками, предложите вместо изучения текста
параграфа провести опыт «Рост корня» в домашних
условиях. Текст учебника посоветуйте
использовать в качестве инструкции для отчета.
Предлагаем образец записи на доске и в тетради.
Опыт «Рост корня»
Цель: пронаблюдать, как растет
корень.
Ход работы. Поставить луковицу в воду.
Отметить появление придаточных и боковых корней.
Оторвать кончики у нескольких корней, наблюдать
развитие боковых корней после пикировки.
Составить календарь наблюдений:
Число |
Что делаю |
Что наблюдаю |
|
|
|
Результат: ___________
Вывод: ___________ |
Можно предложить, по желанию,
использовать для опыта прорастающие семена.
Ниже приведены варианты календаря наблюдений и
отчета по проведенному опыту.
Календарь наблюдений
Цель: понаблюдать, как растет корень.
Календарь наблюдений
4.11. Поставила луковицу в воду.
5.11. Без изменений.
6.11. Без изменений.
7.11. Появились маленькие корни.
8.11. Корни увеличились на 2 см.
9.11. Корни стали больше еще на 2 см.
10.11. Сделала пикировку.
11.11. Боковые корни не выросли.
Результат: боковые корни не
появились.
Вывод: если оборвать или обрезать кончик
корня – его верхушку, рост корня в длину
прекратится.
Е.Колчина, 6 «А» класс
|
Отчет
План опыта
1. Положить семена фасоли на проращивание.
2. Наблюдать, когда появится корень.
3. Отщипнуть нижнюю часть. Наблюдать, что
происходит.
Цель: доказать, что первым при прорастании
семени появляется корень.
22.11. Начала опыт.
24.11. Семена набухли.
25.11. Пошел корень.
27.11. Отщипнула нижнюю часть корня.
28.11. Пошли боковые корни.
Результат:
1) размер корня – 1 см 5 мм;
2) после прищипки появились боковые корни.
Вывод: первым при прорастании семени
появляется корень.
И.Демьяненко, 6 «А» класс
|
Выполнение такого задания
требует времени, и поэтому результаты
анализируем, когда сданы все отчеты и тема
«Корень» подходит к концу. Самостоятельно
полученные данные активно используются на
обобщающем уроке, когда разбирается, как
обработка почвы влияет на рост корней.
Большинство ребят выполняют опыт с
удовольствием. Одни предпочитают работать
самостоятельно, не читая параграфа, другие еще и
штудируют параграф для проверки правильности
отчета. Каким бы путем ни шли наши исследователи,
в отчете у всех должны быть следующие пункты:
зачем делаем опыт (цель);
как делаем (ход);
что получили (результат);
какие выводы можно сделать.
Согласитесь, что этот доступный опыт
должен привести учеников к весьма серьезным
умозаключениям. Представленные отчеты убеждают,
что такую работу, если она проводится как
система, могут выполнить даже начавшие изучать
биологю в 6-м классе.
Планирование работы на несколько дней
вперед дает возможность проконсультироваться у
учителя, и даже слабые ученики справляются с
заданием и, как правило, меньше «четверки» не
получают. Есть трудности другого характера при
работах подобного рода.
1. Не все учащиеся сдают работу к сроку.
2. Некоторые, прочитав учебник, пишут в
отчете не то, что есть, а то, что надо.
В первом случае совет один – довести
дело до конца, даже если оно будет выполнено с
опозданием. Во втором случае, когда отчет есть, но
факты подтасованы, можно, конечно, обвинить
ребенка во лжи. А можно вспомнить о «синдроме
наказания», когда уже не важно, что напишешь:
только бы не «двойка»! И опять возникает
психологическая проблема: свое решение ребенок
принял из-за неумения самостоятельно мыслить,
из-за боязни высказать неправильное мнение или,
что, с его точки зрения, еще хуже, – из-за боязни
признаться, что опыт не получился?
Поэтому очень важно, чтобы дети поняли:
для успеха в любой самостоятельной деятельности
необходимы такие качества личности, как смелость
в суждениях, готовность принять на себя
ответственность за решение, стремление
обосновать высказанное предположение,
способность признать свои ошибки при поиске.
Помните, как у А.П. Чехова: «Они не лгут даже в
пустяках». Давайте же воспитывать честность при
проведении экспериментов и решении поисковых
задач! Если нравственные качества личности не
воспитывать с младших классов, то в 9–11-х классах
ученики будут говорить то, что надо, а не то, что
на самом деле видят и думают.
Покажите ученику серьезное отношение
к его первому в жизни открытию. Убедите его в том,
что ошибки при поиске неизбежны и их не надо
бояться. Мы должны высоко оценить честный отчет о
неудавшемся опыте: «Семя замочил, оно набухло, а
потом загнило». Разве эта неудача не тема для
разговора? Неудача может убить желание что-либо
делать, а может воодушевить на новые поиски.
Познакомьтесь с
рекомендациями немецких коллег, обобщающими
опыт работы по развитию самостоятельности
учащихся при выполнении домашних заданий.**
С помощью ограниченного числа
вопросов, заданий сделайте возможным для
учащихся получить представление об основных
учебных целях разделов программы.
Стимулируйте школьников обещанием,
что каждый, кто сможет выполнить эти задания,
получит, по меньшей мере, «четыре».
Подчеркивайте чаще высокую моральную
ценность упорства, настойчивости и убеждайте
учеников, что силой воли можно добиться многого.
Нет смысла задавать на дом то, что
достигнуто на уроке; проверяйте свою методику
домашних заданий по таким критериям:
концентрация на сути, повышение прочности
знаний, успешное овладение материалом всеми
учащимися.
Давайте домашнее задание, в котором
развиваются разные качества личности. В этом –
ключ к целенаправленному воспитанию.
Еще большую самостоятельность
ученики могут проявить при выполнении летних
заданий. Темы можно предложить на выбор разные.
Стадии развития злаков.
Влияние густоты посева на урожай.
Способы посадки картофеля.
Сорные растения.
Листья простые и сложные (по 20 экз. для
лабораторной работы).
Растения одного из семейств (4–5
представителей).
Стихи или сочинения о природе.
Акварельные зарисовки цветов,
опыляющихся разными способами.
Наблюдения за развитием животных
(рыб, земноводных, насекомых).
Наблюдение за поведением животных
(муравьев, пауков, комнатной мухи, дождевого
червя и т.д.).
Уход за сельскохозяйственными
животными.
Выработка условных рефлексов у
домашних животных.
Сбор гербария листьев с погрызами
насекомых-вредителей.
При разнообразии выполняемых работ
все они должны быть подчинены общим
учебно-воспитательным задачам, т.е. носить
направленный характер.
Определяет цель летних работ Педагог,
и он же выдвигает требования к их выполнению,
например такие:
– научитесь грамотно вести себя в
природе; не собирайте гербарии растений и
коллекции животных, взятых под охрану;
– подумайте о возможности использования
результатов летней работы на уроках;
– позаботьтесь об оформлении работы, т.к. лучшие
отчеты пополнят коллекцию кабинета биологии.
В каждом конкретном случае варианты
поставленных задач могут отличаться, но они
всегда должны нести воспитательные функции. Но
одно дело – дать задание, а другое – добиться его
выполнения. В конце учебного года ученики
радостными возгласами оповещают о том, что
заслужили отдых. А тут опять работа, да еще без
каждодневного контроля учителя. Не день-два, а
целях два месяца.
Если по сложившейся школьной традиции,
о которой младшие узнают от старшеклассников,
Педагог все равно «доведет дело до конца», группа
самых старательных уточняет детали летнего
задания в последние недели занятий. Задача
учителя – позаботиться о том, чтобы ученики
услышали о заданиях на лето не на последнем
уроке. Об этом надо спокойно напоминать весь год.
Проводим, например, лабораторную
работу по типам соцветий. «Жалко, – сокрушается
Педагог, – в прошлое лето сделали замечательную
работу, но в одном экземпляре. Может быть,
кто-нибудь из вас выручит и за лето составит
коллекцию соцветий для всего класса? Как делать,
вы теперь представляете, а на какие растения
падет ваш выбор – подумайте. Может быть, вы что-то
найдете уже в мае».
Подобную психологическую подготовку
можно вести на любом уроке, если уже в сентябре
сам Педагог позаботился о темах летних заданий
или воспользовался опытом прошлого учебного
года. Можно, изучая на уроке животных, привлечь
личные летние наблюдения ребят, что наполняет их
гордостью, сознанием причастности к разгадке
тайн жизни. Веря в свое первое открытие, ученик
оформляет задание как «Мой научный отчет». И
порой эта вера в себя определяет выбор на всю
жизнь. Если, не видя учителя два с лишним месяца,
на первый урок сентября ученик приходит с
оформленным отчетом по летнему заданию,
поздравьте и его, и себя. Его – с воспитанием в
себе чувства ответственности, себя – со
сложившейся системой в работе, которую признали
даже младшие ученики. Вот несколько примеров
выполнения летних работ.
Попробуете использовать работу над
летним заданием для развития интереса к предмету
и личных качеств учеников. Пусть этот летний
багаж послужит более успешному учебному
процессу.
Отчет о летней работе
Посадка картофеля
Клубень
Посажен 26.05
Взошел 15.06
Появились цветки 22.07 Выкопан 26.08 |
Половинка
Посажена 26.05
Взошла 21.06
Появились цветки 25.07
Выкопан 26.08 |
Глазок
Посажен 26.05
Взошел 24.06
Появились цветки 30.07
Выкопан 26.08 |
Росток
Посажен 26.05
Не взошел 26.08 |
Результат: клубень – три картофелины,
половинка – две картофелины; глазок – одна
картофелина, росток сгнил.
Вывод: чем больше питательных веществ, тем
больше картофеля и тем он крупнее.
С.Силецкий
|
Летнее задание
Густота посева и урожай
26 мая на бабушкином огороде я посадил две
грядки моркови. Морковь взошла через неделю. Это
было 2 июня. 29 июня я продернул первую грядку А
вторую грядку продергивать я не стал. Получилось,
что одна грядка была редко посажена, а другая
часто.
24 августа я вытащил с каждой грядки по морковке.
С первой грядки морковь была крупнее, чем со
второй.
Вывод: растения должны находиться в почве
на расстоянии друг от друга
Д.Осминников
|
Каждый из нас по-своему
воспринимает и ощущает окружающий мир, у каждого
свои интересы, сила эмоциональных переживаний, в
большей или меньшей степени развита воля,
адекватная или неадекватная самооценка. В
учебной деятельности это еще и индивидуальные
различия познавательных процессов: особенности
памяти, мышления, внимания. Для достижения
необходимой цели – воспитание
духовно-нравственной основы в человеке – важно
сочетание слова учителя с чувственным
восприятием учащимися изучаемого предмета.
Стремление нести добро, использовать знания для
достижения гуманных, а не низких целей не
возникает само собой. Над этим надо работать. И
если юноша 10–11-го класса выбрал к реферату по
биологии иллюстрацию «Руки, трепетно держащие
цветок» или написал стихотворение, побывав в
молчаливом лесу, то это радует куда больше, чем
равнодушный, хотя и правильный ответ.
Вопросы и задания для
самостоятельной работы
Задание 1
Попробуйте предоставить ученику
психологическую поддержку – дать «задания по
выбору». Такие задания создают ситуации свободы
в принятии решения, которая обеспечивает
более результативный учебный процесс.
Пример
Тема «Многообразие рыб»
Задание по выбору
1. Подготовить карточку по систематике
рыб (работа со справочным материалом).
2. Подготовить сообщение
(использование научно-популярной литературы).
3. Рассказать о домашнем аквариуме
(использование практического опыта).
4. Подготовить для кабинета биологии
акварельные рисунки, отражающие многообразие
рыб (учет индивидуальных особенностей).
5. Составить кроссворд на данную тему.
6. Составить схему взаимосвязей
организмов в водоеме, используя личный опыт
рыбной ловли.
Задание 2
Используйте в работе с тетрадью
систему зрительных сигналов, которая поможет
ученикам сформировать систему работы над
обязательными и ведущими понятиями темы, раздела
или всего школьного курса биологии.
Разработайте свою очень простую
сигнальною систему и «внедрите» ее в тетради
учеников:
– систематические группы (отделы,
классы, семейства и др.) определенного ранга
выделите по всей тетради одним цветом;
– введите сигнальный знак для
обязательных понятий темы и всего курса
(например, в названии темы «Стержневые и
мочковатое корневые система» выделяем понятие
«система», которое определяет весь ход
дальнейшей работы: уточнение названия частей
этой системы – главного, боковых и придаточных
корней);
– предложите учащимся использовать
предложенную сигнальную систему при подготовке
к проверочным работам, зачетам или обобщающим
урокам. |
Рекомендуемая литература
1. Толстой Л.Н. Дневники. – М., 1965. Т.
19. С. 33.
2. Чехов А.П. Письма Н.П. Чехову. – М.,
1963. Т. 1. С. 81.
3. Ушинский К.Д. Труд в его
психологическом и воспитательном значении. – М.:
Педагогика, 1988. Т. 2. С. 11.
Методическая литература
1. Кузнецов Л.В. Гуманизация
учебно-воспитательного процесса. // Биология в
школе. 1989. № 6.
2. Сухова Т.С. Урок биологии.
Технология развивающего обучения. – М.:
Вентана-Граф, 2001.
3. Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природа».
Введение в биологию и экологию. 5 класс. Учебник и
методика. – М.: Вентана-Граф, 2004. 2-е изд.
4. Сухова Т.С., Строганов В.И. Естествознание
– 5 класс. Учебник для учащихся
общеобразовательной школы. – М.: Вентана-Граф, 2003.
Вопросы и задания контрольной работы
№ 1
Предлагается ответить на вопросы, связанные с
работой над общебиологическими понятиями.
Просьба заполнять именно этот бланк или его
ксерокопию.
Тема, выбранная для реализации
системного подхода.
_______________________________________________________________________
1. Укажите ведущие общебиологические
понятия темы.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2. Укажите темы школьного курса
биологии, в которых используются данные понятия.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3. Укажите частные понятия данной темы,
которые работают на общебиологические
закономерности.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4. Все ли понятия, используемые в
тексте, несут на ваш взгляд, общеразвивающую
нагрузку?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
5. Укажите понятия, изучаемые в данной
теме, которые вы считаете «стержневыми» в
системе биологических знаний.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Контрольная работа № 1
по курсу «Системный подход как условие
развивающего обучения в курсе биологии»
Контрольная работа должна быть
отправлена до 15 ноября по адресу:
121165, Москва, ул. Киевская, д. 24, Педагогический
университет «Первое сентября»
Фамилия:
Имя:
Отчество:
Идентификатор (указан в вашей
персональной карточке):
Пожалуйста, заполняйте поля печатными
буквами.
Если вам пока не известен идентификатор, не
заполняйте соответствующее поле.
Если у вас есть вопросы или замечания по курсу в
целом, то запишите их в поле «Комментарии».
Комментарии
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Уважаемые слушатели курсов повышения
квалификации!
Контрольная работа № 1 составлена
по материалам трех первых лекций курса. При
выполнении данной работы вы должны
продемонстрировать умение выделять
общебиологические понятия, которые образуют
«стержень» школьного биологического
образования, отрабатываются и развиваются из
темы в тему, из класса в класс, формируя
представление об уникальности живого.
Контрольная работа включает 5 заданий
и вопросов. Оценка работы проводится по системе
«зачет/незачет». За правильный и полный ответ на
вопрос вы получаете 2 балла. Частично правильный
ответ на вопрос оценивается 1 баллом. За
неправильный ответ баллы не начисляются. Таким
образом, максимальная сумма баллов за
контрольную работу составляет 10. Зачет ставится
за работу, оцененную в 5 баллов и выше.
Выполнение работы оценивается по
следующим параметрам.
1. Умение учителя отличать частные
биологические понятия от стержневых понятий,
формирующих систему биологических знаний
(задания 1, 3).
2. Знание учителем требований
Государственного стандарта общего образования к
уровню подготовки выпускников основной и
средней полной школы (задания 2, 5).
3. Постановка учителем задач развития
учащихся при планировании данной конкретной
темы, использование для их реализации средств
биологии как учебного предмета (вопрос 4).
Критериями оценки выполнения
зачетной работы послужат:
а) выполнение заданий 1–4,
реализованных в рамках конкретной темы;
б) обоснование выбора биологических
понятий, выделенных учителем в качестве
стержневых, значимых для всего курса биологии
(задание 5).
Форма отчета по контрольной работе №
1
1. Краткие ответы на вопросы 1–5.
2. Пояснение только к заданию 5:
обоснование выбора данных понятий в качестве
стержневых.
3. Указание возрастных групп учащихся
(или учебных предметов курса биологии), с
которыми работает учитель (необходимо для более
объективной оценки выполненного задания).
|
* Толстой Л.Н. Дневники. – М.,
1965. Т. 19. С. 33.
** См.: Хорст Древелов, Дитер
Хес, Хельмут Век. Домашнее задание. –М.:
Просвещение, 1989.
|