Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №20/2005
Урок по теме: «Пищеварение в ротовой полости»

Я ИДУ НА УРОК

К.Г. МОЗОЛЕНКО,
учитель биологии МОУ СОШ № 3,
г. Мегион, Ханты-Мансийский автономный округ –Югра

Урок по теме: «Пищеварение в ротовой полости»

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: фронтальная, групповая.

Методы обучения: частично-поисковый и объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: портрет И.П. Павлова, таблицы «Схема строения органов пищеварения», «Зуб», «Формула зубов»; накрахмаленный бинт, блюдце со слабым раствором йода, палочки с ватой, зеркала, скелет человека.

Цели урока

Образовательные: обеспечить усвоение знаний о:

– механической и химической обработке пищи в ротовой полости;
– свойствах ферментов;
– рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости;
– строении и типах зубов.

Развивающие: продолжить работу над формированием у учащихся:

– навыков частично-поисковой деятельности;
– умение применять полученные знания в собственной жизни;
– умения работать в должном темпе.

Воспитательные:

– воспитывать уважение к интеллектуальному труду;
– формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга;
– познакомить с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных заболеваний, вредным влиянием алкоголя и никотина на пищеварение в ротовой полости.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Эпиграф (написан на доске): «Сто болезней входит через рот». (Китайская пословица.)

Мотивация (учитель читает пример вслух).

Еще в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, не виновен, а если не съест, то виновен. А плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Хотели бы вы узнать, почему они так поступали?

Актуализация знаний

На прошлом уроке мы начали изучать пищеварительную систему, познакомились с органами пищеварения и основными стадиями процесса пищеварения. Давайте вспомним то, что мы уже узнали.

Пищеварение – это … (Процесс механической обработки пищи в пищеварительном канале и химическое расщепление ферментами питательных веществ на более простые вещества, хорошо усваиваемые организмом.)

Питательные вещества – это … (Жизненно необходимые составные части пищи, используемые организмом как пластический материал для построения клеток и служащие источником энергии, необходимой для его жизнедеятельности.)

Пищевые продукты – это … (Продукты животного и растительного происхождения, используемые человеком в пищу как в обработанном, так и в необработанном виде .)

Функции пищеварительной системы:

1. … (Секреторная – выработка пищеварительных соков: слюны, желудочного сока, поджелудочного сока, кишечного сока.)

2. … (Двигательная – захват и перемещение пищи по пищеварительному каналу.)

3. … (Всасывающая – переход питательных веществ, воды и минеральных веществ в кровь или лимфу.)

Пищеварительный канал состоит из: … (Ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, тонкого кишечника, толстого кишечника.)

Сегодня мы начинаем изучать процессы, протекающие в органах пищеварения. Первый отдел пищеварительного канала – это ротовая полость. Поэтому наш урок называется «Пищеварение в ротовой полости». (Учащиеся записывают в тетрадь тему урока.)

Изучать эту тему мы будем, работая в группах. Для этого класс делится на три команды: «Зубастики», «Анатомы», «Слюнтяи». Каждая команда получает свое задание, на выполнение которого отводится 10 мин. После этого команды отчитываются о проделанной работе.

Задание «Зубастикам»

1. Изучите §50 (Колесов Д.В. и др. Биология. Человек. 9 класс. –М.: Дрофа, 1997) и дополнительный материал.

2. Подготовьте рассказ о строении и функциях зубов человека.

3. Выясните средние сроки прорезывания зубов.

4. Запишите зубную формулу взрослого человека.

5. Подготовьте рассказ об уходе за зубами.

6. Подготовьте рассказ о заболеваниях зубов.

7. Выпишите новые термины на листы формата А4 и используйте их при рассказе.

8. Подготовьте вопросы другим группам.

9. Сделайте общий вывод по проработанному вами материалу.

Задание «Слюнтяям»

1. Охарактеризуйте методы получения чистой слюны. (Биология 9. Человек./Под ред. А.С. Батуева – М.: Просвещение, 1994. С. 101–102, рис. 64. )

2. Используя дополнительный материал, подготовьте рассказ о физико-химических свойствах слюны (на листе ватмана нарисуйте схему).

3. Используя материал учебника (Биология 9. Человек./Под ред. А.С. Батуева – М.: Просвещение, 1994. С. 102–104, рис. 66), подготовьте рассказ о механизме регуляции слюноотделения (на листе ватмана нарисовать схему).

4. Выпишите новые термины на листы формата А4 и используйте их при рассказе.

5. Подготовьте вопросы другим группам.

6. Сделайте общий вывод по проработанному вами материалу.

Задание «Анатомам»

1. Используя дополнительный материал, подготовьте рассказ о строении и функциях:

а) языка;
б) глотки;
в) пищевода.

2. Используя материал учебника (Биология 9. Человек./ Под ред. А.С. Батуева – М.: Просвещение, 1994. С. 102–104, рис. 66), подготовьте рассказ об акте глотания (механизм, регуляция).

3. Выпишите новые термины на листы А4 и используйте их при рассказе.

4. Подготовить вопросы другим группам.

5. Сделайте общий вывод по проработанному вами материалу.

Отчет команды «Зубастики»

1-й ученик. Полость рта делится на два отдела:

1) преддверие рта – щелевидное пространство между щеками и зубами, губы;
2) собственно рот – от зубов до глотки: в верхней части – твердое нёбо, сзади – мягкое нёбо, внизу – язык.

Полость рта

Полость рта

Вся полость выстлана слизистым эпителием. Между дужками нёба находятся миндалины, на верхней и нижней челюсти расположены зубы, в ротовую полость открываются выходы трех пар слюнных желез.
Каждый зуб – живой орган. Зуб имеет коронку, шейку и корень. Коронки выступают над десной и покрыты прочной эмалью желтовато-белого цвета. Под эмалью располагается плотное вещество – дентин, дентиновые клетки обеспечивают жизнь зуба, их гибель означает смерть зуба. Шейка зуба охватывается десной. Далее идет корень, покрытый цементом. Внутри зуба находится полость, заполненная мякотью – пульпой, пронизанной кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Нервные окончания воспринимают давление на зуб.

2-й ученик. Сколько у человека зубов? У новорожденного младенца, как правило, вообще нет зубов, но очень редко рождаются дети с зубами. Обычно у здорового ребенка первые нижние зубы появляются на 7-м месяце жизни; к одному году ребенок имеет 8 зубов, а к трем годам – 20 зубов. Это молочные зубы. Болезни (особенно рахит) задерживают прорезывание зубов. После 6 лет начинается смена зубов.
Средние сроки прорезывания зубов приведены в таблице.

Название зуба

Сроки прорезывания зубов

молочные, мес.

постоянные, годы

Внутренний резец
Наружный резец
Клык
Первый малый коренной
Второй малый коренной
Первый большой коренной
Второй большой коренной
Третий большой коренной

6 – 8
7 – 9
15 – 20


12 – 15
20 – 24

7 – 7,5
8 – 8,5
11 – 11,5
10 – 10,5
11 – 11,5
7 – 7,5
12 – 12,5
18 – 25 и позднее

3-й ученик. У взрослого человека 32 зуба.
Резцы, их 4, имеют долотообразную коронку и одиночный корень.
Клыки – по 2 на каждой челюсти – имеют коронку с двумя режущими краями, сходящимися под углом; корень одиночный.

Зубы.

Зубы.
А – внутреннее строение зуба: 1 – эмаль, 2 – дентин,
3 – пульпа, 4 – костная лунка в челюсти, 5 – цемент;
Б – зубы верхней и нижней челюсти:1 – резцы, 2 – клыки, 3 – коренные зубы

Малые коренные зубы – по 4 на каждой челюсти – расположены за клыками. Коронка сдавлена спереди назад и на жевательной поверхности есть два бугорка; корень одиночный.
Больших коренных зубов на каждой челюсти по 6 (последний, названный зубом мудрости, прорезается в возрасте от 12 до 30 лет). Форма коронки кубовидная, жевательная поверхность имеет 3 бугорка, верхние зубы имеют 3 корня, нижние 2.Расположение зубов можно записать следующим образом:

Сомкните зубы: если верхние резцы слегка выступают вперед, накрывая нижние, значит, прикус у вас правильный.

(Учащиеся записывают в тетрадь зубную формулу.)

4-й ученик. Как правильно ухаживать за зубами? Потребление сырых овощей и фруктов (например, моркови, яблок) способствует естественному очищению зубов. Однако этого, как правило, бывает недостаточным. В слюне содержатся различные минеральные соли и органические вещества. Смешиваясь с остатками пищи, они образуют желтый налет, который через некоторое время твердеет и превращается в зубной камень. Для того чтобы его удалить, применяют зубную пасту и зубной порошок.
Чистить зубы рекомендуется два раза в день – утром и вечером. Щетку следует вести вертикально от десны к коронке. При противоположном движении (от коронки к десне) налет забивается в щели между зубами и деснами, что ведет к образованию камней в области шейки зуба. При движениях щетки слева направо и справа налево очищаются лишь верхние части коронок. Кроме того, не проводится массаж десен, а без него они нередко начинают кровоточить. Чистить зубы нужно не только с внешней, но и с внутренней стороны.
После еды нередко между зубами остаются частицы застрявшей пищи. Их надо удалить зубочистками из пластмассы или дерева. Можно воспользоваться специальной зубной нитью, протягивая ее между зубами. Металлическими предметами, например иголками, пользоваться нельзя, т.к. можно повредить эмаль. Полоскание рта после еды также содействует очищению зубов.

5-й ученик. Заболевания зубов. Эмаль – твердое, но хрупкое вещество. Она легко разрушается, если после горячей пищи сразу употреблять холодную и наоборот. Смена горячего и холодного воздуха происходит и при курении табака. Чем больше при этом контраст температур, тем больше вероятность повреждения эмали. Кроме того, табачный деготь оседает на зубах, образуя желтый налет, который через некоторое время превращается в зубной камень. Снять его можно лишь специальным инструментом или с помощью специальной пасты.
Нарушение эмали приводит к заболеванию кариесом. На месте повреждения образуется углубление – дупло. Оно постепенно доходит до пульпы зуба, и инфекция, проникая в нее, вызывает воспаление – пульпит. Признаки пульпита: зубная боль, повышенная чувствительность зуба к горячему или холодному. Если зуб вовремя не вылечить, не запломбировать, он разрушится.
Сильное разрушающее воздействие на зубы оказывает молочная кислота, образующаяся при брожении углеводов. Кроме того, сахар является хорошей средой для микробов, находящихся в полости рта. Вредно грызть леденцы, орехи – это может привести к механическим повреждениям зубов. Разрушение зубов вызывает и недостаток фтора, поэтому в некоторые сорта зубной пасты добавляют соли фтора. Но и избыток фтора приводит к повреждениям эмали (фторозу). Для предупреждения фтороза питьевую воду с повышенным содержанием фтора надо кипятить, отстаивать или замораживать, т.к. при этом содержание фтора в воде уменьшается.

Развитие кариеса

Развитие кариеса

Вопросы группам

1. Почему «зуб мудрости» так называется? («Молочные зубы» у детей были так названы Гиппократом. Когда человек «благодаря учению приобретает мудрость», вырастают «зубы мудрости» – так думал великий древний врач.)

2. Объясните, почему движения зубной щеткой слева направо и наоборот не очищают зубы. (Для наглядности можно взять расческу, начесать на нее вату и предложить эту вату счистить. Ясно, что только движения от основания к краям зубов могут это сделать. Обратные движения нежелательны, т.к. «грязь» забивается под десны, что содействует заболеванию и десен, и зубов.)

Строение ротовой полости

Строение ротовой полости

Вывод группы

Зубы у человека меняются только один раз, поэтому надо стремиться сохранить их здоровыми на всю жизнь. Для этого надо есть поменьше сладостей и побольше творога, овощей, фруктов, пить натуральные соки, содержащие витамины и кальций, необходимые зубам. Ежедневно утром и вечером надо тщательно чистить зубы. И, конечно, регулярно (1–2 раза в полгода) посещать врача-стоматолога для своевременного обнаружения заболеваний зубов и их лечения.

Учитель. Резцами и клыками мы откусываем кусочки пищи, коренными зубами пережевываем их, измельчаем, языком – переворачиваем. Так происходит механическая обработка пищи.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru