Модульное обучение на уроках биологии

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

С.А. ЯНУТЕНЕНЕ,
частная школа, г. Москва

Продолжение. См. № 14, 15, 16, 17, 18, 19/2005

Модульное обучение на уроках биологии

 

Модульная программа № 4. Размножение и развитие организмов

Урок 7–8. Оплодотворение у животных. Онтогенез и его закономерности

КЛЮЧ

Бланк № 1 (УЭ–1).

Ученик__________________ Класс___________ Дата____________________

1.

№ вопроса

Буквы ответов

1.

 

к

 

 

 

2.

е

ж

 

 

 

3.

а

г

д

л

 

4.

в

 

 

 

 

5.

е

ж

 

 

 

6.

з

и

к

 

 

7.

б

 

 

 

 

Бланк № 2 (УЭ–3). История развития эмбриологии

Фамилия ученого

Вклад ученоговразвитие науки

1.

К.Ф. Бэр

Основатель современной эмбриологии, положил начало учению о зародышевых листках и сформулировал закон зародышевого сходства. Доказал, что человек развивается по единому плану со всеми позвоночными животными

2.

А.О. Ковалевский

Основоположник эволюционной сравнительной эмбриологии, создатель современного учения о зародышевых листках, обнаружил эктодерму, энтодерму и мезодерму у всех групп хордовых

3.

И.И. Мечников

Его работы легли в основу эволюционной сравнительной эмбриологии, обосновывающей родство животных разных таксонов

4.

Ч.Дарвин

Основоположник эволюционной теории

5.

Ф.Мюллер

Вместе с Э.Геккелем обосновал основной биогенетический закон: «Онтогенез есть краткое повторение филогенеза»

6.

Э.Геккель

Ввел в эволюционное учение термин филогенез, обосновал основной биогенетический закон

7.

А.Н. Северцов

Изучал вопросы соотношения онтогенеза и филогенеза

 

Митоз. Мейоз. Гаметогенез.

Индивидуальная карточка. Вариант 1.

Ученик _______________________Класс 10 _________ Дата ____________

Задание: Ответьте письменно на вопросы.

А. Чем объясняется более длительная продолжительность интерфазы по сравнению с митозом?

Ваш ответ:

+ / –

 

 

 

 

Б. В чем отличие митоза от амитоза?

Ваш ответ:

+ / –

 

 

 

 

В. Как можно объяснить преобладание в органическом мире непрямого деления клеток над прямым?

Ваш ответ:

+ / –

 

 

 

 

Г. Каковы результаты митоза и чем они обеспечиваются?

Ваш ответ:

+ / –

 

 

 

 

Д. Какие функциональные зависимости существуют между ядром и цитоплазмой?

Ваш ответ:

+ / –

 

 

 

 

Ваша оценка ____________________________________________________________

 

Митоз. Мейоз. Гаметогенез.

Индивидуальная карточка. Вариант 2.

Ученик _______________________Класс 10 _________ Дата ____________

Задание: Ответьте письменно на вопросы.

А. Укажите на схемах, сколько хромосом содержится в каждой дочерней клетке в результате митоза.

Б. Какие изменения происходят в интерфазе?

Ваш ответ:

+ / –

 

 

 

В. Каково биологическое значение митоза?

Ваш ответ:

+ / –

 

 

 

Г. Дополните схему митоза, назовите и охарактеризуйте все фазы.

Ваш ответ

+ /–

Д. Какими свойствами ДНК объясняются изменения, происходящие в хромосомах в интерфазном ядре?

Ваш ответ:

+ / –

 

 

Ваша оценка ____________________________________________________________

 

Митоз. Мейоз. Гаметогенез.

Индивидуальная карточка. Вариант 3.

Ученик _______________________Класс 10 _________ Дата ____________

Задание: Заполните таблицу.

Фазы митоза

Фаза

Характеристика фазы

Расположение хромосом в данной фазе (показать схематически)

Профаза

 

 

Метафаза

 

 

Анафаза

 

 

Телофаза

 

 

Биологическое значение митоза:____________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Ваша оценка ____________________________________________________________

 

 

Митоз. Мейоз. Гаметогенез.

Индивидуальная карточка. Вариант 4.

Ученик _______________________Класс 10 _________ Дата ____________

Задание:

А. Заполните таблицу: «Формы размножения организмов».

Вопросы для сравнения

Бесполое размножение

Половое размножение

Для каких организмов наиболее характерно? В чем особенности?

 

 

Какие клетки участвуют в размножении?

 

 

Каковы результаты размножения?

 

 

Б. В чем различия между яйцеклеткой и сперматозоидом?

Ваш ответ:

+ / -

 

 

 

В. Какие зоны развития проходят половые клетки?

Ваш ответ:

+ / -

 

 

 

Г. Сопоставьте процессы образования мужских и женских половых клеток по рисунку 92 учебника.
В чем сходство? В чем различие?

Ваш ответ:

+ / -

 

 

 

Д. Чем объясняется неравноценность клеток в зоне созревания в процессе образования
женских половых клеток?

Ваш ответ:

+ / -

 

 

 

Ваша оценка ____________________________________________________________

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru