Мы открываем новую, несколько необычную для
нашей газеты, рубрику – «Абитуриенту». Она
предназначена не только вам – учителям, но и
вашим ученикам – тем из них, кто собирается
поступать на биологические, медицинские,
сельскохозяйственные факультеты вузов или
сдавать выпускной экзамен в школе.
Под этой рубрикой мы планируем помещать
информацию о вузах, публиковать вопросы
вузовских олимпиад, вступительные задания и
ответы к ним, рекомендации и советы вузовских и
школьных преподавателей по подготовке к
вступительным экзаменам и к ЕГЭ, а также многое
другое, что поможет вам успешно подготовить
ваших учеников к экзаменам, а им успешно сдать их.
В.В. АСЕЕВ,
доцент биологического факультета МГУ им. М.В.
Ломоносова
Вступительный экзамен по биологии
Биология входит в число вступительных
экзаменов в довольно значительном количестве
вузов. Это, прежде всего, биологические
факультеты университетов, сельскохозяйственные
и медицинские учебные заведения. Кроме того,
биологию сдают абитуриенты, поступающие на
специальности психологического и
экологического профиля. Понятно, что требования,
предъявляемые на экзаменах в разных вузах,
различаются, но основой во всех случаях должна
служить программа по биологии для средней школы,
утвержденная Министерством образования.
Некоторые вузы уделяют больше внимания тем или
иным разделам программы. Как правило, это
отражено в программе для поступающих,
публикуемой данным учебным заведением в
справочниках для абитуриентов. Школьная
программа состоит из четырех частей: ботаника,
где по сложившейся традиции, кроме растений,
рассматриваются грибы и бактерии; зоология;
человек и его здоровье; общая биология. Понятно,
что, например, для будущих медиков и психологов
упор обычно делается на третью часть. Однако не
следует забывать, что все разделы программы
равноправны, и в случае высокого конкурса могут
быть заданы сложные вопросы «на засыпку» из
других разделов биологии. Поэтому при подготовке
к экзамену необходимо уделять достаточное
внимание всем разделам программы.
Важным моментом подготовки является
подбор учебных материалов. Прежде всего, это
должны быть школьные учебники. В настоящее время
существует несколько базовых учебников по
каждому разделу биологии. На экзамене могут
спросить о том, чего не было в вашем школьном
учебнике, но есть в другом учебнике, утвержденном
Министерством образования. Чтобы избежать таких
неприятностей, лучше заранее узнать, на какие
учебники опирается в проведении экзаменов
выбранный вами вуз. Чаще всего это следующие
учебники.
Ботаника: «Биология. Растения,
грибы, лишайники» В.А. Корчагиной или учебник с
аналогичным названием Т.И. Серебряковой с
соавторами.
Зоология: «Биология. 7–8 кл.
Животные» А.И. Никишова и И.Х. Шаровой или
«Биология. 7–8 кл. Животные» Б.Е. Быховского с
соавторами.
Человек и его здоровье: «Биология.
Человек. 9 кл.» под редакцией А.С. Батуева или
«Человек: Анатомия, физиология, гигиена» А.М.
Цузмера и О.Л. Петришиной.
Общая биология: «Общая биология.
10–11 кл.» под редакцией Д.К. Беляева или учебник с
таким же названием Ю.И. Полянского.
Отдельный вопрос — пособия для
поступающих в вузы. В них вся программа изложена
более компактно, чем в учебниках. Это делает
удобным их использование в процессе подготовки,
особенно при нехватке времени непосредственно
перед экзаменом. Пособий в настоящее время
издано огромное количество. Как правило, они
соответствуют программе, но не эквивалентны
учебникам и не проходят рецензирования и
утверждения, и поэтому могут содержать
некоторые неточности или даже ошибки. На
экзамене ответственность за ошибки будете нести
вы. Кроме того, авторы чаще всего являются
специалистами в каких-то определенных областях,
поэтому одни разделы биологии в пособиях обычно
изложены лучше, а другие — хуже. Это не значит,
что ими не надо пользоваться, но лучше
проработать все разделы по учебнику и пособию
параллельно, отмечая расхождения. Это даст
возможность задать возникшие у вас вопросы вашим
учителям или экзаменаторам на консультациях
перед экзаменом. Если вуз, в который вы
поступаете, издал свое пособие, то лучше
пользоваться им.
Поскольку объем информации,
необходимый для сдачи экзамена, очень велик и в
школе изучался в течение 5–6 лет, невозможно
качественно подготовиться к экзамену за неделю
или даже за месяц. Поэтому не верьте
многочисленным объявлениям, обещающим
подготовить к экзамену «с нуля» в июне или даже в
июле. Если вы достаточно хорошо знаете
фактический материал, такие занятия помогут его
систематизировать, если же знаний нет, то вы зря
потратите время и деньги.
Качественная подготовка требует около
года систематических занятий. Организация
подготовки зависит от формы проведения экзамена,
но есть некоторые общие рекомендации.
Значительная часть того, что вас могут спросить
на экзамене, — это конкретные факты, которые надо
просто запомнить. Для большинства людей лучший
способ запоминания — многократное повторение.
Поэтому прочтите изучаемый раздел сначала по
одному из базовых учебников, затем по другому,
затем по выбранному пособию. После этого
сравните материал из разных источников. Качество
запоминания зависит от объема информации,
поэтому заранее разбейте материал на удобные по
размеру разделы. Не всегда это будет параграф
учебника, лучше, если это логически завершенный
раздел.
В ботанике это может быть
характеристика определенной группы организмов
или строение и функции отдельных органов
растений.
В зоологии, в соответствии со
структурой школьных учебников,– это
характеристика отдельных типов или классов
организмов.
В биологии человека такими разделами
могут быть отдельные системы органов. Однако
некоторые из систем, например кровеносная,
достаточно сложны для изучения, и их
целесообразно разбивать на две части — строение
и функции.
В общей биологии в качестве разделов
могут использоваться главы учебника, а те главы,
которые слишком велики (например, «Экосистемы»)
или сложны («Обеспечение клеток энергией»),
целесообразно разделить на две части.
Через некоторое время после изучения
раздела повторите его по одному из источников,
вспоминая, что было дополнительно приведено в
других. А еще через некоторое время, лучше на
следующий день, проведите контроль запоминания.
Для этого хорошо подходят тестовые задания,
которые можно найти в сборниках тестов, в том
числе тестов Единого государственного экзамена
и Централизованного тестирования за прошлые
годы. Если вы ответили правильно на 90–95%
вопросов, найдите в учебнике правильные ответы
на остальные вопросы и переходите к следующему
разделу. Кроме того, необходимо научиться
воспроизводить основные рисунки и схемы,
приводимые в данном разделе. Повторив один из
курсов программы (ботанику, зоологию и др.),
проведите контрольное тестирование по всему
курсу. Пройдя таким образом всю программу, вы
будете иметь необходимые базовые знания. Однако
для получения высокой оценки на экзамене этого
недостаточно.
Следующим этапом должно быть
объединение полученных знаний в единую систему.
Для этого прежде всего надо соединить знание
биологических структур и их функций. Для этого
полезно составление сравнительных таблиц,
например по строению клетки в разных царствах
живых организмов, особенностям структуры и
функций одинаковых систем органов у организмов,
относящихся к разным систематическим группам
или обитающим в разных средах. На этом этапе
подготовки необходимо интегрировать знания,
полученные из разных разделов биологии: например
процессов семенного размножения из ботаники и
мейоза и двойного оплодотворения из общей
биологии; строения листа из ботаники и
механизмов фотосинтеза из общей биологии;
особенностей строения и функционирования систем
органов человека и эволюции этих систем у
позвоночных. В целом сравнение систем органов
человека и животных полезно при изучении
биологии человека. Фактический материал из
курсов ботаники и зоологии необходимо связать с
разделами общей биологии, посвященными эволюции
и экологии. Полезно, например, определить,
ароморфозами, идиоадаптациями или общей
дегенерацией являются изменения, возникающие у
отдельных групп организмов.
Следующим этапом подготовки к
экзамену должно быть проведение тренировочных
работ. Его не всегда удается осуществить
самостоятельно. Лучше, если вам поможет учитель.
На этом этапе важно учитывать форму проведения
экзамена в избранном вами вузе.
Экзамен может быть устным или
письменным. Письменный экзамен может
проводиться в форме тестирования, ответов на
отдельные вопросы или развернутого изложения
нескольких крупных разделов программы. Каждая из
этих форм имеет свои плюсы и минусы.
Устный экзамен является
традиционной формой экзамена по биологии. Такой
экзамен проводится, например, в Московской
сельскохозяйственной академии им. К.А.
Тимирязева. Билет обычно состоит из двух или трех
вопросов, относящихся к разным областям
биологии. Вы привыкли устно отвечать на уроках
биологии, но на экзамене требуется ответить не по
одному параграфу учебника, кроме того, возможны
дополнительные вопросы из разделов, не связанных
непосредственно с вопросами билета. Поэтому надо
научиться правильно строить ответы на вопросы и
быстро переключаться с одного вопроса на другой.
Для правильно построенного ответа
необходимо тренироваться в составлении плана
ответа на экзаменационные вопросы прошлых лет,
которые вы можете найти в справочниках и
пособиях. Часто на экзамене в качестве вопроса
используется формулировка раздела программы или
школьного учебника, поэтому полезно составлять
планы ответа по этим разделам, используя просто
оглавление. Важно, чтобы вы научились составлять
план, не заглядывая в текст, так как на экзамене
его у вас не будет. Предусмотреть все возможные
формулировки нельзя, но если вы составите планы
по всем параграфам школьных учебников, это будет
хорошей подготовкой. Задача в значительной
степени облегчается тем, что ответы на многие
вопросы строятся по сходным планам. Это
относится к характеристикам отдельных групп
животных и растений, описаниям периодов в
эволюции жизни на Земле и т.д. После составления
плана необходимо вспомнить основные факты,
которые вы должны отразить в ответе: форма,
строение, численные значения. Эти сведения вы
должны были запомнить на первом этапе
подготовки, теперь пришла пора проверить знания
и повторить, если что-то забылось.
Конечно, лучше всего готовиться к
устному экзамену, отвечая на вопросы. Желательно,
чтобы при этом у вас был квалифицированный
слушатель. Если такого слушателя нет, приходится
прибегать к письменному ответу с последующей
проверкой по учебнику. Хорошо, если вы ответите
на все те вопросы, для которых были составлены
планы, т.е. по всем разделам программы. Однако
надо быть готовым к тому, что экзаменационный
вопрос будет включать материал из различных
частей программы. Например, вам может быть
предложено сравнить органы и системы органов у
разных классов или типов животных; описать роли
определенных систематических групп организмов в
экосистемах; сравнить особенности строения и
жизнедеятельности клеток у организмов разных
царств. В этом случае необходимо сочетать
изложение фактического материала отдельных
разделов с их совместным анализом. Для
тренировки быстрого переключения можно
использовать школьные учебники. В них в конце
каждого раздела приведены вопросы для
повторения. Отметьте эти места закладками, а
затем, открывая случайным образом разные
учебники, отвечайте на приведенные вопросы.
На экзамене, получив билет, четко
определите последовательность подготовки.
Время, которое у вас есть, указано в правилах
приема и различается в разных вузах; обычно это
20–30 минут. Начинать вам придется с ответа на
первый вопрос, и впечатление от него во многом
определит отношение к вам экзаменаторов. Часто,
если вы отлично ответили на первый и второй
вопросы, экзаменаторы не слушают до конца ответ
на третий вопрос, и переходят к дополнительным
вопросам, необходимым для выставления отличной
оценки. Поэтому подготовку начинайте с первого
вопроса. Во время подготовки запишите план
ответа, а также наиболее важные факты и цифры.
Писать полный ответ у вас нет времени, но наличие
в листе подготовки основных положений облегчает
ответ, производит хорошее впечатление на
экзаменаторов, а в случае вашего несогласия с
оценкой работает на вас при апелляции. При ответе
на некоторые вопросы полезно бывает
использовать схемы, рисунки или графики. Если вы
не помните точно детали рисунка, лучше не
изображайте их, так как случайно можно сделать
грубую ошибку, которая снизит оценку сильнее, чем
отсутствие деталей. По той же причине старайтесь
не делать рисунки в процессе ответа, а нарисуйте
все необходимое заранее.
Специфика устного экзамена состоит в
личном контакте с экзаменатором и в возможности
получить дополнительные вопросы. Личный контакт
имеет как положительные, так и отрицательные
стороны. Положительным моментом является
возможность следить за реакцией экзаменатора и
вовремя исправлять допущенные ошибки. Правда,
опытный экзаменатор не проявляет своих эмоций до
конца ответа, а потом высказывает свои замечания.
Ваш ответ будут слушать два экзаменатора. Это
снижает субъективность оценки, но не устраняет
ее полностью. Субъективность является главным
«минусом» устного экзамена, однако для некоторых
абитуриентов, попавших к «хорошему»
экзаменатору, она может оказаться «плюсом».
Однако не стоит на это особенно рассчитывать, так
как даже у самого доброго экзаменатора вы не
получите хорошую оценку за плохие знания. К тому
же по правилам приема оценка «пять» выставляется
с участием третьего — старшего экзаменатора,
опытного и объективного.
Если вам начали задавать
дополнительные вопросы – не пугайтесь.
Дополнительные вопросы обычно задают всем
абитуриентам. Они помогают отличить
механическое заучивание от настоящего понимания
вопроса. Кроме того, дополнительные вопросы
обязательны для выставления отличной оценки.
Получив дополнительный вопрос, вы имеете право
подумать, но этим не надо злоупотреблять. Если
вопрос связан с основными вопросами билета, это
может означать, что ваш ответ был неполным.
Вспомните, о чем вы забыли сказать, и, отвечая на
дополнительный вопрос, покажите знание
пропущенных фактов и исправьте допущенные
неточности.
Письменный экзамен в целом более
объективен, чем устный. Продолжительность
письменного экзамена фиксирована и составляет
чаще всего четыре часа. Наиболее формализованная
и объективная форма — тестирование. Обычно
тестирование проводится при приеме на
психологические специальности. Типы тестов
могут быть разными. В самом простом случае
необходимо выбрать один правильный ответ из
нескольких предложенных. Сложнее тесты, в
которых из ряда приведенных ответов надо выбрать
несколько правильных, причем число правильных
ответов неизвестно. При оценке таких тестов
часто за неправильные и неуказанные правильные
ответы вводятся штрафные баллы. Иногда в
качестве тестов используются вопросы, на которые
надо дать краткий ответ в виде цифры или слова.
Тренинг при подготовке к тестированию
состоит в основном в решении различных тестов,
т.е. совпадает с контролем первого этапа
подготовки. Будучи наиболее простыми для
проверки и оценки, тесты довольно сложны для
составления. Кроме того, они позволяют проверить
знание фактического материала, но плохо выявляют
понимание процессов и взаимосвязей. Поэтому в
ряде институтов тесты сочетаются с другими
формами, например с вопросами.
Вопросы на письменном экзамене могут
различаться по сложности и объему требуемого
ответа. В одном случае подразумевается большое
количество вопросов (15–40), на которые надо дать
короткие ответы (5–20 слов). В другом случае
предлагается небольшое число вопросов (8–15), на
которые необходимо дать более развернутые
ответы. Ответы на вопросы могут требовать как
изложения фактического материала учебника, так и
анализа и сравнения приведенных фактов. Кроме
того, в подобные задания часто включаются задачи
по генетике или физиологии. Экзамен в такой форме
проводится в ряде медицинских институтов,
например в Казанском государственном
медицинском университете.
Если вам предстоит сдавать письменный
экзамен, в процессе подготовки надо научиться
быстро и четко отвечать на поставленные вопросы.
Для этого соберите вопросы прошлых лет и
потренируйтесь отвечать на них. Если количество
вопросов оказалось недостаточным, попробуйте с
использованием учебника составить аналогичные
вопросы сами, а дней через 10–15 ответить на них.
На письменном экзамене порядок ответа
на вопросы не имеет значения, но очень важен
фактор времени. Поэтому сначала пройдите все
вопросы, быстро отвечая на те, которые сомнения у
вас не вызывают. Затем вернитесь к вопросам,
требующим обдумывания, после чего перейдите к
задачам. И лишь если у вас осталось время,
постарайтесь вспомнить что-нибудь по оставшимся
вопросам, ответы на которые вы не знаете.
Третья форма письменного экзамена — развернутое
изложение нескольких разделов программы. Такой
экзамен проводится, например, на биологическом
факультете МГУ им. М.В. Ломоносова и в Московском
государственном медико-стоматологическом
университете. При подготовке к такому экзамену
важно научиться распределять время между
вопросами. Если вопросы эквивалентны, время
необходимо распределять поровну. Зная примерную
структуру билетов в данном вузе, тренируйтесь
писать ответы на время. При этом полезно сначала
составлять планы ответов (см. подготовку к
устному экзамену). В отличие от устного ответа
тренировочную письменную работу вы можете
проверить самостоятельно с помощью учебника.
Важно при этом проявлять достаточную
самокритичность. Если вы обнаружили в своей
работе большое количество ошибок и недочетов,
необходимо повторить соответствующий раздел по
учебникам и пособиям, а затем проверить себя еще
раз. Следует заметить, что тренировочные работы,
написанные сразу после прохождения или
повторения материала, не отражают качества
подготовки — лучше писать их на следующий день
или позже.
В завершение несколько слов о
критериях оценки. На устном экзамене
оцениваются: полнота и четкость изложения;
свободное владение материалом; понимание связей
между структурами и процессами, описанными в
учебнике; умение связать знания из различных
разделов биологии. В отличие от школьных оценок,
оценки на вступительном экзамене являются, как
правило, рейтинговыми, т.е. отражают не
абсолютные знания абитуриента, а его знания
относительно других абитуриентов.
Оценки на письменном экзамене, как
правило, более формализованы. В случае тестов и
вопросов каждый правильный ответ оценивается
определенным техническим баллом. Все вопросы
могут оцениваться одинаково или же каждый вопрос
может оцениваться своим максимальным баллом.
Аналогичным образом оцениваются вопросы и в
случае развернутых ответов, но при этом, как
правило, «цена» каждого вопроса выражается
большим числом баллов (5–10). Все полученные
абитуриентом баллы складываются, а затем, в
зависимости от суммы баллов, выставляется
итоговая оценка. Критерии этой оценки могут быть
объявлены заранее, но чаще выводятся исходя из
набранных абитуриентом баллов.
Понятно, что приведенные в этой статье
рекомендации носят общий характер. При
подготовке необходимо учитывать особенности
проведения экзаменов в конкретном вузе. Об этих
особенностях вы можете узнать на Днях открытых
дверей, из справочников для поступающих и
изданных вузом пособий для поступающих. Однако
эти источники обычно не содержат рекомендаций
методического характера.
Мы надеемся, что данная статья поможет
вам лучше подготовиться к вступительным
экзаменам и поступить в выбранное вами высшее
учебное заведение.
|