С.А. ЯНУТЕНЕНЕ,
частная школа, г. Москва
Продолжение. См. № 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21/2005
Модульное обучение на уроках биологии
Урок № 9–10. Эмбриональное и постэмбриональное
развитие организмов
№ учебного элемента |
Деятельность ученика |
Деятельность учителя |
Затраченное время |
УЭ–0 |
Цель урока: в
результате работы над модулем вы будете знать об
особенностях развития организмов; уметь
объяснять сущность и характер протекания этапов
эмбриогенеза; продолжите развивать мышление,
память и навыки самостоятельной учебной работы
(составление опорных конспектов, таблиц,
взаимоконтроль, работа в парах). |
Внимательно прочитайте цель
урока. |
УЭ–1 |
Цель: изучить
последовательность этапов эмбрионального
развития организма; выявить особенности этих
этапов, сравнивая их между собой.
Прочитайте внимательно главу 2 учебника (с. 217–225).
Выпишите в тетрадь основные мысли
абзацев этого текста.
Сделайте зарисовки в тетради, используя рисунки
модуля.
Выпишите из учебника в бланк № 1 толкования
понятий по теме: «Эмбриональный период развития
организмов».
Проверьте правильность заполнения таблицы по
ключам.
Оцени свою работу по следующим критериям:
«5» – всю таблицу заполнил верно;
«4» – всю таблицу заполнил правильно, допустив
1–2 неточности;
«3» – выполнил все задание, но допустил 2–3
ошибки, или не успел заполнить все (2–3-ю части);
«2» – почти ничего не смог заполнить правильно
или почти все перепутал;
«1» – вообще не выполнил задание, но такого быть
не может!!!
Выполните тест на бланке № 2. Для каждой
стадии развития зародыша выбери соответствующие
характеристики.
А – Дробление; Б – Гаструляция; В –
Органогенез.
1 – образуется покровный эпителий,
нервная система, органы чувств, мышцы, почки,
другие органы и ткани;
2 – вторая стадия развития зародыша;
3 – происходит первичная дифференцировка клеток;
4 – третья стадия в развитии зародыша;
5 – образование из зародышевых листков
определенных органов и частей будущего
организма;
6 – дифференциация клеток не происходит;
7 – начальная стадия в развитии зародыша;
8 – быстрые митотические деления зиготы с
образованием бластомеров, при этом бластомеры не
растут;
9 – образуется однослойный многоклеточный
зародыш;
10 – полная специализация клеток;
11 – формирование трех зародышевых листков:
эктодермы, энтодермы, мезодермы (у
кишечнополостных – только первых двух);
12 – образуется двухслойный многоклеточный
зародыш.
Поменяйтесь работами со своим
партнером. Осуществите взаимопроверку по ключам.
Оцените работу своего партнера, поставив за
каждый правильный ответ «+».
«5» – если ваш партнер набрал 12 «+»;
«4» – если ваш партнер набрал 11 «+»;
«3» – если ваш партнер набрал 10 «+»;
«2» – если ваш партнер набрал менее 10 «+». |
Старайтесь делать записи в тетради компактно и
аккуратно.
Рисунки выполняйте простыми карандашом, делая
все необходимые подписи к ним.
Работайте самостоятельно.
Старайтесь быть внимательными и объективными
при оценивании себя. В случае затруднения
обращайтесь к учителю. Оценку поставьте на бланк
№ 1.
Работайте с бланком
№ 2 модуля.
Старайтесь быть внимательными и объективными
при оценивании своего партнера. В случае
затруднения обращайтесь к учителю. Оценку
поставьте на бланк № 2.
|
УЭ–2 |
Цель: развивать
навык точного толкования понятий (тезауруса).
Еще раз прочтите и запомните толкования
понятий.
Дробление – деление клеток, при
котором размер новых клеток не увеличивается.
Бластула – однослойный
многоклеточный зародыш.
Бластомеры – клетки, образовавшиеся
в результате дробления, из них состоит бластула.
Бластоцель – первичная полость тела
(то же, что и полость внутри бластулы).
Бластодерма – стенка бластулы,
состоящая из одного слоя неспециализированных
клеток.
Дифференцировка клеток – процесс
возникновения и нарастания структурных и
функциональных различий между отдельными
клетками и частями зародыша.
Гаструла – двухслойный
многоклеточный зародыш.
Эктодерма – наружный зародышевый
листок в гаструле.
Энтодерма – внутренний зародышевый
листок в гаструле.
Гаструляция – совокупность
процессов, приводящие к образованию гаструлы.
Зародышевые листки – явно
разделенные пласты клеток зародыша.
Органогенез – этап эмбриогенеза, при
котором закладываются осевые органы.
Мезодерма – третий зародышевый
листок, который располагается между эктодермой и
мезодермой.
Нейрула – первоначальная стадия
органогенеза, при котором появляется зачаток
нервной системы (то же, что и нервная трубки).
Эмбриональная индукция – явление,
при котором в процессе эмбриогенеза один зачаток
влияет на другой, определяя путь его развития, и
кроме того, сам подвергается индуцирующему
воздействию со стороны первого зачатка.
Перескажите партнеру, а он – вам
толкования понятий. Правильность пересказа
проверяйте по содержанию модуля, делая отметки в
таблице на бланке № 3.
Оцените работу соседа по пятибалльной шкале и
выставьте оценку на бланк.
«5» – все пятнадцать понятий воспроизвел
правильно;
«4» – воспроизвел толкования с незначительными
неточностями и мог забыть одно-два толкования;
«3» – правильно дал определение только 9–12
понятиям;
«2» – правильно дал определение менее чем девяти
понятиям.
«1» – не смог дать правильного определения ни
одному понятию. |
Работайте индивидуально, развивайте
навык точного запоминания информации.
Работайте в парах. При пересказе,
старайтесь, чтобы ваши ответы были полными, а тон
речи был тихим.
Будьте объективны при выставлении оценок за
устную работу. |
УЭ–3 |
Цель: изучить
последовательность этапов постэмбрионального
развития организма. Выявить общие
закономерности онтогенеза.
Прочтите по модулю об особенностях
постэмбрионального развития.
Эмбриональный период в развитии организма (в
онтогенезе) заканчивается появлением на свет
сформировавшегося зародыша. Последующий период
развития называется постэмбриональным.
Различают два вида постэмбрионального развития:
прямое развитие и непрямое. Прямое развитие
наблюдается, например, у птиц, млекопитающих,
детеныши которых рождаются похожими на взрослых
особей.
Непрямое развитие характерно для многих
групп насекомых. Из яиц бабочки, например,
выходят гусеницы, которые сильно отличаются от
взрослых форм. Гусеницы много едят и быстро
растут. Затем они превращаются в куколок, а уже из
куколок выходят бабочки. Непрямое развитие иначе
называется метаморфоз. Развитие с
превращениями имеет большое значение для
сохранения вида в природе: личинка и взрослое
насекомое обычно питаются разной пищей, шире
используя среду обитания.
Метаморфоз характерен и для некоторых
позвоночных животных (лягушка, тритон и др.).
Головастик не имеет ни одной системы органов,
которая в процессе превращения подвергалась бы
перестройке. На постэмбриональное развитие
животных большое влияние оказывают гормоны
желез внутренней секреции, а также различные
факторы внешней среды.
Выполните задание, заполнив таблицу на
бланке № 4 модуля.
Из рисунка выберите примеры, на которых показано
непрямое развитие насекомых. Пользуясь рисунком,
заполните таблицу и приведите примеры насекомых.
Обсудите правильность заполнения таблицы. По
необходимости можно воспользоваться ключами.
Выполните тест на взаимосоотнесение.
Каждому термину, указанному в левой
колонке, подберите соответствующее ему
определение из правой колонки. Ответы запишите в
таблице на бланке № 5 (против цифры
соответствующую букву).
1. Эмбриональный период |
А. Этап развития,
предшествующий репродукции: при непрямом
развитии – личиночный период, при прямом –
период детства |
2. Постэмбриональный период |
Б. Период онтогенеза после
полового созревания, во время которого возможно
самовоспроизведение. |
3. Дорепродуктивный период |
В. Способ постэмбрионального
развития, при котором яйцевые оболочки покидает
личиночная форма. |
4. Прямое развитие |
Г. Период развития с момента
выхода из яйцевых оболочек, или рождения, до
смерти организма. |
5. Непрямое развитие |
Д. Процесс замены личиночных
органов на структуры, свойственные половозрелым
особям. |
6. Метаморфоз |
Е. Период развития организма с
момента образования зиготы до рождения или
выхода из яйцевых оболочек. |
7. Репродуктивный период |
Ж. Форма постэмбрионального
развития, характеризующаяся выходом из яйцевых
оболочек или тела матери организма, имеющего
зачатки всех органов и систем, свойственных
взрослым животным. |
Поменяйтесь работами со своим
партнером.
Осуществите взаимопроверку по ключам.
Оцените работу своего партнера, поставив за
каждый правильный ответ «+».
«5» – если ваш партнер набрал 7 «+»;
«4» – если ваш партнер набрал 6 «+»;
«3» – если ваш партнер набрал 5 «+»;
«2» – если ваш партнер набрал менее 4 «+». |
Читая, выписывайте необходимые
данные в таблицу на бланке № 4.
Ключи возьмите у учителя.
Выполняйте тест самостоятельно, работая
на бланке № 5 модуля.
Старайтесь быть объективным при выставлении
оценок. Оценку поставьте на бланке № 5. |
Продолжение следует
|