Модульное обучение на уроках биологии

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

С.А. ЯНУТЕНЕНЕ,
частная школа, г. Москва

Продолжение. См. № 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21/2005

Модульное обучение на уроках биологии

Урок № 9–10. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов

№ учебного элемента

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Затраченное время

УЭ–0

Цель урока: в результате работы над модулем вы будете знать об особенностях развития организмов; уметь объяснять сущность и характер протекания этапов эмбриогенеза; продолжите развивать мышление, память и навыки самостоятельной учебной работы (составление опорных конспектов, таблиц, взаимоконтроль, работа в парах).

Внимательно прочитайте цель урока.

УЭ–1

Цель: изучить последовательность этапов эмбрионального развития организма; выявить особенности этих этапов, сравнивая их между собой.
Прочитайте внимательно главу 2 учебника (с. 217–225).

Выпишите в тетрадь основные мысли абзацев этого текста.
Сделайте зарисовки в тетради, используя рисунки модуля.
Выпишите из учебника в бланк № 1 толкования понятий по теме: «Эмбриональный период развития организмов».
Проверьте правильность заполнения таблицы по ключам.
Оцени свою работу по следующим критериям:

«5» – всю таблицу заполнил верно;
«4» – всю таблицу заполнил правильно, допустив 1–2 неточности;
«3» – выполнил все задание, но допустил 2–3 ошибки, или не успел заполнить все (2–3-ю части);
«2» – почти ничего не смог заполнить правильно или почти все перепутал;
«1» – вообще не выполнил задание, но такого быть не может!!!

Выполните тест на бланке № 2. Для каждой стадии развития зародыша выбери соответствующие характеристики.

А – Дробление; Б – Гаструляция; В – Органогенез.

1 – образуется покровный эпителий, нервная система, органы чувств, мышцы, почки, другие органы и ткани;
2 – вторая стадия развития зародыша;
3 – происходит первичная дифференцировка клеток;
4 – третья стадия в развитии зародыша;
5 – образование из зародышевых листков определенных органов и частей будущего организма;
6 – дифференциация клеток не происходит;
7 – начальная стадия в развитии зародыша;
8 – быстрые митотические деления зиготы с образованием бластомеров, при этом бластомеры не растут;
9 – образуется однослойный многоклеточный зародыш;
10 – полная специализация клеток;
11 – формирование трех зародышевых листков: эктодермы, энтодермы, мезодермы (у кишечнополостных – только первых двух);
12 – образуется двухслойный многоклеточный зародыш.

Поменяйтесь работами со своим партнером. Осуществите взаимопроверку по ключам. Оцените работу своего партнера, поставив за каждый правильный ответ «+».

«5» – если ваш партнер набрал 12 «+»;
«4» – если ваш партнер набрал 11 «+»;
«3» – если ваш партнер набрал 10 «+»;
«2» – если ваш партнер набрал менее 10 «+».




Старайтесь делать записи в тетради компактно и аккуратно.
Рисунки выполняйте простыми карандашом, делая все необходимые подписи к ним.












Работайте самостоятельно.


Старайтесь быть внимательными и объективными при оценивании себя. В случае затруднения обращайтесь к учителю. Оценку поставьте на бланк № 1.


Работайте с бланком
№ 2 модуля.


















Старайтесь быть внимательными и объективными при оценивании своего партнера. В случае затруднения обращайтесь к учителю. Оценку поставьте на бланк № 2.

УЭ–2

Цель: развивать навык точного толкования понятий (тезауруса).

Еще раз прочтите и запомните толкования понятий.

  • Дробление – деление клеток, при котором размер новых клеток не увеличивается.

  • Бластула – однослойный многоклеточный зародыш.

  • Бластомеры – клетки, образовавшиеся в результате дробления, из них состоит бластула.

  • Бластоцель – первичная полость тела (то же, что и полость внутри бластулы).

  • Бластодерма – стенка бластулы, состоящая из одного слоя неспециализированных клеток.

  • Дифференцировка клеток – процесс возникновения и нарастания структурных и функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыша.

  • Гаструла – двухслойный многоклеточный зародыш.

  • Эктодерма – наружный зародышевый листок в гаструле.

  • Энтодерма – внутренний зародышевый листок в гаструле.

  • Гаструляция – совокупность процессов, приводящие к образованию гаструлы.

  • Зародышевые листки – явно разделенные пласты клеток зародыша.

  • Органогенез – этап эмбриогенеза, при котором закладываются осевые органы.

  • Мезодерма – третий зародышевый листок, который располагается между эктодермой и мезодермой.

  • Нейрула – первоначальная стадия органогенеза, при котором появляется зачаток нервной системы (то же, что и нервная трубки).

  • Эмбриональная индукция – явление, при котором в процессе эмбриогенеза один зачаток влияет на другой, определяя путь его развития, и кроме того, сам подвергается индуцирующему воздействию со стороны первого зачатка.

Перескажите партнеру, а он – вам толкования понятий. Правильность пересказа проверяйте по содержанию модуля, делая отметки в таблице на бланке № 3.
Оцените работу соседа по пятибалльной шкале и выставьте оценку на бланк.
«5» – все пятнадцать понятий воспроизвел правильно;
«4» – воспроизвел толкования с незначительными неточностями и мог забыть одно-два толкования;
«3» – правильно дал определение только 9–12 понятиям;
«2» – правильно дал определение менее чем девяти понятиям.
«1» – не смог дать правильного определения ни одному понятию.

 

Работайте индивидуально, развивайте навык точного запоминания информации.










































 

 

Работайте в парах. При пересказе, старайтесь, чтобы ваши ответы были полными, а тон речи был тихим.
Будьте объективны при выставлении оценок за устную работу.

УЭ–3

Цель: изучить последовательность этапов постэмбрионального развития организма. Выявить общие закономерности онтогенеза.

Прочтите по модулю об особенностях постэмбрионального развития.
Эмбриональный период в развитии организма (в онтогенезе) заканчивается появлением на свет сформировавшегося зародыша. Последующий период развития называется постэмбриональным. Различают два вида постэмбрионального развития: прямое развитие и непрямое. Прямое развитие наблюдается, например, у птиц, млекопитающих, детеныши которых рождаются похожими на взрослых особей.
Непрямое развитие характерно для многих групп насекомых. Из яиц бабочки, например, выходят гусеницы, которые сильно отличаются от взрослых форм. Гусеницы много едят и быстро растут. Затем они превращаются в куколок, а уже из куколок выходят бабочки. Непрямое развитие иначе называется метаморфоз. Развитие с превращениями имеет большое значение для сохранения вида в природе: личинка и взрослое насекомое обычно питаются разной пищей, шире используя среду обитания.
Метаморфоз характерен и для некоторых позвоночных животных (лягушка, тритон и др.). Головастик не имеет ни одной системы органов, которая в процессе превращения подвергалась бы перестройке. На постэмбриональное развитие животных большое влияние оказывают гормоны желез внутренней секреции, а также различные факторы внешней среды.

Выполните задание, заполнив таблицу на бланке № 4 модуля.
Из рисунка выберите примеры, на которых показано непрямое развитие насекомых. Пользуясь рисунком, заполните таблицу и приведите примеры насекомых.
Обсудите правильность заполнения таблицы. По необходимости можно воспользоваться ключами.

Выполните тест на взаимосоотнесение.

Каждому термину, указанному в левой колонке, подберите соответствующее ему определение из правой колонки. Ответы запишите в таблице на бланке № 5 (против цифры соответствующую букву).

1. Эмбриональный период

А. Этап развития, предшествующий репродукции: при непрямом развитии – личиночный период, при прямом – период детства

2. Постэмбриональный период

Б. Период онтогенеза после полового созревания, во время которого возможно самовоспроизведение.

3. Дорепродуктивный период

В. Способ постэмбрионального развития, при котором яйцевые оболочки покидает личиночная форма.

4. Прямое развитие

Г. Период развития с момента выхода из яйцевых оболочек, или рождения, до смерти организма.

5. Непрямое развитие

Д. Процесс замены личиночных органов на структуры, свойственные половозрелым особям.

6. Метаморфоз

Е. Период развития организма с момента образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек.

7. Репродуктивный период

Ж. Форма постэмбрионального развития, характеризующаяся выходом из яйцевых оболочек или тела матери организма, имеющего зачатки всех органов и систем, свойственных взрослым животным.

Поменяйтесь работами со своим партнером.
Осуществите взаимопроверку по ключам.
Оцените работу своего партнера, поставив за каждый правильный ответ «+».

«5» – если ваш партнер набрал 7 «+»;
«4» – если ваш партнер набрал 6 «+»;
«3» – если ваш партнер набрал 5 «+»;
«2» – если ваш партнер набрал менее 4 «+».

Читая, выписывайте необходимые данные в таблицу на бланке № 4.










































Ключи возьмите у учителя.

 

Выполняйте тест самостоятельно, работая на бланке № 5 модуля.






























Старайтесь быть объективным при выставлении оценок. Оценку поставьте на бланке № 5.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru