Знают ли наши дети тех, кто живет рядом с нами?

КОПИЛКА ОПЫТА

В.А. КРЫШТОП,
Н.А. РЕЗНИК,
Мурманский государственный педагогический университет

Продолжение. См. № 22/2005

Знают ли наши дети тех, кто живет рядом с нами?

Хроника педагогического исследования «Северный эксперимент»

2. Выбор направления и первые апробации

В последние годы в сфере российского образования все активнее ставится вопрос о формировании региональных знаний у учащихся начальной и основной школы. Инвариантная часть программ естественно-научной образовательной области для основной школы предусматривает расширение знакомства с окружающим миром на основе регионального компонента.

Традиционно принято считать, что самое важное находится в тексте учебника или учебного пособия, где, как правило, отражается концепция авторов. Большинство этих пособий снабжено яркими иллюстрациями, обеспечивающими один из важнейших дидактических принципов – принцип наглядности. Однако стремление авторов учебников осветить важнейшие вопросы биологии «на высоком научном уровне», невзирая на возраст читателей, приводит к тому, что средства наглядности, используемые в них, оказываются мало или совсем неэффективными. «Над умами детей совершается насилие, когда их принуждают к тому, до чего они не дошли еще ни по возрасту, ни по своему умственному развитию. Когда учеников заставляют что-либо запоминать или делать без предварительного и достаточного разбора, разъяснения и наставления. Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понятно. И также ничего нельзя требовать от памяти ребенка, кроме того, что, судя по несомненным признакам, он усвоил» [5].

Особенно это касается маленьких северян, которые в силу климатических причин не могут наблюдать красоты природы во всем их многообразии. В результате учителя вынуждены опираться на учебники, настенные таблицы с изображениями представителей фауны и флоры средней полосы России.

В современных учебниках биологии после названия класса организмов в большинстве случаев идет или описание одного-двух (иногда трех) конкретных его представителей, или громоздкий список, например перечисление рыб, обитающих в Мировом океане. В первом случае при изучении рыб в качестве типичного представителя чаще всего рассматривается речной окунь, который, кстати, не совсем типичен для наших мест. Среда обитания, строение, форма тела, образ жизни, питание и т.д. часто обсуждаются на примере того же речного окуня.

В этих условиях решение проблемы регионального компонента в северных школах представляется нам возможным только на основе специальным образом организованной учебной информации. Мы полагали, что в этом случае ученики легко выведут общие черты живых существ, составят и усвоят точные и подробные их характеристики. Смена акцента в обучении должна привести к использованию новых средств преподавания, основанных на новых способах предоставления знаний.

Мы искали новые возможности для формирования начальных представлений детей о живой природе нашего края и решили использовать компьютер как специальный дидактический инструмент обучения. При этом мы опирались на принципы, высказанные Яном Коменским.

  • «Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания…»

  • «Идя по стопам природы, обучение юношества будет происходить легко, если … никто не будет обременен чрезмерным количеством подлежащего изучению материала … умам не будут навязывать ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения».

  • «Так как ощущение есть самый надежный проводник памяти, то указанное чувственное наглядное восприятие … приводит к тому, что если кто-либо этим путем что-либо усвоил, то он будет знать это твердо» [5].

Вся описываемая ниже работа входит неотъемлемой частью в исследование возможностей работы мышления в специальной дидактической системе «Визуальная среда обучения» [2]. «Эта среда включает в себя специальные дидактические «правила игры» и «инструменты», построенные как на традиционно наглядных, так и специально визуализированных средствах и формах обучения. Она опирается на природный механизм получения человеком информации – зрение. Это ставит ее в один ряд с компьютерными средствами обучения, также максимально привлекающими к работе зрение учащихся» [2].

Демонстрацию нашего понимания данного процесса можно увидеть на примере обсуждения создаваемых нами и описываемых ниже слайд-фильмов, каждый кадр которых практически и является задачей. Разрабатывая их, мы полагали, что в результате удастся обратить внимание учащихся на те детали в строении животного организма, которые в силу разных причин не описаны в учебнике или не изображены на готовой таблице.

Для начала была выбрана тема «Рыбы Баренцева моря». Экономические условия сложились таким образом, что Баренцево море осталось единственным, имеющим большое промысловое значение для Европейской части России. Его обитатели являются важными промысловыми объектами нашего региона. На их примере можно легко и увлекательно показать взаимосвязь организма и среды во всех проявлениях: от формы тела до его строения и окраски.

Всего мы запланировали три серии мини-уроков, в первой из которых собирались познакомить детей с камбалой, этим «прекрасным уродом». Мы предполагали рассмотреть такие вопросы:

  • Как нарисовать морскую камбалу.

  • Как растет морская камбала.

  • Какие секреты у морской камбалы.

Вторая серия по нашему замыслу должна продолжить первую:

  • Какие у рыб плавники.

  • Каково внешнее строение рыбы.

  • Зачем рыбам плавники.

В завершающую серию слайд-фильмов войдут такие вопросы:

  • Какие родственники у морской камбалы.

  • «Прекрасные уроды» северных морей.

  • Знаменитые рыбы Баренцева моря.

Первый слайд-фильм «Как нарисовать морскую камбалу» адресован самым юным школьникам. Мы не случайно выбрали именно камбалу, которую взрослые жители нашего города, кроме рыбаков-промысловиков, часто называют ершом. Во-первых, это обитатель Баренцева моря, являющийся промысловым объектом; во-вторых, название его знакомо юным мурманчанам по прилавкам магазинов; в-третьих, это удивительно яркий и необычный обитатель морского дна.

Вначале мы решили протестировать этот слайд-фильм на аспирантах-математиках Мурманского государственного педагогического университета и поняли, что сделали удачный выбор. Многие из них признали, что впервые обратили внимание на строение тела этой рыбы и совершенно не знают об ее характеристических особенностях в строении, положении глаз и жаберной крышки.

Затем нами был проведен обучающий эксперимент с учащимися вторых классов гимназии № 8 и прогимназии № 40 г. Мурманска (всего 34 человека). Перед показом мы задали детям вопросы: «Какова форма тела камбалы?» и «Где у камбалы находятся глаза?». О том, что тело у камбалы плоское, знали только два ребенка, а о том, что ее глаза расположены на одной стороне, никто из ребят никогда даже и не слышал.

Первые впечатления: удивление, вопросы, недоумение… Затем, просмотрели слайд-фильм. Его намеренная упрощенность и примитивность позволила выделить те существенные признаки живого организма, на которые мы хотели обратить внимание маленького жителя северного города. Этот фильм чисто учебный: он передает знания, выделяя только основное, существенное (рис. 3).

Рис. 3

Рис. 3

Во время показа слайд-фильма второклассникам мы видели их неподдельный интерес. Они сидели очень тихо, заинтересованно смотрели и внимательно слушали. Каждый кадр нами объяснялся. В ходе комментариев обращали внимание на необходимые детали.

Дети просили повторить просмотр. Поэтому была показана другая версия этого же фильма. Второклассники были весьма сосредоточены, никто не отвлекался и не шумел. После просмотра было предложено нарисовать эту «странную» рыбку. Все дети прекрасно справились с заданием, несмотря на то, что мы практически исключили наглядность, оставив грубые схемы.

По окончании работы (все заняло 20–30 минут) все были очень довольны и просили нас прийти еще раз. Многие, по словам родителей, повторяли свои рисунки дома, а в книжных иллюстрациях с рыбами искали знакомые плавники. Они сразу же узнали камбалу в экспозиции музея, обнаружив, что глаза у нее действительно находятся на одном боку.

Несколько опережая намеченный ранее порядок, мы показали детям ведущей экспериментальной группы 2-го класса прогимназии № 40 г. Мурманска (27 человек) ролик из второй серии «Какие у рыб плавники». Мы хотели узнать, могут ли второклассники перенести определенные признаки достаточно нестандартного объекта на некоторый обобщенный образ, рассчитывая, что определенная «параллельность» в предъявлении информации поможет им, несмотря на малый жизненный опыт в этом вопросе. Мы полагали, что «биология как учебный предмет представляет исключительную ценность… ее материал является доступным наблюдению и требует логических выводов на основе наблюдаемых фактов и явлений» [3].

Результаты превзошли наши ожидания. Учащиеся, уже знакомые с процессом просмотра, с нескрываемой радостью, с «горящими» глазами встречают нас. Две-три минуты ушло на восстановление содержания первого слайд-фильма (рис. 4, вверху). Все с удовольствием отвечали на вопросы, сразу вспоминая: камбала плоская, у нее глаза на одном боку и у нее красные пятнышке на теле. С огромным вниманием ученики смотрели и новый слайд-фильм «Плавники рыб» (рис. 4, внизу), слушали разъяснения и отвечали на вопросы, отгадывали названия плавников, читая подписи к рисункам.

Рис. 4

Рис. 4

В работе детям здесь помогал человечек, который либо соглашался с ними, либо указывал на их ошибки. Один из второклассников даже внес предложение расширить его функции: «пусть человечек не только подсказывает, но и путает нас, проверяя наши ответы». Весь «урок» длился 15 минут. Никто не устал, все довольны. Сказали, что хотят поработать с нами еще раз.

Из беседы с родителями мы выяснили, что дети очень полюбили уроки «Окружающего мира» (но не работу с учебником и рабочей тетрадью). Они стали более любознательными. Ребята с радостью встречают нас, хвастаются, что умеют рисовать камбалу.

Рис. 5. Фрагмент рабочей тетради к слайд-фильму

Рис. 5. Фрагмент рабочей тетради к слайд-фильму

В перспективе нам хотелось бы не останавливаться только на рыбах. Всего предусматривается разработать 4 коллекции (рыбы, птицы, звери и растения). Особенно интересным объектом в этом отношении являются птицы. Это именно те животные, которых учащиеся могут увидеть на улицах города или за городом, на побережье. Зачастую даже взрослые не только не умеют их различать, но и называют их неправильно. В нашем портовом городе подобная путаница привела к тому, что подавляющее большинство именуют чайку бакланом, так же, как камбалу – ершом.

Уже на данном этапе мы позволяем себе подвести некоторый итог, классифицируя компьютерный слайд-фильм как дидактическое средство обучеиспользован в качестве одного из структурных элементов урока; он развивает любознательность и наблюдательность учащихся, помогает им уточнять наименования и выделять особенности строения, поведения и образа жизни тех, кто живет рядом с нами.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru