Курс «Системный подход как условие развивающего обучения в курсе биологии»

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"

СУХОВА Т.С.

Курс «Системный подход как условие развивающего обучения в курсе биологии»

Учебный план курса

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция 1. О системном подходе к обучению биологии

18

Лекция 2. Системный подход к планированию учебно-воспитательных задач

19

Лекция 3. Воспитание и развитие личности ученика в процессе обучения биологии
Контрольная работа № 1 (срок выполнения – до 15 ноября 2004 г.)

20

Лекция 4. Системный поход к контролю знаний

21

Лекция 5. Вопросы пола в системе биологических знаний
Контрольная работа № 2 (срок выполнения – до 15 декабря 2004 г.)

22

Лекция 6. Развивающая функция школьного биологического эксперимента

23

Лекция 7. Роль обобщающих уроков в формировании системного мышления

24

Лекция 8. Системный подход к построению уроков и семинаров

Итоговая работа.
Итоговые работы, сопровождаемые справками из учебного заведения (актами о внедрении), должны быть направлены в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2005 г.

Лекция 7. Роль обобщающих уроков в формировании системного мышления

Больше приносит пользы рассмотрение одного и того же
предмета с десяти различных сторон, чем обучение
десяти различным предметам с одной стороны.

А.Дистервег

Развитие и совершенствование знаний – важнейшее условие их прочности. Обобщающий урок в этом процессе занимает важное место, т.к. должен строиться не на механическом повторении пройденного, а формировать новые научные понятия, использовать анализ, синтез, сравнение и другие формы мыслительной деятельности учащихся.

При планировании обобщающих уроков надо учитывать их отличие от урока-повторения и урока закрепления знаний.

Обобщающий урок выполняет следующие функции:

– систематизация знаний;
– объяснение сути явления и установление взаимосвязи между явлениями;
– выявление биологических закономерностей;
– использование знаний для выработки собственных взглядов.

Проиллюстрируем, как можно реализовать эти требования к обобщающему уроку на практике на примере урока-обобщения, завершающего тему, и урока промежуточного обобщения.

1. Обобщающий урок по теме: «Применение знаний о строении и жизнедеятельности корней при выращивании растений»

Опорными для этого урока являются знания школьников о типах корневых систем, о внешнем и внутреннем строении корня, его функциях, составе почвы; а также практические умения (распознавать клетки, образующие различные зоны корня, проводить опыты, выявляющие состав почвы, поступление воды в корень, дыхание корней) и навыки ухода за растениями.

Перед началом урока учитель может выписать эти опорные знания на доске под заголовком: «Что мы знаем о корне».

Урок начинается с проверки и краткого повторения изученного материала темы. Для этого можно использовать различные методические приемы: беседу, проверочный диктант, ответы учащихся у доски, по карточкам и т.д. Повторение завершается постановкой перед учащимися познавательного вопроса: какую роль играют знания, накопленные учеными-биологами о строении и жизнедеятельности корней, в практике сельского хозяйства?

Чтобы ответить на этот вопрос, школьникам предлагается выполнить задания, которые записываются на доске и оформляются в виде таблиц (табл. 1 и 2).

Таблица 1. Клеточное строение корня

Задание 1. Раскройте клеточное строение корня и его функции

Рисунок: зоны корня и их клетки

Особенности строения клеток

Функции клеток данной зоны

 

 

 

Таблица 2. Функции корня. Почва

Задание 2. Перечислите процессы жизнедеятельности клеток корня

Задание 3. Определите состав почвы как среды жизнедеятельности клеток корня

Задание 4. Назовите приемы и правила обработки почвы

Дыхание

Воздух

Рыхление

Питание

Вода. Минеральные вещества. Органические вещества

Полив. Внесение удобрений

Рост

 

Пикировка. Окучивание

Размножение

 

 

Работу организуем следующим образом: учащиеся внимательно знакомятся с первым заданием и, используя имеющиеся знания, сведения из учебника, выполняют его самостоятельно. Результаты работы они фиксируют на отдельных листочках-черновиках. После этого проводится фронтальная проверка выполнения задания и окончательный вариант ответа заносится в таблицу, начерченную на доске. Предварительная самостоятельная проработка вопросов на листочках с последующим их обсуждением у доски дает возможность формировать у учащихся уже в 6-м классе навыки самоконтроля; закреплять приобретенные ранее знания у каждого из школьников, опираясь на моторную, зрительную, эмоциональную, слуховую память. При этом учащимся предоставляется возможность еще раз услышать изложение разбираемого вопроса во время устного ответа одноклассника у доски. (Листки с ответами проверяем, как правило, у более слабых учеников, а у доски работают под руководством учителя сильные учащиеся.) Таким же образом выполняются задания 2–4.

Первое задание, которое учащиеся должны выполнить, сформулировано так: «Раскройте клеточное строение корня и функции клеток основных зон корня». Учитель поясняет, что школьникам необходимо показать на конкретных примерах взаимосвязь строения клеток и выполняемой ими функции. Для этого им нужно вспомнить особенности клеточного строения корня, сравнить строение клеток двух зон корня (по выбору); зарисовать их, указать особенности строения, назвать выполняемые функции и сделать вывод, т.е. кратко раскрыть содержание рассматриваемого вопроса. Опираясь на знания, полученные при выполнении лабораторных работ (изучение корневых систем, рассматривание корневых волосков и чехлика невооруженным глазом и под микроскопом), учащиеся выполняют задание и формулируют вывод: строение клеток корня обусловлено его функциями.

Затем в короткой беседе учитель подводит школьников к выводу о том, что жизнедеятельность корней, а следовательно, и всего растения, зависит от функционирования каждой клетки корня. Этот вывод является переходным мостиком к выполнению второго задания: «Перечислите процессы жизнедеятельности клеток корня». Используя знания о живой и неживой природе (курс «Природоведение»), знания о жизнедеятельности клетки (раздел «Растения», тема: «Клеточное строение растительного организма»), учащиеся выделяют следующие процессы, характерные для живых клеток: дыхание, питание, рост, размножение. Ответы учащихся обсуждаются и заносятся в таблицу на доске.

В ходе дальнейшей беседы учитель подводит школьников к мысли о том, что поддержание жизнедеятельности клеток зависит от потребления ими находящихся в окружающей среде кислорода и питательных веществ, растворенных в воде. Учащиеся вспоминают, что окружающей средой для корня является почва, которая и служит источником получения веществ, необходимых для жизнедеятельности клеток корня и растения в целом. Для обоснования данных рассуждений учитель предлагает воспроизвести необходимые опыты, с которыми учащиеся уже знакомы по предыдущим урокам. Используя заранее подготовленное оборудование, три ученика у доски проводят опыты, доказывающие, что в почве содержатся вода, воздух, минеральные и органические вещества. Результаты опытов заносятся во вторую графу таблицы. Формулируется вывод о значении почвы в жизни растений.

Переходя к последнему этапу работы, учитель в процессе беседы выстраивает цепочку биологической зависимости: рост растения зависит от развития корневой системы, а она, в свою очередь, – от плодородия и состояния почвы. В ходе этих рассуждений учащиеся должны придти к мысли о связи условий выращивания растений с повышением их урожайности.

Обобщая ответы школьников и завершая работу, учитель подводит школьников к общему выводу о необходимости использования знаний о строении и жизнедеятельности корней для выращивания растений, вводит новые понятия – агротехника, агроном и раскрывает их содержание. На конкретных примерах учитель разъясняет последствия нарушений технологии выращивания растений, проведения сельхозмероприятий без учета биологических особенностей растений, т.е. без опоры на научные биологические знания. В заключение беседы школьникам может быть сообщена информация профориентационного характера.

В качестве задания на дом учащимся можно предложить составить правила полива и подкормки растений.

Таким образом, на уроке не только повторяются и закрепляются полученные ранее знания, но и получают развитие ведущие биологические понятия: клеточное строение растений, взаимосвязь строения и функции клеток, особенности их жизнедеятельности, взаимосвязь органов растения и самого растения с окружающей средой. В процессе обобщения формируются новые знания о связи условий выращивания растений с повышением их урожайности; учащиеся узнали, как можно использовать на практике полученные знания.

2. Обобщающий урок по теме: «Характеристика класса насекомых. Причины их широкого распространения в природе»

Урок проводится в рамках изучения темы «Членистоногие» после знакомства школьников с особенностями строения (внешнего и внутреннего), процессов жизнедеятельности, размножения и развития насекомых на примере одного из представителей отряда жесткокрылых.

Учебно-воспитательные задачи урока: обобщить знания учащихся о насекомых и частично о ракообразных и паукообразных; на их основе выяснить причины необычайного процветания класса насекомых; развить представления учащихся о взаимосвязи организма и среды обитания; продолжить работу по формированию умений выявлять частные признаки и находить на их основе общие биологические закономерности, строить доказательства и обосновывать их; продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе.

В качестве оборудования используются коллекции различных видов насекомых, таблицы с изображением ракообразных, паукообразных, диафильм «Класс Насекомые».

Характеристика класса насекомых

Особенности строения (признаки) класса насекомых

Биологическое значение признака

Наличие крыльев и трех пар ходильных ног

Способность к полету и передвижению по различным поверхностям

Деление тела на три отдела: голову, грудь и брюшко

Некоторая подвижность головы

Разнообразное строение ротовых органов

Возможность использования разнообразной пищи

Наличие развитых органов чувств

Способность находить пищу, обнаруживать врагов, воспринимать окружающий мир

Небольшие размеры

Возможность заполнения мест обитания, недоступных для других животных

Трахейное дыхание

Потребление для дыхания атмосферного кислорода

Усложнение нервной системы: развитие надглоточного нервного узла и трех грудных узлов брюшной нервной цепочки

Наличие более сложных рефлексов

При подготовке к уроку учащиеся получили задание: повторить особенности строения ракообразных, паукообразных и насекомых.

Урок начинается с вводной беседы, в ходе которой учитель восстанавливает знания школьников о систематической принадлежности класса насекомых к типу членистоногих. Затем он коротко рассказывает о процветании класса насекомых, не сравнимого ни с какой другой группой животного мира по обилию и многообразию (1 млн видов!), и ставит перед школьниками познавательную задачу: выяснить, какие биологические особенности насекомых дали им возможность такого широкого распространения в природе.

Обсуждая с учащимися план решения этой задачи, учитель подводит школьников к выводу о том, что сначала необходимо выявить характерные особенности класса насекомых, для чего требуется провести сравнение их с представителями других классов типа членистоногих, затем определить значение выявленных особенностей для жизнедеятельности насекомых и выделить те черты, которые дали им преимущества для распространения и процветания по сравнению с другими членистоногими.

Выстроенная таким образом логическая схема является опорной и обусловливает структуру этого урока. Схема вычерчивается на доске в виде таблицы «Характеристика класса насекомых» и заполняется в процессе работы.

Итак, первый этап работы – сравнение внешнего и внутреннего строения ракообразных, паукообразных, насекомых и выявление характерных признаков класса насекомых. Работу школьники выполняют самостоятельно, пользуясь коллекциями, таблицами и учебником. На эту работу уходит примерно 10–15 минут урока, а затем идет обсуждение результатов и заполнение первой графы таблицы на доске.

Второй и третий этапы работы целесообразно организовать в виде фронтальной беседы, дать возможность школьникам выдвинуть свои гипотезы и обсудить их. Основываясь на конкретных данных (выявленных признаках насекомых), в процессе логического рассуждения учащиеся приходят к выводу о том, что, например, наличие у насекомых крыльев и трех пар ходильных ног обеспечивает передвижение в воздушной среде и по различным поверхностям, а это, в свою очередь, дает насекомым больше возможностей для добывания пищи и размножения, что является преимуществом по сравнению с другими членистоногими. Анализируя другой признак – наличие у насекомых ротовых органов разнообразного строения, школьники приходят к мысли о том, что это дает насекомым возможность использовать разную пищу и, следовательно, выживать в разных условиях и средах обитания.

Таким образом, в процессе активной мыслительной деятельности школьники шаг за шагом убеждаются в том, что насекомые являются высокоорганизованным классом животного мира. Это выражается в специализации отдельных частей тела, развитии центральной нервной системы и органов чувств, в их сложном поведении. Все перечисленные особенности насекомых и служат причиной многообразия их форм и широкого распространения в природе.

На данном этапе изучения темы этот вывод для учащихся является несколько опережающим, так как они еще не знакомы с основными отрядами насекомых. Однако такое промежуточное обобщение дает возможность учителю провести последующие уроки по этой теме с большей активностью школьников. Зная особенности класса насекомых и используя выводы этого урока, они смогут самостоятельно знакомиться с особенностями строения представителей других отрядов и доказывать их принадлежность к классу насекомых, т.е. видеть не только частные признаки, но и общие биологические закономерности.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

Задание 1. При проведении уроков по общей биология используйте знания учащихся по ботанике и зоологии: частные понятия рассмотрите с позиций общих биологических закономерностей.

А. Предложите учащимся привести конкретные примеры животных и растений для комментария предложенной схемы и ответа на вопрос: какую роль эти сигналы играют в жизни экосистемы.

Б. Обсудите с учащимися следующие вопросы:

– Какие решения проблемы передвижения в живой природе может использовать человек для создания транспортных средств?
– Какой комплекс свойств животных-аэробионтов необходимо учитывать, на ваш взгляд, при создании летательных аппаратов.

Задание 2. Используйте вместо словесного обобщения опорную схему, позволяющую учащимся самостоятельно составить характеристику царства животных на обобщающем уроке, и привести конкретные примеры, подтверждающие общебиологические закономерности.

Литература

1. Сухова Т.С. Урок биологии. Библиотека учителя. – М.: Вентана-Граф, 2001.

2. Сухова Т.С., Строганов В.И. Природа. Введение в биологию и экологию. Методика для учителя. 2-е издание. – М.: Вентана-Граф, 2004.

3. Сухова Т.С. Естествознание. 5 класс. Методика для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2005.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru