ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
"ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"
СУХОВА Т.С.
Курс «Системный подход как условие
развивающего обучения в курсе биологии»
Учебный план курса
№ газеты |
Учебный материал |
17 |
Лекция 1. О системном подходе к
обучению биологии |
18 |
Лекция 2. Системный подход к
планированию учебно-воспитательных задач |
19 |
Лекция 3. Воспитание и развитие
личности ученика в процессе обучения биологии
Контрольная работа № 1 (срок выполнения –
до 15 ноября 2004 г.) |
20 |
Лекция 4. Системный поход к
контролю знаний |
21 |
Лекция 5. Вопросы пола в системе
биологических знаний
Контрольная работа № 2 (срок выполнения –
до 15 декабря 2004 г.) |
22 |
Лекция 6. Развивающая функция
школьного биологического эксперимента |
23 |
Лекция 7. Роль обобщающих
уроков в формировании системного мышления |
24 |
Лекция 8. Системный подход к
построению уроков и семинаров |
Итоговая работа.
Итоговые работы, сопровождаемые справками из
учебного заведения (актами о внедрении), должны
быть направлены в Педагогический университет не
позднее 28 февраля 2005 г. |
Лекция 7. Роль обобщающих
уроков в формировании системного мышления
Больше приносит пользы рассмотрение
одного и того же
предмета с десяти различных сторон, чем обучение
десяти различным предметам с одной стороны.
А.Дистервег
Развитие и совершенствование знаний
– важнейшее условие их прочности. Обобщающий
урок в этом процессе занимает важное место, т.к.
должен строиться не на механическом повторении
пройденного, а формировать новые научные
понятия, использовать анализ, синтез, сравнение и
другие формы мыслительной деятельности
учащихся.
При планировании обобщающих уроков
надо учитывать их отличие от урока-повторения и
урока закрепления знаний.
Обобщающий урок выполняет следующие
функции:
– систематизация знаний;
– объяснение сути явления и установление
взаимосвязи между явлениями;
– выявление биологических закономерностей;
– использование знаний для выработки
собственных взглядов.
Проиллюстрируем, как можно
реализовать эти требования к обобщающему уроку
на практике на примере урока-обобщения,
завершающего тему, и урока промежуточного
обобщения.
1. Обобщающий урок по теме: «Применение
знаний о строении и жизнедеятельности корней при
выращивании растений»
Опорными для этого урока являются
знания школьников о типах корневых систем, о
внешнем и внутреннем строении корня, его
функциях, составе почвы; а также практические
умения (распознавать клетки, образующие
различные зоны корня, проводить опыты,
выявляющие состав почвы, поступление воды в
корень, дыхание корней) и навыки ухода за
растениями.
Перед началом урока учитель может
выписать эти опорные знания на доске под
заголовком: «Что мы знаем о корне».
Урок начинается с проверки и краткого
повторения изученного материала темы. Для этого
можно использовать различные методические
приемы: беседу, проверочный диктант, ответы
учащихся у доски, по карточкам и т.д. Повторение
завершается постановкой перед учащимися
познавательного вопроса: какую роль играют
знания, накопленные учеными-биологами о строении
и жизнедеятельности корней, в практике сельского
хозяйства?
Чтобы ответить на этот вопрос,
школьникам предлагается выполнить задания,
которые записываются на доске и оформляются в
виде таблиц (табл. 1 и 2).
Таблица 1. Клеточное строение корня
Задание 1. Раскройте
клеточное строение корня и его функции |
Рисунок: зоны корня и их клетки |
Особенности строения клеток |
Функции клеток данной зоны |
|
|
|
Таблица 2. Функции корня. Почва
Задание 2. Перечислите
процессы жизнедеятельности клеток корня |
Задание 3.
Определите состав почвы как среды
жизнедеятельности клеток корня |
Задание 4.
Назовите приемы и правила обработки почвы |
Дыхание |
Воздух |
Рыхление |
Питание |
Вода. Минеральные
вещества. Органические вещества |
Полив. Внесение
удобрений |
Рост |
|
Пикировка. Окучивание |
Размножение |
|
|
Работу организуем следующим
образом: учащиеся внимательно знакомятся с
первым заданием и, используя имеющиеся знания,
сведения из учебника, выполняют его
самостоятельно. Результаты работы они фиксируют
на отдельных листочках-черновиках. После этого
проводится фронтальная проверка выполнения
задания и окончательный вариант ответа
заносится в таблицу, начерченную на доске.
Предварительная самостоятельная проработка
вопросов на листочках с последующим их
обсуждением у доски дает возможность
формировать у учащихся уже в 6-м классе навыки
самоконтроля; закреплять приобретенные ранее
знания у каждого из школьников, опираясь на
моторную, зрительную, эмоциональную, слуховую
память. При этом учащимся предоставляется
возможность еще раз услышать изложение
разбираемого вопроса во время устного ответа
одноклассника у доски. (Листки с ответами
проверяем, как правило, у более слабых учеников, а
у доски работают под руководством учителя
сильные учащиеся.) Таким же образом выполняются
задания 2–4.
Первое задание, которое учащиеся
должны выполнить, сформулировано так: «Раскройте
клеточное строение корня и функции клеток
основных зон корня». Учитель поясняет, что
школьникам необходимо показать на конкретных
примерах взаимосвязь строения клеток и
выполняемой ими функции. Для этого им нужно
вспомнить особенности клеточного строения
корня, сравнить строение клеток двух зон корня
(по выбору); зарисовать их, указать особенности
строения, назвать выполняемые функции и сделать
вывод, т.е. кратко раскрыть содержание
рассматриваемого вопроса. Опираясь на знания,
полученные при выполнении лабораторных работ
(изучение корневых систем, рассматривание
корневых волосков и чехлика невооруженным
глазом и под микроскопом), учащиеся выполняют
задание и формулируют вывод: строение клеток
корня обусловлено его функциями.
Затем в короткой беседе учитель
подводит школьников к выводу о том, что
жизнедеятельность корней, а следовательно, и
всего растения, зависит от функционирования
каждой клетки корня. Этот вывод является
переходным мостиком к выполнению второго
задания: «Перечислите процессы
жизнедеятельности клеток корня». Используя
знания о живой и неживой природе (курс
«Природоведение»), знания о жизнедеятельности
клетки (раздел «Растения», тема: «Клеточное
строение растительного организма»), учащиеся
выделяют следующие процессы, характерные для
живых клеток: дыхание, питание, рост, размножение.
Ответы учащихся обсуждаются и заносятся в
таблицу на доске.
В ходе дальнейшей беседы учитель
подводит школьников к мысли о том, что
поддержание жизнедеятельности клеток зависит от
потребления ими находящихся в окружающей среде
кислорода и питательных веществ, растворенных в
воде. Учащиеся вспоминают, что окружающей средой
для корня является почва, которая и служит
источником получения веществ, необходимых для
жизнедеятельности клеток корня и растения в
целом. Для обоснования данных рассуждений
учитель предлагает воспроизвести необходимые
опыты, с которыми учащиеся уже знакомы по
предыдущим урокам. Используя заранее
подготовленное оборудование, три ученика у доски
проводят опыты, доказывающие, что в почве
содержатся вода, воздух, минеральные и
органические вещества. Результаты опытов
заносятся во вторую графу таблицы. Формулируется
вывод о значении почвы в жизни растений.
Переходя к последнему этапу работы,
учитель в процессе беседы выстраивает цепочку
биологической зависимости: рост растения
зависит от развития корневой системы, а она, в
свою очередь, – от плодородия и состояния почвы.
В ходе этих рассуждений учащиеся должны придти к
мысли о связи условий выращивания растений с
повышением их урожайности.
Обобщая ответы школьников и завершая
работу, учитель подводит школьников к общему
выводу о необходимости использования знаний о
строении и жизнедеятельности корней для
выращивания растений, вводит новые понятия – агротехника,
агроном и раскрывает их содержание. На
конкретных примерах учитель разъясняет
последствия нарушений технологии выращивания
растений, проведения сельхозмероприятий без
учета биологических особенностей растений, т.е.
без опоры на научные биологические знания. В
заключение беседы школьникам может быть
сообщена информация профориентационного
характера.
В качестве задания на дом учащимся
можно предложить составить правила полива и
подкормки растений.
Таким образом, на уроке не только
повторяются и закрепляются полученные ранее
знания, но и получают развитие ведущие
биологические понятия: клеточное строение
растений, взаимосвязь строения и функции клеток,
особенности их жизнедеятельности, взаимосвязь
органов растения и самого растения с окружающей
средой. В процессе обобщения формируются новые
знания о связи условий выращивания растений с
повышением их урожайности; учащиеся узнали, как
можно использовать на практике полученные
знания.
2. Обобщающий урок по теме:
«Характеристика класса насекомых. Причины их
широкого распространения в природе»
Урок проводится в рамках изучения темы
«Членистоногие» после знакомства школьников с
особенностями строения (внешнего и внутреннего),
процессов жизнедеятельности, размножения и
развития насекомых на примере одного из
представителей отряда жесткокрылых.
Учебно-воспитательные задачи урока:
обобщить знания учащихся о насекомых и частично
о ракообразных и паукообразных; на их основе
выяснить причины необычайного процветания
класса насекомых; развить представления
учащихся о взаимосвязи организма и среды
обитания; продолжить работу по формированию
умений выявлять частные признаки и находить на
их основе общие биологические закономерности,
строить доказательства и обосновывать их;
продолжить экологическое воспитание учащихся и
формирование у них бережного отношения к
природе.
В качестве оборудования используются
коллекции различных видов насекомых, таблицы с
изображением ракообразных, паукообразных,
диафильм «Класс Насекомые».
Характеристика класса насекомых
Особенности строения
(признаки) класса насекомых |
Биологическое значение
признака |
Наличие крыльев и трех пар
ходильных ног |
Способность к полету и
передвижению по различным поверхностям |
Деление тела на три отдела:
голову, грудь и брюшко |
Некоторая подвижность головы |
Разнообразное строение ротовых
органов |
Возможность использования
разнообразной пищи |
Наличие развитых органов
чувств |
Способность находить пищу,
обнаруживать врагов, воспринимать окружающий
мир |
Небольшие размеры |
Возможность заполнения мест
обитания, недоступных для других животных |
Трахейное дыхание |
Потребление для дыхания
атмосферного кислорода |
Усложнение нервной системы:
развитие надглоточного нервного узла и трех
грудных узлов брюшной нервной цепочки |
Наличие более сложных
рефлексов |
При подготовке к уроку
учащиеся получили задание: повторить
особенности строения ракообразных,
паукообразных и насекомых.
Урок начинается с вводной беседы, в
ходе которой учитель восстанавливает знания
школьников о систематической принадлежности
класса насекомых к типу членистоногих. Затем он
коротко рассказывает о процветании класса
насекомых, не сравнимого ни с какой другой
группой животного мира по обилию и многообразию
(1 млн видов!), и ставит перед школьниками
познавательную задачу: выяснить, какие
биологические особенности насекомых дали им
возможность такого широкого распространения в
природе.
Обсуждая с учащимися план решения этой
задачи, учитель подводит школьников к выводу о
том, что сначала необходимо выявить характерные
особенности класса насекомых, для чего требуется
провести сравнение их с представителями других
классов типа членистоногих, затем определить
значение выявленных особенностей для
жизнедеятельности насекомых и выделить те черты,
которые дали им преимущества для
распространения и процветания по сравнению с
другими членистоногими.
Выстроенная таким образом логическая
схема является опорной и обусловливает
структуру этого урока. Схема вычерчивается на
доске в виде таблицы «Характеристика класса
насекомых» и заполняется в процессе работы.
Итак, первый этап работы – сравнение
внешнего и внутреннего строения ракообразных,
паукообразных, насекомых и выявление
характерных признаков класса насекомых. Работу
школьники выполняют самостоятельно, пользуясь
коллекциями, таблицами и учебником. На эту работу
уходит примерно 10–15 минут урока, а затем идет
обсуждение результатов и заполнение первой
графы таблицы на доске.
Второй и третий этапы работы
целесообразно организовать в виде фронтальной
беседы, дать возможность школьникам выдвинуть
свои гипотезы и обсудить их. Основываясь на
конкретных данных (выявленных признаках
насекомых), в процессе логического рассуждения
учащиеся приходят к выводу о том, что, например,
наличие у насекомых крыльев и трех пар ходильных
ног обеспечивает передвижение в воздушной среде
и по различным поверхностям, а это, в свою
очередь, дает насекомым больше возможностей для
добывания пищи и размножения, что является
преимуществом по сравнению с другими
членистоногими. Анализируя другой признак –
наличие у насекомых ротовых органов
разнообразного строения, школьники приходят к
мысли о том, что это дает насекомым возможность
использовать разную пищу и, следовательно,
выживать в разных условиях и средах обитания.
Таким образом, в процессе активной
мыслительной деятельности школьники шаг за
шагом убеждаются в том, что насекомые являются
высокоорганизованным классом животного мира.
Это выражается в специализации отдельных частей
тела, развитии центральной нервной системы и
органов чувств, в их сложном поведении. Все
перечисленные особенности насекомых и служат
причиной многообразия их форм и широкого
распространения в природе.
На данном этапе изучения темы этот
вывод для учащихся является несколько
опережающим, так как они еще не знакомы с
основными отрядами насекомых. Однако такое
промежуточное обобщение дает возможность
учителю провести последующие уроки по этой теме
с большей активностью школьников. Зная
особенности класса насекомых и используя выводы
этого урока, они смогут самостоятельно
знакомиться с особенностями строения
представителей других отрядов и доказывать их
принадлежность к классу насекомых, т.е. видеть не
только частные признаки, но и общие
биологические закономерности.
Вопросы и задания для самостоятельной
работы
Задание 1. При проведении уроков по
общей биология используйте знания учащихся по
ботанике и зоологии: частные понятия рассмотрите
с позиций общих биологических закономерностей.
А. Предложите учащимся привести
конкретные примеры животных и растений для
комментария предложенной схемы и ответа на
вопрос: какую роль эти сигналы играют в жизни
экосистемы.
Б. Обсудите с учащимися следующие
вопросы:
– Какие решения проблемы передвижения
в живой природе может использовать человек для
создания транспортных средств?
– Какой комплекс свойств животных-аэробионтов
необходимо учитывать, на ваш взгляд, при создании
летательных аппаратов.
Задание 2. Используйте вместо словесного
обобщения опорную схему, позволяющую учащимся
самостоятельно составить характеристику
царства животных на обобщающем уроке, и привести
конкретные примеры, подтверждающие
общебиологические закономерности.
Литература
1. Сухова Т.С. Урок биологии.
Библиотека учителя. – М.: Вентана-Граф, 2001.
2. Сухова Т.С., Строганов В.И. Природа.
Введение в биологию и экологию. Методика для
учителя. 2-е издание. – М.: Вентана-Граф, 2004.
3. Сухова Т.С. Естествознание. 5
класс. Методика для учителя. – М.: Вентана-Граф,
2005.
|