Н.В. БРЕЖНЕВА,
учитель биологии
Исимовской СОШ,
Кугарчинский р-н,
Республика Башкортастан
Урок-игра «Счастливый случай»
Обобщение темы: «Земноводные и
пресмыкающиеся»
Оборудование: секундомер, бочонок
с пронумерованными фишками, ребусы, кроссворды;
на доске таблица, в которой отражаются
результаты каждого гейма.
Класс делится на две команды:
«Земноводные» и «Пресмыкающиеся».
Представление команд и их девизы
Команда «Земноводные»
Прыгунья, пловчиха – в воде и на суше.
Наряд у лягушки удобен и прост.
Зачем под водой ей пушистая шерстка?
И прыгать мешал бы искрящийся хвост.
Команда «Пресмыкающиеся»
Полюбите крокодилов,
Ящериц и черепах,
Да и змей,
Тогда и змеи
Нагонять не будут страх.
Гейм 1. «Дальше, дальше...»
За одну минуту команда должна дать
как можно больше правильных ответов.
Вопросы команде «Земноводные»
1. Личинка лягушки. (Головастик.)
2. В какой части сердца земноводных смешанная
кровь? (Желудочек.)
3. Предки земноводных. (Кистеперые рыбы.)
4. Органы дыхания земноводных. (Легкие и кожа.)
5. Расширенная часть прямой кишки земноводных. (Клоака.)
6. Особые мешки лягушки, усиливающие звуки. (Резонаторы.)
7. Животные, температура тела которых зависит от
температуры окружающей среды. (Холоднокровные.)
8. Что означает слово «амфибии»? (Ведущие
двойной образ жизни.)
9. Какое позвоночное животное первым побывало в
космосе? (Озерная лягушка.)
10. Что позволяет квакшам лазать по деревьям? (Присоски.)
11. Хвостатое земноводное, напоминающее ящерицу. (Тритон.)
12. У какой лягушки самый сильный яд? (Кокои.)
Вопросы команде «Пресмыкающиеся»
1. Что означает слово «динозавры»? (Ужасные
ящеры.)
2. Процесс восстановления утраченной части тела. (Регенерация.)
3. Самая крупная змея. (Анаконда.)
4. Подвижное сочленение конечностей. (Сустав.)
5. Предки пресмыкающихся. (Стегоцефалы.)
6. Сколько кругов кровообращения у
пресмыкающихся? (Два.)
7. Органы дыхания пресмыкающихся. (Легкие.)
8. Наружная часть органа слуха пресмыкающихся. (Барабанная
перепонка.)
9. Каких ящериц принимают за змей? (Веретеница,
желтопузик.)
10. Самая долгоживущая рептилия. (Сейшельская
черепаха.)
11. Ядовитая змея с капюшоном. (Кобра.)
12. Что такое «крокодиловы слезы»? (Это выделение
избытка солей.)
Гейм 2. «Заморочки из бочки»
Члены команды по очереди достают из
бочонка фишки с номерами, учитель называет
соответствующий номеру вопрос.
1. Про каких животных можно сказать, что
они вылезают из кожи? (Змеи при линьке
сбрасывают кожу целиком – «чулком».)
2. Какие особенности строения тела есть
у земноводных и отсутствуют у рыб? (Легкие,
второй круг кровообращения, трехкамерное сердце,
суставные конечности, веки, среднее ухо.)
3. Как называются змеепитомники? (Серпентарии.)
4. Каким образом гремучие змеи
обнаруживают свою жертву? (С помощью
расположенного на голове органа,
воспринимающего тепловые лучи.)
5. В каком произведении известного
русского писателя упоминаются опыты на лягушках
(И.С. Тургенев. «Отцы и дети».)
6. Где установлены памятники лягушкам? (В
Сорбонне, в Токийском университете, в Бостоне.)
Гейм 3. «Темная лошадка»
Учащиеся должны вспомнить название
рассказа, связанное с пресмыкающимся, и назвать
автора рассказа – А.П. Чехов. «Хамелеон». На
доске – портрет писателя и изображение
хамелеона. Учитель задает командам вопросы.
1. Глаза какого животного могут
смотреть в разные стороны, независимо друг от
друга? (Хамелеона.)
2. У какой ящерицы необычно длинный
язык, длиннее ее тела? (У хамелеона.)
3. Каким образом хамелеон меняет
окраску? (Клетки с пигментом в его коже могут
изменять свою форму и размеры.)
4. Для чего в Испании хамелеонов держат
дома? (Сажают на жердочку около приманки для
мух, чтобы они их ловили.)
Гейм 4. «Гонка за лидером»
1. Определить, о каком классе животных
идет речь.
Команда «Земноводные». Трудно
назвать другую группу животных, которая вызывала
бы у человека такое чувство настороженного
интереса и, пожалуй, даже некоторого суеверного
страха, как ... (Пресмыкающиеся.)
Команда «Пресмыкающиеся». Многие
из них весьма голосисты. Но выглядят в основном
жутковато: одни скользкие до омерзения, другие с
бородавками... В природе очень полезны, но у
человека этот класс симпатий не вызывает. (Земноводные.)
2. Для какого класса характерен этот
признак?
Вопросы задают поочередно то одной,
то другой команде.
1. Живут только там, где есть вода.
2. Могут жить в совершенно сухих местах.
3. Сердце трехкамерное, в желудочке перегородки
нет.
4. В желудочке сердца есть неполная внутренняя
перегородка.
5. Имеют сухую кожу, покрытую роговыми чешуйками.
6. Кожа тонкая и влажная, с большим количеством
желез.
7. Дыхание исключительно легочное.
8. В дыхании важную роль играет кожа.
9. Размножаются икрометанием или живорождением.
10. Размножаются откладыванием яиц или
живорождением.
11. Есть грудная клетка.
12. Грудной клетки нет, воздух проталкивается в
легкие дном ротовой полости.
13. Есть третье веко – полупрозрачная мигательная
перепонка.
14. Глаза могут втягиваться внутрь, помогая
проталкиванию пищи.
Гейм 5. «Загадочный»
1. Отгадай загадку.
Отгадав загадку, нужно сказать к
какому отряду и классу относится животное.
Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит,
Под ним, не зная страха
Гуляет ...
(Черепаха.)
Нас везде всегда найдете
И в лесу мы, и в болоте,
На полянке, на опушке,
Мы – зеленые ...
(Лягушки.)
2. Калейдоскоп «Кто он?»
1. На рис. 1 узнайте животное и в
выделенных клетках прочтете фамилию английского
зоолога. (Уоллес.)
Рис. 1
2. На рис. 2 узнайте виды змеи и в
выделенных клетках прочтете фамилию
итальянского естествоиспытателя XVII века. (Реди.)
Рис. 2
Гейм 6. «Любознательный»
1. Четвертый лишний
1. Уж – желтопузик – кобра – удав. (Желтопузик
– ящерица, остальные – змеи.)
2. Хамелеон – крокодил – тритон – черепаха. (Тритон
– земноводное, остальные – пресмыкающиеся.)
3. Гадюка – желтопузик – агама – веретеница. (Гадюка
– змея, остальные – ящерицы.)
4. Лягушка – саламандра – тритон – варан. (Варан
– пресмыкающееся, остальные – земноводные.)
2. Кроссворды
1. Вписать 11 названий ядовитых змей,
оканчивающихся на «А».
2. Вписать 12 названий земноводных,
оканчивающихся на «А».
3. Прочитайте названия пресмыкающихся
1. Канада + он (Анаконда.)
2. Тон + пи (Питон.)
3. Змей + слепок + а (Слепозмейка.)
4. Цинк + с (Сцинк.)
5. Дуб + Зоя (Ядозуб.)
6. Е + хан + о + мел (Хамелеон.)
7. Лига + рота + л (Аллигатор.).
4. Ребусы
Ответы. 1. Хамелеон. 2. Каретта. 3.
Кайман. 4. Анаконда.
Гейм 7. «Художественный»
1. Басня И.А. Крылова «Лягушка и
Юпитер».
Живущая в болоте под горой,
Лягушка на гору весной
Переселилась;
Нашла там тинистый
в лощинке уголок
И завела домок
Под кустиком, в тени,
меж травки, как раёк;
Однако ж им она
недолго веселилась.
Настало лето, с ним жары,
И дачи Квакушки
так сделалися сухи,
Что, ног не замоча,
по ним бродили мухи.
«О боги! –
молится Лягушка из норы, –
Меня вы, бедную, не погубите
И землю вровень хоть с горою
затопите,
Чтобы в моих поместьях
никогда
Не высыхала бы вода!»...
Лягушка вопит без умолку
И наконец Юпитера бранит,
Что нету в нем ни жалости, ни толку.
«Безумная! – Юпитер говорит
(Знать не был он тогда сердит), –
Как квакать попусту тебе охота!
И чем мне для твоих затей
Перетопить людей,
Не лучше ль вниз тебе
стащиться до болота?»
_________________
На свете много мы таких
людей найдем,
Которым все,
кроме себя, постыло
И кои думают, лишь мне бы
ладно было,
А там весь свет горит огнем.
Вопрос. Почему лягушка не может
жить без воды? (Кожа лягушки пропускает воду как
в ее тело, так и из него. В сухих условиях влага из
организма быстро теряется, ее запас необходимо
постоянно пополнять. Легкие лягушки развиты
слабо, для нее очень важен газообмен через кожу,
возможный только тогда, когда кожа влажная.)
2. Басня И.А. Крылова «Змея и овца».
Змея лежала под колодой
И злилася на целый свет;
У ней другого чувства нет,
Как злиться: создана
уж так она природой.
Ягненок в близости резвился и скакал;
Он о змее совсем
не помышлял.
Вот, выползши, она в него
вонзает жало:
В глазах у бедняка
туманно небо стало;
Вся кровь от яду в нем горит.
«Что сделал я тебе?» –
змее он говорит.
«Кто знает? Может быть,
ты с тем сюда забрался,
Чтоб раздавить меня, –
шипит ему змея. –
Из осторожности тебя
караю я». –
«Ах, нет!» – он отвечал
и с жизнью тут расстался.
____________________
В ком сердце так сотворено,
Что дружбы, ни любви
не чувствует оно
И ненависть одну ко всем питает.
Тот всякого своим
злодеем почитает.
Вопрос. Для чего змея впрыскивает в
жертву яд? (Змеи не могут рвать добычу зубами,
они заглатывают ее целиком. Укусив жертву, змея
ждет ее смерти, чтобы потом спокойно заглотить.)
Литература
1. Семенцова В.Н. Биология для 7
класса. Технологические карты уроков. – М.:
Паритет, 2003.
2. Бровкина Е.Т., Сонин Н.И. Биология.
Многообразие живых организмов. 7 кл. Методическое
пособие. – М.: Дрофа, 2002.
3. Открытые уроки. Биология 7–9-е классы.
– Волгоград: изд-во «Учитель».
4. Биология в школе. 1989, № 1; 1972, № 4.
|