Модульное обучение на уроках биологии

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

С.А. ЯНУТЕНЕНЕ,
частная школа, г. Москва

Продолжение. См. № 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 23/2005

Модульное обучение на уроках биологии

Урок № 9–10. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ–4

Цель: подведение итогов урока.

Прочитайте цель урока.
Достигли ли вы цели урока? В какой степени?
Какие затруднения возникали у вас при работе на уроке? Почему?
Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале (по средним результатам).

Выберите домашнее задание:
– если вы работали на уроке успешно и получили итоговую «5», то вы освобождаетесь от домашнего задания;
– если на уроке вы иногда испытывали затруднения и получали оценки «4» и «5», то повторите параграфы 7.2. и 7.3., а также устно разберите вопросы для повторения и задания в учебнике на с. 226 и 233;
– если вы часто ошибались и получили оценку «2» или «3», то проработайте материал модуля еще раз.

Работайте вместе с классом.




Итоговую оценку
поставьте на бланках. Вклейте в тетрадь лист с бланками.
Самостоятельно

 

Модульная программа № 4. Размножение и развитие организмов
Урок 9–10. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов.

Бланк № 1 (УЭ–1).

Ученик__________________ Класс___________ Дата____________________

Понятие

Толкование понятий

+/–

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Дробление   
Бластула   
Бластомеры   
Бластоцель   
Бластодерма   
Дифференцировка клеток
Гаструла   
Эктодерма   
Энтодерма   
Гаструляция   
Зародышевые листки   
Органогенез   
Мезодерма   
Нейрула   
Эмбриональная индукция

   

Ваша оценка:_____________________________

Бланк № 2 (УЭ–1).

Стадии развития зародыша

А – Дробление

Б – Гаструляция

В – Органогенез

Цифры ответов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+/–

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ваша оценка:_____________________________

Бланк № 3 (УЭ–2).

Понятие

Отметка о пересказе +/–

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Дробление
Бластула
Бластомеры
Бластоцель
Бластодерма
Дифференцировка клеток
Гаструла
Эктодерма
Энтодерма
Гаструляция
Зародышевые листки
Органогенез
Мезодерма
Нейрула
Эмбриональная индукция

 

Ваша оценка:_____________________________

Бланк № 4 (УЭ–3).

Признак

Прямое развитие

Непрямое развитие

Стадии развития
Примеры из мира животных
Преимущества данного способа развития

   
Бланк № 5 (УЭ –3).

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

Буква ответа

 

 

 

 

 

 

 

+ / –

 

 

 

 

 

 

 

Ваша оценка:_____________________________

Итоговая оценка: ______________

 

КЛЮЧ

Модульная программа № 4. Размножение и развитие организмов
Урок 9-10. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов.

Бланк № 1 (УЭ-1).

Ученик__________________ Класс___________ Дата____________________

Понятие

Толкование понятий

1.

Дробление

Деление клеток, при котором размер новых клеток не увеличивается.

2.

Бластула

Однослойный многоклеточный зародыш.

3.

Бластомеры

Клетки, образовавшиеся в результате дробления, из них состоит бластула.

4.

Бластоцель   

Первичная полость тела (полость внутри бластулы).

5.

Бластодерма

Стенка бластулы, состоящая из одного слоя неспециализированных клеток.

6.

Дифференцировка клеток

Процесс возникновения и нарастания структурных и функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыша.

7.

Гаструла

Двухслойный многоклеточный зародыш.

8.

Эктодерма 

Наружный зародышевый листок в гаструле.

9.

Энтодерма

Внутренний зародышевый листок в гаструле.

10.

Гаструляция

Совокупность процессов, приводящая к образованию гаструлы.

11.

Зародышевые листки

Явно разделенные пласты клеток зародыша.

12.

Органогенез

Этап эмбриогенеза, при котором закладываются осевые органы.

13.

Мезодерма

Третий зародышевый листок, который располагается между эктодермой и энтодермой.

14.

Нейрула

Первоначальная стадия органогенеза, при котором появляется зачаток нервной системы (нервная трубка).     Явление, при котором в процессе эмбриогенеза один зачаток влияет на другой, определяя путь его развития, и, кроме того, сам подвергается индуцирующему воздействию со стороны первого зачатка.

15.

Эмбриональная индукция

Явление, при котором в процессе эмбриогенеза один зачаток влияет на другой, определяя путь его развития, и, кроме того, сам подвергается индуцирующему воздействию со стороны первого зачатка.

Бланк № 2 (УЭ-1).

Стадии развития зародыша

А – Дробление

Б – Гаструляция

В – Органогенез

Цифры ответов

6

7

8

9

 

 

 

2

3

11

12

 

 

 

1

4

5

10

     
Бланк № 4 (УЭ-3).

Признак

Прямое развитие

Непрямое развитие

Стадии развития

Яйцо ––> личинка (похожа на взрослое животное) ––> взрослое животное

Яйцо ––> личинка (отличается от взрослой особи) ––> куколка (у насекомых) ––> взрослое животное

Примеры из мира животных

Кузнечик, таракан

Майский жук, бабочка

Преимущества данного способа развития

Развитие обычно проходит за более короткий промежуток времени

Личинка часто отличается от взрослого животного по строению и образу жизни, а значит не может составлять ему конкуренции в борьбе за существование

Бланк № 5 (УЭ -3).

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

Буква ответа

Е

Г

А

Ж

В

Д

Б

Урок № 11–12. Биогенетический закон. Развитие организмов и окружающая среда

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации
по выполнению заданий

УЭ–0

Цель урока: в результате работы над модулем вы будете знать биогенетический закон; уметь объяснять последствия влияния факторов окружающей среды на развитие зародыша; продолжите развивать мышление, кратковременную память и навыки самостоятельной учебной работы, взаимоконтроль (работа в парах); сможете обобщить знания по теме: «Размножение и развитие организмов»

Внимательно прочитайте цель урока.

УЭ–1

Цель: через повторение учебного материала об онтогенезе подготовиться к работе по новому модулю.

Ответьте устно на вопросы.

· Что такое онтогенез?
· Что такое эмбриональное развитие?
· Как называется период от рождения до смерти?
· Чем заканчивается период дробления?
· Как называются зародышевые листки у трехслойного зародыша?
· Как образуется двухслойный зародыш?
· Охарактеризуйте органогенез.
· Какие системы органов образуются из эктодермы?
· Укажите производные мезодермы.
· Какие системы органов образуются из энтодермы?
· Что такое эмбриональная индукция?
· Какое развитие называется постэмбриональным?
· Приведите по три примера животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием.
· Что такое метаморфоз?
· Какие периоды выделяют в постэмбриональном развитии организмов.

Выполните проверочную работу по уровням

Уровень А

Выберите один верный ответ на вопрос.
1. Как называется индивидуальное развитие организмов:
А – филогенез; Б – онтогенез; В – метаморфоз; Г – ароморфоз.
2. Какой набор хромосом характерен для зиготы:
А – гаплоидный; Б – диплоидный; В – триплоидный; Г – полиплоидный.
3. В результате полного дробления зиготы образуется:
А – бластула; Б – гаструла; В – нейрула; Г – морула.
4. Полость внутри бластулы – это:
А – мезодерма; Б – гастроцель; В – бластомер; Г – бластоцель.
5. Двухслойный зародыш с зародышевыми листками (эктодермой и энтодермой) – это:
А – бластула; Б – гаструла; В – нейрула; Г – морула.
6. Эктодерма – это:
А – однослойный зародыш; Б – внутренний слой клеток; В – наружный слой клеток; Г – двухслойный зародыш.
7. Пищеварительная система человека формируется из:
А – эктодермы; Б – мезодермы; В – энтодермы; Г – мезоглеи.
8. Скелет и мускулатура млекопитающих образуется из:
А – эктодермы; Б – мезодермы; В – энтодермы; Г – мезоглеи.
9. Этапы развития насекомых с полным превращением:
А – яйцо ––> личинка ––> куколка ––> взрослое животное;
Б – яйцо ––> личинка ––> взрослое животное;
В – яйцо ––> взрослое животное;
Г – яйцо ––> куколка ––> взрослое животное.
10. Репродуктивный период постэмбрионального развития – это:
А – рост и развитие молодого организма;
Б – старение организма;
В – половое созревание;
Г – период размножения.

Уровень В

Закончите схему «Основные этапы эмбрионального развития ланцетника», заполнив пустые ячейки словами или словосочетаниями из списка:
энтодерма; органогенез; формирование бластулы; эктодерма; оплодотворенная яйцеклетка; формирование и развитие различных органов; закладка осевых структур зародыша; гаструляция; дальнейшая дифференцировка тканей.

Уровень С

Закончите схему «Основные этапы эмбрионального развития ланцетника», заполнив пустые ячейки.

Схема: «Основные этапы эмбрионального развития ланцетника»

Схема: «Основные этапы эмбрионального развития ланцетника»

Поменяйтесь работами со своим партнером.
Осуществите взаимопроверку по ключам. Оцените работу своего партнера, поставив за каждый правильный ответ «+».
«5» – если ваш партнер набрал 10 «+»;
«4» – если ваш партнер набрал 9 «+»;
«3» – если ваш партнер набрал 8 «+»;
«2» – если ваш партнер набрал менее 8 «+».


 

Работайте индивидуально, делая записи в тетради.













Работайте индивидуально, записывая ответы на бланке № 1.






































































Старайтесь быть внимательными и объективными при оценивании своего партнера. В случае затруднения обращайтесь к учителю. Оценку поставьте на бланк № 1.

УЭ–2

Цель: развивать умение сравнивать и обобщать биологические объекты и явления (на примере зародышей позвоночных); научиться формулировать биогенетический закон.

Рассмотрите рисунок 7.10 в учебнике и ответьте устно на вопросы

1. Зародыши, каких животных представлены на этом рисунке?
2. Рассмотрите первую стадию развития зародышей различных животных. Что общего у них наблюдается?
3. Рассмотрите вторую стадию развития зародышей различных животных. Что общего у них наблюдается?
4. Рассмотрите третью стадию развития зародышей различных животных. Что общего у них наблюдается? Каковы их различия?
5. О чем свидетельствует схожесть зародышей позвоночных на ранних этапах развития?
6. Чем объясняется расхождение признаков зародышей в процессе развития?
7. Рассмотрите по отдельности развитие крысы и человека. Какие изменения происходят с зародышами? На что указывают эти изменения?





Работайте вместе с классом.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru