С.А. ЯНУТЕНЕНЕ,
частная школа, г. Москва
Продолжение. См. № 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 23/2005
Модульное обучение на уроках биологии
Урок № 9–10. Эмбриональное и постэмбриональное
развитие организмов
№ учебного элемента |
Учебный материал с
указанием заданий |
Рекомендации по выполнению
заданий |
УЭ–4 |
Цель: подведение итогов
урока.
Прочитайте цель урока.
Достигли ли вы цели урока? В какой степени?
Какие затруднения возникали у вас при работе на
уроке? Почему?
Оцените свою работу на уроке по пятибалльной
шкале (по средним результатам).
Выберите домашнее задание:
– если вы работали на уроке успешно и получили
итоговую «5», то вы освобождаетесь от домашнего
задания;
– если на уроке вы иногда испытывали затруднения
и получали оценки «4» и «5», то повторите
параграфы 7.2. и 7.3., а также устно разберите
вопросы для повторения и задания в учебнике на с.
226 и 233;
– если вы часто ошибались и получили оценку «2»
или «3», то проработайте материал модуля еще раз. |
Работайте вместе с классом.
Итоговую оценку
поставьте на бланках. Вклейте в тетрадь лист с
бланками.
Самостоятельно |
Модульная программа № 4. Размножение
и развитие организмов
Урок 9–10. Эмбриональное и постэмбриональное
развитие организмов.
Бланк № 1 (УЭ–1).
Ученик__________________ Класс___________ Дата____________________
№ |
Понятие |
Толкование понятий |
+/– |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15. |
Дробление
Бластула
Бластомеры
Бластоцель
Бластодерма
Дифференцировка клеток
Гаструла
Эктодерма
Энтодерма
Гаструляция
Зародышевые листки
Органогенез
Мезодерма
Нейрула
Эмбриональная индукция |
|
|
Ваша оценка:_____________________________
Бланк № 2 (УЭ–1).
Стадии развития зародыша |
А – Дробление |
Б – Гаструляция |
В – Органогенез |
Цифры ответов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+/– |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ваша оценка:_____________________________
Бланк № 3 (УЭ–2).
№ |
Понятие |
Отметка о пересказе +/– |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15. |
Дробление
Бластула
Бластомеры
Бластоцель
Бластодерма
Дифференцировка клеток
Гаструла
Эктодерма
Энтодерма
Гаструляция
Зародышевые листки
Органогенез
Мезодерма
Нейрула
Эмбриональная индукция |
|
Ваша оценка:_____________________________
Бланк № 4 (УЭ–3).
Признак |
Прямое развитие |
Непрямое развитие |
Стадии развития
Примеры из мира животных
Преимущества данного способа развития |
|
|
Бланк № 5 (УЭ –3).
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Буква ответа |
|
|
|
|
|
|
|
+ / – |
|
|
|
|
|
|
|
Ваша оценка:_____________________________
Итоговая оценка: ______________ |
КЛЮЧ
Модульная программа № 4. Размножение и
развитие организмов
Урок 9-10. Эмбриональное и постэмбриональное
развитие организмов.
Бланк № 1 (УЭ-1).
Ученик__________________ Класс___________ Дата____________________
№ |
Понятие |
Толкование понятий |
1. |
Дробление |
Деление клеток, при котором
размер новых клеток не увеличивается. |
2. |
Бластула |
Однослойный
многоклеточный зародыш. |
3. |
Бластомеры |
Клетки, образовавшиеся в
результате дробления, из них состоит бластула. |
4. |
Бластоцель |
Первичная полость тела
(полость внутри бластулы). |
5. |
Бластодерма |
Стенка бластулы,
состоящая из одного слоя неспециализированных
клеток. |
6. |
Дифференцировка
клеток |
Процесс возникновения и
нарастания структурных и функциональных
различий между отдельными клетками и частями
зародыша. |
7. |
Гаструла |
Двухслойный
многоклеточный зародыш. |
8. |
Эктодерма |
Наружный зародышевый
листок в гаструле. |
9. |
Энтодерма |
Внутренний зародышевый листок в
гаструле. |
10. |
Гаструляция |
Совокупность процессов,
приводящая к образованию гаструлы. |
11. |
Зародышевые листки |
Явно разделенные пласты
клеток зародыша. |
12. |
Органогенез |
Этап эмбриогенеза, при
котором закладываются осевые органы. |
13. |
Мезодерма |
Третий зародышевый
листок, который располагается между эктодермой и
энтодермой. |
14. |
Нейрула |
Первоначальная стадия
органогенеза, при котором появляется зачаток
нервной системы (нервная трубка).
Явление, при котором в процессе эмбриогенеза
один зачаток влияет на другой, определяя путь его
развития, и, кроме того, сам подвергается
индуцирующему воздействию со стороны первого
зачатка. |
15. |
Эмбриональная
индукция |
Явление, при котором в
процессе эмбриогенеза один зачаток влияет на
другой, определяя путь его развития, и, кроме
того, сам подвергается индуцирующему
воздействию со стороны первого зачатка. |
Бланк № 2 (УЭ-1).
Стадии развития зародыша |
А – Дробление |
Б – Гаструляция |
В – Органогенез |
Цифры ответов |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
2 |
3 |
11 |
12 |
|
|
|
1 |
4 |
5 |
10 |
|
|
|
Бланк № 4 (УЭ-3).
Признак |
Прямое развитие |
Непрямое развитие |
Стадии развития |
Яйцо ––> личинка (похожа на взрослое
животное) ––> взрослое животное |
Яйцо ––> личинка (отличается от
взрослой особи) ––> куколка (у насекомых) ––>
взрослое животное |
Примеры из мира животных |
Кузнечик, таракан |
Майский жук, бабочка |
Преимущества данного способа
развития |
Развитие обычно проходит за более
короткий промежуток времени |
Личинка часто отличается от взрослого
животного по строению и образу жизни, а значит не
может составлять ему конкуренции в борьбе за
существование |
Бланк № 5 (УЭ -3).
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Буква ответа |
Е |
Г |
А |
Ж |
В |
Д |
Б |
|
Урок № 11–12. Биогенетический
закон. Развитие организмов и окружающая среда
№ учебного элемента |
Учебный материал с указанием
заданий |
Рекомендации
по выполнению заданий |
УЭ–0 |
Цель урока: в результате
работы над модулем вы будете знать
биогенетический закон; уметь объяснять
последствия влияния факторов окружающей среды
на развитие зародыша; продолжите развивать
мышление, кратковременную память и навыки
самостоятельной учебной работы, взаимоконтроль
(работа в парах); сможете обобщить знания по теме:
«Размножение и развитие организмов» |
Внимательно прочитайте цель
урока. |
УЭ–1 |
Цель: через повторение
учебного материала об онтогенезе подготовиться
к работе по новому модулю.
Ответьте устно на вопросы.
· Что такое онтогенез?
· Что такое эмбриональное развитие?
· Как называется период от рождения до смерти?
· Чем заканчивается период дробления?
· Как называются зародышевые листки у
трехслойного зародыша?
· Как образуется двухслойный зародыш?
· Охарактеризуйте органогенез.
· Какие системы органов образуются из эктодермы?
· Укажите производные мезодермы.
· Какие системы органов образуются из энтодермы?
· Что такое эмбриональная индукция?
· Какое развитие называется постэмбриональным?
· Приведите по три примера животных с прямым и
непрямым постэмбриональным развитием.
· Что такое метаморфоз?
· Какие периоды выделяют в постэмбриональном
развитии организмов.
Выполните проверочную работу по
уровням
Уровень А
Выберите один верный ответ на вопрос.
1. Как называется индивидуальное развитие
организмов:
А – филогенез; Б – онтогенез; В – метаморфоз; Г –
ароморфоз.
2. Какой набор хромосом характерен для зиготы:
А – гаплоидный; Б – диплоидный; В – триплоидный;
Г – полиплоидный.
3. В результате полного дробления зиготы
образуется:
А – бластула; Б – гаструла; В – нейрула; Г –
морула.
4. Полость внутри бластулы – это:
А – мезодерма; Б – гастроцель; В – бластомер; Г –
бластоцель.
5. Двухслойный зародыш с зародышевыми листками
(эктодермой и энтодермой) – это:
А – бластула; Б – гаструла; В – нейрула; Г –
морула.
6. Эктодерма – это:
А – однослойный зародыш; Б – внутренний слой
клеток; В – наружный слой клеток; Г – двухслойный
зародыш.
7. Пищеварительная система человека формируется
из:
А – эктодермы; Б – мезодермы; В – энтодермы; Г –
мезоглеи.
8. Скелет и мускулатура млекопитающих образуется
из:
А – эктодермы; Б – мезодермы; В – энтодермы; Г –
мезоглеи.
9. Этапы развития насекомых с полным
превращением:
А – яйцо ––> личинка ––> куколка ––>
взрослое животное;
Б – яйцо ––> личинка ––> взрослое животное;
В – яйцо ––> взрослое животное;
Г – яйцо ––> куколка ––> взрослое животное.
10. Репродуктивный период постэмбрионального
развития – это:
А – рост и развитие молодого организма;
Б – старение организма;
В – половое созревание;
Г – период размножения.
Уровень В
Закончите схему «Основные этапы
эмбрионального развития ланцетника», заполнив
пустые ячейки словами или словосочетаниями из
списка:
энтодерма; органогенез; формирование бластулы;
эктодерма; оплодотворенная яйцеклетка;
формирование и развитие различных органов;
закладка осевых структур зародыша; гаструляция;
дальнейшая дифференцировка тканей.
Уровень С
Закончите схему «Основные этапы
эмбрионального развития ланцетника», заполнив
пустые ячейки.
Схема: «Основные этапы
эмбрионального развития ланцетника»
Поменяйтесь работами со своим
партнером.
Осуществите взаимопроверку по ключам. Оцените
работу своего партнера, поставив за каждый
правильный ответ «+».
«5» – если ваш партнер набрал 10 «+»;
«4» – если ваш партнер набрал 9 «+»;
«3» – если ваш партнер набрал 8 «+»;
«2» – если ваш партнер набрал менее 8 «+». |
Работайте индивидуально, делая записи в
тетради.
Работайте индивидуально, записывая ответы на
бланке № 1.
Старайтесь быть внимательными и объективными
при оценивании своего партнера. В случае
затруднения обращайтесь к учителю. Оценку
поставьте на бланк № 1. |
УЭ–2 |
Цель: развивать умение
сравнивать и обобщать биологические объекты и
явления (на примере зародышей позвоночных);
научиться формулировать биогенетический закон.
Рассмотрите рисунок 7.10 в учебнике и
ответьте устно на вопросы
1. Зародыши, каких животных представлены
на этом рисунке?
2. Рассмотрите первую стадию развития зародышей
различных животных. Что общего у них наблюдается?
3. Рассмотрите вторую стадию развития зародышей
различных животных. Что общего у них наблюдается?
4. Рассмотрите третью стадию развития зародышей
различных животных. Что общего у них наблюдается?
Каковы их различия?
5. О чем свидетельствует схожесть зародышей
позвоночных на ранних этапах развития?
6. Чем объясняется расхождение признаков
зародышей в процессе развития?
7. Рассмотрите по отдельности развитие крысы и
человека. Какие изменения происходят с
зародышами? На что указывают эти изменения? |
Работайте вместе с классом.
|
Продолжение следует
|