|
|||
Вот такая у нас с вами сова, а рядом человечек-помощник, который думает, как же нарисовать сову. Смотрим и рисуем сначала туловище совы. На что похоже туловище совы?
Дети. На шишку… На матрешку… На лимон… На капельку… На человечка… Учитель. Теперь мы будем рисовать глаза, посмотрите какие глаза у совы: огромные и круглые. Дети. На приведение похожа. Учитель. Почему у нее глаза такие большие? Дети. Она смотрит за всеми. Учитель. Она ночью летает или днем? Дети. Ночью. Учитель. А чтобы ночью видеть, какие глаза должны быть? Дети. Большие… Она вообще питается мышами, короче, всем мелким, тем что движется. Учитель. Теперь рисуем клюв. На что он похож? Дети. На галочку… На летящую чайку… Учитель. Для чего сове нужен острый клюв? Дети. Чтобы кольнуть, схватить свою жертву и понести ее. Учитель. Теперь рисуем «лицо». Видите у совы, почти как у человека, тоже есть «лицо». Мы с вами говорили, что сова – ночная птица, поэтому «лицо» служит ей для лучшего восприятия не только предметов, но и звука. Его правильное название – «лицевой диск». Когда сова слышит какие-нибудь звуки, то она поворачивает голову, как бы вслушивается в них, «косить» взглядом она не умеет, поэтому поворачивает всю голову. А теперь обратим внимание на «брови». Вообще, конечно, у совы их нет. Это специальные перышки на голове, которые также служат для направления звука в темноте. Затем лапы. Они у совы мощные. На лапах – острые когти… Для чего они нужны сове, кто знает? Дети. Чтобы хватать пищу. Учитель. Правильно. Она может
схватить мышку или маленького зайчонка. Чтобы
поднять его вверх, необходимы такие острые когти. Дети. А теперь нарисуем перья и веточку. Учитель. Правильно, покрываем тело совы перьями. Для чего сове нужны перья? Дети. Чтобы она могла летать… Чтобы ей было тепло. Учитель. Правильно, молодцы. Вся
сова покрыта перьями для того, чтобы она могла
бесшумно летать. Знаете ли вы, что у совы совята
самые-самые мягкие и пушистые из всех птенцов.
Вот такие у совы перья. Посадим сову на веточку,
чтобы она на ней сидела и отдыхала. Раскрасим ее…
Вот какая у нас получилась красивая сова. Наши комментарии. В первой группе дети не быстро справились с заданием. Для этого возраста такой рисунок, конечно же, сложен. Смотрели фильм про сову уже не с тем вниманием, с каким воспринимали фильм про собаку. Но рисовали все с энтузиазмом. Самой трудной оказалась форма тела, многие несколько раз перерисовывали, остальные детали у всех, даже у самых маленьких, были изображены правильно. Многие раскрасили сову так же, как это предлагалось в фильме. В старшей группе дети оказались полностью готовы к восприятию нового материала, были всецело поглощены беседой. Не у всех у них, как и не у всех малышей, сразу получилась правильная форма тела. Некоторые повторили попытку. Но все отдельные детали совы изображены правильно, за исключением «лица» – у многих оно превратилось в «бороду». Рисовали, конечно, немного дольше, чем собаку. К этому фильму, так же, как и к двум другим, мы составили мини-задачник – рабочую тетрадь. Эти специальные дидактические материалы расположены на двух разворотах обычной по размерам тетради, в которой можно писать, рисовать, отвечать на вопросы, выбирать правильные ответы. Здесь также представлена возможность зрительного анализа деталей образа (посмотри и найди: что забыл нарисовать у этой совы художник?). ЗаключениеКак и обещали, поясним, почему мы решили пойти в городской летний лагерь. В каждом классе начальной школы действует та или иная педагогическая система. В некоторых школах нашего города в одной и той же параллели обучение с 1-го по 3-й (или 4-й) классы ведется по совершенно разным психолого-педагогическим и дидактико-методическим направлениям. В связи с этим, поскольку мы поставили своей задачей решить проблему регионального компонента в городских школах Крайнего Севера, встал вопрос о выборе определенной педагогической системы. Мы глубоко убеждены, что каждая такая система хороша, как говорят математики, в своей «области определения», т.е. при определенных условиях и в определенных образовательных областях. Но у нас нет возможности испытать каждую из них. Результаты, которые мы видим, нас не совсем удовлетворяют. При переходе на II ступень обучения (5-й класс основной школы) состав учебных групп резко меняется – в них объединяются учащиеся с неодинаковыми уровнями подготовки, критериями поведения на уроках, и, если угодно, с разной мотивацией к обучению. Поэтому мы решили отказаться от привязки к какой-либо конкретной педагогической системе, как бы хороша она ни была. Именно поэтому мы и пошли в летний городской лагерь, отряды которого объединяют школьников из разных школ, обучающихся по разным системам и программам. Эксперимент был тем более интересен, что он проходил летом, когда дети настроены отдыхать и развлекаться, а не учиться. Мы решили идти от «ab оvо» (от яйца), т.е. от самих детей, от того, что им интересно. А дальше уже формировать этот интерес в том направлении, который считаем полезным. Главное, что мы определили для себя – это ни в коем случае ни противоречить естеству самого ребенка. Почему-то принято считать: те, кто учится, обязательно должны выражать свои знания научным языком. Совсем нет! Если маленький человек вспомнит про свою спинку или грудь и скажет, что у рыбы есть спинной или грудной плавник, то, в нашем понимании, это уже и есть необходимый ответ. Если он может запомнить плавники – пусть запоминает, не может – пусть хотя бы зрительно распознает. Вспомним: когда мы изучаем иностранный язык, то приходим к такому моменту, когда уже понимаем, но говорить еще не можем. Так вот это уже хорошо. Потом, глядишь, и заговорим… Первый этап нашего «Северного эксперимента» окончен. Мы надеемся, что сумели ответить на вопрос: «Действительно ли нужен региональный компонент в школе?» и подошли к рассмотрению второго: «Что можно предложить в помощь современному учителю для формирования начальных естественнонаучных (биологических) знаний». К началу нового года мы полагаем завершить его осмысление и оформить результаты. А когда начнет зарождаться новый полярный день, и наши дети вновь начнут стремиться к солнышку, провести очередную серию экспериментов, для того, чтобы получить ответ на третий волнующий нас вопрос: «Каков, с точки зрения разумности и достаточности, необходимый и возможный объем знаний по региональному компоненту биологического образования в младших классах северной школы?» Электронные варианты слайд-фильмов и визуальных тетрадей данного цикла можно посмотреть и заказать (распространяется бесплатно) на научно-исследовательском образовательном сайте Визуальная школа (www.vischool.ru). Литература1. Арнхейм Р. В защиту визуального мышления //Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства: Пер. с англ. – М.: Прометей, 1994. – С.153-173. 2. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Информационная среда обучения. – СПб.: Свет, 1997. – 400 с. 3. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов пед. ин-тов по биол. Спец. 4-е изд. – М.: Просвещение, 1983. – 384 с. 4. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир: Учебник для 2 класса (I–IV). Самара: Корпорация «Федоров», 2000. - 168 с 5 Коменский Я.А. Великая дидактика //Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1982. – (Пед. б-ка). – С. 242-476. 6. Лукьянова И. Незнайка в праздничном городе. / Ломоносов, 2003, № 6, с. 124-128. 7. По морям и океанам. Географический атлас для детей. – М.:ПКО «Картография», 1996. – 64 с.
|