ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
"ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"
СУХОВА Т.С.
Курс «Системный подход как условие
развивающего обучения в курсе биологии»
Учебный план курса
№ газеты |
Учебный материал |
17 |
Лекция 1. О системном подходе к
обучению биологии |
18 |
Лекция 2. Системный подход к
планированию учебно-воспитательных задач |
19 |
Лекция 3. Воспитание и развитие
личности ученика в процессе обучения биологии
Контрольная работа № 1 (срок выполнения –
до 15 ноября 2004 г.) |
20 |
Лекция 4. Системный поход к
контролю знаний |
21 |
Лекция 5. Вопросы пола в системе
биологических знаний
Контрольная работа № 2 (срок выполнения –
до 15 декабря 2004 г.) |
22 |
Лекция 6. Развивающая функция
школьного биологического эксперимента |
23 |
Лекция 7. Роль обобщающих уроков в
формировании системного мышления |
24 |
Лекция 8. Системный
подход к построению уроков и семинаров |
Итоговая работа.
Итоговые работы, сопровождаемые справками из
учебного заведения (актами о внедрении), должны
быть направлены в Педагогический университет не
позднее 28 февраля 2005 г. |
Лекция 8. Системный поход к
построению уроков и семинаров
Развитие и образование ни одному
человеку не могут быть даны или сообщены.
Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен
достигнуть этого собственной деятельностью,
собственными силами, собственным напряжением.
А.Дистервег
Урок-семинар по теме: «Происхождение и
начальные этапы развития жизни на Земле»
Задачи
1. Научить видеть реальность развития
живой материи.
2. Вовлечь учащихся в дискуссию при
обсуждении теории возникновения жизни.
3. Проверить умение учащихся
анализировать цели и методы опытов Ф.Реди,
Л.Пастера, Л.Миллера и др.
Ведущие понятия
Свойства живой материи.
Теории возникновения жизни.
Уровни организации жизни.
Этапы абиогенного синтеза
органических соединений.
Гипотетическая характеристика
первичных организмов.
Темы рефератов
1. О сущности жизни (философские
аспекты, отличие живого от неживого, признаки
живого).
2. Роль естественных наук в
формировании современных представлений о
возникновении жизни.
3. О роли эксперимента в разработке
научных гипотез происхождения жизни.
4. Мифологические и религиозные
представления о жизни (исторические аспекты).
Вопросы и задания
1. Перечислите признаки жизни (живых
организмов). Объясните, почему ни один из этих
признаков не исчерпывает определение жизни
полностью.
2. Во времена Ньютона мир представлялся
в виде гигантского механизма, где все явления
совершаются по кругу. Позже этот образ был
заменен образом летящей «стрелы времени». В
свете современных представлений и этот взгляд
устарел (стрела летит с убывающей скоростью!).
Правильно ли, на ваш взгляд, темпы развития
материи сравнивать с полетом космической ракеты
(по восходящей вверх кривой)?
3. Предлагается утверждение: «Попытки
подойти к изучению жизненных процессов с чисто
физической или химической точек зрения обречены
на неудачу, так же как стремление некоторых
биологов понять сущность жизни, не прибегая к
современной физике и химии». Согласны ли вы с
этим утверждением. Почему?
4. Может ли, на ваш взгляд, в современных
земных условиях возникнуть жизнь абиогенным
путем?
5. Какое значение для биологической
науки имели работы Л.Пастера?
6. Какие доказательства можно привести
в пользу гипотезы А.И. Опарина о происхождении
жизни из неживой материи?
7. Какой способ питания организмов
первичен в истории Земли и почему?
8. Доказана способность автотрофов
использовать воду в качестве донора электрона
при фотосинтезе. Эта способность привела к
выделению свободного кислорода в атмосферу.
Какое значение это имело для развития жизни на
Земле?
9. Какие характерные черты живых
организмов можно выделить у протобионтов?
Выводы по семинару
1. Биологическая эволюция –
закономерный этап в развитии материи в целом.
2. Современные воззрения позволяют
перевести спор о путях возникновения жизни на
Земле на научную почву и обосновать правильность
теории абиогенеза.
3. Выделяют 3 этапа возникновения
жизни на Земле:
– абиогенное возникновение
биологических мономеров;
– образование биологических полимеров;
– формирование мембранных структур и
первичных организмов (протобионтов).
Методические рекомендации
При обсуждении ведущих положений
семинара используйте таблицы 1–3.
Таблица 1. Характеристика первичных
организмов
Характеристика
первичных организмов |
Характеристика ныне
живущих организмов |
Питание |
Дыхание |
Строение |
Размножение |
Гетеротрофы
Анаэробы
Прокариоты |
Гетеротрофы,
автотрофы |
Анаэробы,
аэробы |
Одноклеточные,
многоклеточные |
Половое,
бесполое |
Таблица 2. Форма движения
материи
Вид материи |
Форма движения материи |
Белковые тела
Организмы
Биологические виды
Биосфера |
Жизнь (как форма существования
белковых тел)
Жизнедеятельность организмов
Внутривидовые отношения
Биологический круговорот веществ в природе |
Таблица 3. Уровень организации
живого
Уровень организации живого |
Биологическая система |
Элементы, образующие систему |
Клеточный
Тканевый
Организменный
Популяционно-видовой
Биогеоценотический
Биосферный |
Клетка
Ткань
Организм
Популяция
Биоценоз
Биосфера |
Органоиды клетки
Системы органов
Особи одного вида
Популяции
Биогеоценозы |
Система –
целое, состоящее из взаимосвязанных частей.
Биологическая система – совокупность
взаимосвязанных элементов, обладающих
свойствами живого и представляющих единое целое. |
Ведущие понятия
Фотосинтез.
Многоклеточность.
Появление эукариот.
Половой процесс.
Аэробное дыхание.
Что надо знать учителю
Об эксперименте
1. Цель эксперимента.
2. Планирование эксперимента.
3. Схема эксперимента.
4. Описание наблюдаемых в эксперименте явлений и
процессов.
5. Выдвижение гипотезы.
6. Применение знаний в решении различных
экспериментальных задач.
7. Индуктивное и дедуктивное умозаключение и
доказательство.
Что надо знать ученику
Об эксперименте
1. Отличие эксперимента от наблюдений.
2. Цель – что хотим выяснить?
3. Ход – что для этого делаем?
4. Выводы – что выяснили?
О теории
1. Основные положения теории.
2. Факты, опыты, послужившие основанием для
разработки теории.
3. Математический аппарат теории.
4. Круг явлений, объясняемых данной теорией.
5. Явления и свойства, предсказываемые теорией.
Урок-семинар по теме: «Учение об
эволюции органического мира»
Задачи
1. Отработать умение приводить
доказательства, проводить сравнение, анализ и
синтез с привлечением конкретных биологических
объектов.
2. Обсудить проблемы многообразия
видов в природе, борьбы за существование,
приспособленности и ее относительного
характера, используя умение учащихся проводить
наблюдения и анализировать результаты
эксперимента.
3. Использовать знания учащихся по
ботанике, зоологии, анатомии и физиологии
человека при обсуждении закономерностей
эволюции и ее направлений.
4. Сформировать научное мировоззрение
о путях и направлениях эволюции человека,
биосоциальной сущности человека.
Ведущие понятия
Движущие силы эволюции.
Направления эволюции.
Результаты эволюции.
Главные этапы в эволюции царств
органического мира.
Популяция как элементарная структура
эволюции, изменение ее генного состава.
Реальность вида, структура и критерии
вида.
Система органического мира как
отображение его эволюции.
Темы рефератов
1. Развитие взглядов на процесс
видообразования.
2. Союз генетики и теории эволюции.
3. Причины многообразия видов в
природе (с использованием личных наблюдений).
4. Экспериментальные подтверждения
борьбы за существование.
5. Движущие силы и основные этапы
эволюции человека.
6. Человек в прошлом, настоящем и
будущем.
Вопросы и задания
1. Почему начало биологической
эволюции связывают с появлением на Земле
клеточных форм жизни?
2. Возможно ли, на ваш взгляд, говорить о
единстве живых организмов на Земле, основываясь
на качественном составе их химических элементов?
3. Существует утверждение: «Вода –
источник жизни». Правомерно ли оно с позиций
современной теории эволюции?
4. Какое эволюционное значение могут
иметь резкие колебания численности, наблюдаемые
у многих животных?
5. Предложите гипотезу, как могли
возникнуть в ходе эволюции лишайники.
6. Почему даже длительное воздействие
стабилизирующего отбора не приводит к полному
стенотипическому единообразию в популяции?
Выводы по семинару
1. Материалом для эволюционного
процесса являются наследственные изменения,
основу которых составляют мутации.
2. Главный движущий фактор
эволюционного процесса – естественный отбор.
3. Единица эволюционного процесса
– популяция (а не особь).
4. Популяционная генетика
формулирует законы формирования генофонда
популяций.
Первый закон: чем больше
генетическая разнородность популяции, тем выше
ее жизнеспособность и полнее преобразования под
влиянием изменения среды.
Второй закон: в одних случаях
преобразование популяций вызывается изменением
частоты распространения признаков, зависящих от
одного гена, в других – отбор влияет на различные
сочетания генов. Таким путем на основе исходного
генофонда возникают особи с новыми признаками.
Третий закон: громадное
большинство природных популяций существует
сотни и тысячи лет, и за это время отбор создал
наилучшим образом сбалансированные системы.
Жизнеспособность отдельных особей определяется
комплексом других. Это обеспечивает
безграничность эволюционного процесса.
5. Сущность эволюционных
преобразований – в изменении генного состава
популяции: не каждая особь становится более
приспособленной, а в популяции растет частота
возникновения более приспособленных особей.
Методические рекомендации
1. Запланируйте отчеты одного-двух
учащихся об экскурсии на тему: «Причины
многообразия видов в природе» и последующее
теоретическое обобщение результатов экскурсии.
2. Используйте демонстрацию фильма
«Доказательства эволюции» для обсуждения на
семинаре ведущих теоретических положений темы.
3. Предложите учащимся работу в
группах: а) палеонтологи, б) эмбриологи, в)
анатомы, г) генетики, используя их доводы для
доказательства эволюции.
4. Используйте заранее подготовленные
учащимися опыты для теоретических обобщений: а)
борьба за существование на примере плесеней или
проростков овса; б) изменение окраски рыб под
влиянием светофильтров и др.
5. Подготовьте к семинару таблицы
обобщающего характера, схемы, дополнительную
информацию:
– макроэволюция (определение понятия);
– современная система живых организмов;
– доказательства макроэволюции:
эмбриологические (филогенез, онтогенез);
палеонтологические (филогенетические;
ископаемые переходные формы);
сравнительно-анатомические (гомологи, аналоги,
рудименты, атавизмы); биогенетический закон;
правило необратимости эволюции.
Справка
Необратимость эволюции возвел в ранг
эволюционного закона бельгийский палеонтолог
Л.Долло: «Организм никогда не возвращается точно
к прежнему состоянию даже в том случае, если он
оказывается в условиях существования,
тождественных тем, через которые он прошел. Но
вследствие неразрушимости прошлого он всегда
сохраняет какой-нибудь след промежуточных
этапов, которые были им пройдены».
Речь идет о необратимости эволюции
целостных организмов, т.е. сложных систем.
Отдельные признаки предков могут возвращаться,
например размеры рогов у оленей. Для возвращения
целостного организма в исходное состояние
необходимо соответствующее направление отбора.
Это возможно достичь методами селекции
(восстановление европейского зубра). В природе
популяция просто не может попасть в условия,
тождественные тем, в которых находилась
популяция ее отдельных предков.
Что надо знать ученику
О законе
1. Связь между какими явлениями и
процессами выражает закон.
2. Формулировка закона.
3. Опыты, подтверждающие справедливость закона.
4. Использование закона на практике.
5. Границы применения закона.
Дополнительная информация для
учителя
Современная (синтетическая) теория
эволюции впитала в себя многие важнейшие
положения экологии, генетики, молекулярной
биологии, однако она опирается на дарвиновскую
концепцию. Причинами неудовлетворенности
состоянием теории эволюции в настоящее время
являются: переворот в биологических знаниях, из
которых не все осознаны применительно к теории
эволюции; контраст между строгостью методов
молекулярной биологии и несколько общим,
описательным, характером дарвиновских
объяснений.
Несколько конкретных примеров (по
Л.П. Татаринову):
1. О ходе событий, приведших к
существующему многообразию органического мира,
мы знаем лишь по отрывочным данным
палеонтологии, где причинно-следственные
зависимости устанавливаются с большим трудом
при почти полном игнорировании данных
эволюционной генетики.
2. Лишь в самых общих чертах намечена
картина экосистемной эволюции.
3. Нет хорошей системы объяснения
закономерностей более или менее синхронной
смены господствующих форм жизни в истории Земли.
4. Дарвинизм помогает глубже осмыслить
содержание биологических явлений, но он
малоэффективен при попытках прогнозирования
результатов эволюционного процесса.
Выводы
1. Теория эволюции нуждается в более
полном учете новейших данных биологии, в
пересмотре соотношения между теорией и фактами.
2. Основные принципы дарвинизма с его
положениями о неопределенном по отношению к ходу
эволюции характере наследственной изменчивости
и об отборе в полной мере сохранили свое
значение.
(Татаринов Л.П Эволюция и
креационизм. – М.: 1988.)
Литература
1. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова
Т.А. Биология. Общие закономерности. Книга для
учителя. – М.: Генжер, 1999.; М.: Айрис-Дидактика, 2004.
2. Сухова Т.С. Урок биологии.
Библиотека учителя. – М.: Вентана-Граф, 2001.
Вопросы и задания для самостоятельной
работы
Задание 1
Спланируйте семинар на тему
«Взаимоотношения организма и среды» по курсу
общей биологии, используя предложенный в лекции
план.
1. Задачи.
2. Ведущие понятия.
3. Темы рефератов.
4. Вопросы и задания для учащихся.
5. Выводы по семинару.
В помощь учителю предлагаются
примерные темы сообщений (рефератов) и
практические задания (по выбору учащихся).
Сформулированы выводы по семинару. Учитель
должен определить задачи семинара, выделить
ведущие понятия темы (в соответствии с выводами).
План подготовки группы по теме:
«Биогеоценоз – саморегулирующаяся система»
Теоретические вопросы (рефераты или
сообщения)
1. Взаимосвязь живой и неживой природы.
2. Видовое разнообразие – условие стабильности
экосистем.
3. Смена биогеоценозов и ее причины.
Практические задания
1. Характеристика биоценоза (по
материалам экскурсии).
2. Наблюдение на тему: «Аквариум – модель
экологической системы».
3. Наблюдение в домашних условиях трофических
уровней детритной пищевой цепи (листовая
подстилка – дождевой червь).
План подготовки группы по теме:
«Абиотические факторы среды»
Теоретические вопросы (рефераты или
сообщения)
1. Температура.
2. Свет.
3. Влажность.
4. Загрязняющие вещества.
Практические задания (подбор
цифрового материала)
1. Интенсивность космического и
ионизирующего излучения.
2. ПДК загрязняющих веществ.
3. Пределы выносливости организмов.
Выводы по семинару
1. Экосистемы существуют за счет
солнечной энергии, количество которой
относительно постоянно и избыточно.
2. Энергия не возникает и не исчезает,
она лишь переходит из одной формы в другую.
3. Видовое разнообразие обеспечивает
стабильность экосистемы.
4. Естественные изменения экосистем
протекают по типу сукцессий. Вмешательство
человека чаще приводит к нарушению или гибели
экосистемы.
Задание 2
Подготовьте урок «Будущее
человечества» в рамках темы, посвященной
экологическим проблемам.
1. Подготовьте к уроку таблицы:
«Внедрение новых технологий»;
«Нетрадиционная энергетика»;
«Очистка выбросов и стоков».
2. Обсудите основные задачи урока,
пользуясь данными, занесенными в таблицу.
Глобальные экологические
проблемы |
Экологические проблемы России
(или данной местности) |
Роль международного
сотрудничества |
|
|
|
Прокомментируйте следующее
утверждение экологов: «В питании человека
будущего должна преобладать растительная пища;
доля мясной пищи должна уменьшаться». Обсудите с
учащимися, действием каких законов экологии
объясняется такая смена приоритетов?
Итоговая работа по курсу
«Системный подход как условие развивающего
обучения»
Контроль и анализ работ учащихся,
определяющих уровень сформированности у них
системного мышления
1. В качестве контрольного
задания учащимся предлагается поработать с
обобщенными схемами мышления, составив к ним
краткий план ответа. В этом плане ученик должен
выделить те общебиологические закономерности,
которые, на его взгляд, иллюстрирует данная
схема.
Схема 1
Схема 2
2. Учитель проводит анализ
результатов контроля, внося результаты в
итоговую таблицу. Учителю предоставляется
свобода выбора формы отчета, класса и раздела
биологии при организации контроля. Его
результаты важны прежде всего учителю для
самоанализа, необходимого при творческом
подходе к учебному процессу. Интересно
использовать одни и те же схемы в разных
возрастных группах учащихся, с разной степенью
сформированности общебиологических понятий.
3. Для получения зачета
необходимо прислать заверенные печатью учебного
заведения заполненную итоговую таблицу и выводы
учителя о значении системного подхода для
повышения результативности учебного процесса.
Итоговая таблица
Общебиологические
понятия или закономерности, которые ученик
должен отразить в плане-ответе |
Оценка выполнения
задания (+ или –)* |
Классы по выбору
учителя |
6-й |
7–8-е |
9-й |
10–11-е |
Схема 1
1. Признаки живой клетки.
2. Одноклеточный организм – самостоятельное
существо.
3. Взаимосвязь клеток в многоклеточном организме.
4. Клеточное строение – доказательство единства
живой природы.
Схема 2
1. Пища – источник энергии.
2. Энергия необходима для движения, роста,
развития, работы органов.
3. Процессы получения энергии, необходимой
организму, происходят в каждой живой клетке.
4. Рост организма происходит за счет деления
клеток.
5. Работа органов и организма в целом зависит от
работы клеток. |
|
|
|
|
* «+» ставится в том случае,
если 50% и более учеников класса правильно указали
понятие или закономерность |
|