Курс «Системный подход как условие развивающего обучения в курсе биологии»

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"

СУХОВА Т.С.

Курс «Системный подход как условие развивающего обучения в курсе биологии»

Учебный план курса

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция 1. О системном подходе к обучению биологии

18

Лекция 2. Системный подход к планированию учебно-воспитательных задач

19

Лекция 3. Воспитание и развитие личности ученика в процессе обучения биологии
Контрольная работа № 1 (срок выполнения – до 15 ноября 2004 г.)

20

Лекция 4. Системный поход к контролю знаний

21

Лекция 5. Вопросы пола в системе биологических знаний
Контрольная работа № 2 (срок выполнения – до 15 декабря 2004 г.)

22

Лекция 6. Развивающая функция школьного биологического эксперимента

23

Лекция 7. Роль обобщающих уроков в формировании системного мышления

24

Лекция 8. Системный подход к построению уроков и семинаров

Итоговая работа.
Итоговые работы, сопровождаемые справками из учебного заведения (актами о внедрении), должны быть направлены в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2005 г.

Лекция 8. Системный поход к построению уроков и семинаров

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

А.Дистервег

Урок-семинар по теме: «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле»

Задачи

1. Научить видеть реальность развития живой материи.

2. Вовлечь учащихся в дискуссию при обсуждении теории возникновения жизни.

3. Проверить умение учащихся анализировать цели и методы опытов Ф.Реди, Л.Пастера, Л.Миллера и др.

Ведущие понятия

  • Свойства живой материи.

  • Теории возникновения жизни.

  • Уровни организации жизни.

  • Этапы абиогенного синтеза органических соединений.

  • Гипотетическая характеристика первичных организмов.

Темы рефератов

1. О сущности жизни (философские аспекты, отличие живого от неживого, признаки живого).

2. Роль естественных наук в формировании современных представлений о возникновении жизни.

3. О роли эксперимента в разработке научных гипотез происхождения жизни.

4. Мифологические и религиозные представления о жизни (исторические аспекты).

Вопросы и задания

1. Перечислите признаки жизни (живых организмов). Объясните, почему ни один из этих признаков не исчерпывает определение жизни полностью.

2. Во времена Ньютона мир представлялся в виде гигантского механизма, где все явления совершаются по кругу. Позже этот образ был заменен образом летящей «стрелы времени». В свете современных представлений и этот взгляд устарел (стрела летит с убывающей скоростью!). Правильно ли, на ваш взгляд, темпы развития материи сравнивать с полетом космической ракеты (по восходящей вверх кривой)?

3. Предлагается утверждение: «Попытки подойти к изучению жизненных процессов с чисто физической или химической точек зрения обречены на неудачу, так же как стремление некоторых биологов понять сущность жизни, не прибегая к современной физике и химии». Согласны ли вы с этим утверждением. Почему?

4. Может ли, на ваш взгляд, в современных земных условиях возникнуть жизнь абиогенным путем?

5. Какое значение для биологической науки имели работы Л.Пастера?

6. Какие доказательства можно привести в пользу гипотезы А.И. Опарина о происхождении жизни из неживой материи?

7. Какой способ питания организмов первичен в истории Земли и почему?

8. Доказана способность автотрофов использовать воду в качестве донора электрона при фотосинтезе. Эта способность привела к выделению свободного кислорода в атмосферу. Какое значение это имело для развития жизни на Земле?

9. Какие характерные черты живых организмов можно выделить у протобионтов?

Выводы по семинару

1. Биологическая эволюция – закономерный этап в развитии материи в целом.

2. Современные воззрения позволяют перевести спор о путях возникновения жизни на Земле на научную почву и обосновать правильность теории абиогенеза.

3. Выделяют 3 этапа возникновения жизни на Земле:

абиогенное возникновение биологических мономеров;
образование биологических полимеров;
формирование мембранных структур и первичных организмов (протобионтов).

Методические рекомендации

При обсуждении ведущих положений семинара используйте таблицы 1–3.

Таблица 1. Характеристика первичных организмов

Характеристика первичных организмов

Характеристика ныне живущих организмов

Питание

Дыхание

Строение

Размножение

Гетеротрофы
Анаэробы
Прокариоты

Гетеротрофы,
автотрофы

Анаэробы,
аэробы

Одноклеточные,
многоклеточные

Половое,
бесполое

Таблица 2. Форма движения материи

Вид материи

Форма движения материи

Белковые тела
Организмы
Биологические виды
Биосфера

Жизнь (как форма существования белковых тел)
Жизнедеятельность организмов
Внутривидовые отношения
Биологический круговорот веществ в природе

Таблица 3. Уровень организации живого

Уровень организации живого

Биологическая система

Элементы, образующие систему

Клеточный
Тканевый
Организменный
Популяционно-видовой
Биогеоценотический
Биосферный

Клетка
Ткань
Организм
Популяция
Биоценоз
Биосфера

Органоиды клетки

Системы органов
Особи одного вида
Популяции
Биогеоценозы

Система – целое, состоящее из взаимосвязанных частей.
Биологическая система – совокупность взаимосвязанных элементов, обладающих свойствами живого и представляющих единое целое.

Ведущие понятия

  • Фотосинтез.

  • Многоклеточность.

  • Появление эукариот.

  • Половой процесс.

  • Аэробное дыхание.

Что надо знать учителю

Об эксперименте

1. Цель эксперимента.
2. Планирование эксперимента.
3. Схема эксперимента.
4. Описание наблюдаемых в эксперименте явлений и процессов.
5. Выдвижение гипотезы.
6. Применение знаний в решении различных экспериментальных задач.
7. Индуктивное и дедуктивное умозаключение и доказательство.

Что надо знать ученику

Об эксперименте

1. Отличие эксперимента от наблюдений.
2. Цель – что хотим выяснить?
3. Ход – что для этого делаем?
4. Выводы – что выяснили?

О теории

1. Основные положения теории.
2. Факты, опыты, послужившие основанием для разработки теории.
3. Математический аппарат теории.
4. Круг явлений, объясняемых данной теорией.
5. Явления и свойства, предсказываемые теорией.

Урок-семинар по теме: «Учение об эволюции органического мира»

Задачи

 

1. Отработать умение приводить доказательства, проводить сравнение, анализ и синтез с привлечением конкретных биологических объектов.

2. Обсудить проблемы многообразия видов в природе, борьбы за существование, приспособленности и ее относительного характера, используя умение учащихся проводить наблюдения и анализировать результаты эксперимента.

3. Использовать знания учащихся по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека при обсуждении закономерностей эволюции и ее направлений.

4. Сформировать научное мировоззрение о путях и направлениях эволюции человека, биосоциальной сущности человека.

Ведущие понятия

  • Движущие силы эволюции.

  • Направления эволюции.

  • Результаты эволюции.

  • Главные этапы в эволюции царств органического мира.

  • Популяция как элементарная структура эволюции, изменение ее генного состава.

  • Реальность вида, структура и критерии вида.

  • Система органического мира как отображение его эволюции.

Темы рефератов

1. Развитие взглядов на процесс видообразования.

2. Союз генетики и теории эволюции.

3. Причины многообразия видов в природе (с использованием личных наблюдений).

4. Экспериментальные подтверждения борьбы за существование.

5. Движущие силы и основные этапы эволюции человека.

6. Человек в прошлом, настоящем и будущем.

Вопросы и задания

1. Почему начало биологической эволюции связывают с появлением на Земле клеточных форм жизни?

2. Возможно ли, на ваш взгляд, говорить о единстве живых организмов на Земле, основываясь на качественном составе их химических элементов?

3. Существует утверждение: «Вода – источник жизни». Правомерно ли оно с позиций современной теории эволюции?

4. Какое эволюционное значение могут иметь резкие колебания численности, наблюдаемые у многих животных?

5. Предложите гипотезу, как могли возникнуть в ходе эволюции лишайники.

6. Почему даже длительное воздействие стабилизирующего отбора не приводит к полному стенотипическому единообразию в популяции?

Выводы по семинару

1. Материалом для эволюционного процесса являются наследственные изменения, основу которых составляют мутации.

2. Главный движущий фактор эволюционного процесса – естественный отбор.

3. Единица эволюционного процесса – популяция (а не особь).

4. Популяционная генетика формулирует законы формирования генофонда популяций.

Первый закон: чем больше генетическая разнородность популяции, тем выше ее жизнеспособность и полнее преобразования под влиянием изменения среды.

Второй закон: в одних случаях преобразование популяций вызывается изменением частоты распространения признаков, зависящих от одного гена, в других – отбор влияет на различные сочетания генов. Таким путем на основе исходного генофонда возникают особи с новыми признаками.

Третий закон: громадное большинство природных популяций существует сотни и тысячи лет, и за это время отбор создал наилучшим образом сбалансированные системы. Жизнеспособность отдельных особей определяется комплексом других. Это обеспечивает безграничность эволюционного процесса.

5. Сущность эволюционных преобразований – в изменении генного состава популяции: не каждая особь становится более приспособленной, а в популяции растет частота возникновения более приспособленных особей.

Методические рекомендации

1. Запланируйте отчеты одного-двух учащихся об экскурсии на тему: «Причины многообразия видов в природе» и последующее теоретическое обобщение результатов экскурсии.

2. Используйте демонстрацию фильма «Доказательства эволюции» для обсуждения на семинаре ведущих теоретических положений темы.

3. Предложите учащимся работу в группах: а) палеонтологи, б) эмбриологи, в) анатомы, г) генетики, используя их доводы для доказательства эволюции.

4. Используйте заранее подготовленные учащимися опыты для теоретических обобщений: а) борьба за существование на примере плесеней или проростков овса; б) изменение окраски рыб под влиянием светофильтров и др.

5. Подготовьте к семинару таблицы обобщающего характера, схемы, дополнительную информацию:

– макроэволюция (определение понятия);
– современная система живых организмов;
– доказательства макроэволюции: эмбриологические (филогенез, онтогенез); палеонтологические (филогенетические; ископаемые переходные формы); сравнительно-анатомические (гомологи, аналоги, рудименты, атавизмы); биогенетический закон; правило необратимости эволюции.

Справка

Необратимость эволюции возвел в ранг эволюционного закона бельгийский палеонтолог Л.Долло: «Организм никогда не возвращается точно к прежнему состоянию даже в том случае, если он оказывается в условиях существования, тождественных тем, через которые он прошел. Но вследствие неразрушимости прошлого он всегда сохраняет какой-нибудь след промежуточных этапов, которые были им пройдены».

Речь идет о необратимости эволюции целостных организмов, т.е. сложных систем. Отдельные признаки предков могут возвращаться, например размеры рогов у оленей. Для возвращения целостного организма в исходное состояние необходимо соответствующее направление отбора. Это возможно достичь методами селекции (восстановление европейского зубра). В природе популяция просто не может попасть в условия, тождественные тем, в которых находилась популяция ее отдельных предков.

Что надо знать ученику

О законе

1. Связь между какими явлениями и процессами выражает закон.
2. Формулировка закона.
3. Опыты, подтверждающие справедливость закона.
4. Использование закона на практике.
5. Границы применения закона.

Дополнительная информация для учителя

Современная (синтетическая) теория эволюции впитала в себя многие важнейшие положения экологии, генетики, молекулярной биологии, однако она опирается на дарвиновскую концепцию. Причинами неудовлетворенности состоянием теории эволюции в настоящее время являются: переворот в биологических знаниях, из которых не все осознаны применительно к теории эволюции; контраст между строгостью методов молекулярной биологии и несколько общим, описательным, характером дарвиновских объяснений.

Несколько конкретных примеров (по Л.П. Татаринову):

1. О ходе событий, приведших к существующему многообразию органического мира, мы знаем лишь по отрывочным данным палеонтологии, где причинно-следственные зависимости устанавливаются с большим трудом при почти полном игнорировании данных эволюционной генетики.

2. Лишь в самых общих чертах намечена картина экосистемной эволюции.

3. Нет хорошей системы объяснения закономерностей более или менее синхронной смены господствующих форм жизни в истории Земли.

4. Дарвинизм помогает глубже осмыслить содержание биологических явлений, но он малоэффективен при попытках прогнозирования результатов эволюционного процесса.

Выводы

1. Теория эволюции нуждается в более полном учете новейших данных биологии, в пересмотре соотношения между теорией и фактами.

2. Основные принципы дарвинизма с его положениями о неопределенном по отношению к ходу эволюции характере наследственной изменчивости и об отборе в полной мере сохранили свое значение.

(Татаринов Л.П Эволюция и креационизм. – М.: 1988.)

Литература

1. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Биология. Общие закономерности. Книга для учителя. – М.: Генжер, 1999.; М.: Айрис-Дидактика, 2004.

2. Сухова Т.С. Урок биологии. Библиотека учителя. – М.: Вентана-Граф, 2001.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

Задание 1

Спланируйте семинар на тему «Взаимоотношения организма и среды» по курсу общей биологии, используя предложенный в лекции план.

1. Задачи.
2. Ведущие понятия.
3. Темы рефератов.
4. Вопросы и задания для учащихся.
5. Выводы по семинару.

В помощь учителю предлагаются примерные темы сообщений (рефератов) и практические задания (по выбору учащихся). Сформулированы выводы по семинару. Учитель должен определить задачи семинара, выделить ведущие понятия темы (в соответствии с выводами).

План подготовки группы по теме: «Биогеоценоз – саморегулирующаяся система»

Теоретические вопросы (рефераты или сообщения)

1. Взаимосвязь живой и неживой природы.
2. Видовое разнообразие – условие стабильности экосистем.
3. Смена биогеоценозов и ее причины.

Практические задания

1. Характеристика биоценоза (по материалам экскурсии).
2. Наблюдение на тему: «Аквариум – модель экологической системы».
3. Наблюдение в домашних условиях трофических уровней детритной пищевой цепи (листовая подстилка – дождевой червь).

План подготовки группы по теме: «Абиотические факторы среды»

Теоретические вопросы (рефераты или сообщения)

1. Температура.
2. Свет.
3. Влажность.
4. Загрязняющие вещества.

Практические задания (подбор цифрового материала)

1. Интенсивность космического и ионизирующего излучения.
2. ПДК загрязняющих веществ.
3. Пределы выносливости организмов.

Выводы по семинару

1. Экосистемы существуют за счет солнечной энергии, количество которой относительно постоянно и избыточно.

2. Энергия не возникает и не исчезает, она лишь переходит из одной формы в другую.

3. Видовое разнообразие обеспечивает стабильность экосистемы.

4. Естественные изменения экосистем протекают по типу сукцессий. Вмешательство человека чаще приводит к нарушению или гибели экосистемы.

Задание 2

Подготовьте урок «Будущее человечества» в рамках темы, посвященной экологическим проблемам.

1. Подготовьте к уроку таблицы:

  • «Внедрение новых технологий»;

  • «Нетрадиционная энергетика»;

  • «Очистка выбросов и стоков».

2. Обсудите основные задачи урока, пользуясь данными, занесенными в таблицу.

Глобальные экологические проблемы

Экологические проблемы России (или данной местности)

Роль международного сотрудничества

 

 

   

Прокомментируйте следующее утверждение экологов: «В питании человека будущего должна преобладать растительная пища; доля мясной пищи должна уменьшаться». Обсудите с учащимися, действием каких законов экологии объясняется такая смена приоритетов?

Итоговая работа по курсу
«Системный подход как условие развивающего обучения»

Контроль и анализ работ учащихся, определяющих уровень сформированности у них системного мышления

1. В качестве контрольного задания учащимся предлагается поработать с обобщенными схемами мышления, составив к ним краткий план ответа. В этом плане ученик должен выделить те общебиологические закономерности, которые, на его взгляд, иллюстрирует данная схема.

Схема 1

Схема 1

Схема 2

Схема 2

2. Учитель проводит анализ результатов контроля, внося результаты в итоговую таблицу. Учителю предоставляется свобода выбора формы отчета, класса и раздела биологии при организации контроля. Его результаты важны прежде всего учителю для самоанализа, необходимого при творческом подходе к учебному процессу. Интересно использовать одни и те же схемы в разных возрастных группах учащихся, с разной степенью сформированности общебиологических понятий.

3. Для получения зачета необходимо прислать заверенные печатью учебного заведения заполненную итоговую таблицу и выводы учителя о значении системного подхода для повышения результативности учебного процесса.

Итоговая таблица

Общебиологические понятия или закономерности, которые ученик должен отразить в плане-ответе

Оценка выполнения задания (+ или –)*

Классы по выбору учителя

6-й

7–8-е

9-й

10–11-е

Схема 1

1. Признаки живой клетки.
2. Одноклеточный организм – самостоятельное существо.
3. Взаимосвязь клеток в многоклеточном организме.
4. Клеточное строение – доказательство единства живой природы.

Схема 2

1. Пища – источник энергии.
2. Энергия необходима для движения, роста, развития, работы органов.
3. Процессы получения энергии, необходимой организму, происходят в каждой живой клетке.
4. Рост организма происходит за счет деления клеток.
5. Работа органов и организма в целом зависит от работы клеток.

       

* «+» ставится в том случае, если 50% и более учеников класса правильно указали понятие или закономерность

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru