Н.В. ФЕДЕШОВА,
учитель биологии школы № 1291,
г. Москва
Баба-Яга в школе
Школьные праздники к Декаде
естественных наук
Действующие
лица:
Cказочник.
Баба-Яга.
Чертенок.
Учитель.
Ученик.
Мать.
Отец.
Сын.
Дьяк.
Деревья:
Хлебное,
Молочное,
Колбасное,
Конфетное,
Дынное,
Волчье лыко,
Лапортея.
На сцене, перед занавесом, появляется
Сказочник.
Сказочник. Знакомо ли вам время,
когда происходят разные необычные явления и
просто чудеса? Декабрь – месяц тайн...
Открывается занавес. На сцене за
партой сидит ученик, перед ним стоит учитель.
Учитель. Ты прав, Сказочник, именно
декабрь. Римляне, от которых мы заимствовали
летосчисление, в древности пользовались
календарем, делившим год на 10 месяцев. Год
начинался с марта, посвященного Марсу, – богу
войны. А декабрь был десятым (последним месяцем
года). Децембер – значит десятый.
Ученик. Надо же, а у нас двенадцатый
месяц так зовется – декабрь. Вот это да...
Учитель. Это еще не все. Тайна
начинается дальше. Отрезок времени между
декабрем и мартом, началом весны, назывался
«безмесячным», и такой год был очень неудобен, он
отставал от природного хода времени. В XVII в. до н.
э. «безмесячный» промежуток решили разделить на
два месяца: одиннадцатым стал январь.
Сказочник. Этот месяц назван в
честь любимого в Риме бога времени. Да, да, бога
времени, покровителя путешественников и моряков
– Януса.
Учитель. Вы правы Сказочник, но
Янус был еще и покровителем входов, выходов и
дверей. Он обладал даром видеть все в прошлом и
будущем.
Ученик. А как же последний – 12-й –
месяц? Его назвали февраль?
Учитель. Похвально, молодой
человек, вы следите за нашей беседой.
Сказочник. И вы ужаснетесь, потому
что Фебруарием, т.е. февралем, некогда звали бога
мертвых. На долю февраля досталось всего 28 дней, к
тому же последний, 28-й, день посвящался «мертвым
душам».
Учитель. Так что февраль был
вдвойне «несчастным» месяцем. Хотя, в середине
февраля римляне справляли большой праздник –
День очищения от всех грехов и плохих поступков.
Этот праздник они называли Диес Фебрутус.
Ученик. Я знаю, что с конца XV в. год
начинался с сентября. Позже Петр I указом от 15
декабря 1699 г. установил новое начало года: вслед
за 31 декабря 7208 г. «от сотворения мира» наступило
1 января 1700 г. И все помолодело на 5508 лет. Потом
опять что-то случилось... Тьфу ты, нечистая…
забыл.
Темнеет,
свет начинает мигать, потом зажигается снова, на
сцене – Баба-Яга.
Баба-Яга. Кто потревожил мои
бедные, старые, измученные за тысячи лет
косточки?
Ученик (бормочет). Это не я... Это
случайно... Я больше не буду… (Восхищенно.) Ух
ты, сама Баба-Яга к нам в гости пожаловала. Разве
такое бывает?
Учитель. Ученик, вы отвлекаетесь,
мы говорили про время.
Баба-Яга. Ox, ты! Обидели старую,
больную... Сначала позвали, а теперь не обращают
внимания. Я, между прочим, тоже могу поучить вас
уму-разуму. Только время на вас тратить не
хочется. Где тут мои часики затерялись солнечные?
Учитель. Вам, наверное, трудно
пользоваться солнечными часами, мадам?
Баба-Яга. Это почему же? Были такие
часики, сделанные из посеребренной меди, имели
форму окорочка, на нем прочерчены линии. Шпилем –
стрелкой часов, между прочим, служил свиной
хвостик. Их вполне можно было бы поместить в
кармане. Правда, в то время карманов люди еще не
придумали. Вот и носили такие часы на шнурке,
цепочке или прикрепляли к тросточкам из дорогого
дерева. У меня на метле они лучше смотрятся.
Ученик. Неужели такие часы и
вправду были на свете?
Учитель. Да, такие часы были.
Солнечные часы – самые первые часы на Земле. Они
были гениально просты: шест, воткнутый в землю,
вокруг него нарисована шкала времени. Тень от
шеста, передвигаясь по ней, показывала, который
час.
Баба-Яга. Вот видите, я не вру.
Учитель. Солнечные часы имели один
существенный недостаток: они могли «ходить»
только на улице, да и то в солнечную погоду. Для
вас, мадам, это было, скажем, не совсем удобно.
Ведь вы перемещаетесь в основном по ночам.
Баба-Яга. Да, я люблю это время. Но
не всегда, как видите. Хотя, наверное, чтобы
угодить мне, люди изобрели водные часы, в которых
вода по капелькам перетекала из одного сосуда в
другой, и по тому, сколько воды вытекло,
определяли, сколько прошло времени... И еще я
вспомнила, первый будильник на Земле тоже был
водяным – и будильником, и школьным звонком
одновременно. А для пакости – это очень приятные
вещи. Утром все крепко спят, а тут «дзинь-дзинь».
Или перемена, а тут «дзинь» – на урок идти нужно,
а не хочется: урок-то не выучил.
Ученик. Ну, урок может быть и
интересным. А про первый школьный звонок я знаю.
Его изобрел древнегреческий философ Платон,
живший за 400 лет до н.э. Этот прибор, придуманный
Платоном для созыва своих учеников на занятия,
состоял из двух сосудов. В верхний сосуд
наливалась вода, откуда она постепенно вытекала
в нижний, вытесняя оттуда воздух. Воздух по трубе
устремлялся к флейте, и она начинала звучать.
Учитель. Кроме водяных часов
известны еще часы песочные и огненные (чаще
будильники).
Баба-Яга. Очень интересно. Огонь я
люблю. Мелкие шалости, знаете ли. А как огненные
будильники работали?
Учитель. На востоке огненные часы
представляли собой палочки или шнуры, сделанные
из медленно горящего состава. Их клали на
специальные подставки, и над тем отрезком
палочки, куда огонь должен был подойти в
определенный срок, на нитке низко подвешивали
металлические шарики. Пламя подбиралось к нити,
та перегорала, и шарик со звоном падал в медную
чашку. По количеству шариков в чаше можно было
определить, сколько времени прошло.
Ученик. Я знаю, что бывают еще
механические часы. А Галилео Галилей, тот,
который изобрел телескоп и микроскоп, когда был
молодым, наблюдал за движением самых разных
лампад в Пизанском соборе во время богослужения,
после этого он изобрел часы с маятником.
Баба-Яга. Не будем о богослужении.
Я, например, видела часы-будильники, которые не
только звенели, но и... танцевали: две широкие
ножки, на которых установлен механизм, ритмично
ударяют по столу; они могли отплясывать и
чечетку, и твист.
Сказочник. А еще существуют
будильники для храпящих во сне. Они похожи на
обычные мыльницы, только в них находится не мыло,
а микрофон, усилитель и вибратор. Прибор кладут
под матрац, и как только человек всхрапнет больше
5 раз, будильник начинает так трястись, что спящий
обязательно со спины перевернется на бок – и
храп прекращается.
Баба-Яга. Вот здорово!!!
Ученик. Надо маме сказать, чтобы
для папы и дедушки приобрела.
Сказочник. Есть будильники и для
лежебок. В назначенный час он нагнетает воздух в
положенную под матрац камеру, которая
раздувается и сбрасывает любителя поспать с
постели.
Учитель. Да, часов сейчас
множество: водонепроницаемые, противоударные,
радиоуправляемые, с телевизором, термометром,
компьютером и со словарем на 1700 слов.
Баба-Яга. Эй, ты там, за партой! А
ты-то о таких часах слышал? Грамотные тут все… А
знаешь ли ты, что, например, японцы день рождения
отмечают по-особенному? Ребенку (независимо от
дня его появления на свет, хоть 30 декабря) в Новый
год 1 января исполняется... 1 год.
Арабский календарь
Учитель. А в Княжестве Бутан
придворные астрологи в конце каждого года
составляют гороскоп на следующий год. Когда они
видят, что на какой-то месяц или день выпадает
неблагоприятное сочетание звезд, этот
«нехороший» день или месяц календаря
выбрасывается и заменяется другим. Поэтому
случается, что бывает в году два августа и ни
одного сентября.
Ученик. Вот здорово! А летние
каникулы тоже продлеваются?
Баба-Яга. Держи карман шире... Они
продлят... Скажите мне, ученые умы, а когда на Руси
начинали учиться?
Ученик. 1 сентября. Правда, ребята? У
нас это каждый школьник знает. Даже если 1
сентября попадает на воскресенье, его объявляют
«Днем знаний», и двери школ все равно
открываются.
Баба-Яга. Вот вы и попались! Умники!
Сказочник. 14 декабря был Наумов
день. «Пророк Наум наставит на ум» – поговорка
возникла в связи с давним обычаем: в первые дни
декабря отдавать отроков в ученье к дьякам или
отставным солдатам и прочим сельским грамотеям...
Баба-Яга. Эх! Колдануть что ли?
Колдану... Крибле!.. Крабле!.. Бумс!..
Становиться темно. Свет начинает
мигать... Занавес закрывается и снова
открывается. На сцене – отрок, отец, мать – все в
русских народных костюмах. Мать накрывает на
стол.
Сказочник. Заранее условившись,
дьячок-учитель являлся в назначенное время в дом,
где его с почетом встречали и с поклоном сажали в
красный угол.
Стук в дверь, мать суетится, открывает
дверь. Входит дьяк в русском костюме. По обычаю
раскланивается.
Дьяк. Здравствуйте, люди добрые.
Дьяку все кланяются до пояса. Мать
кланяется до земли и приглашает за стол на
красное место. Отец подводит сына к дьяку.
Отец. Отрока грамоте учи, учи,
уму-разуму наставляй. А за леность учи побоями...
Отрока грамоте учи, учи, уму-разуму наставляй,
чаще плеткой хлещи.
Отец отрока дает учителю плетку и
отходит. Отрок три раза кланяется наставнику до
земли и получает от него по спине три удара
плеткой, после чего усаживается с матушкой за
стол. Дьяк вынимает букварь и начинает учение.
Дьяк. Аз, повторяй громко. Аз...
Буки... Веди... Глаголь...
Отрок. Азе... Азы... Аз.. Буки… Веди...
Глаголь...
Пока разучивают буквы, матушка
обливается слезами.
Мать (с причитанием голосит). Не
мори сына за грамотой. Господи, дитятко бедное,
неразумное. Пожалей ты его, добр человек...
ьяк внимает просьбе, прерывает
обучение на первых буквах, закрывает букварь и
собирается уходить. Семья одаривает учителя
ситным пирогом, завернутым в расшитое полотенце.
У ворот Дьяк наказывает родителям.
Дьяк. Пусть отрок теперь сам
приходит ко мне на поучение.
Баба-Яга. Ну, хватит, надоели уж.
Темнеет... Свет мигает... Становится
светло. На сцене изменившаяся внешне Баба-Яга.
Ученик. Ой, что это с Бабой Ягой
случилось?
Баба-Яга. Эх ты, недотепа, я же
колдовать умею, а значит – какой хочу, такой и
стану.
Ученик. Вот это бабулька...
Баба-Яга (поправляет прическу и
кокетливо говорит тоном учителя). Ну, мы с
вами, друзья мои, отвлеклись немного. Я только что
показала вам, как оно бывало в старину, в день
Грамотник. Декабрь – это удивительный месяц. И
неспроста его ваши предки называли Солнцеворот.
Начало зимы, почин ее коренной части.
Ученик. А я знаю, что в Москве до XVII
в. соблюдали такой обычай. В день Солнцеворота
«блюститель часобития» – звонарь одного из
кремлевских соборов – за сообщение о повороте
солнца на лето и начале прибывания дня получал из
казны 24 серебряных рубля – по количеству часов в
сутках.
Баба-Яга. Правда, в день летнего
солнцестояния тот же звонарь после возвещения о
«возврате» солнца с лета на зиму отсиживался 24
часа в темнице Ивановской колокольни – той, что в
Кремле.
Сказочник. Охотники утверждали: с
Солнцеворота медведь в берлоге на другой бок
переворачивается. В день Солнцеворота
деревенские хозяйки рассыпали из правого рукава
гречиху перед курами, чтоб раньше стали нестись,
а еще в деревнях в этот день жгли костры в честь
животворного светила, а на утро сообща выходили
за околицу зазывать солнце повернуться на весну.
Баба-Яга (пискляво распевает,
фальшивя и притопывая.) Солнышко, повернись,
Красно солнышко, в дорогу выезжай...
Сказочник. Затем скатывали с горки
колесо, которое, в представлении древних,
олицетворяло собой солнце. Забава оканчивалась
сжиганием колеса возле проруби. Все действо
сопровождалось пением.
Баба-Яга (поет).
Колесо, гори-катись,
С весной красною вернись!
Сказочник. Детвора каталась с гор
на санках.
Баба-Яга. Вот где можно было
развернуться, похулиганить, покривляться.
Праздники, ох как я их люблю!
Учитель. Однако делу – время, а
потехе – час. Вернемся к занятиям, молодой
человек.
Баба-Яга. И я не против, а какой у
вас урок?
Ученик. Так у нас же физика все
продолжается. Физика – это движение тел, энергия,
магнит, звук и свет – вот что это такое. И даже
это...
Темнеет. Свет начинает мигать.
Включается музыка.
Баба-Яга. Эй, хватит.
Включают свет, а музыку выключают.
Учитель. Ну, дорогие ребята, хочу
попрощаться. Заканчивается мой урок, и к вам
должен прийти другой учитель, чтобы рассказать
вам еще много интересного. До свидания, мы еще с
вами встретимся. (Уходит.)
Входит новый учитель. Ученик встает
из-за парты.
Учитель. Здравствуйте, дорогие
любознайки, продолжаем урок, садитесь
пожалуйста.
Баба-Яга. Да... Физика – это здорово,
а вот колдовать вы не умеете. Вот смотрите, сейчас
Баба-Яга колдовать будет... Принесите мне три
банки с водой и тарелочку с нарезанной свеклой.
Появляется чертенок и, играючи, ставит
на стол ученика всё, что просили, и еще поднос со
склянками, на которых крупно написаны химические
формулы: NaOH, НСl.
Баба-Яга. Опускаем нарезанную
свеклу в банки.
Чертенок делает все, что приказывает
Баба-Яга. А Баба-Яга помешивает палочкой растворы
в банках, берет белую бумагу, лежащую на столе, и
ставит ее за банки, чтобы было лучше видно то, что
происходит с растворами.
Баба-Яга. Какая вода стала в банках
– розовая? Лучше смотрите: нашепчу я заклятия на
эти две баночки и добавлю водицы заколдованной,
авось, что-нибудь да и будет.
Колдует, руками машет, добавляет в
банку № 1 щелочь, а в банку № 3 – кислоту. Все
видят результат.
Ученик. Вот это фокус!
Учитель. Это каждый школьник должен
знать: произошла химическая реакция. Вещества
прореагировали, об этом говорит изменение цвета.
Баба-Яга. Какая такая реакция! Это
просто вода заколдованная.
Учитель. Позвольте, мадам, на
баночках же написано: «кислота», «щелочь». (Демонстрирует
надписи.)
Баба-Яга. Это я из комнаты под
названием «Химия» захватила, думала вода
волшебная...
Учитель. Она действительно
волшебная и очень опасная. Если щелочь или
кислота попадет на кожу, могут и ожоги быть.
Баба-Яга. Я... Я ничего не трогала,
трогать не собираюсь, вот ваши склянки опасные. У
вас слишком опасно. Мало ли что по незнанию-то
можно натворить. А мне на старости лет о
безопасной науке хочется послушать...
Учитель. Есть такая наука –
биология.
Баба-Яга (мечтательно
прохаживается по сцене, хочет сорвать цветущее
волчье лыко). А я люблю цветочки, веточки,
ягодки. Какой красивый маленький кустик!
Волчье лыко. Бабуля, осторожно! Я же
Волчье лыко. Опасное я растение, ожоги могу
оставлять. Ядовитое я, волчье лыко. Ты что,
биологии не проходила? ОБЖ не знаешь?
Баба-Яга. Ой, срывать не буду, а на
деревце облокочусь.
Подходит к дереву, на котором
написано: «Лапортея», и хочет к нему прикоснуться.
Лапортея. Осторожно, бабуля, я ведь
– Лапортея – сильно жгучий родственник вашей
крапивы, ожоги от меня болят несколько месяцев, и
может наступить даже смерть. Ой, а где же я-то
живу? Забыла…
Ученик. Не волнуйся, Баба-Яга, не у
нас лапортея живет – в Восточной Азии, на
Филиппинах.
Учитель. А нашу крапиву бояться не
надо. Она богата витаминами А и С, минеральными
солями, а листья ее и побеги едят в сыром виде или
варят. Крапива известна как прядильное растение
– из нее изготавливали ткани.
Ученик. Ой, а мы же знаем такую
сказку о прекрасной девушке, которая должна была
сшить 12 рубашек, чтобы спасти своих братьев,
превращенных в лебедей.
Баба-Яга. А еще какие деревья, кроме
жгучих, вы знаете, умники?
Ученик. Нам нужна ваша помощь, ваше
волшебство!
Становится темно... Свет начинает
мигать, и появляются деревья, на них надписи.
Включается свет. Среди деревьев ходит, озираясь,
чертенок.
Чертенок. Ой, куда-то меня Баба-Яга
отправила. А это что тут такое? Деревья стоят, да
чудные какие. (Подходит к деревьям и громко
читает их названия.) «Хлебное дерево». Не может
быть. На нем, небось, батоны растут? Вот это да... на
деревьях-то!
Хлебное дерево. На Земле
существует много видов хлебных деревьев,
некоторые образуют на стволах соплодия массой 40
кг, длиной 90 см, шириной 50 см. У одних видов
используют, то есть едят, мякоть (она по вкусу
напоминает тыкву или картошку), у других –
семена, а мякоть не едят.
Чертенок подходит к другому дереву и
громко читает его название: «Дынное дерево».
Дынное дерево. Позвольте
представиться, я – Папайя, или Фрута. Мякоть моя
душистая, слегка кисло-сладкая. Едят меня, Папайю,
сырой, варят варенье.
Чертенок (громко читает название:
«Молочное дерево»). А я люблю молоко. Ой,
люблю. Вот сейчас бы молока мне, молока, и
побольше...
Молочное дерево. Я – Молочное
дерево из семейства тутовых. Мы с хлебными
деревьями родственники. А молоко течет у меня
прямо из надреза на стволе. По вкусу этот густой и
клейкий сок с приятным ароматом очень схож с
коровьим молоком, смущает только его вязкость.
Всего 5–6 дней постоит он на воздухе – загустеет
и станет похожим на настоящий сыр. В этом молоке
мало белка, зато много воска и смолы.
Чертенок. Бррр... Молоко с воском,
вот уж спасибо, не нужно мне такого. Между прочим,
я лично и колбасу очень, очень люблю, я так люблю
колбасу, что ни в сказке сказать, ни... (Подходит
к дереву и громко читает: «Колбасное дерево».)
Колбасное дерево. Да, я Колбасное
дерево, но несъедобное я растение. Множество моих
буроватых колбасовидных плодов созревает целый
год. Длина их 1,5 м, в диаметре 10 см. Но эти
колбасы несъедобные, уж извини. Опыляют мои
цветки мелкие летучие мыши, для которых мы
запасаем сладкий нектар. Опыляют только одну
ночь – утром множество цветков уже лежат на
земле.
Чертенок. Все у вас тут
шиворот-навыворот. Вот написано: «Конфетное
дерево», так этому же верить никак нельзя, тоже
обман, наверное.
Конфетное дерево. Хотя плоды мои и
правда несъедобные, но все они имеют длинные
ножки, которыми прикрепляются к ветке. Их-то и
едят. Они кисло-сладкие, мои длинные плодоножки, и
напоминают по вкусу ваши конфетки. Впрочем, нас,
деревьев, здесь много разных живет. Капустное
дерево, бутылочное дерево, земляничное дерево.
Учитель. Но я не вижу тут деревьев
– уксусного, железного, томатного, красного,
черного, хлопкового...
Баба-Яга. Ой, оплошала я, колдовства
не хватило. Что-то я тут у вас задержалась, дома,
наверное, что-нибудь случилось, вот по пейджеру
вызывают. Прощайте, не поминайте лихом!
Темно... Свет мигает... Светло... Остались
только учитель, ученик и сказочник.
Сказочник. Вот всегда она так,
наколдует и улетит.
Ученик. А интересные все-таки
кругом происходят вещи, и так много можно нового
узнать!
Учитель. Так в добрый час, еще не
изведано так много, а естественные науки помогут
вам в изучении природы. Астрономия и физика,
химия и биология, география и экология. Они
расскажут вам всё... о такой многоликой и такой
ранимой природе.
Поздравляем победителей
конкурса «Я иду на урок» за II полугодие 2005 г.
Брежнева Наталья Викторовна,
с. Исимово, Кучаргинский р-н, Республика
Башкортостан – урок-игра «Счастливый случай»,
обобщение темы: «Земноводные и пресмыкающиеся»,
№ 24/2005 г.
Гончарова Татьяна Николаевна,
п. Мохсоголлох, Хангаласский улус, Республика
Саха – Якутия – урок для 8-х классов «Класс
Паукообразные. Образ жизни и внешнее строение
паука-крестовика», № 19/2005 г.
Можчиль Елена Владимировна,
г. Уфа, Республика Башкортостан – «Зеленый мир»
– эрудицион по ботанике для 6-х классов, № 17/2005 г.
Премию «Мастер-класс» получают:
Бакриева Джульяна Расуловна,
г. Кизляр, Республика Дагестан – «Путешествие в
мир виноградной лозы» – вводное занятие для
юннатов – учащихся 5-го класса, № 19/2005
г.
Мозоленко Константин Георгиевич,
г. Мегион, Ханты-Мансийский АО – Югра – урок по
теме: «Пищеварение в ротовой полости», № 20, 22/2005 г.
Талютина Ольга Александровна,
г. Ярославль – «Нужны ли генетически
модифицированные продукты» – урок в форме
дебатов, № 18/2005 г.
Все победители конкурса награждаются
денежными призами и дипломами.
Конкурс продолжается!
Материалы принимаются в любом виде (электронном,
печатном или рукописном). Ждем ваших писем!
К сожалению, редакция не имеет возможности
рецензировать пришедшие материалы
и не возвращает их.
Всех победителей конкурса прежних лет, не
получивших по какой-либо причине дипломы, просим
сообщить об этом в редакцию письменно.
Редакция газеты «Биология»
|
|