О.К. КРАМАРЕНКО, к.п.н.,
учитель биологии и химии школы № 218,
г. Москва.
Литературное творчество на уроках
биологии
Искусство имеет большое
воспитательное и познавательное значение для
ребенка. Оно позволяет ему значительно расширить
свой жизненный опыт, удовлетворять растущий
интерес к окружающему миру, формирует его
духовный мир.
Формирование всесторонне развитой
гармоничной личности – основная задача
обучения. И один из путей решения этой задачи –
творческие работы учащихся. Для того чтобы
школьники могли успешно их выполнять, учителю
необходимо постоянно знакомить школьников с
лучшими образцами народного творчества:
пословицами, поговорками, легендами и поверьями,
а также цитатами из произведений писателей и
поэтов по определенной тематике. Все это
позволяет расширить кругозор учащихся,
облегчить им восприятие и усвоение нового
материала и, главное, заставить внимательнее
всматриваться в окружающий мир.
Литературные вставки и поэтические
отступления позволяют создать на уроке особую
эмоциональную атмосферу, вызывают живой интерес
ребят, помогают учителю наладить контакт с
классом, раскрыть творческую индивидуальность
каждого ученика, его темперамент, поскольку в
одних и тех же примерах каждый находит что-то
свое, по-своему расставляет акценты.
Например, при изучении темы: «Осенние
явления в жизни растений» среди пятиклассников
был проведен конкурс на создание лучшей осенней
композиции из природного материала. Перед
началом конкурса ребятам была предложена
зарисовка Н.Сладкова «Октябрь».
«Все лето листья подставляли солнцу
свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того
налились и пропитались солнцем, что к осени стали
как солнышки – багряными и золотыми. Налились,
отяжелели – и потекли. ...Листья шуршат,
скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут.
Листья качаются на паутинках. Листья вверху,
внизу и вокруг. Шумит золотой дождь».
Вслушиваясь в эти прекрасные строчки и
рассматривая представленные работы, дети
проникались поэтическим отношением к природе, их
лица светлели. Работы, подготовленные дома, были
рассмотрены и обсуждены на уроке, каждый автор
рассказал о своем произведении, затем
голосованием были определены лучшие. Счетная
комиссия, состоявшая из ребят, которым класс
доверил подсчет голосов, объявила победителей.
Их наградили сувенирами, заранее
подготовленными родительским комитетом класса.
Иногда на доске под названием темы
урока я записываю эпиграф к уроку. Например, к
теме «Корень» эпиграфом послужило высказывание:
«Зри в корень». Эту фразу мы часто вспоминали в
курсе 6-го класса при изучении систематики
цветковых растений, устанавливая принадлежность
какой-либо группы растений к определенному
классу как к таксономической единице.
А например, к уроку, посвященному
развитию побега из почки, эпиграфом послужили
слова: «Щеки почек дуются – выдохнут листки».
При изучении темы «Строение стебля»,
вводя понятие луб, я вспомнила лубяную
избушку зайца из русской сказки «Лиса и заяц»,
что помогло перейти к обсуждению особенностей
данного слоя стебля. Далее я ставила проблемный
вопрос: откуда взялось выражение «Ободрал, как
липку»? А затем цитировала отрывок из
произведения Е.А. Пермяка «Самоходные
лапотки»:
«А младший лыка надрал, колодочек
лапотных настроил и плетет себе лапоть за
лаптем».
Детям был задан вопрос: что такое лыко
с точки зрения анатомии стебля? Ответ они должны
были подготовить дома. Они использовали
энциклопедии, толковые словари, и следующий урок
мы начали с обсуждения вариантов ответа, отмечая
при этом иносказательные употребления слова
«лыко» в народном фольклоре: «Лыка не вяжет», «не
лыком шит», и предлагали свои объяснения.
При изучении темы «Видоизменения
листьев», приступая к рассмотрению особенностей
листьев насекомоядных растений, я предлагала
детям послушать сказку В.В. Бианки «Росянка –
Комариная Смерть». Ребята слушали с большим
интересом. Им очень нравится находить в
известных произведениях биологические факты.
Интересно отметить, что после этого они и сами
начинают критически относиться к биологическим
и медицинским новостям, о которых сообщается в
средствах массовой информации. С этим, кстати,
сталкиваются все предметники естественного
цикла. Учащиеся любого возраста с интересом ищут
применение в жизни полученных знаний.
В конце года в качестве завершения
темы «Цветок» учащимся была предложена
творческая работа «Цветы заспорили».
Удивительно, но при ее выполнении ребята
использовали значительное количество
разнообразных цветковых растений (67
наименований в 70 работах) и практически не
допустили ошибок в выборе объекта повествования.
Они умело пользовались терминологией и
демонстрировали знания по анатомии растений,
разнообразию форм вегетативных и генеративных
органов, способов опыления, использованию
растений человеком.
«Большой ярко-красный тюльпан сказал:
– Как приятно цвести! Я такой большой и красивый.
У меня одного в саду такой замечательный цветок.
Если бы я был таким, как эта колючка, я бы умер от
горя!
– Это кто колючка? – возмутилась роза. – Да я
первая красавица в саду! В июле и августе у меня
будет столько цветов, что все пчелы и шмели
соберутся ко мне на поклон. Мои благоухающие
цветки люди любят больше других. Но ты этого не
увидишь, ты станешь луковкой, и тебя положат в
темный подвал!» (Леня С.)
В работе Даши Б. спор идет между
тычиночным и пестичным цветками кукурузы.
Пестичный цветок говорит: «Я важнее. Я могу без
тебя зародить плод». «Хоть я и мужской цветок, я
тоже без тебя обойдусь», – отвечает тычиночный
цветок. Так они очень долго спорили, а плода никак
не получалось. …Их помирила пчела. «Спасибо тебе,
пчела, – сказал пестичный цветок. – Я теперь
понял, что мы с тычиночным цветком нужны друг
другу». И с этих пор цветки подружились. А от этой
дружбы появились большие и вкусные початки». На
этом примере мы видим, что дети устанавливают
причинно-следственные связи между новыми
понятиями «опыление» и «оплодотворение»,
понимая их биологическое значение.
В работах подчеркивается роль
насекомых-опылителей и их взаимозависимость с
растениями «Ну, если речь зашла о насекомых, –
забеспокоился клевер, – то надо мной больше всех
вьются шмели. Моя головка просто утыкана
тычинками, а лепестки такие необычные да и нектар
вкусный!» (Наташа У.) В работе Жени М. мы находим
прогнозирование пищевых цепей, где растения
выступают в качестве продуцентов. «Однажды
весной первоцветы рассорились и спрятались.
Звери собрались на совет. Цапля сказала: «Пчелы
голодают, им нечем кормиться. Срочно надо
разыскать первоцветы и помирить их. Иначе и
нашему медведю нечего будет есть, а без пчел наш
лес опустеет». Все закончилось благополучно, и
автор задает вопрос: «А что было бы, если бы они не
помирились?»
Разнообразны подходы ребят к
выполнению работы. Встречаются сказки, рассказы,
диалоги. В сказочных вариантах часто встречаются
конкурсы красоты и бал цветов. Школьники
используют стихи, загадки; демонстрируют знание
легенд о цветах. Есть ссылки на историю
происхождения, медицинское использование,
сортовое разнообразие. В своих сочинениях дети
подчеркивают красоту и гармоничность природы,
которую могут нарушить только споры и
разногласия, привносимые извне и отражающие
характеры и ситуации, свойственные
человеческому обществу: завистливость фиалки,
гордость гвоздики, надменность нарцисса,
хвастливость тюльпана и т.д.
Таким образом, проанализировав
творческие работы учащихся, можно сделать
следующие выводы. Творческие задания позволяют
закрепить и обобщить пройденный материал. Работа
над заданиями заставляет ребят задуматься о
целостности окружающего мира, осознать свое
место в природе. С психологической точки зрения
такие работы позволяют учителю лучше узнать
характер учащихся, оценить их эмоциональное
состояние.
В заключение предлагаю вашему
вниманию несколько творческих работ моих
учеников.
1. Бианки В.В. Рассказы и сказки. –
Л.: Детская литература, 1981. – С. 35–37.
2. Пермяк Е.А. Рассказы и сказки. – М.: Детская
литература, 1971. – С. 127.
3. Сладков Н.И. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 1.
Рассказы. – Л.: Детская литература, 1987. – С. 177–178.
СПОР В САДУ
Вот
и пришло долгожданное лето. Зазеленели луга,
распустились цветы. Все растения радовались
солнцу. Рядом с садом росла большая береза. На
березе было гнездо, а в гнезде скучала ворона. Она
сидела на яйцах, очень тосковала и
прислушивалась к разговорам в саду. А там спорили
растения…
Говорил большой подсолнух: «Я родился в Мексике,
меня называют Цветком Солнца. Из моих семечек
добывают подсолнечное масло. Масло едят люди,
используют его при приготовлении халвы,
маргарина, мыла, лаков. Подсолнечник идет на корм
скоту. Вот я какой нужный! Я высокий, на вершине
стебля расположено соцветие корзинка, а в
корзинке до 1000 цветков. Я самый главный в нашем
саду!»
«Подумаешь, масло! – подал голос чеснок. – Я тоже
нужный! Я живу долго, я многолетний! Цветки мои
собраны в зонтичные соцветия. Люди едят чеснок с
хлебом, кладут в салаты, добавляют в колбасу.
Луковицы чеснока служат лекарством при простуде.
Еще в первом веке нашей эры Диокрит написал о
чесноке. Ну, кто важнее?!»
«Ну, расхвастались!» – сказала лохматая крапива.
Она росла у забора в тени. Стебель ее был покрыт
жгучими волосками, листья расположены
супротивно. Цветки мелкие, собраны в
колосовидные свисающие соцветия. Ох, и злая эта
крапива, лучше не подходить! «Я очень нужная! И
живу на земле не просто так! В моих листьях
содержатся и кислота, и витамины, калий, кальций,
железо».
«Кар-кар! – сказала ворона – Не спорьте напрасно.
Нет на земле ненужных растений!»
Руслан ЮРАСОВ,
5-й класс
ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ В РОССИИ НЕ БЫЛО
КАРТОФЕЛЯ
Вечером, ложась спать, я долго думала,
как написать заданное мне сочинение: «Что было бы,
если бы в России не было картофеля?» Утром,
проснувшись, я прибежала на кухню к бабушке.
– Бабушка, поджарь мне на завтрак картошечки!
– Что? – удивилась бабушка, – начиталась своих
книжек. Разве ты не знаешь, что в России картофеля
не было и нет?! Ешь-ка кашу!
– Не хочу!
Огорченная и голодная я пришла в школу и
предложила подружкам:
– Пошли, купим чипсов, у меня деньги есть.
– Что купим? Чупа-чупс? Пошли!
– Да не чупа-чупс, а чипсы картофельные!
– Ах, картофельные, – засмеялись девочки. – А до
звонка мы успеем до Южной Америки добраться?
Из школы я пришла, умирая от голода.
– Бабушка, что есть поесть?
– Курочку будешь?
– Конечно! А пюре к ней есть?
– Есть, тыквенное, вкусное.
– Нет, спасибо, не хочу пюре. А кисель есть?
– Есть, клюквенный.
– А почему он такой мутный, непрозрачный?
– Так он же с мукой!
– С картофельной? С крахмалом?
– Опять ты про картофель!
Чуть не плача я пошла в свою комнату и легла на
кровать. Вдруг слышу бабушкин голос:
– Соня! Просыпайся, картошка сварилась, иди
завтракать!
Так значит, мне все приснилось? Ура! Буду есть
картошку!
Соня ИГЛИЦКАЯ,
6-й класс
ВИЗИТ КУКУ РУЗА
Вика беззаботно качалась в гамаке на
своем дачном участке, когда прямо перед ней на
траву упала небольшая блестящая коробочка.
Девочка подбежала к ней и попыталась открыть
крышку. Но тут внутри коробочки что-то щелкнуло,
она раскрылась сама собой, и Вика вскрикнула от
неожиданности, потому что из коробочки
показалось странное существо, похожее на крупное
кукурузное зерно.
– Привет! – сказало зерно и помахало маленькой
ручкой. Оно повторило это слово раз двадцать на
разных языках.
– Привет! – ответила девочка и вытаращила глаза
на столь образованного гостя.
– Будем знакомы, меня зовут Куку Руз, я принц с
планеты Икалз* , – скромно представился
незнакомец. – Видно я попал в Россию? Давно
мечтал об этом.
– Я Вика, – прошептала девочка слабым голосом. –
Как вы очутились на Земле?
– На моей планете шла тихая и мирная жизнь, –
объяснил Куку Руз, – пока к нам не залетел из
других миров разбойник Пы Рей. Он сверг меня с
трона и отправил сюда, на мою древнюю родину. И
вот я здесь.
– Ваше имя напоминает мне слово «кукуруза».
– О, да, мы считаем, что наши предки произошли от
этого замечательного растения. Вот почему нам
досконально известна его земная история.
И Куку Руз прочитал Вике целую лекцию о кукурузе.
– На Земле, – начал принц, – кукуруза известна
более 7 тыс. лет. Еще древние индейцы, инки и
ацтеки, возделывали ее. Процветающее государство
инков находилось в Южной Америке, а ацтеков –в
Центральной Америке. Кукуруза служила индейцам
основной пищей, называли ее там «маис» и считали
священным растением.
Древние майя знали несколько сортов кукурузы:
«кукуруза-старушка», созревавшая полгода,
«кукуруза-девочка», поспевавшая в два раза
быстрее, и сорт под названием «песнь петуха»,
который давал плоды всего через два месяца после
прорастания семян.
Колумб привез чудесные зерна в Европу, и
индейский маис быстро прижился на полях Испании
и Португалии. Оттуда он быстро попал в Африку и
Азию. Ни одно растение не распространялось так
быстро по земному шару.
Сейчас у человечества три растения-кормильца:
пшеница, рис и кукуруза. Кукурузное зерно
содержит до 70% крахмала, 10–12% белка, 8% жира. Мука,
крупа, масло, конфеты, вискоза, кинопленка – все
это дает кукуруза. Кукурузное зерно и силос из
стеблей и початков – ценный корм для скота. Из
лопающейся при нагревании кукурузы изготовляют
«воздушные зерна» в сахаре – лакомство для ребят.
Кукуруза используется в медицине. В качестве
лечебного средства используют рыльца, собранные
в период молочно-восковой зрелости початка. Они
входят в лекарственные сборы для лечения
заболеваний поджелудочной железы, печени,
желчного пузыря, почек, мочевого пузыря,
мочевыводящих путей. Кукурузные столбики с
рыльцами используют в сборах для лечения
атеросклероза и экземы.
– Но как же ваши предки оказались на Икалзе? – не
очень вежливо прервала затянувшийся рассказ
любопытная Вика.
– О, это особая история, я расскажу вам ее в
другой раз, – ответил принц.
– А вы собираетесь вернуться на Икалз?
– Я только и мечтаю об этом. Но мне понадобится
ваша помощь. Если бы вы посадили в землю
кукурузное зернышко и выращивали его целое лето,
то я бы смог вернуться домой не один, а с целым
войском кукурузных зерновок, а нашим космическим
кораблем был бы початок.
– Я бы рада услужить вам, Ваше Высочество, но я не
знаю, как ухаживать за кукурузными росточками. Не
могли бы вы рассказать мне об этом?
– Да, конечно, – ответил принц, – Кукурузу лучше
всего разместить на участке с плодородными
почвами. Осенью вносят органические удобрения.
Затененных участков следует избегать, вместе с
тем, посевы должны быть надежно защищены от ветра.
Кукуруза нуждается в обильном удобрении и поливе.
Посев в открытый грунт возможен не ранее
середины мая. Желательно, чтобы участок с
кукурузой имел прямоугольную или квадратную
форму: это будет способствовать успешному
опылению растений. После прорастания всходы
прореживают, оставляя в каждом гнезде по одному
растению. Для борьбы с сорняками посевы кукурузы
периодически мотыжат, стараясь не повредить
стебли растений. В августе созревают початки. К
уборке они готовы, когда пестики пости полностью
почернеют.
Когда принц закончил свои пояснения, Вика
немедленно приступила к работе. Выпросив у мамы
несколько зерновок кукурузы, она старательно
выполнила все инструкции Куку Руза. Все лето
принц жил у девочки и наблюдал за тем, насколько
усердно она ухаживает за кукурузой. Наконец
поспели початки.
– Огромное спасибо, Вика! Ты оказала мне
неоценимую услугу. Теперь я могу вернуться на
Икалз. Прощай!
– Прощай, Принц! – закричала девочка, махая вслед
удаляющемуся необычному флоту из кораблей-початков.
Долгое время летели они к Икалзу. И вот принц
увидел свою планету, она вся была опутана
корневищами Пы Рея. Под властью злодея на планете
зачахли все растения.
Войско Куку Руза высадилось на Икалзе. В это
время Пы Рей находился в одиночестве во дворце, а
вся его армия грабила близлежащие планеты.
Поэтому принц без труда проник в замок и нашел
своего врага в тронном зале.
– Ну что же, вот, наконец, мы встретились снова, –
сказал принц грозным голосом. – Но теперь ты один,
а у меня огромное войско.
– Не губи! – взмолился Пы Рей.
– Я обещаю исправиться!
– Если я отпущу тебя, ты опять примешься за
старое, – задумчиво проговорил Куку Руз. –
Поэтому не жди от меня пощады! Какое же придумать
тебе наказание?
Но чем кончилась эта удивительная история, Вике
не довелось узнать.
– Проснись, моя девочка, – услышала она голос
мамы, – пора обедать!
Вика открыла глаза и поняла, что спала. Она
улыбнулась и побежала рассказывать маме о своем
удивительном сне. Самым странным в этой истории
было то, что лекция Куку Руза слово в слово
повторяла доклад, сделанный Викой на уроке
биологии в 6-м классе.
Аня ПЛАТОНОВА,
6-й класс |
|