Чем «думают» птицы
Стоят
ли птицы по уровню развития «интеллекта» ниже
млекопитающих вследствие примитивного развития
у них новой коры? Работами последних лет
показано, что в сложных формах поведения,
связанных с рассудочной деятельностью, птицы
просто используют другие отделы мозга.
Мозг птиц не только невелик по
размерам, но и значительно отстает в развитии
коры больших полушарий – органа, связанного с
рассудочной деятельностью у высших
млекопитающих. И все же сравнительные
исследования поведения животных разных
таксономических групп показали, что
функциональные свойства мозга птиц заслуживают
внимания. В процессе решения огромного числа
задач птицы показали, что они способны к разумным
формам поведения, иногда превосходя в этом
млекопитающих со значительно более развитой
корой головного мозга.
Почти не вызывает сомнений, что у
млекопитающих степень развития «интеллекта»
зависит от величины и сложности коры. Исследуя
этот орган, можно четко проследить картину
эволюционного развития класса млекопитающих.
Кора крыс гладкая (без складок или извилин) со
слабо развитой фронтальной областью; кора собак
имеет гораздо большую поверхность, некоторое
число извилин и значительно более развитую
фронтальную область; у обезьян объем коры и число
извилин еще больше, и, наконец, у человека кора
становится настолько обширной и сложной, что ее
без труда можно отличить от коры всех других
млекопитающих.
В пределах любого отдельного вида,
включая человека, рассудочная деятельность его
нормальных представителей не связана с
различиями в развитии коры (по крайней мере на
основе современных знаний), однако в тех случаях,
когда обнаруживаются значительные межвидовые
различия в развитии коры, они отчетливо
коррелируют со степенью развития «интеллекта» у
этих видов млекопитающих.
Головной мозг птицы (А) и большие
полушария (Б) в поперечном разрезе
У птиц, так же как и у млекопитающих,
передний мозг состоит из двух основных типов
структур: коры и расположенной ниже области,
называемой стриатумом. Эти две структуры
унаследованы ими от рептилий. Однако развитие
коры и стриатума у представителей указанных двух
классов шло совершенно разными путями.
У
млекопитающих доминирующей становится кора,
которая, разрастаясь, постепенно покрывает
стриатум, пока, как, например, у человека, нервные
клетки стриатума не оказываются глубоко
погруженными во внутреннюю часть переднего
мозга между входящими в него нервными волокнами.
Эволюция переднего мозга птиц шла по пути
развития стриатума, кора же представляет собой
тонкий слой, покрывающий верхнюю и боковые части
переднего мозга. Стриатум выполняет у птиц
большинство тех же функций, что и гораздо большая
по размерам кора млекопитающих. Особого внимания
заслуживает верхняя часть стриатума – гиперстриатум,
хорошо развитая структура, которая отсутствует у
млекопитающих.
Много лет назад нейролог Гарвардского
медицинского центра Стенли Кобб, которого можно
считать пионером в области сравнительного
изучения мозга птиц, пришел к выводу, что у птиц
между развитием коры и «интеллектом» существует
обратная корреляция. Кобб установил, что
основная функция коры птиц – обоняние, а
поскольку наиболее высокоорганизованные виды
практически не используют его, кора, утратив свое
значение, уменьшилась в размерах. Исходя из
полученных многочисленных данных, Кобб заключил,
что у птиц структурой, связанной с
осуществлением рассудочной деятельности,
является не кора, а гиперстриатум.
Исследования мозга различных видов
птиц показали, что наиболее развитым
гиперстриатумом обладают виды, считающиеся
самыми «интеллектуальными». Например, у вороны,
попугая и канарейки указанная структура более
объемна, чем у курицы, перепела или голубя. Харви
Картен из Массачусетского технологического
института описал область гиперстриатума,
которая имеет такой же тип проекционных связей,
что и зрительные отделы коры млекопитающих.
Сравнение строения мозга человека и
птицы
Результаты анатомических
исследований подтверждаются разнообразными
данными, в том числе полученными при изучении
поведения. Давно известно, что полное удаление
коры у птиц не вызывает заметного ухудшения ни в
моторной, ни в сенсорной сферах, при декортикации
же млекопитающих эти функции заметно нарушаются. Не так
давно сотрудник Нью-Йоркского университета
Зиглер обнаружил, что голуби с сильными
повреждениями коры были в состоянии выполнять
задачи по зрительному различению – например,
обучались клевать крест, а не круг. Вместе с тем
он установил, что повреждение гиперстриатума
значительно снижает их способности к решению
таких задач.
Следующим шагом в изучении
гиперстриатума птиц явилось выяснение вопроса о
том, какие специфические структуры этого органа
обусловливают определенные уровни способности к
обучению. У перепелов хирургическим путем
удаляли верхнюю часть гиперстриатума,
называемую Wulst, а затем проверяли их способность
к обучению. Оказалось, что операция самым
серьезным образом сказывалась на их
«интеллекте». Очевидно Wulst представляет собой не
только нейрологическую структуру, связанную с
процессами обучения, но и имеет отношение к
функциям памяти.
Установление факта, что гиперстриатум
имеет непосредственное отношение к реализации
элементарной рассудочной деятельности птиц,
открывает новый заманчивый путь для изучения
процессов, протекающих в мозге. Как «мыслящая
машина», гиперстриатум обладает многими
свойствами, присущими коре млекопитающих, но
является гораздо более доступным для изучения и
более простым для объяснения функций.
По материалам сайта http://birds.krasu.ru
|